Организационная культура понимается как характеристика системы взаимоотношений, связывающей индивидов, принадлежащих к определенной группе, персоналу и через это — к общей культуре данной организации. Каковы бы ни были отношения по службе, по вертикали и горизонтали взаимодействия персонала, они не могут быть бескультурными, поскольку все, что предпринимается в сфере управляющего воздействия на людей, прямо относится к культуре. Иной вопрос — какова характеристика этой культуры, каков ее уровень. Можно принудить человека к какому-то действию, но можно увлечь его идеей этого действия, мобилизовать его через стимулирование и убеждение.
Осознание организационной культуры как способа управленческой деятельности требует подчеркнуть, что она имеет предпосылки в коллективном «самосознании», архетипы которого влияют на организационное поведение. В подсознании руководителей управления (политических и административных должностных лиц, специалистов всех категорий, менеджеров, работников технического обеспечения) выстраиваются все основные идеи и модели участия в управленческой деятельности, определяющие эффективность работы государственной организации. Уровень организационной культуры во многом, если не в основном связан с тем, как организована деятельность персонала, какова степень включенности в нее творчества служащих и каков его результат, каково самочувствие человека, занятого управленческим трудом, и каково влияние результатов его труда на самочувствие других людей, какими нормами и ценностями руководствуются служащие и каковы результаты, производимые ими, — все это производное организационной культуры государственного учреждения и профессиональной культуры служащих как составной ее части. Итак, организационная культура государственного учреждения — это сложная система, компонентами которой являются:
· ценности, носителями которых являются члены коллектива, и прежде всего служащие;
· нормы, правила, традиции, которым они следуют;
· взаимо(со)действие, которое они выстраивают и поддерживают;
· результаты деятельности, производимые ими;
— определенный образ жизни членов данной организации. Рассмотрим эти составляющие подробнее.
3.Ценности государственных служащих
Чиновники часто оказываются в таком положении, когда приходится проявлять предпочтение или решать одни назревшие проблемы раньше других. Каких ориентиров должны придерживаться чиновники в этих случаях: должны ли они руководствоваться какими-то общими правилами или своей интуицией? Наверное, ответ связан с тем, каких ценностей придерживаются государственное учреждение и чиновники, конкретные лица, принимающие решения. Разумеется, широкие обобщения вряд ли возможны, поскольку государственные учреждения имеют дело с огромным разнообразием проблем, решений, инструкций, видов деятельности. Законы часто относятся к совершенно конкретным организациям (например, к местному самоуправлению или природоресурсам) и могут быть применены только к конкретным органам. Различные организационные нормы разрабатываются конкретными учреждениями и, следовательно, меняются в зависимости от того, какое учреждение их разработало. Учреждения, группы учреждений развивают свою собственную культуру, свои нормы и ценности, что оказывает влияние на «конечный продукт» этих учреждений.
Дифференцированность государственной сферы означает, что в работе государственных учреждений существуют значительные вариации, и поэтому невозможно сформулировать некие общие правила. Ценности, свойственные государственным учреждениям, могут отчасти рассматриваться как производные от ценностей общества в целом. Однако можно выявить некоторые идеи, положенные в основу управленческих теорий.
Доминирующие ценности как фактор организационной культуры. Ценности — это набор наиболее важных предпочтений, принимаемых членами организации и задающих людям ориентиры их поведения и действий.
В свое время известный социолог Питирим Сорокин утверждал, что «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры»159
Основу культуры государственной службы составляют ценности, имеющие долговременное значение, они не сводятся к количественным показателям, а характеризуют в большей степени качественно, задают смысл деятельности госслужащих. Их значение острее всего проявляется в критические моменты, когда особую роль играет моральный фактор.
Ведущую роль в культуре органов управления играют организационные ценности, т. е. предметы, явления и процессы, направленные на обеспечение деятельности госслужащих и признающиеся в качестве таковых большинством членов организации: коммуникабельность, профессионализм, культура делового общения, гласность, система принятых на государственной службе представлений, норм поведения, ритуалов.
Ценности субъективного характера, или ценностные ориентации, которых придерживается госслужащий в своей деятельности, — одна из ведущих категорий организационной культуры. Идейно-политические цели, нравственные приоритеты ориентируют служащего на то, какое поведение в организации является допустимым или недопустимым. Ценности, ценностные ориентации трансформируются в принципы государственного служащего и отражают факт его высокой гражданской и профессиональной зрелости.
Честность и некоррумпированность. К сожалению, Россию относят к числу стран, в которых существует высокий уровень политической и управленческой коррупции, к которой отношение у власть предержащих и у многих потребителей государственных услуг весьма снисходительное.
Всем понятно, что коррупция — источник дестабилизации государственной власти. Сегодня между тем формы и разновидности коррупции усложнились и сделались трудно фиксируемыми. Это приглашение к круизу, подарки к юбилею, прикрепление к элитным санаториям и поликлиникам, большие гонорары за консультации, издание книг и т. д. К тому же нужно учесть и то, что в системе власти задействовано большое число низкооплачиваемых служащих, которые стремятся компенсировать низкую заработную плату путем использования служебного положения. Именно потому власть привлекательна даже на нижних этажах аппарата, где служащие непосредственно соприкасаются с гражданами и принимают решения повседневно либо готовят проекты решений. Вот почему проблема административной этики касается не только руководителей различных уровней, это проблема государственных и муниципальных служащих вообще.
4. Нормы, правила, традиции, определяющие поведение сотрудников и взаимоотношения в государственных организациях
Организационная культура, как известно, проявляется, материализуется в организационном поведении, отношениях госслужащих. Можно сказать, что организационное поведение — это определенный уровень гармонического сочетания профессионализма, исполнительности и нравственности госслужащих, проявляется в'их поведении в коллективе, в системе управленческих отношений при обеспечении полномочий государственных органов в соответствии с действующим законодательством.
Что обычно нарушает гармонию в системе отношений?
Конфликт субординации (субординация: лат: зиЬ — под + опНпа-по — приведение в порядок; служебное подчинение младшего старшему, исполнение правил служебной дисциплины).
Субординация, иерархическая подчиненность обеспечивает устойчивость, подконтрольность отношений и строится по типу линейного построения организационной структуры государственного органа. Так как структура административных отношений включает несколько уровней внутриорганизационного управления, то каждое должностное лицо является одновременно и субъектом и объектом этих отношений. Так, госслужащие зависят от политических чиновников, подконтрольны им. Вместе с тем каждый административный руководитель, используя властные полномочия, оказывает огромное влияние на персонал организации, своих подчиненных. Где же те границы, пересечение которых превращает административный порядок в административный произвол, колеблющий устои организации?
Конечно, человеку ориентироваться в переплетении «личного» и «публичного» чрезвычайно трудно. Как служащий-подчиненный (норме, инструкции, руководителю) он всего лишь функционер, а как независимый управленец, принимающий самостоятельно решения, он — творческая личность, индивид. Понять себя как функцию и как личность он может только со всеми коллегами. Понимание должно быть совместным. Как этого добиться — вот в чем вопрос.
«Зона допустимого» — термин, который означает, что чиновник может осуществлять свои полномочия в направлении «вверх», «вниз», «вбок» в определенных, установленных правовыми нормами и правилами (традициями, этикой) организации пределах, за границами которых можно ожидать неповиновения, неуважения, сопротивления, санкции.
Психологические факторы организационного поведения. Существует связь между рабочей атмосферой и эмоциональным контекстом. Всем довольный работник не всегда самый производительный. Но и «нагретый» до стрессового состояния человек не способен отдаваться работе. Есть оптимальный уровень напряжения, определить и установить его — задача руководителя и не только руководителя — всего коллектива. Наблюдения показали, что из 100 человек нормально могут работать в условиях, угрожающих их достоинству, самоуважению, психическому равновесию, только три человека.
Социальная ответственность служащих, встреча с трудными, порой невыполнимыми задачами, понукания со стороны вышестоящего начальства, обязанность всегда поддерживать бодрый имидж, принимать безошибочные решения, вести себя жестко и оперативно и требовать того же от всех остальных, постоянное ощущение нехватки ресурсов — все это составляющие управленческой деятельности. Служащие часто испытывают стрессы, сомнения, когда приходится все время менять направление под очень сильным давлением, принимать решения, чувствуя, что для этих решений нет достаточных оснований, а для их выполнения — ресурсов.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 396.