Следующей в иерархии управления является категория руководителей. Перечни должностей этой категории определяются реестрами должностей государственной службы.
В содержание понятия «руководитель» можно включить:
1) ответственных чиновников, которые в полной мере осуществляют руководство организацией, всеми стадиями управленческого цикла;
2) руководителей отделов, секторов и т. п., в которых также осуществляется полный управленческий цикл, но в меньших масштабах;
3) заместителей руководителей, которые в известной степени являются дублерами руководителей, потенциальными руководителями, иногда руководителями de facto. В совокупности их всех и называют администрацией, бюрократией — это социальная группа с устоявшейся внутренней структурой, которая может непосредственно влиять на воплощение в жизнь принципов политических действий, способствуя их реализации или парализуя ее.
Ответственные чиновники являются карьерными государственными служащими, находящимися на служебной лестнице ступенькой политических руководителей. Чиновники высокого ранга руководят публичными службами, большими подразделениями, отделами, курируют важные представительные программы.
Отечественные исследователи выделяют следующие группы функций как виды деятельности руководителя в системе государственных и муниципальных органов управления (от министра до начальников отделов):
- административная, суть которой в мобилизации всего имеющегося потенциала коллектива, всех ресурсов на выполнение поставленных целей оптимальным способом;
- стратегическая, т. е. разработка и проведение стратегии развития организации, формирование оптимальной оргструктуры, принятие
и осуществление концептуальных решений;
- нормотворческая — разработка и принятие административно-правовых актов во исполнение закона и по собственной инициативе;
- внутреннего оперативного руководства — осуществление непосредственного руководства на всех этапах управленческого цикла, исполнения роли эксперта и консультанта в процессе разработки, принятия и осуществления управленческих решений органом управления, роль инноватора или посредника в установлении контакте управленцев.
- коммуникативно-регулирующая, реализующая искусство работы
с людьми как со своим коллективом, так и с общественностью. Руководитель здесь играет роли представителя, воспитателя, психотерапевта, пропагандиста и агитатора, а порой — «громоотвода»;
- ресурсопоисковая функция. Она обычно не прописывается
в должностную инструкцию руководителя, но это означает лишь
умолчание того факта, что очень много затрат энергии и времени
(«живого труда») руководитель выделяет (вынужденно) для поиска
ресурсов (особенно финансовых), которых всегда не хватает.
- контрольная функция необходима, с тем чтобы компенсировать
недостатки исполнительной власти, ибо результаты чаще всего хуже
прогнозируемых и каждый раз появляется причина выяснения и предупреждения в дальнейшем.
4. Должности государственных органов категории «постоянные»
Государственные (муниципальные служащие — исполнители, опе ративные работники, инструкторы, т.е. должности категории «В» (старшие, ведущие). В специальной литературе и в быту их иногда именуют «низовым звеном» государственной службы, что свидетельствует об определенной недооценке этой самой многочисленной категории служащих.
Подобная недооценка может отрицательным образом сказаться на функционировании организации и учреждения, поскольку именно служащие низового звена «доносят» услугу до клиента, и именно в этом проявляется их неформальная власть. Источник этой власти - определенная свобода при выполнении своих функций. Эта свобода необходима, поскольку служащие низового звена работают непосредственно с людьми, сталкиваясь со сложными и порой непредсказуемыми ситуациями. Это значит, что их работа не может быть легко сведена к стандартным, рутинным операциям и процедурам. Возможны лишь некие общие нормы и правила ориентирующего характера. Часто служащие низового звена выполняют работу, которая не может быть непосредственно проконтролирована начальником. Правда, информатизация и компьютеризация процесса управления повышает возможность контроля над служащими низового звена. Но последние, в свою очередь, умело готовят формализованные документы для ввода в компьютеры и удовлетворяют своих начальников, сохраняя при этом собственную автономию.Специалисты — к этой группе относится большая часть кадров аппарата управления: экономисты, юристы, социологи, политологи, аналитики.
Отличительными особенностями этой категории управленческого персонала является то, что: 1) к их деятельности приложимы не все, а только часть признаков управленческого труда; 2) для работы им требуется специальное высшее профессиональное образование и опыт специальной профессиональной занятости. На первое место в их работе выдвигается аспект — научно-профессиональный.
Такой существенный признак, как управленческая компетентность, применительно к труду специалиста имеет специфически функциональное значение. Специалист не связан со всеми операциями, стадиями управленческого цикла. Он не объединяет и не направляет управленческий процесс в целом. Но нельзя недооценивать управленческий потенциал этого звена кадров управления. Эффективность всей системы управления нередко определяется деятель специалистов.
Таким образом, целесообразно выделить ключевые факторы, определяющие возможность продуктивной работы специалистов в организации:
— установленная нормативная и достаточная независимо
обеспечивающая ему свободу действий;
— целенаправленность деятельности: понимание, признание
и стремление достичь базовых целей, стратегии государственного
органа, в котором специалист служит;
— современные знания и профессиональные навыки;
— творческий подход к достижению целей;
— умение работать в коллективе и сотрудничать;
— технологическое и прочее обеспечение его работы;
— учет рабочего времени.
5. Должности государственных органов категории «обеспечивающие»
Нельзя недооценивать технический персонал аппарата, управления- секретарей, делопроизводителей, операторов и т. д. — младшие должности категории «Г». К этой категории работников также приложимы некоторые элементы существенных признаков управленческого труда. Технический персонал по поручению руководителей, специалистов, служащих вышестоящих должностей и при их контроле выполняет отдельные задачи, относящиеся к управленческой деятельности, обеспечивает общий ритм управленческого цикла, в значительной степени освобождает руководителей, специалистов управления от рутинных, технических операций и обеспечивает им возможность сосредоточиваться на решении наиболее сложных управленческих проблем. От служащих технического персонала зависит четкое прохождение информации в различных сферах, доведение решения до исполнителей, масса мелких организационных вопросов. Из-за низкой оплачиваемости их труда подобрать и предупредить увольнение этих работников становится сложной проблемой руководителя аппарата государственного (муниципального) учреждения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 207.