Но что все эти подходы объединяет?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы по теории этнологии и историографии

 

Вопрос 1. Предмет этнологии/социальной антропологии. Соотношение социальной/культурной антропологии и этнологии.

Этнология — от древнегреч. ethnos (народ) и logos (учение) — наука, основным объектом изучения которой являются все когда-либо существовавшие народы / этносы (т.е. как отставшие в своем развитии, так и высокоразвитые, как малочисленные, так и многомиллионные, как существовавшие в прошлом, так и существующие ныне).

В отечественной традиции испол. также понятия: этнография и народоведение.

Этнология изучает:

1. возникновение этносов (этногенез)

2. историческую эволюцию этносов (этническую историю)

3. современную жизнь этносов (их актуальное функционирование)

4. возможные пути развития этносов в обозримом будущем (проблемы этнического прогнозирования)

5. и т.д.

 

Этнос (этническая общность) — исторически сложившаяся на определённой территории (сейчас не существует этнически «чистой» территории, ближе всего к этому Япония) устойчивая совокупность людей, связанных общими признаками:

1. язык (его нельзя назвать определяющим фактором, так как в одном регионе могут говорить на разных языках и наоборот);

2. особенности быта и культуры;

3. психологический склад;

4. осознание своего единства и отличия от других.

 

Этносы возникли вместе с развитием людей и их социальных групп. Некоторые ученые предполагают, что уже в раннем палеолите существовали групповые формы бытия формирующихся людей. Их допустимо считать предэтносами. В отношении позднего палеолита специалисты говорят об этносах эпохи первобытно-общинного строя — племенах и их объединениях (соплеменность).

 

Социальная / культурная антропология (терминология, принадлежащая англосаксонскому миру) — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития.

 

Отличие этнологии от социальной/культурной антропологии:

1-ая изучает этнос (этническую общность), как объединение людей;

2-ая изучает культурное многообразие, а этнос рассматривает, как одну из его составляющих

 

 

Теория этничности.

(2 подхода)

 

Примордиализм Этничность (этнос) существовала всегда. Это данность, объективная реальность. Мейнстрим: Не бросаться в крайности. Конструктивизм (инструментализм) Этничность (энос) — (ситуативный) конструкт. Объективно не существует. Крайний взгляд: инструмент в руках элит.

Но что все эти подходы объединяет?

Суть дисциплины, её основной метод — полевое наблюдение.

Что изучает современная этнология?

Сейчас поле её интересов крайне широко:

Это все проявления культуры, что фиксируются в идентичности (т.е. чуть ли не всё, что угодно).

 

Классификация:

1. Индоевропейская языковая семья (изначальный праязык)

a. Группы языков (германская, романская, славянская, кельтская, индоарийская, греческая, армянская, иранская и т.д.)

i. Непосредственно языки

1. Подгруппа языков (напр. испанский и каталанский)

 

Основные языковые семьи и языки.

I) Ностратическая фила

II) Афразийская фила

III) Африканские языки (негрские)

IV) Сино-кавказская фила

V) Америндские языки

VI) Аустрические языки

VII) Изолированные семьи и языки

 

Ислам

- численность приверженцев: около 1,8 млрд. человек, примерно 25 %

- время возникновения: 6-7 век днэ, Аравия

- основатель религии: Мухаммед, пророк, который получал ведения от Аллаха

- священная книга: Коран, регламентировал всю жизнь мусульманина

- заповеди:

· Аллах – бог, Мухаммед – пророк

· Обязательные действия: молитва 5 раз в день, пост в священный месяц Рамадан, совершение паломничества по святым местам и т.д.

- причины широкой распространенности:

· Активная миссионерская деятельность

· Свободный вход в религию

- распространение: Сред. Азия, Ближ. Восток, Татарстан, Башкортостан, Казахстан

- основные направления:

· Суннизм (Албания, Ирак, Узбекистан, Сирия, Индия, Россия) + секта ваххабитов

· Шиизм (Пакистан, Ирак, Иран, Индия)

1. Имамиты (умеренные сунниты)

2. Шейхиты (крайние сунниты)

3. Хариджизм (оазисы Алжира и Ливии, остров Джебра в Тунисе)

Буддизм

- численность приверженцев: точно сказать невозможно, предположительно от 400 млн до 1 млрд человек

- время возникновения: самая древняя, 4 век днэ

- основатель религии: Сидхартка Гаутамма (В ходе созерцания познал истину, стал Буддой «Просветленный».)

- 4 истины:

1. Жизнь – страдание

2. Почему? Суть страдания – в стремлении к жизни

3. Как избежать? - подавление стремления, желаний -> достижение просветления

4. Как достичь? – 8сьмиступенчатый круг, при достижении последней – наступление нирваны.

- основные направления:

1. Хинаяна – южный буддизм: Юж. Азия, Шри-Ланка, Тайланд

2. Махаяна – северный буддизм: Китай, Корея, Япония, Вьетнам

Разновидность – ламаизм – Тибет, Монголия, Бутан, Бурятия, Тува, Калмыкия

3. Ваджраяна – Непал, Тибет, Япония (часть)

Национальные религии – религия, распространенные в пределах одного государства + ее последователи являются представителями одной нации:

· Иудаизм – США, Франция, Россия, Украина, Израиль – 14 млн

· Зороастризм – Индия, Иран

· Индуизм – Непал, Индия, Бангладеш – 50 млн

· Джавайнизм – Индия

· Сикхизм – Индия

· Конфуцианство – Китай, Корея, Вьетнам – 156 млн

· Даосизм – Китай, Вьетнам – 31 млн

· Синтоизм – Япония – 57 млн

· Племенные верования (Африка, Азия, Океания)

 

Вопрос 7: Хозяйственно-культурные типы (на примере индейцев Америки)

Хозяйственно-культурные типы (ХКТ) - это комплексы хозяйства и культуры, сложившиеся у разных народов, близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных условиях природной среды.

Одна из первых попыток создать хозяйственную и культурную классификацию принадлежит немецкому экономисту Ф. Листу, который в середине XIX века выделил 5 степеней хозяйственного и культурного развития:

 -дикость

 - пастушество

 - земледелие

 - земледелие в сочетании с ремеслом

 - земледелие, ремесло, торговля

50-е гг. XX века: русские ученые, основываясь на идее о сопряженности исторического процесса и развития человечества по ступеням эволюции экономики и культуры, разработали принципы концепции о культурных общностях в тесной связи с природно-географическими зонами в виде хозяйственно-культурных типов

Вопросы по теории этнологии и историографии

 

Вопрос 1. Предмет этнологии/социальной антропологии. Соотношение социальной/культурной антропологии и этнологии.

Этнология — от древнегреч. ethnos (народ) и logos (учение) — наука, основным объектом изучения которой являются все когда-либо существовавшие народы / этносы (т.е. как отставшие в своем развитии, так и высокоразвитые, как малочисленные, так и многомиллионные, как существовавшие в прошлом, так и существующие ныне).

В отечественной традиции испол. также понятия: этнография и народоведение.

Этнология изучает:

1. возникновение этносов (этногенез)

2. историческую эволюцию этносов (этническую историю)

3. современную жизнь этносов (их актуальное функционирование)

4. возможные пути развития этносов в обозримом будущем (проблемы этнического прогнозирования)

5. и т.д.

 

Этнос (этническая общность) — исторически сложившаяся на определённой территории (сейчас не существует этнически «чистой» территории, ближе всего к этому Япония) устойчивая совокупность людей, связанных общими признаками:

1. язык (его нельзя назвать определяющим фактором, так как в одном регионе могут говорить на разных языках и наоборот);

2. особенности быта и культуры;

3. психологический склад;

4. осознание своего единства и отличия от других.

 

Этносы возникли вместе с развитием людей и их социальных групп. Некоторые ученые предполагают, что уже в раннем палеолите существовали групповые формы бытия формирующихся людей. Их допустимо считать предэтносами. В отношении позднего палеолита специалисты говорят об этносах эпохи первобытно-общинного строя — племенах и их объединениях (соплеменность).

 

Социальная / культурная антропология (терминология, принадлежащая англосаксонскому миру) — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития.

 

Отличие этнологии от социальной/культурной антропологии:

1-ая изучает этнос (этническую общность), как объединение людей;

2-ая изучает культурное многообразие, а этнос рассматривает, как одну из его составляющих

 

 

Теория этничности.

(2 подхода)

 

Примордиализм Этничность (этнос) существовала всегда. Это данность, объективная реальность. Мейнстрим: Не бросаться в крайности. Конструктивизм (инструментализм) Этничность (энос) — (ситуативный) конструкт. Объективно не существует. Крайний взгляд: инструмент в руках элит.

Но что все эти подходы объединяет?

Суть дисциплины, её основной метод — полевое наблюдение.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 283.