Объект, предмет, цель изучения административного управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Объект, предмет, цель изучения административного управления

Базовые понятия административного управления

Административное управление и государственное управление

Государственное администрирование

Базовые понятия административного управления

Администрация (англ. the management, administration) имеет несколько значений: 1) органы исполнительной власти и управления; 2) должностные лица управления, руководящий персонал какого-либо учреждения, предприятия; 3) распорядители, ответственные устроите­ли, исполнители.

Итак, субъекты исполнительной власти и субъекты управления, управляющего воздействия указаны.

Субъекты исполнительной власти — органы и лица, правомочные принимать публично значимые административные решения (постановления, распоряжения), устанавливающие нормативные предписания, правила.

Субъекты управления — должностные лица государственно-административных (муниципальных) органов, служащие, исполняющие и ответственные за исполнение гражданами административных реше­ний (постановлений, распоряжений) в своей компетенции имеющие полномочия по урегулированию поведения, отношений граждан в рамках административных предписаний, решений.

Публичное административное управление ( Public Administration ) — отправляющее воздействие администрации на общественные процессы и отношения, которые проявляются в публичной сфере, т. е. в общественной социальной жизни, публичном секторе экономики.

Если субъект — государственная администрация, органы исполнительной власти и их должностные лица — речь идет о государственно-административном управлении.

Если субъект — администрация муниципальных образований и должностные лица районных управ, муниципалитетов — речь идет о муниципальном административном управлении, или административном управлении на муниципальном уровне.

Если субъект — администрация предприятий и их руководство — речь о менеджменте.

Какое же содержание заключает в себя понятие «административное управление»?

1. Это разновидность социального управления: осуществляется через людей, распространяется на людей с целью урегулирования, организации, упорядочения отношений людей.

2. Нужно различать внутриорганизационное управляющее воздействие администрации данной организации, учреждения, предприятия и внешнее на общество, за рамками данной организации, учреждения — властно-публичное управляющее воздействие, которое могут оказывать лишь органы (и должностные лица) публичной власти: органы государственной и муниципальной власти (и их должностные лица с публично-властными полномочиями).

3. Это сфера реализации исполнительной (подзаконной) власти, ее органов и должностных лиц на всех уровнях государственно-территориального устройства: федеральном, федерально-окружном, субъектов Федерации, административных единиц в рамках субъектов Российской Федерации, местном (муниципальном).

4. Это особый вид общественной деятельности (государственная служба, муниципальная служба) по управлению делами государства.

5. Это не стратегическое руководство, не стратегическое управление и планирование, а повседневное, оперативное управление делами государства, обеспечение государственным аппаратом функций госу­дарства, исполнение законов.

6. Это особый вид общественных отношений — неравновесных, управленческих, субъектно-объектных, связанных с осуществлением исполнительной власти.

7. Это процесс (администрирование), реализующий правоотношения, возникающие между гражданами (физическими лицами), организацией (юридическими лицами) и государственным (муниципальным) органом власти.

Концепция демократического государственного

Управления

 

Административная модернизация осуществляется на основе демократ ического государственного управления (Россия), «отзывчивой бюрократии (США). В США это не означает отказ от менеджеризма как основной черты американской бюрократии, административного государства. Что же внедряют современные административные реформы?

Контракты рассматриваются предпочтительной формой общественных отношений (не директивы, предписания, приказы). Вместе понятно, что контрактное управление, выходящее за рамки общепринятого государственно-административного управления, возможно только в узких областях; контракты и административные договоры не отменяют порядок субординации, утверждают отношения между административным органом публичной власти и подрядчиком (физическим или юридическим лицом) не координационные, а субординационные. Вместо достижения соглашения относительно целей и задач контракта они могут быть просто предписаны. В строго придерживающихся буквы закона бюрократиях контрактное управление сталкивается с жестким пространством закона, поскольку действия сфере государственной администрации, как правило, сильно зарегулированы.

Новые подходы возникают в процессе формирования бюджета. Известно, что разрабатывается бюджет (как проект) административной подсистемой, а принимается как закон парламентом, утверждается президентом, т. е. политической подсистемой. Рационализация политического процесса могла бы состоять в предоставлении парламенту не только соответствующих финансовых и налоговых данных, но и информации по учету затрат и результатов. Конечно, это не будет означать полный контроль политических инстанций в бюджетном процессе, так как, во-первых, речь идет не о текущих затратах и результатах, а о будущих, т. е. прогнозных, и, во-вторых, с учетом массы процедур политический сектор будет также зависеть в этом отношении от оценок, сделанных административными инстанциями.

Модель государственного менеджмента в России находит своих сторонников, и все же решительное большинство теоретиков и практиков государственного управления в нашей стране не абсолютизируют концепцию государственного менеджеризма, а пытаются «приспособить» ее в пользу «новых основ демократического государственного управления». Каковы основания этой новой парадигмы?

Ведущаяся во всем мире широкая дискуссия о правах человека показывает, что идея врожденного достоинства человека и прав лично сти завоевывает все большее распространение. Было бы трудно понять, если бы государство и администрация в рамках трансформационных) процессов направили свой путь развития в сторону потребителя, в то же время как исторически он ведет к гражданину, который не является ни просителем, ни даже потребителем (участником рынка на стороне спроса), но который наделен правами и возможностью их защиты перед государственной администрацией в суде.

Современное государство не только защищает своих граждан от вмешательства государственной власти в смысле соблюдения конвенций о правах человека. В конституционном правовом государстве развились многообразные личные права на общественные действия, например право обращения к закону. В государстве благосостояния этот положительный статус расширился, охватив право на материальную помощь со стороны государства.

В классической государственной администрации действия предпринимаются не кем-либо, а ответственным должностным лицом, Существует строгая система полномочий и, кроме того, действует принцип устранения множественности полномочий. Если тем не менее возникает потребность в дублировании ответственности, действуют соответствующие нормы, например правило, согласно которому действие предпринимается теми полномочными инстанциями, которые первыми имели дело с рассматриваемым вопросом.

Существуют нормы, регулирующие конфликты полномочий, например предписывающие определение ответственности вышестоящим органом. Таким образом, модели управления классической государственной администрации направлены либо на устранение соперничества, либо на разрешение спорных моментов на правовой основе.

    При социальной экономике остаются сферы общественных обязательств, где граждане могут выбирать между различными учреждениями, предоставляющими общественные услуги: в секторе культуры (музеи, театры, библиотеки и т. д.), в области образования (университеты, школы для взрослых, учреждения среднего образования), в секторе социального обеспечения (дома для престарелых, детские сады, социальное обслуживание и т. д.).

Политический руководитель

Методология проблемы

Предлагая культурологический срез анализа системы администра­тивного управления, мы исходим из убеждения относительно роли культуры как системообразующего, интегрирующего феномена обще­ства.

Культура управления как составляющая системы во многом опре­деляет ее целостность, организованность, зрелость; представляет со­бой субъективный фактор госуправления — определенное слияние интеллекта и действий, «материализацию» сознания. Этот фактор от­ражает способность государственных служащих адекватно реагировать на происходящие изменения в экономике, социальной и культурной сфере и при этом обеспечивать устойчивость в управлении, своего рода управленческую преемственность, не рвать оправдавшие себя «нити» управления, учитывать положительный и отрицательный опыт.

Термин «профессиональная культура управления» не закреплен в словарях, имеет множество синонимов (управленческая культура, профессионально-нравственная культура труда, профессиональная этика, профессионализм и т.д.), его можно встретить на страницах экономической, социологической, политической, культурологической литературы.

Профессиональная культура управления имеет свою специфику, что позволяет ее выделить как относительно самостоятельное явление, имеющее свои закономерности организации, развития.

Она характеризует поведение и отношения людей одной из малых социальных групп, но в то же время распространяется на все другие явления в обществе. Потому-то вопрос о том, насколько адекватно ситуации в обществе происходит становление новой культуры управ­ления, волнует не только специалистов, исследователей и профессио­налов-управленцев, но и всех тех, кто так или иначе находится в сис­теме общественных отношений, в орбите управления.

Как подсистему государственного управления профессиональную культуру управления следует отнести к системам «неравновесным», с преобладанием субъект-объектной направленности.

Обобщая сущностную характеристику профессиональной культуры управления, выделим три важные ее составляющие:

1. профессиональная культура — это феномен, который предстает как результат человеческой деятельности и как процесс, находящийся в постоянном развитии;

2. профессиональная культура — показатель качественного со­стояния управления;

3. это сложная самоорганизующаяся система, на которую воздей­ствуют факторы, условия как извне (культура, деятельность общества, мирового сообщества), так и изнутри, т. е. закономерности развития самой системы управленческой культуры госслужащих.

Система профессионально-управленческой культуры может быть понята и изучена на основе анализа трех ее уровней: на общенацио­нальном уровне государственной службы как публично-правового ин­ститута и носителя специфической корпоративной культуры; на уров­не госучреждения с его стилем работы, который нормируется из сово­купности принятых устойчивых образцов административной этики, социально-политических ценностей и правовых норм, накопленных коллективом традиций, прошлого опыта и современных ориентации, т. е. организационной культуры; на уровне личности государственного служащего, культура которого вмещает в себя определенную совокуп­ность профессиональных качеств и свойств, убеждений, знаний и на­выков, определенный репертуар управленческих технологий.

Примеры методов мотивации общего значения

Примеры методов мотивации общего значения

Прием на работу. Фактором, оказывающим мотивационное воздействие, причем часто в течение длительного периода, является впечатление, которое возникает у работника от первого знакомства с будущей организаци­ей. Современные социологи и психологи придают большое значение тому мотивационному положительному или отрицательному впечатле­нию, которое оказывает форма приема нового кандидата в трудовой коллектив независимо от того, является ли организация производст­венной или административной.

На вопрос, какие впечатления остались у человека от сотого или тысячного дня работы в организации, он, несомненно, не смог бы дать конкретный ответ. Если же его спросить о первом дне работы по его профессии, то у него нашлось бы, что рассказать. Это происходит не только потому, что человек особенно прочно удерживает в памяти начало и конец события, но также потому, что вновь поступивший работник чувствует себя как бы на периферии среды, которая должна стать его собственной. Сфера его «жизненного пространства» в новых условиях ему неизвестна. Естественно его стремление к уменьшению этой неизвестности. Поэтому в самом начале он весьма восприимчив ко всему, что встречает, видит и слышит.

К вышеизложенному следует добавить еще и то обстоятельство, что в начальном периоде адаптации в новой среде работник в значи­тельной степени подвержен конфликтным ситуациям. Это происходит потому, что, не будучи достаточно уверенным в правильности своего поведения, он склонен рассматривать некоторые поступки коллег (вполне лояльные) как незаслуженную критику своего поведения.

Поэтому целесообразно приложить усилия к тому, чтобы соответ­ствующим образом организовать первые часы, дни и недели работы нового члена коллектива. Но здесь трудно давать какие-либо рецепты общего плана. В каждой организации в зависимости от специфиче­ских условий, а также от того, кто принят на работу (выпускник вуза или квалифицированный специалист), вопрос может решаться раз­личными способами. Речь идет прежде всего о понимании важности данного вопроса.

Однако внимание, оказываемое новому работнику, не должно носить характера опеки, Наряду с необходимой в начальном периоде помощью следует постепенно давать этому работнику возможность показать свою квалификацию и способности. Ибо чем раньше про­явится ошибка в выборе специальности либо рабочего места в орга­низации, тем лучше для обеих сторон.

О перспективе. После поступления на работу молодой специалист, как правило, задумывается о своем будущем в избранной им профессии. Короче говоря, работник надеется на улучшение общественного и экономиче­ского положения, что представляет собой весьма существенный фак­тор мотивации. Бесперспективная работа существенно ослабляет при­влекательность выполняемых обязанностей и, следовательно, действу­ет антимотивационно.

С проблемой перспективы взаимосвязана и другая проблема. На­чинающий работник по сравнению с людьми старших возрастов, про­шедших большой путь напряженного труда, обладает относительно большим запасом сил и энергии, не полностью расходует их в про­цессе текущей профессиональной деятельности. Если он видит перед собой перспективу продвижения по работе, то склонен этот запас сил и энергии направить на повышение квалификации. Если такой пер­спективы он не видит, то этот запас энергии может пропасть впустую или будет израсходован в нежелательном для общества направлении.

 

И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

 

Объект, предмет, цель изучения административного управления

Дата: 2019-07-24, просмотров: 222.