Организационно-технические меры призваны создать предпосылки для минимизации монотонного, рутинного, малоквалифицированного труда, для обеспечения санитарно-гигиенических условий работы, усиления творческого содержания труда, повышения культуры труда сотрудников.
Технические меры — это создание всех компонентов коллективного трудового процесса. Трудовой процесс в органах управления, как известно, включает в себя три компонента:, служащего (живой труд), технические средства, используемые им для получения, обработки и хранения информации (орудия труда), саму информацию (предмет 'пруда). В результате соединения данных компонентов создается продукт труда в виде опять же информации: решения, аналитические справки, таблиц, сводки в прогнозы и т. п.
Для соединения живого труда с его орудиями и предметом недостаточно только их наличия. Здесь нужны также организационные меры, которые предусматривают: овладение всеми работниками техникой, соответствующими приемами и методами обработки информации. Кроме того, поскольку речь идет о труде, затраты на который покрываются за счет общественного бюджета, общество заинтересовано в экономном использовании всех ресурсов, высоком качестве труда государственных (муниципальных) служащих и его производительности. Для реализации этих общественных предпосылок также необходимы организационные предпосылки: нормы на используемые ресурсы, соблюдение дисциплины труда, формы его разделения и кооперации, стимулы к творческой активности и т. п.
Осуществление организационных предпосылок, благодаря которым происходит соединение человеческих усилий с орудиями и предметами труда, рациональное использование данных компонентов и есть организация труда в учреждении. Она становится научной в том случае, когда каждая организационная предпосылка является результатом научного обоснования, а не только интуиции, здравого смысла и традиций.
В предыдущие (доперестроечные) годы большое внимание в сфере управления, уделялось научной организации труда — НОТ. Если отказаться от допускаемой тогда излишней абсолютизации и рассматривать НОТ не как «высшую стадию рациональной организации труда», а как вторичную по отношению к функциям управления и задачам формирования творческой обстановки в государственном учреждении, то следует отметить значение НОТ как составной части организационной функции управления.
Слово «научная» применительно к понятию «организация труда» означает, что решение государственным органом практических вопросов должно основываться на всей совокупности достижений наук (общественных, естественных, экономических и др.), техники, технологии, передовой практики.
Основными принципами организации труда в органах управления являются: законность, плановость, комплексность, непрерывность, нормативность, эффективность и др. Некоторые принципы носят универсальный характер, другие — более специфичны.
Различают два аспекта трактовки НОТ: в статике и динамике. В первом случае НОТ рассматривается как система применяемых научно обоснованных форм и методов организации труда', во втором — как процесс их совершенствования. Следовательно, НОТ — это постоянный творческий процесс, в котором организация (управленческого) труда приводится в соответствие изменяющемуся уровню развития науки, техники и технологии.
НОТ включает следующие направления совершенствования данной организационной системы: нормативное и организационное урегулирование форм и методов разделения и кооперации труда; улучшение организации и информационного обслуживания рабочих мест государственных служащих; рационализация делопроизводства и документопотока внедрение современных средств, методов и приемов анализа, обработки информации; оптимизация материального и морального стимулирования, укрепление дисциплины труда, служебной ответственности; развитие творческой активности сотрудников. Указанные направления универсальны. Содержание же их обусловливается характером конкретной рационализируемой деятельности и раскрывается в методических рекомендациях, исследованиях прикладного характера — продукции НИИ соответствующих министерств и ведомств государственного управления.
Различия в трудовой деятельности госслужащих на различных иерархических уровнях состоят в работе с обобщенной либо с конкретной информацией, в различном диапазоне информационных и деловых контактов.
Сложность управленческого труда обусловливает необходимость предварительной профессиональной подготовки человека к этому виду труда — профессиональной специализации. Сегодня участие человека в трудовом процессе на основе приобретенного опыта, т. е. без предварительного обучения, практически изживается. Все группы должностей государственной службы требуют от человека профессионального образования. Таким образом, в сфере государственного управления наконец-то проявляется общесоциологическая тенденция — непрофессиональная специализация уступает место профессиональной специализации.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 240.