Анализ финансово-экономических показателей работы предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рассмотрим некоторые технико-экономические показатели деятельности предприятия за 2004-2006 гг.

По итогам 2004-2006гг. предприятие ОАО "АвтоВАЗагрегат" сработало безубыточно. Существует тенденция к повышению рентабельности, что свидетельствует об отлаженной работе по управлению процессом формирования затрат, оперативном выявлении причин отклонений от норм и их устранению, выявлению резервов снижения себестоимости и успешной их реализации. Затраты на 1 руб. товарной продукции соответственно снижаются.

Анализируя таблицу 2.1 видим, что темп роста заработной платы значительно опережает темп роста производительности труда, это пагубно отражается на предприятия, т.к именно повышение производительности труда обеспечивает стабильное снижение себестоимости продукции.

 

Таблица 2.1

Основные технико-экономические показатели

производственно - хозяйственной деятельности

ОАО "АвтоВАЗагрегат"

за 2004 - 2006 гг.

Наименование показателя Ед. изм. 2004г. 2005г. Темп прироста 2005г. к 2006.,% 2006г. Темп при-роста 2006г. к 2005г.,%
Объем товарной продукции тыс. руб. 4 431 671 5 972 231 34,8 6 301 148 5,5
из него: катанка тыс. руб. 84 762 81 119 -4,3 91 040 12,2
трубы прямые тыс. руб. 187 762 83 545 -55,5 60 007 -28,2
трубки "банди" тыс. руб. 433 149 472 702 9,1 574 674 21,6
СВГ тыс. руб. 1 015 151 1 030 195 1,5 1 231 786 19,6
нейтрализаторы тыс. руб. 403 862 250 247 -38,0 262 355 4,8
сидения тыс. руб. 2 306 985 4 054 423 75,7 4 081 286 0,7
Среднеспис. численность ППП в том числе рабочих чел.   3 587 2901   4196 3508   17,0 20,9   4 198 3508   0,0 0,0
Выработка на 1-го работающего 1-го рабочего тыс. руб. / чел.   1 235 1527,6   1 423 1702,4   15,2 11,4   1 501 1796,2   5,5 5,5
Себестоимость тыс. руб. 4269471,8 5726175 34,1 5964036,5 4,1
Прибыль валовая тыс. руб. 162199,2 246056 51,6 337111,5 37
Рентабельность % 3,8 4,3 13,2 5,7 31,5
Фонд оплаты труда ППП тыс. руб. 244 826 333 272 36,1 401 037 20,3
Среднегодовая зарплата руб. 68256 79428 16,4 95532 20,3
Затраты на 1 руб. товарной продукции коп. 96,34 95,88 -0,5 94,65 -1,3

 

Далее рассмотрим бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ф. №1 "бухгалтерский баланс" и ф. № 2 "Отчет о прибылях и убытках") на ОАО "АвтоВАЗагрегат" (см. Приложение 2,3) и результаты анализа сведем в таблицу. Анализ данных бухгалтерской отчетности позволяет определить истинное имущественное и финансовое состояние предприятия.

Из таблицы 2.2 видим в 2005г. значительное снижение коэффициента абсолютной ликвидности (платежеспособности) по сравнению с 2004 г. Это связано в тем, что сократилась свободная денежная наличность на счетах предприятия, но по годам этот коэффициент не превышает нормативного значения, значит, предприятие способно погасить свои текущие долги за счет абсолютно ликвидных активов.

 

Таблица 2.2

Расчет и анализ ликвидности и платежеспособности

ОАО "АвтоВАЗагрегат" за 2004-2005 гг.

2004 год            
Денежные ср-ва и краткоср. финанс. вложения ДС Ф1. стр.250 + 260 267 864 18 145   286 009
Быстрореализуемые активы БА Ф1. стр.240 + 214 + 215 461 279 28 208   489 487
Оборотные активы ОА Ф1. стр.290 - 220 - 230 - 216 1 091 179 107 838 3 676 979 665
Краткосрочные обязательства КО Ф1. стр.690 - 640 - 650 880 329     880 329
2005 год            
Денежные ср-ва и краткоср. финанс. вложения ДС Ф1. стр.250 + 260 271 839 1 697   273 536
Быстрореализуемые активы БА Ф1. стр.240 + 214 + 215 920 022 25 903 183 946 108
Оборотные активы ОА Ф1. стр.290 - 220 - 230 - 216 1 590 904 145 739 3 848 1 441 317
Краткосрочные обязательства КО Ф1. стр.690 - 640 - 650 1 291 639     1 291 639

Коэффициент абсолютной ликвидности (денежной платежеспособности) определяет способность предприятия выполнить свои текущие обязательства за счет абсолютно ликвидных активов, показывает ту часть текущих обязательств, которая может быть погашена немедленно

Кал = ДС / КО

Норматив 2002 г.

0,325

 К  ,2 2003 г.

0,212

Отклонения (+; -)

абсолют.

-0,113

относит.,%

-34,8%

Коэффициент текущей ликвидности показывает, сколько денежных единиц текущих активов приходится на одну денежную единицу текущих обязательств

Ктл = ОА / КО

Норматив 2002 г.

1,11

 К = (от1до2) 2003 г.

1,12

 

Отклонения (+; -)

абсолют.

0,00

относит.,%

0,3%

Общий коэффициент ликвидности (коэффициент покрытия) определяет способность предприятия выполнить свои текущие обязательства за счет продажи ликвидных активов

Кол = (ДС + БА) / КО

Норматив 2002 г.

0,88

 К  1 2003 г.

0,94

Отклонения (+; -)

абсолют.

0,06

относит.,%

7,2%

Чистая прибыль на 1 руб. оборота, коп.

К = Чистая прибыль / Выручка

  2002 г.

0,034

  2003 г.

0,044

Отклонения (+; -)

абсолют.

0,011

относит.,%

30,9%

 

Коэффициент текущей ликвидности за анализируемый период находится в пределах нормативного значения и практически не изменился.

Наблюдается рост на 7% общего коэффициента ликвидности или коэффициента покрытия, но его значение за каждый год ниже нормативного, поэтому можно сделать вывод о невозможности ОАО "АвтоВАЗагрегат" выполнить свои текущие обязательства за счет продажи ликвидных активов.

Чистая прибыль на 1 руб. оборота в 2004 году была на уровне 0,034 коп., а в 2005 году выросла на 31% и составила 0,044 коп. Это говорит об эффективной работе предприятия в отчетном периоде.

Таким образом, можно сделать вывод, что за анализируемый период предприятие сработало безубыточно. Наблюдается тенденция к повышению рентабельности. Темп заработной платы опережает темп роста производительности труда. Чистая прибыль на один рубль оборота выросла на 31%.

Далее проанализируем сбытовую политику на предприятии, которая разрабатывается в рамках комплекса маркетинга.

На предприятии существует централизованный отдел маркетинга и продаж. Непосредственное управление маркетингом осуществляет начальник отдела, а контроль за проведением маркетинговой политики - заместитель генерального директора по закупкам

В компетенцию руководителя отдела маркетинга и продаж входит:

анализ и прогнозирование состояния и развития товарного рынка;

изучение нужд потребителей;

определение потребностей общества в новых товарах и услугах;

формирование ассортиментной политики предприятия;

создание и обеспечение гибкого маневрирования в сфере ценовой и конкурентной политики предприятия;

организация рекламной деятельности.

В непосредственном подчинении заместителя генерального директора по закупкам находится инженер по сбыту, который несёт ответственность за организацию каналов сбыта продукции. На правах исполнителей решений по маркетингу на предприятии выступают старший маркетолог и маркетолог.

Старший маркетолог обеспечивает связь с общественностью и средствами массовой информации.

Маркетолог осуществляет поиск поставщиков и покупателей, осуществляет презентации продукции, а также осуществляет различные экономические расчёты, связанные с маркетинговой политикой предприятия.

В целом маркетинг на предприятии можно охарактеризовать как прямой, т.е. без торговых посредников. Закупка сырья производится непосредственно у производителя. Предприятие самостоятельно организует товародвижение, самостоятельно решает вопросы складирования, хранения и транспортировки своей продукции.

Основным потребителем продукции ОАО "АвтоВАЗагрегат" является АО "АВТОВАЗ" (96-98%). В связи и этим на данном предприятии план производства и реализации продукции составляется на основе производственной программы ВАЗа, а также заключенных договоров с покупателями.

Таким образом, требования потребителей удовлетворяются, продукция производится своевременно и в нужном количестве, поэтому можно сделать вывод, что на предприятии ведется эффективная сбытовая политика.

Спрос на продукцию предприятия подвержен незначительным сезонным колебаниям: происходит снижение спроса в зимний период.

Анализ ценовой политики предприятия основан на определении себестоимости продукции затратным методом и установлении нормы прибыли. Разработка ценовой политики находится в компетенции заместителя генерального директора по экономике и финансам. Расчет цен осуществляет планово-экономический отдел. Была создана специальная группа по анализу и расчету цен, которая в настоящее время выполняет следующие функции:

прогнозирует и анализирует динамику цен на продукцию АВА;

разрабатывает методологию ценообразования;

рассчитывает плановую себестоимость и цены:

а) на изделия основного производства;

б) на опытные партии изделий для вновь осваиваемых моделей автомобилей семейства ВАЗ;

в) на продукцию, реализуемую другим потребителям;

готовит протоколы согласования цен на готовую продукцию АВА с потребителями;

корректирует и контролирует цены на продукцию АВА и товарно-материальные ценности в базах данных информационной системы предприятия;

ведёт аналитические таблицы изменения цен и себестоимости по изделиям основного производства;

анализирует и согласовывает цены на материалы и комплектующие, используемые в производстве готовой продукции;

пересматривает цены на изделия основного производства АВА в связи с изменениями данных для расчёта цен;

анализирует предложенные для согласования цены на ТМЦ и услуги, готовит предложения по уровню цен;

обеспечивает своевременное согласование и документальное оформление цен;

разрабатывает оптовые и розничные цены на реализуемые ТМЦ;

рассчитывает себестоимость и цены на изделия вспомогательного производства;

рассчитывает калькуляции индивидуальных заказов;

анализирует и согласовывает цены на изделия и услуги сторонних организаций для вспомогательного производства АВА;

разрабатывает внутризаводские планово-расчётные цены.

Пересмотр цен происходит регулярно. Каждую неделю проводится конъюнктурный комитет с участием генерального директора, где рассматриваются возможные варианты сдерживания цен и подбора оптимальных поставщиков.

Далее проанализируем себестоимость продукции, которая является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования, конкурентоспособность продукции.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг является важным инструментом в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (плановых) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и выработать мероприятия по их освоению.

На предприятии ОАО "АвтоВАЗагрегат" планированием и анализом себестоимости занимается планово-экономический отдел.

Работники отдела составляют нормативные калькуляции и плановые сметы затрат.

Планово-экономический отдел также проводит анализ себестоимости по видам выпускаемой продукции, выявляет отклонения от норм и нормативов. Этот анализ особенно важен для изучения наиболее рентабельной продукции и убыточных позиций, так как цель любого предприятия - получение прибыли.

Анализ и причины отклонений передаются руководству для принятия обоснованных управленческих решений.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

абсолютная сумма затрат в целом по элементам, в т. ч. динамика и структура затрат, выполнение плановых и нормативных показателей, а также факторный анализ изменения себестоимости продукции;

издержкоемкость продукции, характеризующая затраты на 1 руб. товарной продукции и факторный анализ изменения этого показателя;

себестоимость изделий отдельных видов продукции, в т. ч. отклонения от нормативных показателей, выявление причин отклонений, а также анализ влияния факторов на изменение себестоимости основных видов продукции.

Очень важное значение в процессе управления затратами имеет деление на постоянные и переменные в зависимости от объема деятельности организации.

Переменные затраты зависят от объема производства продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.).

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства. Это амортизация, заработная плата обслуживающего персонала, расходы, связанные с управлением и организацией производства и т.д.

Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства продукции на имеющихся производственных мощностях. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли.

Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения структуры и динамики общей суммы затрат в целом по предприятию и по основным элементам.

На основании таблиц 2.3 и 2.4 можно сделать вывод, что по итогам трех лет предприятие ОАО "АвтоВАЗагрегат" безубыточно (в части валовой прибыли).

Существует тенденция к повышению рентабельности, что свидетельствует об отлаженной работе по управлению процессом формирования затрат, оперативном выявлении причин отклонений от норм и их устранению, выявлению резервов снижения себестоимости и успешной их реализации.

Затраты на 1 руб. товарной продукции (ТП) соответственно снижаются. В 2004г. затраты на 1 руб. ТП составили 96,3 коп., в 2005г. снизились на 0,5 коп., а в 2006г. по сравнению с 2005г. уже на 1,2 коп. и составили 94,6 коп.

Далее надо проанализировать факторы снижения затрат на 1 руб. ТП., но, заглядывая вперед, можно отметить, что затраты на 1 руб. ТП снизились в основном за счет снижения прямых материальных затрат.

За анализируемые 3 года прямые материальные затраты на 1 руб. ТП снизились с 75,6 до 68,4 коп., что составило 9,5%. Это объясняется тем, что ОАО "АвтоВАЗагрегат" постоянно работает с поставщиками по сдерживанию цен на материалы и комплектующие.

 

Таблица 2.3

Анализ структуры себестоимости товарной продукции

 

за 2004, 2005, 2006 гг., тыс. руб

 
 

№ п/п

Наименование

2004 год

2005 год

2006 год

 
  сумма затрат уд. вес в с/с,% уд. вес в ТП,%

сумма затрат

уд. вес в с/с,%

уд. вес в ТП,%

сумма затрат

уд. вес в с/с,%

уд. вес в ТП,%

1

Материалы, компл. На осн. пр-во

3 164 041 74,1 71,4 4 122 121

72,0

69,0

4 083 598

68,5

64,8

 

 

2

ТЗР на осн. материалы

161 366 3,8 3,6 210 232

3,7

3,5

200 004

3,4

3,2

 

3

Услуги произв-го характера

23 696 0,6 0,5 29 013

0,5

0,5

24 359

0,4

0,4

 

4

Мат-лы всп. Назнач-я

280 061 6,6 6,3 451 976

7,9

7,6

607 500

10,2

9,6

 

Итого мат-е затраты

3 629 164 85,0 81,9 4 813 342

84,1

80,6

4 915 461

82,4

78,0

 

 

6

Затраты на опл. труда

244 826 5,7 5,5 333 272

5,8

5,6

401 037

6,7

6,4

 

6.1

в т. ч. зарплата ОПР

92 460 2,2 2,1 149 640

2,6

2,5

192 743

3,2

3,1

 

6.2

з/пл. рабочих вспомог. пр-ва

36 111 0,8 0,8 43 604

0,8

0,7

49 224

0,8

0,8

 

6.3

зарплата ИТР

116 255 2,7 2,6 140 028

2,4

2,3

159 070

2,7

2,5

 

7

Отчисления на соц. нужды

90 326 2,1 2,0 104 966

1,8

1,8

124 822

2,1

2,0

 

7.1

в т. ч. ЕСН от з/пл ОПР

34 191 0,8 0,8 49 763

0,9

0,8

62 168

1,0

1,0

 

7.2

ЕСН от з/пл раб-х вспом. пр-ва

14 820 0,3 0,3 14 606

0,3

0,2

16 300

0,3

0,3

 

7.3

ЕСН от з/пл ИТР

41 315 1,0 0,9 40 597

0,7

0,7

46 354

0,8

0,7

 

9

Амортизация

29 397 0,7 0,7 39 362

0,7

0,7

51 623

0,9

0,8

 

10

Прочие затраты

155 395 3,6 3,5 279 121

4,9

4,7

308 497

5,2

4,9

 

Итого произв. себест-сть

4 149 108 97,2 93,6 5 570 063

97,3

93,3

5 801 440

97,3

92,1

 

11

Внепроизв. расходы

120 325 2,8 2,7 155 953

2,7

2,6

162 440

2,7

2,6

 

Итого полная себест-сть

4 269 433 100 96,3 5 726 016

100

95,9

5 963 880

100

94,6

 

Товарная продукция (ТП)

4 431 671     5 972 231

 

 

6 301 148

 

 

 

Затр. на 1 руб. ТП, коп.

96,3     95,9

 

 

94,6

 

 

 

в т. ч. прямые мат-е затраты на 1 руб. ТП

75,6     73,0

 

 

68,4

 

 

 

прямые труд. затраты на 1 руб. ТП

2,9     3,3

 

 

4,0

 

 

 

Рентабельность,%

3,8     4,3

 

 

5,7

 

 

 

Переменные затраты

3 596 079 84,2 81,1 4 716 722

82,4

79,0

4 725 312

79,2

75,0

 

Накладные (пост) затраты

673 354 15,8 15,2 1 009 294

17,6

16,9

1 238 568

20,8

19,7

 

Накл. расходы,%

728,3 15,8 15,2 674,5

17,6

16,9

642,6

20,8

19,7

 
                                   

 

Таблица 2.4

Анализ динамики себестоимости товарной продукции

за 2004, 2005, 2006 гг., тыс. руб.

№ п/п

Наименование

2004 год

2005 год

Откло-я (+; -) 2005г. к 2004г.

2006 год

Откл-я (+; -) 2006г. к 2005г.

Откл-я (+; -) 2006г. к 2004г.

абсолют. относит.,% (темп прироста) абсолют. относит.,% абсолют. относит.,%

1

Материалы, компл. на осн. пр-во 3 164 041 4 122 121 958 080 30,3 4 083 598 -38 523 -0,9 919 557 29,1

2

ТЗР на основные материалы 161 366 210 232 48 866 30,3 200 004 -10 228 -4,9 38 638 23,9

3

Услуги произв-го характера 23 696 29 013 5 317 22,4 24 359 -4 654 -16,0 663 2,8

4

Материалы вспомогат. назначения 280 061 451 976 171 915 61,4 607 500 155 524 34,4 327 439 116,9

Итого мат-е затраты

3 629 164 4 813 342 1 184 178 32,6 4 915 461 102 119 2,1 1 286 297 35,4

6

Затраты на оплату труда 244 826 333 272 88 446 36,1 401 037,0 67 765 20,3 156 211 63,8

6.1

в т. ч. зарплата ОПР 92 460 149 640 57 180 61,8 192 743 43 103 28,8 100 283 108,5

6.2

з/пл. рабочих вспомог. пр-ва 36 111 43 604 7 493 20,8 49 224 5 620 12,9 13 113 36,3

6.3

зарплата ИТР 116 255 140 028 23 773 20,4 159 070 19 042 13,6 42 815 36,8

7

Отчисления на соц. нужды 90 326 104 966 14 640 16,2 124 822 19 856 18,9 34 496 38,2

7.1

в т. ч. ЕСН от з/пл ОПР 34 191 49 763 15 572 45,5 62 168 12 405 24,9 27 977 81,8

7.2

ЕСН от з/пл раб-х вспом. пр-ва 14 820 14 606 -214 -1,4 16 300 1 694 11,6 1 480 10,0

7.3

ЕСН от з/пл ИТР 41 315 40 597 -718 -1,7 46 354 5 757 14,2 5 039 12,2

9

Амортизация 29 397 39 362 9 965 33,9 51 623 12 261 31,1 22 226 75,6

10

Прочие затраты 155 395 279 121 123 726 79,6 308 497 29 376 10,5 153 102 98,5

Итого производ. себестоимость

4 149 108 5 570 063 1 420 955 34,2 5 801 440 231 377 4,2 1 652 332 39,8
11

Внепроизводственные расходы

120 325 155 953 35 628 29,6 162 440 6 487 4,2 42 115 35,0

Итого полная себестоимость

4 269 433 5 726 016 1 456 583 34,1 5 963 880 237 864 4,2 1 694 447 39,7

Товарная продукция (ТП)

4 431 671 5 972 231 1 540 560 34,8 6 301 148 328 917 5,5 1 869 477 42,2

Затраты на 1 руб. ТП, коп.

96,3 95,9 -0,5 -0,5 94,6 -1,2 -1,3 -1,7 -1,8

Рентабельность,%

3,8 4,3 0,5 13,2 5,7 1,4 31,5 1,9 48,8

Накл. расходы,%

728,3 674,5 -53,8 -7,4 642,6 -31,9 -4,7 -85,7 -11,8
                       

 

Специально для этого создана комиссия - конъюнктурный комитет, куда входят все руководители отделов и служб, работающих с поставщиками. Конъюнктурный комитет собирается на обсуждение этого вопроса ежедневно. Для его работы подготавливаются справки, отчеты, анализы по ценам и альтернативным поставщикам.

Из таблицы 2.4 видно, что прямые трудовые затраты на 1 руб. ТП, несмотря на снижение ставки ЕСН, наоборот, выросли за 3 года на 39%. В основном это произошло из-за простоев вследствие перебоев и недопоставки материалов и комплектующих, поставки бракованных изделий. Работникам простой оплачивается 1/3 от тарифной ставки. Затем, чтобы выполнить план производства, руководство выводит рабочих в нерабочее время за двойную оплату. Сумма ЕСН соответственно растет пропорционально заработной плате.

Еще рост трудовых затрат объясняется повышением доли трудоемких изделий в структуре товарной продукции, например, объем выпуска сидений в 2005 г. по сравнению с 2004г. вырос на 75,7%, в т. ч. за счет увеличения объема в натуральном выражении, т.е. без учета повышения цен, на 64,3%

В целом затраты на оплату труда за анализируемый период повысились на 63,8%, в т. ч. за 2005г. на 36,1% и за 2006г. а 20,3%. На ОАО "АвтоВАЗагрегат" проводится индексация тарифных ставок и окладов, что тоже привело к увеличению заработной платы.

Удельный вес амортизации за 2004-2005 остался на уровне, в 2006г. немного повысился за счет проведенной переоценки основных средств.

Самый большой рост произошел в 2005г. по сравнению с 2004г. по статье "прочие затраты". Это объясняется тем, что ОАО "АвтоВАЗагрегат" взял в лизинг имущество, за которое ежемесячно перечислял лизинговые платежи.

Также большой скачок наблюдается в 2005-2006 гг. по внепроизводственным (коммерческим) расходам. Это в основном расходы по перевозке готовой продукции. Предприятию в этот период передавалось с ОАО "АвтоВАЗ" производство сидений и перевозка этой готовой продукции еще не была отлажена. В 2006-2005гг. уже видим незначительный рост коммерческих расходов, произошедший из-за увеличения тарифов по перевозке грузов.

Постоянные (накладные) расходы на предприятии за анализируемый период имеют тенденцию к повышению за счет роста суммы вспомогательных материалов, индексации заработной платы обслуживающего и управляющего производством персонала (ЕСН растет соответственно), а также, как было сказано выше, за счет увеличения прочих расходов, в т. ч. лизинговых платежей.

Удельный вес за счет перечисленных затрат постоянных расходов увеличивается несмотря на рост объема товарной продукции. Но при всем этом видно тенденцию к снижению процента накладных расходов, который на ОАО "АвтоВАЗагрегат" определяется отношением накладных расходов к заработной плате основных производственных рабочих. Это происходит только из-за роста оплаты труда ОПР.

Анализ выполнения плана за 2004-2006гг. представлен в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5

Анализ выполнения плана по себестоимости товарной продукции

за 2004, 2005, 2006 гг.

№ п/п

Наименование

2004 год

2005 год

2006 год

план факт откл-я факта от плана план факт откл-я факта от плана план факт откл-я факта от плана
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 Материалы, компл. На осн. пр-во 3 190 803 3 164 041 -0,8 4 179 562 4 122 121 -1,4 4 127 252 4 083 598 -1,1
2 ТЗР на основные материалы 159 540 161 366 1,1 208 978 210 232 0,6 206 363 200 004 -3,1
3 Услуги произв-го характера 23 450 23 696 1,0 28 450 29 013 2,0 23 958 24 359 1,7
4 Материалы вспомогат. Назначения 269 547 280 061 3,9 446 547 451 976 1,2 603 237 607 500 0,7

Итого материальные затраты

3 643 340 3 629 164 -0,4 4 863 537 4 813 342 -1,0 4 960 810 4 915 461 -0,9
5 Затраты на оплату труда 237 698 244 826 3,0 327 546 333 272 1,7 382 762 401 037 4,8
5.1 в т. ч. зарплата ОПР 91 066 92 460 1,5 148 514 149 640 0,8 188 256 192 743 2,4
5.2 з/пл. рабочих вспомог. пр-ва 35 268 36 111 2,4 42 268 43 604 3,2 46 381 49 224 6,1
5.3 зарплата ИТР 111 364 116 255 4,4 136 764 140 028 2,4 148 125 159 070 7,4
6 Отчисления на соц. нужды 87 948 90 326 2,7 106 318 104 966 -1,3 128 104 124 822 -2,6
6.1 в т. ч. ЕСН от з/пл ОПР 33 695 34 191 1,5 50 495 49 763 -1,4 64 007 62 168 -2,9
6.2 ЕСН от з/пл раб-х вспом. пр-ва 13 049 13 304 2,0 14 794 14 606 -1,3 16 697 16 300 -2,4
6.3 ЕСН от з/пл ИТР 41 205 42 831 3,9 41 029 40 597 -1,1 47 400 46 354 -2,2
7 Амортизация 28 568 29 397 2,9 43 568 39 362 -9,7 51 268 51 623 0,7
8 Прочие затраты 138 469 155 395 12,2 240 365 279 121 16,1 310 504 308 497 -0,6

Итого производ. себестоимость

4 136 024 4 149 108 0,3 5 581 334 5 570 063 -0,2 5 833 447 5 801 440 -0,5  

Итого полная себестоимость

4 254 809 4 269 433 0,3 5 733 619 5 726 016 -0,1 6 001 462 5 963 880 -0,6

Товарная продукция (ТП)

4 431 671 4 431 671 0,0 5 972 231 5 972 231 0,0 6 301 148 6 301 148 0,0

Затраты на 1 руб. ТП, коп.

96,0 96,3 0,3 96,0 95,9 -0,1 95,2 94,6 -0,6

Рентабельность,%

4,2 3,8 -8,6 4,2 4,3 3,3 5,0 5,7 13,2

Накладные расходы,%

700,0 728,3 4,0 650,0 674,5 3,8 650,0 642,6 -1,1

 

Общая сумма затрат (Зобщ) может измениться из-за:

объема выпуска продукции в целом по предприятию (VВПобщ);

ее структуры (Удi);

уровня переменных затрат на единицу продукции (bi);

суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А).

 

Зобщ = ∑ (VВПобщ х Удi х bi) + A (2.1)

 

Из таблиц 2.6 и 2.7 видно, что в связи с увеличением выпуска продукции в условно-натуральном выражении сумма затрат возросла в 2005-2004гг. на 1.060 млн. руб. или 24,8%, в 2006-2005гг. на 101 млн. руб. или на 1,9%. Рост 2005-2004гг. произошел в связи с передачей ОАО "АвтоВАЗ" производства сидений.

За счет изменения структуры выпуска продукции сумма затрат также возросла 10,7% в 2005-2004гг. и 4,6% в 2006-2005гг. Это свидетельствует о том, что в общем, выпуске продукции увеличилась доля затратоемкой продукции, а именно вышеупомянутых сидений.

 

Таблица 2.6

Факторный анализ

изменения себестоимости товарной продукции

в 2005 году по отношению к 2004 году

     

 

 

 

Затраты

Формула

Сумма, тыс. руб.

Факторы изменения затрат

Объем выпуска пр-ции

Структура продукции

Переменные затраты

Постоянные затраты
2004г. ∑ (VВПio х bio) + Ao 4 269 433 to

to

to

to
2004г., пересчитанного на фактический объем производства продукции 2003г. при сохранении структуры 2004г. ∑ (VВПio х bio) IВП + Ao 5 330 276 t1

to

to

to
по уровню 2004г. на фактический выпуск продукции при факт. ее структуре в 2005г. ∑ (VВПi1 х bio) + Ao 5 785 801 t1

t1

to

to
2005г. при уровне постоянных затрат 2004г. ∑ (VВПi1 х bi1) + Ao 5 390 076 t1

t1

t1

to
2005г. ∑ (VВПi1 х bi1) + A1 5 726 016 t1

t1

t1

t1

Итого отклонения 2005г. к 2004г.

абсолютное 1 456 583 1 060 843

455 525

-395 725

335 940
относительное,% (темп прироста) 34,1 24,8

10,7

-9,3

7,9
                 

 

Из-за изменения уровня удельных переменных затрат общая сумма затрат снизилась по обоим анализируемым периодам на 0,4 млрд., но темп снижения по 2005-2004гг. составил 9,3%, по 2006-2005гг. - 6,3%. Как было сказано выше, это произошло из-за снижения переменных материальных затрат.

Постоянные затраты возросли на 0,3 млрд., что составило в 2005-2004гг.7,9%, в 2006-2005гг.4,0%. Ранее говорилось, что это произошло вследствие роста суммы вспомогательных материалов, индексации заработной платы обслуживающего и управляющего производством персонала (ЕСН растет соответственно), а также за счет увеличения прочих расходов, в т. ч. лизинговых платежей.

 

Таблица 2.7

Факторный анализ

изменения себестоимости товарной продукции

в 2006 году по отношению к 2005 году

Затраты

Формула

Сумма, тыс. руб.

Факторы изменения затрат

 
Объем выпуска пр-ции Структура продукции Переменные затраты Постоянные затраты
2005г. ∑ (VВПio х bio) + Ao 5 726 016 to to to to
2005г., пересчитанного на фактический объем производства продукции 2004г. при сохранении структуры 2005г. ∑ (VВПio х bio) IВП + Ao 5 834 500 t1 to to to
по уровню 2005г. на факт. выпуск продукции при факт. ее структуре в 2006г. ∑ (VВПi1 х bio) + Ao 6 097 298 t1 t1 to to
2006г. при уровне постоянных затрат 2005г. ∑ (VВПi1 х bi1) + Ao 5 734 606 t1 t1 t1 to
2006г. ∑ (VВПi1 х bi1) + A1 5 963 880 t1 t1 t1 t1

Итого отклонения 2006г. к 2005г.

асолютное 237 864 108 485 262 798 -362 692 229 274
относительное,% (темп прироста) 4,2 1,9 4,6 -6,3 4,0

 

Таким образом, за период 2005-2006гг. себестоимость продукции увеличилась на 1456,6 млн. руб. или 34,1% в т. ч.:

за счет изменения объема в условно-натуральном выражении и структуры продукции выросла на 1.516,4 млн. руб. или 35,5%

за счет снижения себестоимости себестоимость продукции снизилась на 59,8 млн. руб. или 1,4%

За период 2006-2005гг. себестоимость продукции увеличилась на 237,9 млн. руб. или 4,2% в т. ч.:

за счет роста объема в условно-натуральном выражении и структуры продукции увеличилась на 371,3 млн. руб. или 6,5%

за счет снижения себестоимости продукции общая сумма затрат снизилась на 133,4 млн. руб. или 2,3%

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что наблюдается тенденция к снижению себестоимости, свидетельствующий о хорошей организации учета и контроля за издержками предприятия.

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на 1 руб. товарной продукции, который характеризует издержкоемкость продукции. Он выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах:

 

ИЕ = Зобщ. / ВП (2.2)

 

В процессе анализа этого показателя следует изучить динамику, выполнение плана (представлено выше)

Следующий этап анализа - определение влияния факторов на изменение уровня данного показателя.

Затраты на 1 руб. продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости произведенной продукции.

На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиться или уменьшиться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы.

Стоимость произведенной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.

Факторная модель издержкоемкости продукции (ИЕ) выглядит следующим образом:

 

ИЕ = Зобщ = ∑ (VВПi х Удi х bi) + A

ВП ∑ (VВПобщ х Удi х Цi) (2.3)


Таблица 2.8

Расчет влияния факторов

на изменение суммы затрат на 1 руб. ТП

 (факторный анализ издержкоемкости продукции)

за 2004 - 2005 гг.

Издержкоемкость продукции (затраты на 1 руб. ТП)

2005г. - 2004г.

Факторы изменения затрат

Объем пр-ва Струк-тура пр-ва Урове-нь удел-х переменных издержек Сумма постоянных затрат Отпускные цены на продукцию

ИЕ =

∑ (VВПio х bio) + Ao

96,3

to to to to to
∑ (VВПio х Цio)          

ИЕ =

∑ (VВПio х bio) IВП + Ao

87,0

t1 to to to to
∑ (VВПi1 х Цio) + ∆ВПстр          
ИЕ = ∑ (VВПi1 х bio) + Ao

102,0

t1 t1 to to to
  ∑ (VВПi1 х Цio)          
ИЕ = ∑ (VВПi1 х bi1) + Ao

95,0

t1 t1 t1 to to
  ∑ (VВПi1 х Цio)          
ИЕ = ∑ (VВПi1 х bi1) + A1

101,0

t1 t1 t1 t1 to
  ∑ (VВПi1 х Цio)          
ИЕ = ∑ (VВПi1 х bi1) + A1

95,9

t1 t1 t1 t1 t1
  ∑ (VВПi1 х Цi1)          

Итого отклонения

-0,5 -9,3 15,0 -7,0 5,9 -5,1

 

Аналитические расчеты, приведенные в таблице 2.8 показывают, что размер затрат на рубль товарной продукции 2005-2004гг. снизился на 0,5 коп. за счет следующих факторов:

увеличения объема производства продукции - 9,3 коп.

изменения структуры производства +15,0 коп. (увеличился удельный вес ресурсоемких изделий - сидений);

уровня переменных затрат - 7,0 коп, а именно снизились прямые материальные затраты;

размера постоянных затрат +5,9 коп: увеличились вспомогательные материалы, затраты на оплату труда руководителей, ИТР, вспомогательного и обслуживающего персонала, прочие затраты, особенно выросли лизинговые платежи;

повышения цен на продукцию - 5,1 коп.

 

Таблица 2.9

Расчет влияния факторов

на изменение суммы затрат на 1 руб. ТП

 (факторный анализ издержкоемкости продукции)

за 2005 - 2006 гг.

Издержкоемкость продукции (затраты на 1 руб. ТП)

2006г. - 2005г.

Факторы изменения затрат

Объем пр-ва Структура пр-ва Уровень удел-х переменных издержек Сумма постоянных затрат Отпускные цены на продукцию

ИЕ =

∑ (VВПio х bio) + Ao

95,9

to to to to to
∑ (VВПio х Цio)          

ИЕ =

∑ (VВПio х bio) IВП + Ao

91,6

t1 to to to to
∑ (VВПi1 х Цio) + ∆ВПстр          

ИЕ =

∑ (VВПi1 х bio) + Ao

99,9

t1 t1 to to to
∑ (VВПi1 х Цio)          

ИЕ =

∑ (VВПi1 х bi1) + Ao

93,9

t1 t1 t1 to to
∑ (VВПi1 х Цio)          

ИЕ =

∑ (VВПi1 х bi1) + A1

97,7

t1 t1 t1 t1 to
∑ (VВПi1 х Цio)          

ИЕ =

∑ (VВПi1 х bi1) + A1

94,6

t1 t1 t1 t1 t1
∑ (VВПi1 х Цi1)          

Итого отклонения

-1,2 -4,3 8,2 -5,9 3,8 -3,0

 

На основании факторного анализа, приведенного в таблице 2.9 видно, что размер затрат на рубль товарной продукции 2006-2005гг. снизился на 1,2 коп. за счет следующих факторов:

увеличения объема производства продукции - 4,3 коп.

изменения структуры производства +8,2 коп.

уровня переменных затрат - 5,9 коп.

размера постоянных затрат +3,8 коп.

повышения цен на продукцию - 3,0 коп.

Темпы снижения затрат на рубль товарной продукции за период 2006-2005гг. по сравнению с периодом 2005-2004гг. в 2 раза больше, что говорит о положительной тенденции развития предприятия.

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости на ОАО "АвтоВАЗагрегат" проводится анализ нормативных и фактических затрат по видам продукции.

Изучив структуру продукции на ОАО "АвтоВАЗагрегат" (см. таблицу 2.1), видно, что более половины объема продукции составляют сидения (52% - 68%), далее идут СВГ (17% - 23%), и третье место по удельному весу в товарной продукции занимают трубки банди (8% - 10%).

Рассмотрим фактические затраты по этим трем основным видам продукции в разрезе статей и проанализируем отклонения от нормативов за два смежных года.

На ОАО "АвтоВАЗагрегат" считается, что наиболее прибыльная продукция - трубки банди, рентабельность которой 11 - 17%. Наименее рентабельная - СВГ, в 2005 году по этому виду продукции убыток.

Это связано в основном с тем, что идет поставка некачественной трубы на глушители, которая при гнутье рвется, плохо сваривается, т.е. образуется много брака, который списывается на себестоимость глушителей; а также поставка немерной трубы, при порезке которой остается много отходов.

Вторая немаловажная причина - высокий процент накладных расходов, списываемый на себестоимость СВГ. Это происходит по причине дорогостоящего оборудования в цеху изготовления системы выпуска газов и, как следствие, амортизация прямо списывается на этот вид продукции.

В целом по основным видам продукции фактическая себестоимость ниже нормативной. В разрезе статей наблюдается большая экономия по материальным затратам. В основном это за счет замены материала, утвержденного технологией более дешевым материалом. Особенно это относится к трубкам банди, где по технологии заложен дорогостоящий импортный материал, а используется более дешевый отечественный.

Сравнивая фактические затраты с нормативными получается, что большой перерасход по оплате труда основных производственных рабочих и, как следствие, отчислений от заработной платы. Нормативные затраты на оплату труда ОПР рассчитываются как произведение трудоемкости изделия и стоимости нормо-часа. В стоимость нормо-часа не включаются некоторые доплаты, например, оплата очередного и учебного отпусков, доплата за совмещение профессий, доплата за работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и праздники, оплата простоя не по вине рабочего и др. Фактическая заработная плата включает все эти доплаты. В структуре отклонений фактической зарплаты ОПР от плановой большую долю составляет оплата очередного отпуска, а также доплаты за работу в сверхурочное время, выходные и праздничные дни. Эти доплаты производятся в двойном размере, что влечет за собой дополнительные затраты, которые можно сократить при умелом распределении обязанностей и хорошей организации работы с поставщиками по сокращению поставок бракованной продукции, недопоставок, из-за которых простаивает конвейер, и приходится выводить рабочих в сверхурочные, выходные и праздничные дни для выполнения плана по выпуску товарной продукции.

Несмотря на то, что процент накладных расходов по факту ниже нормативного, сумма фактических накладных расходов превышает нормативную из-за того, что нормативные накладные расходы считаются процентом к нормативной заработной плате ОПР, а она значительно ниже фактической.

Самое большое отклонение фактических накладных расходов от нормативных показателей наблюдается по СВГ ввиду того, что на себестоимость СВГ списывается высокий процент накладных расходов. Как было сказано выше, это происходит по причине дорогостоящего оборудования в цеху изготовления системы выпуска газов и, как следствие, амортизация прямо списывается на этот вид продукции.

Анализируя нормативные и фактические затраты за два смежных года можно определить, что в 2005 году наблюдается значительная экономия по внепроизводственным (коммерческим) расходам по сравнению с 2004 годом за счет экономии по сидениям. Это в основном расходы по перевозке готовой продукции. Предприятию в 2001-2002гг. с ОАО "АвтоВАЗ" передавалось производство сидений, и перевозка этой готовой продукции еще не была отлажена. В 2003 году была успешно проведена работа с транспортными организациями и подобран оптимальный вариант по перевозке готовой продукции - сидений, что и отразилось на внепроизводственных расходах в виде экономии.

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости основных видов товарной продукции, проведем факторный анализ по отдельным изделиям и проанализируем, за счет каких факторов изменилась себестоимость на единицу продукции.

Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:

 

Сi = Ai + bi, (2.4)

 

VВПi

где Сi - себестоимость единицы i-го вида продукции;

Ai - сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции;

VВПi - объем выпуска i-го вида продукции в физических единицах;

Bi - сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции.

Проанализировав таблицу 2.10, видно, что общее изменение себестоимости единицы продукции трубок банди составило + 9,47 руб., в том числе за счет:

снижения объема производства в натуральном выражении себестоимость единицы продукции увеличилась на 0,52 руб.,

увеличения суммы постоянных затрат + 12,91 руб.,

снижения суммы удельных переменных затрат - 3,97 руб.

 

Таблица 2.10

Факторный анализ себестоимости

основных видов продукции

 (трубки Банди)

за 2004 - 2005 гг.

Показатель

Значение показателя

Изменение

2004г. 2005г.

1

2 3 4

Объем производства, тыс. руб.

3 284 299 3 218 530 -65 769

Сумма постоянных затрат, тыс. руб.

83 311 124 875 41 564

Сумма перемен. затр. на ед. пр-ции, руб.

93,44 89,47 -3,97

Себестоимость единицы продукции, руб.

118,80 128,27 9,47

1

2 3 4

Себестоимость единицы продукции, руб.

2005г. - 2004г.

Факторы изменения себест-ти, руб.

Объем производст-ва, тыс. руб. Сумма постоянных затрат, тыс. руб. Сумма перемен. затрат на ед. пр-ции,

Со =

Ao

 + bо

118,80

to

to

to

VВПo

Сусл.1 =

Ao

 + bо

119,32

t1

to

to

VВП1

Сусл.2 =

A1

 + bо

132,23

t1

t1

to

VВП1

С1 =

A1

 + b1

128,27

t1

t1

t1

VВП1

Итого отклонения

9,47 0,52 12,91 -3,97

 

Из таблицы 2.11 видно, что общее изменение себестоимости единицы продукции СВГ составило + 154, 74 руб., в том числе за счет:

снижения объема производства в натуральном выражении себестоимость единицы продукции увеличилась на 19,39 руб.,

увеличения суммы постоянных затрат изменилась на + 80,45 руб.,

роста суммы удельных переменных затрат увеличилась на 51,90 руб.

 

Таблица 2.11

Факторный анализ себестоимости

основных видов продукции

 (СВГ)

за 2004 - 2005 гг.

Показатель

Значение показателя

Изменение

2004г. 2005г.

1

2 3 4

Объем производства, тыс. руб.

1 397 306 1 229 290 -168 016

Сумма постоянных затрат, тыс. руб.

198 237 297 138 98 901

Сумма перемен. затр. на ед. пр-ции, руб.

576,89 628,79 51,90

Себестоимость единицы продукции, руб.

718,76 870,50 151,74

1

2 3 4

Себестоимость единицы продукции, руб.

2005г. - 2004г.

Факторы изменения себестоимости, руб.

Объем производства, тыс. руб. Сумма постоянных затрат, тыс. руб. Сумма перемен. затрат на ед. пр-ции, руб.

Со =

Ao

 + bо

718,76

to

to

to

VВПo

Сусл.1 =

Ao

 + bо

738,15

t1

to

to

VВП1

Сусл.2 =

A1

 + bо

818,60

t1

t1

to

VВП1

С1 =

A1

 + b1

870,50

t1

t1

t1

VВП1

Итого отклонения

151,74 19,39 80,45 51,90

 

Из таблицы 2.12 видно, что общее изменение себестоимости единицы продукции сидения составило + 65, 22 руб., в том числе за счет:

роста объема производства в натуральном выражении себестоимость единицы продукции снизилась на 68,12 руб.,

увеличения суммы постоянных затрат выросла на 77,18 руб.,

роста суммы удельных переменных затрат увеличилась на 56,16 руб.

 

Таблица 2.12

Факторный анализ себестоимости

основных видов продукции

(сидения)

за 2004 - 2005 гг.

Показатель

Значение показателя

Изменение

2004г. 2005г.

Объем производства, тыс. руб.

1 796 790 2 940 854 1 144 065

Сумма постоянных затрат, тыс. руб.

314 635 541 608 226 973

Сумма перемен. затр. на ед. пр-ции, руб.

1 065,33 1 121,49 56,16

Себестоимость единицы прод., руб.

1 240,44 1 305,66 65,22

Себестоимость единицы продукции, руб.

2003г. - 2002г.

Факторы изменения себест-ти, руб.

Объем производства, тыс. руб. Сумма постоянных затрат, тыс. руб. Сумма перемен. затрат на ед. пр-ции, руб.

Со =

Ao

 + bо

1 240,44

to

to

to

VВПo

Сусл.1 =

Ao

 + bо

1 172,32

t1

to

to

VВП1

Сусл.2 =

A1

 + bо

1 249,49

t1

t1

to

VВП1

С1 =

A1

 + b1

1 305,66

t1

t1

t1

VВП1

Итого отклонения

65,22 -68,12 77,18 56,16

 

Итак, можно сделать вывод, что на предприятии "ОАО "АвтоВАЗагрегат" из основных видов продукции наиболее рентабельными являются трубки "Банди", но их высокая рентабельность, при сравнительно небольшом удельном весе в структуре продукции (8 - 10%) не оказывает большого влияния на прибыльность предприятия в целом.

Наибольший удельный вес в товарной продукции имеют сидения. На их долю приходится 52 - 68% всего объема продукции. Именно поэтому их прибыльность влияет на результат хозяйственной деятельности предприятия в целом.

По 2004-2005 гг. видно, что с увеличением рентабельности сидений (на 60%), увеличивается рентабельность продукции в целом (на 22%). Рост прибыльности продукции тормозят СВГ, которые занимают 1/5 часть объема продукции. По результату 2005 года СВГ оказались убыточными, а при большом удельном весе в товарной продукции их результат значительно повлиял на рентабельность продукции в целом по предприятию.

 


Дата: 2019-07-24, просмотров: 198.