Вопросы по теории этнологии и историографии
Вопрос 1. Предмет этнологии/социальной антропологии. Соотношение социальной/культурной антропологии и этнологии.
Этнология — от древнегреч. ethnos (народ) и logos (учение) — наука, основным объектом изучения которой являются все когда-либо существовавшие народы / этносы (т.е. как отставшие в своем развитии, так и высокоразвитые, как малочисленные, так и многомиллионные, как существовавшие в прошлом, так и существующие ныне).
В отечественной традиции испол. также понятия: этнография и народоведение.
Этнология изучает:
1. возникновение этносов (этногенез)
2. историческую эволюцию этносов (этническую историю)
3. современную жизнь этносов (их актуальное функционирование)
4. возможные пути развития этносов в обозримом будущем (проблемы этнического прогнозирования)
5. и т.д.
Этнос (этническая общность) — исторически сложившаяся на определённой территории (сейчас не существует этнически «чистой» территории, ближе всего к этому Япония) устойчивая совокупность людей, связанных общими признаками:
1. язык (его нельзя назвать определяющим фактором, так как в одном регионе могут говорить на разных языках и наоборот);
2. особенности быта и культуры;
3. психологический склад;
4. осознание своего единства и отличия от других.
Этносы возникли вместе с развитием людей и их социальных групп. Некоторые ученые предполагают, что уже в раннем палеолите существовали групповые формы бытия формирующихся людей. Их допустимо считать предэтносами. В отношении позднего палеолита специалисты говорят об этносах эпохи первобытно-общинного строя — племенах и их объединениях (соплеменность).
Социальная / культурная антропология (терминология, принадлежащая англосаксонскому миру) — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития.
Отличие этнологии от социальной/культурной антропологии:
1-ая изучает этнос (этническую общность), как объединение людей;
2-ая изучает культурное многообразие, а этнос рассматривает, как одну из его составляющих
Теория этничности.
(2 подхода)
Примордиализм Этничность (этнос) существовала всегда. Это данность, объективная реальность. | Мейнстрим: Не бросаться в крайности. | Конструктивизм (инструментализм) Этничность (энос) — (ситуативный) конструкт. Объективно не существует. Крайний взгляд: инструмент в руках элит. |
Но что все эти подходы объединяет?
Суть дисциплины, её основной метод — полевое наблюдение.
Что изучает современная этнология?
Сейчас поле её интересов крайне широко:
Это все проявления культуры, что фиксируются в идентичности (т.е. чуть ли не всё, что угодно).
Классификация:
1. Индоевропейская языковая семья (изначальный праязык)
a. Группы языков (германская, романская, славянская, кельтская, индоарийская, греческая, армянская, иранская и т.д.)
i. Непосредственно языки
1. Подгруппа языков (напр. испанский и каталанский)
Основные языковые семьи и языки.
I) Ностратическая фила
II) Афразийская фила
III) Африканские языки (негрские)
IV) Сино-кавказская фила
V) Америндские языки
VI) Аустрические языки
VII) Изолированные семьи и языки
Ислам
- численность приверженцев: около 1,8 млрд. человек, примерно 25 %
- время возникновения: 6-7 век днэ, Аравия
- основатель религии: Мухаммед, пророк, который получал ведения от Аллаха
- священная книга: Коран, регламентировал всю жизнь мусульманина
- заповеди:
· Аллах – бог, Мухаммед – пророк
· Обязательные действия: молитва 5 раз в день, пост в священный месяц Рамадан, совершение паломничества по святым местам и т.д.
- причины широкой распространенности:
· Активная миссионерская деятельность
· Свободный вход в религию
- распространение: Сред. Азия, Ближ. Восток, Татарстан, Башкортостан, Казахстан
- основные направления:
· Суннизм (Албания, Ирак, Узбекистан, Сирия, Индия, Россия) + секта ваххабитов
· Шиизм (Пакистан, Ирак, Иран, Индия)
1. Имамиты (умеренные сунниты)
2. Шейхиты (крайние сунниты)
3. Хариджизм (оазисы Алжира и Ливии, остров Джебра в Тунисе)
Буддизм
- численность приверженцев: точно сказать невозможно, предположительно от 400 млн до 1 млрд человек
- время возникновения: самая древняя, 4 век днэ
- основатель религии: Сидхартка Гаутамма (В ходе созерцания познал истину, стал Буддой «Просветленный».)
- 4 истины:
1. Жизнь – страдание
2. Почему? Суть страдания – в стремлении к жизни
3. Как избежать? - подавление стремления, желаний -> достижение просветления
4. Как достичь? – 8сьмиступенчатый круг, при достижении последней – наступление нирваны.
- основные направления:
1. Хинаяна – южный буддизм: Юж. Азия, Шри-Ланка, Тайланд
2. Махаяна – северный буддизм: Китай, Корея, Япония, Вьетнам
Разновидность – ламаизм – Тибет, Монголия, Бутан, Бурятия, Тува, Калмыкия
3. Ваджраяна – Непал, Тибет, Япония (часть)
Национальные религии – религия, распространенные в пределах одного государства + ее последователи являются представителями одной нации:
· Иудаизм – США, Франция, Россия, Украина, Израиль – 14 млн
· Зороастризм – Индия, Иран
· Индуизм – Непал, Индия, Бангладеш – 50 млн
· Джавайнизм – Индия
· Сикхизм – Индия
· Конфуцианство – Китай, Корея, Вьетнам – 156 млн
· Даосизм – Китай, Вьетнам – 31 млн
· Синтоизм – Япония – 57 млн
· Племенные верования (Африка, Азия, Океания)
Вопрос 7: Хозяйственно-культурные типы (на примере индейцев Америки)
Хозяйственно-культурные типы (ХКТ) - это комплексы хозяйства и культуры, сложившиеся у разных народов, близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных условиях природной среды.
Одна из первых попыток создать хозяйственную и культурную классификацию принадлежит немецкому экономисту Ф. Листу, который в середине XIX века выделил 5 степеней хозяйственного и культурного развития:
-дикость
- пастушество
- земледелие
- земледелие в сочетании с ремеслом
- земледелие, ремесло, торговля
50-е гг. XX века: русские ученые, основываясь на идее о сопряженности исторического процесса и развития человечества по ступеням эволюции экономики и культуры, разработали принципы концепции о культурных общностях в тесной связи с природно-географическими зонами в виде хозяйственно-культурных типов
Вопросы по теории этнологии и историографии
Вопрос 1. Предмет этнологии/социальной антропологии. Соотношение социальной/культурной антропологии и этнологии.
Этнология — от древнегреч. ethnos (народ) и logos (учение) — наука, основным объектом изучения которой являются все когда-либо существовавшие народы / этносы (т.е. как отставшие в своем развитии, так и высокоразвитые, как малочисленные, так и многомиллионные, как существовавшие в прошлом, так и существующие ныне).
В отечественной традиции испол. также понятия: этнография и народоведение.
Этнология изучает:
1. возникновение этносов (этногенез)
2. историческую эволюцию этносов (этническую историю)
3. современную жизнь этносов (их актуальное функционирование)
4. возможные пути развития этносов в обозримом будущем (проблемы этнического прогнозирования)
5. и т.д.
Этнос (этническая общность) — исторически сложившаяся на определённой территории (сейчас не существует этнически «чистой» территории, ближе всего к этому Япония) устойчивая совокупность людей, связанных общими признаками:
1. язык (его нельзя назвать определяющим фактором, так как в одном регионе могут говорить на разных языках и наоборот);
2. особенности быта и культуры;
3. психологический склад;
4. осознание своего единства и отличия от других.
Этносы возникли вместе с развитием людей и их социальных групп. Некоторые ученые предполагают, что уже в раннем палеолите существовали групповые формы бытия формирующихся людей. Их допустимо считать предэтносами. В отношении позднего палеолита специалисты говорят об этносах эпохи первобытно-общинного строя — племенах и их объединениях (соплеменность).
Социальная / культурная антропология (терминология, принадлежащая англосаксонскому миру) — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития.
Отличие этнологии от социальной/культурной антропологии:
1-ая изучает этнос (этническую общность), как объединение людей;
2-ая изучает культурное многообразие, а этнос рассматривает, как одну из его составляющих
Теория этничности.
(2 подхода)
Примордиализм Этничность (этнос) существовала всегда. Это данность, объективная реальность. | Мейнстрим: Не бросаться в крайности. | Конструктивизм (инструментализм) Этничность (энос) — (ситуативный) конструкт. Объективно не существует. Крайний взгляд: инструмент в руках элит. |
Но что все эти подходы объединяет?
Суть дисциплины, её основной метод — полевое наблюдение.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 283.