Организация управленческого труда как система организационно-технических мер
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организационно-технические меры призваны создать предпосыл­ки для минимизации монотонного, рутинного, малоквалифицирован­ного труда, для обеспечения санитарно-гигиенических условий рабо­ты, усиления творческого содержания труда, повышения культуры труда сотрудников.

Технические меры — это создание всех компонентов коллективно­го трудового процесса. Трудовой процесс в органах управления, как известно, включает в себя три компонента:, служащего (живой труд), технические средства, используемые им для получения, обработки и хранения информации (орудия труда), саму информацию (предмет 'пруда). В результате соединения данных компонентов создается про­дукт труда в виде опять же информации: решения, аналитические справки, таблиц, сводки в прогнозы и т. п.

Для соединения живого труда с его орудиями и предметом недос­таточно только их наличия. Здесь нужны также организационные меры, которые предусматривают: овладение всеми работниками тех­никой, соответствующими приемами и методами обработки информа­ции. Кроме того, поскольку речь идет о труде, затраты на который покрываются за счет общественного бюджета, общество заинтересова­но в экономном использовании всех ресурсов, высоком качестве тру­да государственных (муниципальных) служащих и его производитель­ности. Для реализации этих общественных предпосылок также необ­ходимы организационные предпосылки: нормы на используемые ресурсы, соблюдение дисциплины труда, формы его разделения и кооперации, стимулы к творческой активности и т. п.

Осуществление организационных предпосылок, благодаря которым происходит соединение человеческих усилий с орудиями и предметами труда, рациональное использование данных компонентов и есть организа­ция труда в учреждении. Она становится научной в том случае, когда каждая организационная предпосылка является результатом научного обоснования, а не только интуиции, здравого смысла и традиций.

В предыдущие (доперестроечные) годы большое внимание в сфере управления, уделялось научной организации труда — НОТ. Если отка­заться от допускаемой тогда излишней абсолютизации и рассматри­вать НОТ не как «высшую стадию рациональной организации труда», а как вторичную по отношению к функциям управления и задачам формирования творческой обстановки в государственном учреждении, то следует отметить значение НОТ как составной части организацион­ной функции управления.

Слово «научная» применительно к понятию «организация труда» означает, что решение государственным органом практических вопро­сов должно основываться на всей совокупности достижений наук (об­щественных, естественных, экономических и др.), техники, техноло­гии, передовой практики.

Основными принципами организации труда в органах управления являются: законность, плановость, комплексность, непрерывность, нормативность, эффективность и др. Некоторые принципы носят универсальный характер, другие — более специфичны.

Различают два аспекта трактовки НОТ: в статике и динамике. В первом случае НОТ рассматривается как система применяемых на­учно обоснованных форм и методов организации труда', во втором — как процесс их совершенствования. Следовательно, НОТ — это посто­янный творческий процесс, в котором организация (управленческого) труда приводится в соответствие изменяющемуся уровню развития нау­ки, техники и технологии.

НОТ включает следующие направления совершенствования данной организационной системы: нормативное и организационное урегулирование форм и методов разделения и кооперации труда; улучшение ор­ганизации и информационного обслуживания рабочих мест государственных служащих; рационализация делопроизводства и документопотока внедрение современных средств, методов и приемов анализа, обработки информации; оптимизация материального и морального стимулирования, укрепление дисциплины труда, служебной ответст­венности; развитие творческой активности сотрудников. Указанные направления универсальны. Содержание же их обусловливается харак­тером конкретной рационализируемой деятельности и раскрывается в методических рекомендациях, исследованиях прикладного характе­ра — продукции НИИ соответствующих министерств и ведомств госу­дарственного управления.

Различия в трудовой деятельности госслужащих на различных ие­рархических уровнях состоят в работе с обобщенной либо с конкрет­ной информацией, в различном диапазоне информационных и дело­вых контактов.

Сложность управленческого труда обусловливает необходимость предварительной профессиональной подготовки человека к этому виду труда — профессиональной специализации. Сегодня участие че­ловека в трудовом процессе на основе приобретенного опыта, т. е. без предварительного обучения, практически изживается. Все группы должностей государственной службы требуют от человека профессио­нального образования. Таким образом, в сфере государственного управления наконец-то проявляется общесоциологическая тенден­ция — непрофессиональная специализация уступает место профессио­нальной специализации.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 208.