1) Структурно-функциональный подход (функционализм) — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.
2) Основные положения:
· культуру надо изучать "изнутри", а не в кабинете. Знания должны базироваться на основе прямого наблюдения жизни народов ( знание языка народа обязательно);
· изучать надо культуры целиком, как структурно-функциональную целостность, а не отдельные культурные явления ( принцип холизма - целостности);
· объяснение социальных явлений состоит в указании функций, которое они выполняют в данном обществе.
· цель этнологии - открытие общих закономерностей в строении культуры и общества.
3) Теоретические основы этой школы были сформулированы Реджинальдом Редклиффом-Брауном (представитель структурализма) и Брониславом Малиновски (представитель функционализма). В начале 20 века они выступили с критикой эволюционизма.
Отличительная особенность функционального подхода - рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из взаимосвязанных элементов. Культура есть единое, гармонически функционирующее целое, каждая часть которого выполняет какую-то функцию, жизненно важную для целого. При этом каждый отдельный элемент не просто выполняет присущую ему роль (назначение), а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования. Потому важнейшим методом функционализма является разложение культуры на составные части и выяснение зависимости между ними.
Зарождение структурализма произошло в рамках функционализма, и поэтому первая его форма получила название структурного функционализма.
4) Особенности: учение популярно в Англии и не популярно в Германии.
Характерная черта - прикладные исследования по заказу британских колониальных властей. Так научно обеспечивалась политика косвенного управления (1931 -1947):
o сохранение или искусственная реставрация традиционных институтов власти ( местные короли / вожди), налогообложения и судопроизводства подконтрольных народов;
o проведение колониальных мероприятий с использованием этих институтов.
Сами этнологи играли в этой системе важную роль: они не только предоставляли информацию, собранную в ходе экспедиций, но и сами входили в состав колониальной администрации ( на должности правительственного антрополога).
Эта прикладная деятельность обеспечивала финансирование деятельности учёных, что привело к расцвету британской социальной антропологии ( но её тесная связь с колониальной политикой вскоре стала причиной морально-этических проблем во взаимоотношениях с политиками и населением бывших колоний).
5) Представители:
· Эмиль Дюркгейм (французский социолог)
Основателем концепции функционализма считают Э. Дюркгейма. Он обосновал новый взгляд на общество, его структуры и людей — социальный реализм. Предмет социологии Дюркгейма — социальный факт. Социальный факт является внешним по отношению к индивиду. И оказывает на него принуждающее воздействие. Социальные факты могут быть материальными (само общество, его социальные структуры) и нематериальными (мораль, ценности и нормы, коллективное сознание, верования).
· Бронислав Малиновский ( британец)
Основатель функционализма в антропологии и социологии. Малиновский считается виднейшим этнографом современности. Одним из важнейших было замечание о полевых исследованиях. Он заявлял, что цель этнографа — «понять мировоззрение аборигена, его отношение к жизни, изучить его взгляды на мир».
Малиновский и А. Редклифф-Браун рассматривали социальный объект (в частности, общество) как адаптивную систему, в которой все части служат удовлетворению потребностям системы как целого, обеспечивая ее существование во внешней среде.
· Т. Парсонс ( американский социолог)
Наиболее полно сформулировал основы функционализма. Разработал общую теорию действия и, частности, социального действия (структурный функционализм) как смоорганизующейся системы.
· Раймонд Ферс - ученик Малиновского. Учитывая критику противников функционализма, пытался усовершенствовать его методические установки. В ситуации, когда этнология стремительно лишалась своих традиционных объектов изучения ("примитивных" обществ, которые под воздействием европейской культуры стремительно менялись), он предложил расширить объект науки, но ограничить рамки исследования малыми человеческими сообществами. Это, с его точки зрения, позволило бы изучать культуру и поведения на уровне отдельных индивидов ("микросоциологичсский подход"). Наряду с этим, Ферс выступал за применение метода контекстуализации. С его помощью, рассматривая явление в контексте остальных культурных феноменов, исследователь с большим успехом мог бы понять его сущность. Например, смысл отдельных календарных праздников восточных славян можно реконструировать, только учитывая ту хозяйственную модель, которая была для них характерна в тот или иной период времени.
· Эдвард Эванс-Притчард
Суть структурного метода ЭвансПритчарда состоит в том, что описание фактов подчиняется определенной социологической теории. Несмотря на то, что он был последователен функционализма, его идеи входят в противоречие с положениями Малиновского и Альфреда Рэдклиффа-Брауна.
Вопрос 16 . Этнографическая деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая
Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888) — российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870—1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи (берег Маклая). Придерживался эволюционистских взглядов, но при этом воплотил в себе классический образец полевого исследователя (посвятил себя изучению папуасов Папуа Новой Гвинеи и других народов Океании).
Экспедиции:
1871-1874 – Новая Гвинея и Папуа-Кавиай. Побывал и на Ю-З берегу. Затем – Малаккский полуостров. Западная Микронезия. Плавал с торговыми судами.
1875-1877 – острова Океании. Назад в Гвинею.
1879-1881 – Австралия. Меланезия.
Метод изучения:
Комплексный подход. Собирал наблюдения на самые разные темы, сводил их в систему. Никаких личных впечатлений и показаний туземцев – только то, что видел своими глазами. Умел находить необычные и оригинальные решения. Все пробовал на себе.
Главная особенность метода Маклая – взгляд изнутри. Хотя даже при этом методе нельзя исключить влияния исследователя на исследуемую среду.
Главная цель его работ:
Развенчание стереотипов и подлинное изучение народов. Все это – на фоне активной колонизации, так что еще одна цель: доказать, что папуасы – не низшая раса, и прекратить их истребление, эксплуатацию (Попытка создания Папуасского союза для борьбы с колонизаторами; попытка предотвращения межплеменных конфликтов; борец за права Папуасов).
Главный подвиг – феномен одиночества. В экспедиции Пржевальского всегда находилось 12 человек, но у Миклухо-Маклая было абсолютное одиночество. Корабль он использовал как средство доставки. Его первая экспедиция была плохо подготовлена, но это мизерабельное положение истекало из его психотипа.
Исследовательская составляющая:
С точки зрения своей стратегии, Миклухо-Маклай был позитивист (факт – самое важное, подлинная база). Он был крайний позитивист, потому что считал, что факты можно фиксировать только методом пассивного наблюдения со стороны, даже не вступая в расспросы. Даже в науке воцарилось убеждение, что факт предшествует теории. Факт вне концепции ничего не стоит. Гипотеза дает критерии факта. Эмпирика предшествуют теоризированию.
Упущено – ритуалы, мифология и т.д. – всё, что не фиксируется визуально.
После экспедиций:
В 1882 году учёный возвращается в Россию. В планы Миклухо-Маклая входили строительство морской станции и русского поселения на северо-восточном побережье Новой Гвинеи (Берег Маклая). Миклухо-Маклай предлагал и свою программу экономических и социальных преобразований жизни островитян. Аудиенция у Александра III не принесла результатов. Планы учёного были отвергнуты, но ему удалось решить вопросы погашения долгов и получить финансовые средства на дальнейшие исследования и издание собственных трудов. Также призывал царское правительство вступиться за аборигенов Новой Гвинеи, так как видел, как порой ужасно с ними обращались колониальные войска Германии, выступал с докладами в защиту народов в Русском географическом обществе.
Два раза (в 1886 и 1887 годах) приезжал в Малин (Украина) в маеток (имение) своей матери Катерины Семеновны Миклухо-Маклай. Здесь изучал быт, обычаи и традиции полещуков. Интересуется происхождением древлян, их историей. В селах изучал антропологическое строение тела местных жителей. В Малине закончил редакционную подготовку своих «Путешествий».
Дата: 2019-07-24, просмотров: 329.