Принципы составления учебного расписания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нерациональная организация учебной деятельности ведет не только к развитию утомления, но и к переутомлению. Переутомление не является физиологическим состоянием, оно находится на грани патологии и предрасполагает к ней. Переутомление может возникнуть при нарушении правильного ритма работы и отдыха. Для его устранения требуется прове-дение гигиенических, а в некоторых случаях лечебных мероприятий.

 Как показали многочисленные гигиенические исследования, сниже-нию утомления благоприятствует рациональное расписание уроков в течение учебного дня и недели. Исследованиями педагогов и гигиенистов установ-лено, что у большинства учащихся на первых уроках работоспособность повышается (они постепенно “врабатываются”), а с третьего или четвертого урока снижается (сказывается нарастающее утомление). Наиболее трудные уроки, требующие особого напряжения внимания, не следует проводить в часы наименьшей работоспособности, т. е. ни в первые, ни в последние часы учебного дня [9, с. 41-42].

Исследователи справедливо отмечают, что усвоение учебного материала зависит от целого ряда факторов, в том числе от содержания программы предмета в данном году обучения, объема информации, степени усвоения предыдущего материала, педагогического мастерства учителя, организации урока, способности учащегося и др.

В гигиенических исследованиях получены разноречивые данные о делении предметов на легкие и трудные. Наблюдения, проведенные Научно-исследовательским институтом гигиены детей и подростков, позволили прийти к заключению, что предметы, с которыми школьники впервые встречаются при обучении, оказывают наиболее выраженное утомляющее действие. В результате длительного наблюдения за работо-способностью учащихся 2—10-х классов установлено, что наиболее утомительными предметами являются: в младших классах — чтение, природоведение, история, в средних — география, история, математика, физика, химия, в старших классах — литература, география, физика, химия, математика [34, с. 49-50].

Правильное расписание уроков достигается различными путями, прежде всего правильным чередованием предметов: трудные уроки следует сменять легкими, а уроки, требующие большого умственного напряжения, участия второй сигнальной системы, уроками, построенными в основном на использовании первой сигнальной системы, с учетом физических действий (физкультура, рисование, занятия в мастерских, домоводство). При составлении расписания следует избегать сдваивания уроков, расположения в расписании друг за другом уроков, сходных по характеру рабочих операций на них, таких как физика и математика; история и география; нецелесообразно сдваивание уроков по труду и др. При этом длительное действие однообразных раздражителей приводит к более выраженному утомлению и неблагоприятно скажется на последующих занятиях.

Установлено, что в дни, когда проводятся уроки труда и физического воспитания, полностью отличные по характеру деятельности, наполненные двигательной активностью, отмечаются благоприятные функциональные показатели высшей нервной деятельности. Наиболее благоприятную дина-мику работоспособности обеспечивают эти уроки при проведении их на 3-м или 4-м часу, т. е. при появлении начальных стадий утомления [11, с. 14-15].

Профилактика нарушений ОДА заключается также в правильной организации двигательной активности школьников.

Даже у здоровых, правильно развивающихся школьников только так называемая спонтанная двигательная активность и уроки физической культуры в школе не могут обеспечить нужный суточный объем движений. Урок физической культуры компенсирует в среднем 11% необходимого суточного числа движений [9, с. 41]. Утренняя гимнастика дома, гимнастика перед началом уроков в школе, физкультпауза на уроках, подвижные игры на переменах, прогулки с подвижными играми после уроков позволяют детям 7—11 лет совершать до 60% требуемого для них суточного объема движений. Физкультурные паузы в школе и дома являются не только
обязательной составной частью физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школьников, но и необходимым мероприятием— активным отдыхом, препятствующим падению умственной работоспособности. Уста-новлено, что эффективность активного отдыха в процессе умственной работы возрастает при сокращении времени его проведения. Физкультурные минуты оптимальной длительности 55—70 с (не более 2 мин) включают упражнения в переходе из позы сидя в позу стоя, ходьбу на месте, потягива-ния с поворотами, наклонами туловища и движениями рук (сжимание и разжимание пальцев), прыжки на месте и дыхательные упражнения в сочетании с движениями рук. На уроках в школе физкультурные паузы следует включать в I—II классах на 15—17-й минутах урока, в III—IX классах — на 20-й минуте. В домашних условиях учащиеся начальных клас-сов должны проводить физкультпаузу через 30—40 мин работы над выпол-нением учебных заданий [18, с. 57].

Если урок физической культуры и физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня являются необходимым условием, обеспе-чивающим более чем наполовину оптимальный суточный объем движений школьников, то внеклассные формы занятий физическими упражнениями должны быть организованы таким образом, чтобы ликвидировать дефицит двигательной активности школьников.

Необходимо также широко внедрять ежедневные 15—20-минутные подвижные игры для детей I—II классов после третьего урока. В этих случаях умственная работоспособность возрастает в 3—4,5 раза, больше чем в тех случаях, когда они проводятся после первого или второго урока.

Для подростков тоже рекомендуется активный отдых после третьего или четвертого урока и во второй половине дня, перед приготовлением домашних заданий. Если дать активный отдых после пятого или шестого урока, то наряду с ухудшением показателей работоспособности наблюдается угнетение фагоцитарной активности лейкоцитов крови.

Говоря об уроках физической культуры как специфическом мероприя-тии, непосредственно воздействующем на состояние здоровья детей, то следует отметить наличие большого опыта у отечественных преподавателей (при работе с начальным звеном [28], с учетом особенностей подросткового периода [29], организация работы с ослабленными учащимися после болезни [38]).




Выводы по I главе

Высокая частота распространения нарушений ОДА среди школьников обусловлена особенностями учебно-воспитательного процесса: длительная статическая поза, гипокинезия (снижение двигательной активности в несколько раз по сравнению с физиологической нормой), неудобная мебель, отсутствие специальных профилактических мероприятий в повседневной школьной жизни.

Наиболее распространенные нарушения костно-мышечной системы – нарушения осанки в сагиттальной и фронтальной плоскости. Сколиоз - искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Кифоз - искривление позвоночника в сагиттальной плоскости выпуклостью кзади. Лордоз — искривление позвоночника, выпуклостью обращенное кпереди. Другая группа нарушений связана с деформацией свода стопы – плоскостопие.

Профилактика нарушений ОДА подразделяется на специфическую и неспецифическую. К первой группе мероприятий относится то, что непосредственно оказывает укрепляющее влияние на мышцы и кости: упражнения, поза, мебель, одежда и обувь и пр. Ко второй группе мероприятий относятся особенности организации учебно-воспитательного процесса: правильная организация урока; 2) регламентация продолжитель-ности уроков и перемен; продолжительность и время проведения каникул; нормирование общего числа ежедневных и ежене­дельных уроков; рациональ-ное построение занятий в течение учеб­ного дня, недели. Сюда же относится организация двигательной активности в условиях учебного учреждения.

 


Глава II. Программа реабилитации учащихся старшего звена
с нарушениями ОДА

 

Процесс реабилитации учащихся с нарушениями ОДА требует много времени и усилий. Основной эффект создается за счет систематичности занятий и комплексного воздействия. Реабилитационный комплекс включает лечебную физкультуру (ЛФК), массаж [14]. Кроме того, важны рациональная организация труда и отдыха, гигиенический режим дня [19], организация питания [17]. Опишем каждый элемент комплексной реабилитации подробнее.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 242.