ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Развитие общества может быть устойчивым, если оно характеризуется необратимым, направленным и закономерным увеличением эффективности и масштабов общественного производства, повышением уровня жизни людей. При этом имеется в виду саморегуляция взаимоотношений человека с окружающей средой и обеспечение удовлетворения потребностей нынешнего поколения без ущерба для будущих поколений.

Непременным условием устойчивого развития общества является безопасность человека и окружающей среды, их защищенность от воздействия вредных техногенных, природных, экологических и социальных факторов. Под социальными факторами имеются в виду военные конфликты, политические кризисы и т.п. Безопасность и устойчивость развития общества - два взаимосвязанных понятия, имеющих важное значение при выборе ориентиров и путей достижения материального и духовного уровней жизни людей.

Концепция безопасности формируется на основе долговременных перспективных интересов России. Они же (интересы) являются содержанием стратегии безопасности.

Экономический кризис, высокий уровень инфляции, продолжающееся снижение производства, рост безработицы, ухудшение материального положения трудящихся приводит к падению уровня независимости, экономической безопасности России.

Устойчивость развития общества проявляется (отражается) в качественных и количественных показателях его развития.

 Качественные:

стабильность в реализации социальных, технологических и организационных возможностей, устойчивость условий существования системы;

способность системы к самоусовершенствованию и гибкость в установлении нового взаимодействия ее элементов в их пространственно-временной организованности;

социально-политическая целостность общественной системы (внутренний престиж);

роль и место в мировом хозяйстве и мировой политике (внешний престиж).

 Количественные:

производство и потребление валового общественного продукта и национального дохода;

абсолютные и относительные размеры прибавочного продукта;

использование трудовых, временных и материальных ресурсов;

производительность труда, новая техника, технология, организация.

Современное развитие общества все в большей мере сталкивается с проблемой обеспечения безопасности и защиты человека и окружающей среды от воздействия техногенных, природных и вредных экологических факторов.

Промышленное производство, сконцентрировав в себе колоссальные запасы различных видов энергии, вредных веществ и материалов, стало постоянным источником серьезной техногенной опасности и возникновения аварий, сопровождающихся чрезвычайными ситуациями.

Вся повседневная деятельность людей направлена на удовлетворение физиологических, социальных и духовных потребностей, включая обеспечение жизни и здоровья личности.

Федеральный закон “О безопасности”, принятый Госдумой, определяет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. В Законе дано следующее определение: “Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз”.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Таким образом, ключевыми категориями общей теории безопасности являются “интересы”, “угрозы”, “защита” (“защищенность”). От их конкретного содержательного наполнения в значительной степени зависят формы, методы, средства обеспечения безопасности, а также те государственные органы или структуры, которые выступают субъектами по отношению к данному виду безопасности.

Основными субъектами обеспечения безопасности являются государство, граждане, общественные и иные организации и объединения. Государство через органы законодательной, исполнительной и судебной властей обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Угроза безопасности - это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватным угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разработана система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, в которой определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом “О безопасности” образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Основными функциями системы безопасности государства являются:

выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций;

участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Вышеуказанные виды безопасности имеют следующие силы:

органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;

службы обеспечения безопасности средств связи и информации;

таможни;

природоохранные органы;

 органы охраны здоровья населения;

другие органы.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) становится неотъемлемым компонентом общей системы безопасности личности, общества и государства с учетом потенциальных угроз опасностей чрезвычайных ситуаций (ЧС), а реализация ее целей - составной частью всеобъемлющей безопасности Российской Федерации.

Согласно возложенным на РСЧС, ГО, МЧС России задачам они участвуют в обеспечении основных видов безопасности государства:

оборонной (войска ГО);

экономической;

экологической;

промышленной;

безопасности населения в ЧС;

других.

Такой подход обусловлен тем, что угроза природно-техногенных катастроф постоянно возрастает. За последние 30 лет число разрушительных природно-техногенных катастроф с ущербом более 1% годового валового национального продукта возросло более чем в 4 раза, с числом погибших более 100 чел. - в 2 раза.

Основными целями системы природно-техногенной безопасности являются:

защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от природных и техногенных опасностей и угроз;

эффективное противодействие внутренним и внешним природно-техногенным угрозам;

обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

снижение риска возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий;

организация защиты населения, попавшего в зоны ЧС и пострадавшего в результате их возникновения;

организация экстренного реагирования и ликвидации ЧС;

осуществление мер по восстановлению безопасности жизнедеятельности населения на территориях, пострадавших от ЧС.

Все необходимые системные признаки для самостоятельной сферы безопасности у РСЧС МЧС России имеются. Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России в 1997 году разработал проект “Концепции природно-техногенной безопасности Российской Федерации”.

Естественно, МЧС России не может ограничиться только своей специфической сферой безопасности. Высок его удельный вес и в других сферах.

РСЧС МЧС России несет ответственность за определенную сферу безопасности, а именно: проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и имеет целью обеспечение безопасности населения, защиты жизни, здоровья, труда, окружающей среды, жизненных средств, материальных и духовных ценностей общества от потенциальных угроз и опасностей ЧС мирного и военного времени. Иными словами в более краткой форме можно сказать, что конечная цель состоит в поддержании и восстановлении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства с учетом потенциальных угроз и последствий ЧС различного масштаба и характера.

Логично теперь сделать следующий шаг и определить одним собирательным понятием ту сферу безопасности, за обеспечение которой несет ответственность РСЧС. Этим понятием может служить “гражданская безопасность”, объектом которой выступает человек, общество и государство в условиях ЧС мирного и военного времени.

То есть, гражданская безопасность есть составной элемент системы федеральной безопасности Российской Федерации, а ее обеспечение - важнейшая функция государства как субъекта безопасности в целом.

Отсюда вытекает, что гражданская защита есть поддержание безопасности жизнедеятельности граждан, защита населения, объектов экономики, национального достояния и окружающей среды от поражающих воздействий и последствий ЧС любого характера, а также постоянная готовность к их ликвидации.

Гражданская защита есть совокупность мер для обеспечения гражданской безопасности, т.е. содержание политики государства в области защищенности жизнедеятельности как отдельных граждан, так и общества в целом в условиях потенциальных угроз и реальных опасностей.

Учитывая единство задач мирного и военного времени, можно кратко резюмировать, что гражданская защита есть защита от катастроф и бедствий в мирное время плюс ведение гражданской обороны при воздействии противника в военное время.

Гражданская защита достигается: проведением единой государственной политики в области безопасности; своевременным предотвращением или предупреждением ЧС, повышением устойчивости функционирования объектов, их защитой от поражающих воздействий и последствий ЧС; заблаговременной подготовкой, оперативным реагированием и управлением при возникновении ЧС; восстановлением безопасности жизнедеятельности в зоне бедствия.

Отсюда следует, что для обеспечения безопасности необходимо устойчивое функционирование территориальных и отраслевых звеньев экономики, в т.ч. и при чрезвычайных ситуациях.

Устойчивость в широком смысле является составной частью безопасности, прежде всего, экономической, промышленной, экологической.

Уровень безопасности, соответствующий тому или иному состоянию общества, его научно-техническим и экономическим возможностям, имеет стохастическую природу и определяется целым рядом случайных явлений. В общем случае для возложенных на РСЧС видов безопасности он характеризуется:

вероятностью возникновения техногенных аварий, катастроф, опасных природных явлений и возможным ущербом при этих событиях;

степенью негативного воздействия на человека и окружающую среду вяло протекающих техногенных и природных процессов при сохранении на макроуровне равновесного состояния экосистем;

вероятностью перерастания экологической обстановки в кризисную и катастрофическую и возникновения чрезвычайной ситуации.

Необходимо заметить, что указанные выше вероятностные характеристики по сути выражают риск определенных событий:

риск техногенных аварий, катастроф и опасных природных событий;

риск ухудшения здоровья человека, негативных изменений в окружающей среде и т.п. при неэкстремальных условиях;

риск возникновения чрезвычайной ситуации экологического характера.

Уровень безопасности, удовлетворяющий общество, выбор стратегии ее обеспечения, с учетом путей развития экономики, инвестиционных намерений на тех или иных территориях и в регионах, осуществляется исходя из определенных принципов.

Закон “О безопасности” определяет следующие принципы обеспечения безопасности:

законность;

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

интеграция с международными системами безопасности.

Кроме того, на основе анализа международной и отечественной практики можно назвать несколько таких принципов:

безусловного примата безопасности как важнейшего качества жизни и социального прогресса;

приемлемой опасности и риска, в соответствии с которым устанавливается нижний допустимый и верхний желаемый уровень безопасности, и в этом интервале, с учетом социально-экономических и других соображений, выбирается приемлемый уровень безопасности и риска;

минимальной опасности, в соответствии с которым уровень риска устанавливается настолько низким, насколько это реально допустимо, исходя из допущения, что любые затраты на защиту человека и окружающей среды являются оправданными;

последовательного приближения к абсолютной безопасности, т.е. к нулевому риску;

несоизмеримости экономического и социального ущерба от ЧС и безусловного приоритета последнего;

компромисса между поколениями (безопасность детей и внуков дороже сегодняшних благ);

другие принципы, представляющие собой сочетание или развитие вышеприведенных.

При установлении целесообразного и приемлемого для общества уровня безопасности и риска возникает необходимость в проведении анализа условий и путей устойчивого развития общества, с учетом материальных и духовных стимулов и приоритетов.

Количественное проведение такого анализа представляется возможным лишь при наличии адекватных критериев выбора оптимального уровня безопасности в рамках тех требований, которые предъявляются к нему обществом.

В качестве таких критериев могут рассматриваться:

валовой национальный продукт (ВНП);

качество жизни (КЖ);

ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ);

стоимость увеличения ОПЖ.

Валовой национальный продукт - это все материальные ценности, создаваемые обществом за определенный период (обычно за год), в денежном выражении.

Исчисленный в деньгах и отнесенный к общему количеству людей он составляет средний доход на душу населения. Величина валового национального продукта непосредственно влияет на такие важные показатели уровня жизни, как качество жизни и ожидаемая продолжительность жизни.

Качество жизни обычно характеризуется наличием возможностей для отдыха, занятий спортом, искусством, получения образования и т.п. С качеством жизни также принято связывать возможность приобретения предметов не первой необходимости и роскоши, избыток услуг. Качество жизни, как критерий безопасности, не носит самостоятельного характера, в силу недостаточной представительности. Он может использоваться в совокупности с другими критериями.

Ожидаемая продолжительность жизни в настоящее время считается наиболее приемлемым критерием для оптимизации уровня безопасности. Этот критерий обладает достаточной представительностью, поскольку именно на ожидаемой продолжительности жизни сказываются техногенные и природные воздействия. С другой стороны, ожидаемая продолжительность жизни зависит от среднего дохода на душу населения, а следовательно от валового национального продукта.

Создаваемая человеком инфраструктура вызывает изменение ожидаемой продолжительности жизни. Строительство жилья, медицинских учреждений, обеспечение населения продуктами и товарами, развитие транспорта, коммунальных объектов, иных услуг, оказываемых населению, обусловливают рост ожидаемой продолжительности жизни. С другой стороны, создание для этих целей необходимых народнохозяйственных объектов ведет к загрязнению окружающей среды, авариям, истощению природных ресурсов, деградации природы и, как следствие, к сокращению ожидаемой продолжительности жизни. При установлении оптимальной величины ОПЖ учитываются указанные тенденции.

Устойчивое развитие общества характеризуется постоянным ростом ОПЖ. При этом оптимизация темпов роста ОПЖ предусматривается исходя из интересов как настоящего так и будущего поколений и проводится с учетом прогнозируемых техногенных, экологических и других нагрузок на объекты биосферы, а также социально-экономических соображений.

Стоимость увеличения продолжительности жизни, так же, как и качество жизни, может использоваться в виде дополнительного критерия при оптимизации уровня безопасности.

Средняя ОПЖ (СОПЖ) определяется двумя основными видами расходов:

расходами на медицину, питание, жилье, транспорт, отдых, культуру, разным образом влияющие на ожидаемую продолжительность жизни;

расходами на предотвращение и компенсацию отрицательного влияния техногенной деятельности и опасных природных явлений на ожидаемую продолжительность жизни.

Следует отметить определенные трудности в расчете СОПЖ, с учетом внедрения новых безопасных технологий. Дело в том, что модернизация производства и внедрение новых технологий, являющиеся более безопасными, чем прежние, вызывают не только повышение безопасности, но и, как правило, ведут к увеличению эффективности производства. Возникает некоторая неосознанность в оценке долей затрат, которые могли бы быть отнесены к повышению безопасности и увеличению эффективности производства. Не без основания считается, что вторая часть затрат в значительной мере направлена на повышение безопасности будущих поколений. Имеется в виду, что высокая эффективность производства создает серьезные предпосылки для повышения уровня безопасности человека и окружающей среды.

Уровень безопасности существенно зависит от структурной и инвестиционной политики в развитии экономики и в известной степени является индикатором социально-экономического благополучия региона и государства. В связи с этим важное значение имеет принятая за основу концепция территориального размещения производственных и других объектов, являющихся источниками техногенной опасности. Как известно, концентрация производства влечет за собой экономию текущих и капитальных затрат, что обусловлено ростом производства. Однако при высокой концентрации производства вступает в силу другой фактор - увеличивается величина наносимого ущерба при крупных авариях в случае землетрясения, акта терроризма или попадания в объект боевого средства. Это касается, прежде всего, наиболее опасных объектов.

При размещении производственных объектов необходимо учитывать и социальные аспекты повышения безопасности. Как известно, промышленность тяготеет к городам и поселкам с хорошо развитой инфраструктурой. Это влечет за собой увеличение риска крупных социальных потерь при авариях, катастрофах и других событиях, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций.

Уровень безопасности в значительной мере зависит от эффективности проектно-конструкторских решений по созданию промышленных объектов, особенно тех из них, которые несут повышенную опасность.

Поиск эффективных решений проводится с учетом затрат на повышение надежности и безопасности технических систем и качества выпускаемой продукции, временного фактора и социальных эффектов.

Установление того или иного уровня безопасности и обеспечение устойчивого развития общества является возможным лишь при наличии эффективного механизма управления безопасностью. В соответствии с современными взглядами, при управлении безопасностью необходимо следовать определенным стратегиям, выражающим в конкретной и компактной форме основные направления усилий по снижению уровня опасности и защите населения и окружающей среды.

Наша повседневная практика свидетельствует, что постоянно встающие перед нами проблемы не решить без глубокой научной, конструкторской проработки, без накопления, анализа и использования опыта деятельности в нашей области.

С целью научного обеспечения проблем безопасного и устойчивого развития общества руководством МЧС России поставлены научно-исследовательские, проектно-конструкторские и научно-практические работы. Они осуществляются Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, широкой кооперацией научных, проектных и конструкторских организаций, работающих над разработкой и реализацией государственной научно-технической программы “Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф” (ГНТП “Безопасность”). Целью программы является разработка научно-технических, правовых и социально-экономических основ национальной политики в области обеспечения безопасности человека, объектов, территорий и среды обитания от крупномасштабных аварий и катастроф техногенного и природного происхождения с региональными и глобальными экономическими и экологическими последствиями.

Создание и освоение новых поколений технологий, материалов, машин, инженерных сооружений и объектов спецтехники с использованием законодательных основ и критериев безопасности позволяет перейти к осуществлению крупнейших национальных и международных проектов по предотвращению национальных и международных катастроф.

Вырабатываемые в ГНТП “Безопасность” принципиально новые методы, критерии и средства обеспечения безопасности должны находить дальнейшее развитие и применение в ведущих отраслях экономики РФ и в ее регионах, в форме конкретных мер и разработок, законодательно-нормативных актов, межотраслевых и отраслевых программ с дополнительным целевым финансированием.

Эти направления охватывают практически все главные направления и сферы деятельности РСЧС.

Следует подчеркнуть, что федеральной программой структурной перестройки экономики России предусматриваются: социальная ориентация экономики, обеспечение мобильности, материальными ресурсами, решение проблем безопасности.

Принципиально новый подход, реализуемый в ГНТП “Безопасность”, состоящий в разработке фундаментальных основ теории техногенных и природных аварий и катастроф, теории защиты и безопасности; в переходе к проектированию, созданию и эксплуатации потенциально опасных производств и объектов на базе новых критериев, методов и средств оповещения; защиты и спасения людей, а также ведения восстановительных работ в зонах возникновения и развития катастроф; в формировании единой национальной, региональной и международной нормативно-законодательной базы по техническому, правовому и экономическому регулированию вопросов безопасности, создает предпосылки для 2-3-кратного снижения потерь от аварий и катастроф.

Обеспечение безопасного и устойчивого развития общества, противодействие чрезвычайным ситуациям в мирное и военное время является крайне сложным делом. Для его осуществления необходимы прочная нормативно-правовая база, совершенные методы работ, современная техника. Требуется привлечение значительных трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов, умелое и рациональное их использование. Организаторы таких работ должны обладать широким диапазоном знаний как в области комплексных подходов, так и в специфических узкопрофессиональных вопросах, умением анализировать быстроменяющуюся обстановку.

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ К УСТОЙЧИВОМУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ

Проблема повышения устойчивости функционирования экономики, в решении которой принимает участие РСЧС и ГО, возникла в связи с необходимостью защиты объектов экономики от ударов противника с воздуха, чтобы создать необходимые условия для бесперебойной работы промышленности в военное время.

В своем развитии эта проблема прошла от локального (местного) до общегосударственного уровня, от исследований отдельных вопросов до научных работ общегосударственного значения.

Во второй половине 70-х годов определились теоретические основы и практические рекомендации по повышению устойчивости функционирования экономики в военное время, в условиях применения вероятным противником оружия массового поражения.

В 1976 году было утверждено “Положение о гражданской обороне СССР”. Одной из основных задач гражданской обороны была задача повышения устойчивости экономики страны в военное время. Для решения ее были разработаны и 30.03.79 г. утверждены “Общие требования повышения устойчивости экономики страны в военное время”.

На их основе были разработаны и утверждены территориальные (республиканские, областные, городские) и отраслевые требования по повышению устойчивости (на военное время).

Такой подход к изучению и решению данной проблемы в то время был правомочным. После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году особое внимание стали уделять вопросам повышения устойчивости функционирования экономики в мирное время в условиях возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В последние годы жизнь внесла соответствующие коррективы как в военный, так и в мирный аспекты повышения устойчивости функционирования объектов экономики.

Основными причинами тому стали, с одной стороны, понимание того, что ядерная война - это безумие и она маловероятна, с другой стороны, развитие обычных средств поражения, активные намерения некоторых стран по их применению (и есть примеры по их применению, в т.ч. в России и в СНГ) не снижают опасности крупных разрушений и потерь, соизмеримых с ущербом от ядерного воздействия (Ирак, Чечня, Югославия и др.).

Вместе с тем и мирное время предъявило свои требования к защите экономики, подготовке ее к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях, в условиях разрушительного воздействия стихии, производственных аварий и катастроф.

В различных районах России, а также сопредельных государств функционируют объекты атомной энергетики, химической промышленности и другие объекты, аварии на которых могут повлечь за собой не только человеческие жертвы и материальный ущерб, но и серьезные политические, социальные и экономические последствия.

Исходя из этого, в последнее время приоритетными направлениями в решении проблемы повышения устойчивости являются предупреждение возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также снижение тяжести их последствий.

Таким образом, повышение устойчивости функционирования территорий, объектов экономики и жизнеобеспечения остается одним из направлений деятельности государства, территориальных и отраслевых органов управления.

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 204.