Управленческий процесс всегда предполагает неравновесные управленческие отношения между субъектом и объектом управления. Именно поэтому возникает особая необходимость урегулировать нормами права все действия субъекта, и именно поэтому управленческий процесс — административный процесс, точнее, одна из его разновидностей. Что же такое «административный процесс»?
Административный процесс понимается как урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел с сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-правовых отношений.
Субъекты административного права определяются в нормах права общим или родовым понятием как физические лица, государственные органы власти, негосударственные объединения, организации, предприятия, учреждения различной формы собственности, другие юридические лица — все те, кто потенциально может вступить в конкретные правоотношения с органами госадминистративного управления.
Субъекты административных правоотношении — это конкретные участники, стороны правоотношений, наделенные правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, госадминистративного управления и способные реально осуществлять эти отношения, реализовать свои статусные права и обязанности в порядке, определенном законодательством (административно-процессуальным).
Субъекты административного права могут стать субъектами административно-правовых отношений, если имеются три условия: а) нормы административного и административно-процессуального права, регулирующие права и обязанности сторон, процесс их правоотношений; б) основания для возникновения, изменения и прекращения правоотношения (по сути, совершение юридического факта); в) наличие административной правоспособности и административной дееспособности субъектов этих отношений.
Под административной правоспособностью понимается реальная и обеспеченная государством возможность, иметь субъективные права и исполнять административно-правовые обязанности. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.
Под административной дееспособностью понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти, другими словами, это возможность гражданина реализовать соответствующую правоспособность. Наступает с 16 лет, когда гражданин становится субъектом административной ответственности.
Субъект административного права, субъект административно-правовых отношений — понятия юридические. Однако государственно-административное управление как система прямых и обратных связей органов исполнительной власти, их должностных лиц с общественностью, гражданами не сводится к чисто юридическим отношениям, чаще приобретает характер политических, личностных, формальных и неформальных связей, взаимоотношений.
Административно-правовые отношения всегда двусторонние. Одной стороной выступает орган государственной (муниципальной) власти, его должностные лица — это первичные, как бы «свои» субъекты. Другой стороной могут быть: другие органы госвласти, реализующие нормы административного права и вступающие во взаимоотношения с первичными субъектами, органы управления организациями, предприятиями и учреждениями, общественные объединения граждан, обладающие свойствами административного правового статуса, граждане, вступающие во взаимоотношения с субъектами административного права, администрацией, — это, так сказать, смежные субъекты 0 первичные, и смежные субъекты не замыкаются в кругу административных правовых норм, административный процесс и управленческая деятельность объективно и необходимо осуществляются на основе конституционного, гражданского права, реализуются смежные статусы всех субъектов права.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 223.