Вопрос 13: Эволюционистское направление в этнологии и его виднейшие представители.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Эволюционизм- направление в антропологии и этнографии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и.т.д. Основоположниками теории считаются Фридрих Клемм и Эдуард Тейлор.

Основные положения:

· Классическая эволюционистская теория настаивала на существовании универсального закона развития человеческих культур.

· В человеческом обществе имеет место непрерывное развитие, то есть прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному. Таким образом общественное развитие идёт по законам эволюции

· Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд.

· Развитие любого культурного элемента изначально предопределено, так как его более поздние формы формируются и зарождаются в более ранних. При этом развитие любой культуры многоступенчато, а ступени и стадии развития едины для всех культур в мире.

Становление эволюционизма в России происходило одновременно с распространением марксизма. Некоторые этнографы, как М.М.Ковалевский и С.С.Шашков выступали в роли популяризаторов и переводчиков классических иностранных работ.

Эдвард Б. Тайлор считается отцом эволюционной теории развития культуры. В своих работах стремился показать, что все культуры и народы можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Подход Тайлора был основан на представлении о первобытных людях, как о достаточно рациональных существах, которые обладали особым способом видения мира. Своей теорией противостоял дарвинистам, считавшим первобытных людей умственно отсталыми существами. Основной работой считается “Первобытная культура”.

На работы Тайлора повлияла эволюционная идея культуры Фридриха Клемма. Клемм также считается основоположником культурного эволюционизма и в то же время расовой теории. Клемм впервые объединил сравнительные этнографические описания с расовой теорией, причем начал объяснять различия на уровне развития культур разных народов именно различными свойствами разных рас.

 Начало русскому эволюционизму положил К.Д. Кавелин, который на десятилетие раньше Тайлора сформулировал теорию пережитков, а также метод “Пережитков”. Теория заключалась в том, что по Пережиткам реконструируются исчезнувшие культурные явления и порой гипотетически восстанавливаются целые культурные эпохи и стадии социокультурной эволюции. Не употребляя слово “пережитки”, Кавелин говорил об обычаях, сохранившихся в народе и представляющих собой остатки каких-то важных исторических явлений, утративших позже свой смысл; для понимания этих обычаев, полагал Кавелин, необходимо научно восстановить их первоначальный вид и смысл.

Эволюционистская этнография способствовала появлению и формированию нового типа ученого-последовательного дарвиниста, подвижника. Отчетливо сложились два типа научных стратегий. Первый представлял Николай Николаевич Миклухо-Маклай, который воплотил в себе классический образ полевого исследователя. Дмитрий НиколаевичАнучин олицетворял собой тип “кабинетного” ученого, целиком отдавшись в исследование физической антропологии и преподаванию.

По мере развития науки, к концу 19 века все в большей мере стали проявляться слабые стороны эволюционизма, вступившие в противоречие с фактами реальной жизни:

· Сторонники культурного релятивизма указывали на уникальность каждого этноса и в связи с этим невозможность ранжировать их по единой шкале дифференциации, зрелости или прогрессивности

· Критики обращали внимание на пренебрежение эволюционистами фактами многочисленных кризисов, полных коллапсов государств и цивилизаций.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 511.