Наряду с хозяйственно-культурными типами советские этнографы выделяют историко-этнографические или историко-культурные области — части ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые (этнографические) особенности. Наиболее ясно особенности эти выступают обычно в материальной культуре — жилище, средствах передвижения, пищи и утвари, одежде, обуви, головных уборах, украшениях и т. п.,— но охватывают также некоторые явления из области духовной культуры, в тон или иной степени связанные с хозяйством и бытом (многие обычаи, обряды, верования, устное поэтическое народное творчество и др.).
Под историко-этнографическими областями (ИЭО) отечественные исследователи понимают регионы, в которых из-за длительного обитания на одной и той же территории, вследствие взаимных влияний, схожести исторических судеб возникла определенная культурная общность между населяющими их различными народами. Признаки, позволяющие выделить историко-этнографические области, разнообразны и зависят от конкретных местных условий. Главным образом, это некоторые общие хозяйственные и культурно-бытовые черты, которые не слагаются, однако, в общий хозяйственно-культурный тип или в этническое единство, а являются следствием длительных и тесных исторических (экономических, культурных, языковых и др.) связей между народами одной историко-этнографической области.
Выделяют ИЭО I, II порядков (и т. д.). Внутри крупной ИОЭ могут быть выделены более дробные подобласти, отличающиеся более тесной культурной общностью.
- народы Австралии
- народы Африки
- народы Европы (зарубежной)
- народы Северной Америки
- народы Южной Америки
- народы Центральной Америки
- народы Азии:
* передней (Ближний Восток)
* южной (Индостан)
* восточной (Китай и т. д.)
* юго-восточной
- восточнославянские народы
- народы Сибири
- народы Ср. Азии и Казахстана
Не всегда модно определенно выделить ИЭО и точно очертить ее границу. При выделении ИЭО отсутствуют четкие критерии.
И все же есть несколько основных критериев:
a. Господствующая религия.
b. Метаязык (основной для данной территории).
- Графемы (всем известное, разбираемое на цитаты, возможно – сакральное литературное произведение).
Существуют и другие классификационные приемы:
- по конфессиональному (религиозному) признаку — как в стадиальном отношении (первобытные религии, религии региональных цивилизаций и т. д.), так и по философскодогматическому содержанию (христианство, буддизм, ислам, иудаизм и пр.)
- по отдельным видам и сторонам материальной и духовной культуры
- по уровню разделения труда
- по формам семьи и семейных отношений.
Вопрос 9. Проблема прикладной̆ этнологии.
Сведение о соседних племенах и народах с древнейших времен практически использовались в межэтнических отношениях. С возникновением в середине XIX века этнологической науки, материалы этой̆ дисциплины стали фигурировать при обсуждении и решении политических и других практических вопросов. Постановка прикладных целей и задач в рамках самой этнологической науки, включение практических выводов и рекомендаций в состав планируемых исследовательских результатов впервые была выдвинута сторонниками функционалистического направления в первой четверти XX века.
Чуть позднее, а отчасти синхронно (при этом резко критикуя их теоритические и методологические принципы) эти задачи ставили и решали советские этнографы 20 — 30 гг. XX в. Позднее это становится обыденным в мировой̆ науке.
Может ли общество сколько-нибудь существенно воздействовать на этнические (или межэтнические) процессы, в состоянии ли оно и, если да, то в какой мере, влиять на них?
Простого ответа на этот вопрос нет. Управленческие воздействия в этнической сфере очень сложные. Но в целом на поставленный вопрос в общей форме, не смотря на трудности на пути практического использования, ответ следует дать положительный. Этнические процессы и явления поддаются управленческим воздействиям существуют социальные силы, средства и инструментарий, с помощью которых можно влиять на функционирование этих объектов.
Этот процесс следует отличать от произвольного манипулирования социально- этническим сознанием отдельных этнических общностей. Серьезных попытки управления этническими явлениями и процессами: научное знание реальных глубинных тенденций функционирования и развития этносов и создание на этой основе оптимальных условий для их развертывания и протекания. Оптимизация в рамках закономерности — принцип научного управления, не имеющий ничего общего с волюнтаристским произволом.
Один из приемов прикладной этнологии, ранее других применявшийся на практике — метод профессиональной экспертизы.
Пример: Мултанское дело (1892-1896) по обвинению группы крестьян-удмуртов в совершении ими человеческого жертвоприношения. Приглашенный в качестве эксперта этнограф (казанские профессор И. Н. Смирнов, консервативные взгляды), исходя из наличия в их фольклоре следов (пережитков) человеческих жертвоприношений, сделал вывод, что и сейчас нельзя исключить возможности оживления этого пережитка. Вывод был предвзятым и ошибочным. Только после вмешательства в дело российской демократической общности (В. Г. Короленко, А. Ф. Кони и др.) и привлечения демократически настроенных этнографов (С. К. Кузнецов и Г. Е. Верещагин) защита добилась оправдания.
20 — 30 гг. XX века: использование этнологических (социально-культурно- антропологических) знаний получило заметное развитие. Российские этнологи многое сделали для приобщения народов Севера и Сибири к современным формам культуры (создание письменности и учебников на местных языках и др.) Но уже в 30-е гг. (сталинский террор) прикладные исследования и разработки в области этнологии были прекращены, а сама наука была сведена до уровня вспомогательной дисциплины. Только сейчас прикладная этнология вновь заявляет о своих практических возможностях.
Задачи и возможности прикладной этнологии:
· деятельность (теоретическая и практическая) по преодолению межэтнических конфликтов;
· содействие государственной и (или) общественной этнологической службе в стране;
· участие в экспертизе различных хозяйственных проектов, законопроектов и т. д.;
· проектирование культурных программ кросс-культурного обмена и взаимодействия;
· исследование возможных последствий крупных технико-экономических проектов;
· изучение этнических аспектов экономических программ;
· распространение этнологических знаний в самых широких кругах народов путем.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 345.