Вопрос 8. Историко-этнографические области
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наряду с хозяйственно-культурными типами советские этнографы выделяют историко-этнографические или историко-культурные области — части ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые (этнографические) особенности. Наиболее ясно особенности эти выступают обычно в материальной культуре — жилище, средствах передвижения, пищи и утвари, одежде, обуви, головных уборах, украшениях и т. п.,— но охватывают также некоторые явления из области духовной культуры, в тон или иной степени связанные с хозяйством и бытом (многие обычаи, обряды, верования, устное поэтическое народное творчество и др.).

Под историко-этнографическими областями (ИЭО) отечественные исследователи понимают регионы, в которых из-за длительного обитания на одной и той же территории, вследствие взаимных влияний, схожести исторических судеб возникла определенная культурная общность между населяющими их различными народами. Признаки, позволяющие выделить историко-этнографические области, разнообразны и зависят от конкретных местных условий. Главным образом, это некоторые общие хозяйственные и культурно-бытовые черты, которые не слагаются, однако, в общий хозяйственно-культурный тип или в этническое единство, а являются следствием длительных и тесных исторических (экономических, культурных, языковых и др.) связей между народами одной историко-этнографической области.

Выделяют ИЭО I, II порядков (и т. д.). Внутри крупной ИОЭ могут быть выделены более дробные подобласти, отличающиеся более тесной культурной общностью.

 - народы Австралии

- народы Африки

- народы Европы (зарубежной)

- народы Северной Америки

 - народы Южной Америки

 - народы Центральной Америки

- народы Азии:

* передней (Ближний Восток)

* южной (Индостан)

 * восточной (Китай и т. д.)

 * юго-восточной

 - восточнославянские народы

- народы Сибири

- народы Ср. Азии и Казахстана

Не всегда модно определенно выделить ИЭО и точно очертить ее границу. При выделении ИЭО отсутствуют четкие критерии.

 

 

И все же есть несколько основных критериев:

a. Господствующая религия.

b. Метаязык (основной для данной территории).

- Графемы (всем известное, разбираемое на цитаты, возможно – сакральное литературное произведение).

Существуют и другие классификационные приемы:

 - по конфессиональному (религиозному) признаку — как в стадиальном отношении (первобытные религии, религии региональных цивилизаций и т. д.), так и по философскодогматическому содержанию (христианство, буддизм, ислам, иудаизм и пр.)

- по отдельным видам и сторонам материальной и духовной культуры

 - по уровню разделения труда

- по формам семьи и семейных отношений.

Вопрос 9. Проблема прикладной̆ этнологии.

Сведение о соседних племенах и народах с древнейших времен практически использовались в межэтнических отношениях. С возникновением в середине XIX века этнологической науки, материалы этой̆ дисциплины стали фигурировать при обсуждении и решении политических и других практических вопросов. Постановка прикладных целей и задач в рамках самой этнологической науки, включение практических выводов и рекомендаций в состав планируемых исследовательских результатов впервые была выдвинута сторонниками функционалистического направления в первой четверти XX века.

Чуть позднее, а отчасти синхронно (при этом резко критикуя их теоритические и методологические принципы) эти задачи ставили и решали советские этнографы 20 — 30 гг. XX в. Позднее это становится обыденным в мировой̆ науке.

Может ли общество сколько-нибудь существенно воздействовать на этнические (или межэтнические) процессы, в состоянии ли оно и, если да, то в какой мере, влиять на них?

Простого ответа на этот вопрос нет. Управленческие воздействия в этнической сфере очень сложные. Но в целом на поставленный вопрос в общей форме, не смотря на трудности на пути практического использования, ответ следует дать положительный. Этнические процессы и явления поддаются управленческим воздействиям существуют социальные силы, средства и инструментарий, с помощью которых можно влиять на функционирование этих объектов.

Этот процесс следует отличать от произвольного манипулирования социально- этническим сознанием отдельных этнических общностей. Серьезных попытки управления этническими явлениями и процессами: научное знание реальных глубинных тенденций функционирования и развития этносов и создание на этой основе оптимальных условий для их развертывания и протекания. Оптимизация в рамках закономерности — принцип научного управления, не имеющий ничего общего с волюнтаристским произволом.

Один из приемов прикладной этнологии, ранее других применявшийся на практике — метод профессиональной экспертизы.

Пример: Мултанское дело (1892-1896) по обвинению группы крестьян-удмуртов в совершении ими человеческого жертвоприношения. Приглашенный в качестве эксперта этнограф (казанские профессор И. Н. Смирнов, консервативные взгляды), исходя из наличия в их фольклоре следов (пережитков) человеческих жертвоприношений, сделал вывод, что и сейчас нельзя исключить возможности оживления этого пережитка. Вывод был предвзятым и ошибочным. Только после вмешательства в дело российской демократической общности (В. Г. Короленко, А. Ф. Кони и др.) и привлечения демократически настроенных этнографов (С. К. Кузнецов и Г. Е. Верещагин) защита добилась оправдания.

20 — 30 гг. XX века: использование этнологических (социально-культурно- антропологических) знаний получило заметное развитие. Российские этнологи многое сделали для приобщения народов Севера и Сибири к современным формам культуры (создание письменности и учебников на местных языках и др.) Но уже в 30-е гг. (сталинский террор) прикладные исследования и разработки в области этнологии были прекращены, а сама наука была сведена до уровня вспомогательной дисциплины. Только сейчас прикладная этнология вновь заявляет о своих практических возможностях.

Задачи и возможности прикладной этнологии:

· деятельность (теоретическая и практическая) по преодолению межэтнических конфликтов;

· содействие государственной и (или) общественной этнологической службе в стране;

· участие в экспертизе различных хозяйственных проектов, законопроектов и т. д.;

·  проектирование культурных программ кросс-культурного обмена и взаимодействия;

·  исследование возможных последствий крупных технико-экономических проектов;

·  изучение этнических аспектов экономических программ;

· распространение этнологических знаний в самых широких кругах народов путем.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 345.