Вопрос 10. Этнологические источники.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этнологический источник - всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах.

На ранних этапах – наблюдения купцов, послов, путешественников, судовых врачей и натуралистов (Дарвин, Геродот, Тацит). Позже – полевые исследования и экспедиции. Уже научный подход к сбору данных. На этом этапе появляется методология этнографии. Привлекаются сведения ботаники, медицины, биологии и др. (комплексный подход Д.Н. Анучина).

Основные группы источников:

1) Артефакты – материальные предметы культуры изучаемого народа.

К этой категории относятся коллекции этнографических музеев, национальная одежда, национальные кушанья и т.д.

2) Мемораты (предания) – отражения тех или иных сторон этнического объекта.

К этой категории относят многие виды письменных свидетельств, разнообразные записи и фиксации, устные рассказы, рисунки.

3) Классические письменные нарративные источники.

Перечислить их невозможно. И это хорошо.

4) В эпоху феодализма появилось немало разнообразных источников - хроники (летописи), произведения художественной литературы, правовые документы и другие памятники.

5) “Домовники” или “Домострои” – религиозно-бытовые инструкции-направления касательно всего порядка и стиля семейной жизни в соответствии с христианско-патриархальным идеалом.

6) Содержательные источники, связанные с интенсивными географо-экономическими обследованиями нашей планеты.

7) Полевой материал (сведения собираемые этнографией).

8) Результаты деятельности по производству профессиональной духовной культуры.

Работа в экспедиции включает в себя: беседы с информатором (респондентом),

фиксацию данных о предметах материальной культуры, описание поведенческих элементов

жизни местных жителей, семьи, записи фольклора, выявление и регистрацию данных о

языках, психологических свойствах и т. д.

Этнологические исследования редко основываются на источниках одной группы.

Еще один класс источников: памятники и результаты деятельности по «производству»

профессиональной духовной культуры (повести и очерки Проспера Мериме, произведения

Н.С. Лескова).

Этнологическое источниковедение — важный раздел науки об этносах.

 

Вопрос 11. Отечественная этнология в XIX – начале XX в.: основные тенденции развития, крупнейшие представители

Отечественная война 1812 года вызвала национальный подъем, после чего проблемы нации и тема народности стали центральными в общественной и научной жизни тех лет, что способствовало формированию научной этнографии.

1845 – открытие Отделения этнографии в составе Императорского русского географического общества (ИРГО), публикация материалов этнографического характера в журналах ИРГО.

Николай Иванович Надеждин – 1848-1851- председатель Отделения этнографии.

1. Составил первую программу для сбора этнографических сведений о народах Российской империи, которая была разослана во все губернии. После был обнародован 1-й том «Этнографического сборника», содержавший этнографические данные, полученные в результате анализа ответов на вопросы программы.

2. Теоретическое обоснование этнографии, ее задач. Призывал
к исследованию как народов окраин, так и русской народности.

3. В докладе «Об этнографическом изучении народности русской» утверждал, что в состав этнографии входят:

· изучение «народного», «живого» языка («лингвистическая этнография»),

· изучение «телесной» стороны человеческой природы («физическая этнография»),

· изучение народного быта («психическая этнография»).

4. Выделял в культуре и быте народа самобытные и заимствованные черты.

Середина XIX в. – открытие Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ). Инициаторы создания: А.П.Богаднов- зоолог, Г.Е.Щуровский – геолог. Задача – популяризация знаний.

К.Д.Кавелин – член ИРГО, говорил об обычаях, сохранившихся в народе, но утративших свой смысл. Для понимания этих обычаев Кавелин полагал, что необходимо научно восстановить их первоначальный вид.

Надеждин и Кавелин – эволюционисты. Рассматривали этнографию как разностороннее этнографическое изучение народов, в то время как их коллеги собирали лишь поэтические

1860-70 – публикация «Популяции видов» Ч.Дарвина, интеллектуальный подъем, обогащение теоретического арсенала этнографии.

1884 г.- создание кафедры географии и этнографии в Московском университете по инициативе Д.Н.Анучина.

К началу XX века в России сформировались две группы ученых: эволюционисты и сторонники функционального подхода. Отправной точкой для функционалистской теории было утверждение, что изучение культуры должно опираться на биологический фундамент, так как сама культура вырастает из физиологических потребностей человека (В.Н.Тенишев сформировал первые идеи функционализма в книге «Деятельность человека») После революции 1917 года появились диффузионализм, антропогеография Ф.Ратцеля, психологического направления немецкого народоведения.

Над проблемой этноса работали Н.М.Могилянский, С.М.Широкогоров. После революции интерес к этносу ослаб. Этнография развивалась вместе с идеями марксизма и его влияние прослеживается в терминологии и материалистической диалектике.

Ведущими учеными того времени были:

В.Г. Богораз «Распространение культуры на земле. Основы этногеографии» (Л., 1928),

П.Ф. Преображенский «Курс этнологии» (М.; Л., 1929),

В.К. Арсеньев посвятил свои исследования Дальнему Востоку. Он собрал интересный материал о населявших его народах, описал образ жизни и типичные черты таежного охотника – гольда по национальности.

В 1920-е сформировалась организационная структура этнологии, появились правительственные организации. Однако решающую роль в разработке научных программ играли представители старой школы.

 На рубеже 20-30 годов появились этнографы-маркситсы, имевшие низкий профессиональный уровень. Начались дебаты, главным результатом которых стало сужение предмета этнологии. Этнография отождествлялась с ИПО, этнография стала вспомогательной научной дисциплиной.

Восстановление науки началось в 1939 с создания кафедры этнологии в МГУ С.П.Толстовым. (открыл высокий уровень цивилизации Хорезма и культуры степных полукочевых племен Приаралья).

Сергей Александрович Токарев (1899— 1985), принадлежавший к тому же поколению и той же научной традиции, что и Толстов, свои публикации предвоенного и военного периода посвятил хозяйству и общественному строю народов Сибири (якутов, горных алтайцев).

Профессор А.М. Золотарев осуществил фундаментальное исследование дуальноэкзогамной организации в ранней истории человечества.

Профессор М.О. Косвен популяризовал работы Ф. Энгельса по истории первобытного общества и труды Л.Г. Моргана, а также исследовал этнографию народов Кавказа.

 


Дата: 2019-07-24, просмотров: 323.