КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В структурах управления МЧС России промышленные предприятия рассматриваются как объекты экономики. В настоящем материале под понятием "Объект экономики (ОЭ)" понимается государственное, арендное или иное предприятие, учреждение или организация сферы материального производства либо непроизводственной сферы хозяйства, объединенное единой системой управления и расположенное на единой площадке.

В Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предприятия как объекты экономики классифицируются по основным признакам, имеющим определяющее значение в вопросах взаимодействия территориальных органов управления по обеспечению безопасности населения и территорий.

Наиболее важными признаками для классификации объектов являются:

виды опасности, которые несет в себе объект;

этап эксплуатации объекта;

важность объекта в народном хозяйстве;

порядок функционирования в чрезвычайных условиях;

ведомственная принадлежность;

форма собственности предприятия.

Первым и самым важным признаком является, как видно, опасность объекта. В соответствии с ГОСТ Р 22.0.02-94 потенциально опасным (ПОО) называется объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества (материалы), создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС, либо применяют опасные технологические процессы.

Кроме того, в соответствии с законом Российской Федерации “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (1997 г.) к категории опасных производственных объектов относятся те, на которых:

         получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества: воспламеняющиеся газы; окисляющие вещества; горючие вещества; взрывчатые вещества; токсичные вещества; высокотоксичные вещества; вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды в количествах, превышающих нормы, установленные этим законом;

    используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 0С;

    используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

    получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на их основе;

    ведутся горные выработки по обогащению полезных ископаемых и работы в подземных условиях.

Обобщая, можно отметить основные потенциально опасные объекты:

радиационно-опасные объекты (промышленные предприятия);

ядерно опасные объекты;

химически опасные объекты;

пожаровзрывоопасные промышленные предприятия;

предприятия, имеющие гидротехнические сооружения;

биологически опасные предприятия (объекты);

транспортные предприятия;

объекты - источники электромагнитных излучений;

объекты полигенной опасности.

К категории радиационно опасных объектов относятся те, на которых используют, хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии или разрушении которых может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей природной среды.

Отнесение к радиационно опасным и ядерно опасным объектам производится компетентными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 238 утвержден перечень особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов. В этом перечне более ста организаций.

К химически опасным относятся объекты, на которых хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии на которых или при разрушении которых может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды. На территории Российской Федерации таких объектов насчитывается более 3 тысяч.

Пожаровзрывоопасным является объект, на котором производят, используют, перерабатывают, хранят или транспортируют легковоспламеняющиеся и пожаровзрывоопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной техногенной ситуации.

Состав гидротехнических сооружений, представляющих опасность для населения, определен законом Российской Федерации “О безопасности гидротехнических сооружений” от 23 июня 1997 г.

Биологически опасные объекты – объекты, на которых возможна авария, сопровождающаяся распространением опасных биологических веществ в количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, сельскохозяйственных животных и растений, приводящих к ущербу окружающей природной среды.

Особое место в классификации потенциально опасных объектов занимают объекты полигенной опасности, т.е. объекты, обладающие различными источниками опасности и характеризующиеся более чем одним видом опасности.

Объекты полигенной опасности, одной из характеристик которых является пожаровзрывоопасность, склонны к реализации в чрезвычайных ситуациях эффекта “домино” и представляются как одни из наиболее опасных и сложных с точки зрения локализации аварии и проведения спасательных работ.

В зависимости от этапа существования промышленного объекта параметры, характеризующие его опасность по отношению, прежде всего, к населению, могут изменяться, а также могут изменяться виды опасностей и их количество. Каждый из этапов существования промышленного предприятия характеризуется, как это было отмечено выше, своим набором присущих предприятию опасностей и соответственно мероприятий органов управления РСЧС по предупреждению ЧС. В связи с этим практически оправдана классификация промышленных предприятий по этапам их существования:

проектируемые промышленные объекты;

строящиеся объекты;

вводимые в эксплуатацию и производящие пусконаладочные работы;

нормально функционирующие предприятия;

реконструируемые и расширяющиеся предприятия;

законсервированные объекты;

промышленные объекты, выводимые из эксплуатации;

аварийные объекты на любом этапе их функционирования.

В системе Гражданской обороны РФ в интересах обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики в чрезвычайных условиях (под термином "чрезвычайные условия" здесь и далее понимаются условия военного времени) промышленные предприятия как объекты ГО в зависимости от важности их в обеспечении устойчивости экономики государства в целом подразделяются на:

объекты особой важности;

объекты первой категории;

объекты второй категории;

некатегорированные объекты.

 Категория объекта зависит от вида выпускаемой продукции, ее объема, от численности работающего персонала и важности этой продукции в сфере обеспечения безопасности государства (объема выпускаемой продукции, работ, услуг). Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации в 1998 г.

Как правило, категорированные объекты имеют особые обязательства перед государством по выпуску важнейших для экономики страны видов продукции и выполнению услуг либо работ. В зависимости от организации функционирования в чрезвычайных условиях объекты разделяются на:

прекращающие свою деятельность на определенной территории, подверженной воздействию опасных факторов в чрезвычайных условиях, либо ситуациях;

переносящие свою деятельность на территорию вне опасных зон;

продолжающие работу в опасных зонах.

Уточняя особенности функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, территориальные органы исполнительной власти тем самым определяют перечень производств и объектов, устойчивость деятельности которых в зоне ЧС необходимо обеспечить. Очевидно, что нет смысла тратить силы и средства на те объекты, деятельность которых можно прекратить уже при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации либо в чрезвычайных условиях.

В зависимости от рассматриваемого периода (мирное время, военное время) перечень таких объектов может быть различным.

В системах РСЧС и ГО особое место занимают предприятия (объекты) жизнеобеспечения, устойчивость функционирования которых важна как в чрезвычайных условиях (ЧУ), так и в чрезвычайных ситуациях (ЧС). К ним относятся:

объекты (предприятия) топливно-энергетического комплекса;

учреждения управления;

предприятия (объекты) связи;

объекты здравоохранения;

предприятия (объекты) транспорта;

предприятия пищевой промышленности;

предприятия коммунального хозяйства и бытового обслуживания;

строительные организации и предприятия по производству строительных материалов;

производители средств спасения;

ремонтные предприятия;

другие предприятия, деятельность которых важна в ЧС.

Состав объектов жизнеобеспечения для каждой конкретной территории определяется комиссией по чрезвычайным ситуациям АТЕ. Проект перечня таких объектов готовит отдел, управление (главное управление) по делам ГОЧС и после утверждения списка контролирует выполнение мероприятий по устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях определенных перечнем объектов. Одновременно территориальные органы управления РСЧС в составе предприятий жизнеобеспечения должны обратить внимание на объекты, безаварийная остановка которых сама по себе может привести к чрезвычайной ситуации на подконтрольной территории. Примером может служить остановка работы теплоцентрали в холодное время года. Если говорить обобщенно, то к рассматриваемому списку таких объектов относятся:

объекты топливно-энергетического комплекса;

объекты транспорта;

объекты водоснабжения;

объекты здравоохранения и другие.

Рассматривая в целом всю экономику страны, можно классифицировать промышленные предприятия как объекты различной ведомственной принадлежности, например:

объекты местной обороны, имеющие подчинение МО РФ;

объекты МВД РФ;

объекты ФСБ;

объекты МПС и другие предприятия, сохранившие вертикальную ведомственную систему управления.

Организация работы территориальных ОУ РСЧС с этой категорией объектов имеет свою специфику. В первую очередь эта специфика заключается в сложности доступа специалистов РСЧС на территорию таких объектов или целых закрытых территориальных образований для оценки состояния безопасности территорий и степени защиты рабочих, служащих и населения. Работа территориальных органов с такими объектами осуществляется через соответствующее министерство (ведомство), а также непосредственно "объект-территория" на договорной основе с учетом требований Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Положения "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС". В то же время именно из-за ведомственных преград территориальные органы управления не всегда могут иметь исчерпывающую информацию о степени опасности для населения объектов экономики ведомственного подчинения. Именно ведомственные объекты и закрытые территориальные образования могут являться непредвиденным ранее источником опасности.

Вопросы обеспечения безопасности потенциально опасных и технически особо опасных объектов подлежат экспертизе уже на этапе проектирования предприятий и рассматриваются в разделах “ИТМ ГО и мероприятия по предупреждению ЧС” проектов строительства. Перечень таких объектов определен письмом Минстроя России от 20 апреля 1995 года № БЕ-19-9/24 и включает:

ядерно и/или радиационно опасные объекты (АЭС, исследовательские реакторы, предприятия ядерного технологического цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиационных отходов);

объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов; гидротехнические сооружения 1 и 2 класса;

объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей;

магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы с давлением 6 МПа;

крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс.тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;

объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных и твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению;

предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;

тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт;

морские порты, аэропорты с длиной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены;

крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тыс. человек.

Таким образом, все многообразие предприятий в интересах обеспечения их устойчивого функционирования и обеспечения защиты населения, рабочих и служащих можно характеризовать по:

организационно-правовым формам;

видам опасности для рабочих и служащих, населения;

этапам развития (функционирования);

значимости в экономике государства;

порядку функционирования в ЧУ и ЧС;

значимости в жизнеобеспечении населения;

ведомственной принадлежности.

В зависимости от вида предприятий (в первую очередь крупных промышленных предприятий), их организационно-правовых форм организация управления в пределах самого предприятия, а также взаимодействие территориальных органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС с ними в каждом конкретном случае имеет свои особенности, не учитывать которые при решении задач устойчивого функционирования объекта невозможно.

 

 


Рис. 1


Дата: 2019-07-24, просмотров: 858.