1. расселение народов, их этнонимия (самоназвания — эндоэтнонимы, названия, данные другими народами, — экзоэтнонимы) и другие аспекты динамики размещения этносов, связанные с изучением этнических территорий и этнических границ.
2. Социальные группы (слои, сословия, классы, институты и т. п.) в составе этносов, а также этнические группы в составе социальных слоев, классов, институтов и т. п. (это все составляет предмет занятий этносоциологии);
3. демографические процессы, совершающиеся в этносах, или динамика численности народов;
4. субъэтнические группы и образования, среди которых выделяют этнические группы, то есть такие, которые обладают групповым самосознанием, и этнографические группы — те, что по каким-то причинам выделяются учеными (исследователями), но особого самосознания не имеют;
5. различные стороны традиционно-исторической и современной народной и профессиональной культуры народов — их поселения, жилища, орудия, утварь, системы писания, одежда и украшения, художественная культура;
6. хозяйственные занятия (способы экономической деятельности) и их воздействия на этносы;
7. обряды, обычаи, нравы, народный этикет и народные верования;
8. языковое поведение и его влияние на этносы;
9. проблемы этнического сознания и самосознания;
10. политологические вопросы, связанные с «этническими интересами», межэтническими отношениями (в том числе и конфликтными) и т. п.;
11. проблемы правового подкрепления тех или иных интересов, которые трактуются как этнические.
В общем, этнология изучает этнические процессы, т. е. разнообразные стороны жизнедеятельности этносов, включая изменение людьми своего этнического самосознания и своей этнической принадлежности.
В разное время этнологию рассматривали как разную дисциплину (и историческую, и географическую, и культуроведческую, и социальную и т.д.).
Вопрос 2. Понятийный аппарат этнологии / социальной антропологии (культура, общество, личность, холизм, сравнение, перевод)
*В любой предметной области нельзя обойтись без понятийного аппарата. С помощью него наука описывает, анализирует и объясняет ту сторону социальной реальности, которую она изучает.*
1. Культура
Одним из важнейших понятий этнологии является понятие культуры. Толкование данного термина зависит от сферы применения. Наиболее общее философское определение означает все то, что создано человеком (не природой). В этнологии общефилософское понятие “культура” трактуется как совокупность выработанных данным этносом явлений и объектов материальной и духовной жизни, являющихся его спецификой, находящей отражение в языке и отличающей один этнос от другого.
Различают по этому принципу материальную (вещественную, осязаемую) и духовную (невещественную) культуры. Материальная культура включает в себя орудия труда, жилища и хозяйственные постройки, пищу (сюда же входят культурные растения и домашние животные), одежду и украшения, средства транспорта и связи. Духовная культура это, прежде всего, традиции и обычаи, различные виды искусства, народное творчество, религиозные представления и верования.
В ходе межэтнических отношений один этнос может стать двуязычным, воспринять некоторые существенные черты другой культуры, не утрачивая при этом полностью своей культуры и языка. Этот процесс называется аккультурацией, взаимовлиянием культур.
2. Холизм
При изучении культуры народов основополагающим понятием и принципом является холизм, т.е. любая культура изучается как целостная структура, не вырывая ничего из контекста. Иначе невозможно составить правильное и полное представление об этносе и его культурном многообразии.
3. Общество
Под “обществом” так или иначе подразумевается некая совокупность людей, и эта часть определения от контекста не зависит. В контексте же этнологи при определении значения этого понятия внимание акцентируется на этнических особенностях и культурных традициях определённой совокупности людей. Однако следует помнить, что общества вообще не существует, это абстракция, созданная для удобства, существуют лишь конкретные, данные общества, которые можно тем или иным способом наблюдать и изучать.
4. Личность
Члены этноса тесно связаны между собой многочисленными и разнообразными отношениями, и именно эти отношения и связи, их характер, свойства, сила и направленность определяют структуру и особенности всякого этноса. Следовательно, каждый человек (личность) включается и пребывает в системе общественных связей, которые в этносе выступают как этнические. И если в системе социальных связей человек становится социальной личностью, то в этническом аспекте он выступает в качестве этнофора – носителя свойств и характеристик этноса (короче, личность в этнологии рассматривается именно как этнофор).
Среди этнофоров встречаются индивиды, принимающие все свойства и проявления этнической жизни; те, кто отвергает этнические ценности, но большинство составляет тех, кто занимает среднюю позицию, отдавая должное своим этническим ценностям, но не отказываясь от восприятия некоторых черт других народов и культур.
Каждому этнофору в различных социальных условиях приходится исполнять различные социальные роли: семейные, производственные, служебные и т.д.
5. Перевод
В процессе перевода человек автоматически ищет эквивалент в родном языке, но в случае с этнологией это не совсем верно, потому что, во-первых, в другом языке может, например, вообще не существовать такого понятия, и во-вторых, даже если похожее по значению слово есть, оно может не полностью соответствовать спектру значений оригинального слова. Культурный же перевод ощутимо шире лингвистического. Он охватывает все стереотипы и восприятия о другой культуре, не сопоставляя картину с картиной языковой.
6. Сравнение
Сопоставление культурных обычаев и традиций, языков и религий различных этносов является неотъемлемой частью науки этнологии. Именно на основе сравнительного анализа главным образом складывается представление о многообразии этносов.
Вопрос 3. Основные методы этнологических/социально-антропологических исследований
· Обобщенно-философские методы - изучение объективных(то, что зависит от людей) и субъективных(не зависит, напр, тип одежды. На севере без теплых одежд не походишь) сторон этноса, внутренних и внешних источников изменения, качественных и количественных параметров и проч. Рассмотрение этих вопросов позволяет изучить этнос более глубоко и более содержательно.
· Исторический - рассмотрение изучаемых объектов в процессе их зарождения, становления, развития и перспектив будущего изменения. Внимание ко всем форма развития всех компонент этноса или этносов на всех этапах их развития
·
|
· Системный метод - изучение достаточно крупных объектов - этноса, региона с его культурой, населением и т.п. Вычисление их компонент, составляющих и элементов, нахождение связей и детерминант - существенных факторов воздействия - и само историческое и функциональное исследоание
· "Нижний" уровень методов - приемы, способы и исследовательские средства, которые обеспечивают этнологическую эмпирическую работу. Условно, в зависимости от того, к какому этапу изучения они относятся, могут быть сгруппированы в три класса
I. Методы поиска и сбора информации. Метод экспедиционного поиска и сбора бывает наиболее надежным и эффективным, особенно при изучении современных явлений и процессов. Используются и письменные, археологические, языковедческие и иные методы получения информации. Также - наблюдение, интервью
II. Методы обработки данных - получение нового упорядоченного и в той или иной мере обобщенного знания
III. Методы интерпретации и генерализации (обобщения) собранных данных - сопоставление полученных и обобщенных данных с предшествующими сведениями и выводами науки, оценка полученных выводов с точки зрения
Дата: 2019-07-24, просмотров: 539.