Общение как обмен информацией.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Информация не просто передается, но уточняется, развивается и в целом формируется. Участники коммуникации выступают как субъекты (обладают сознанием) оказывающие воздействие, влияние друг на друга.

Коммуникативные барьеры — имеют природу психическую или социальную. Они препятствуют успешной передачи информации. Барьеры порождаются социальными различиями людей. Наличие негативных установок по отношению к человеку. Темпераментные различия, в гендере, возрасте и т.д.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

По своему назначению общение многофункционально. Рассмотрим его основные функции:

1)контактная - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

2)информационная - обмен сообщениями, мнениями, решениями;

3)побудительная - стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

4)функция понимания - адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний, состояний;

5)эмотивная - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а так же изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

6)функция установления отношений - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;7)функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

 

 

82. Природа и структура общения. Общение как взаимодействие.

 

Коммуникативная сторона в узком смысле состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

 

Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Это позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

Психологическая структура совместной деятельности включает в себя наличие общих целей и мотивов, совместные действия и общий результат. Общая цель совместной деятельности – центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится группа. Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъекта к цели. Обязательным компонентом психологической структуры совместной деятельности является общий мотив. Следующий компонент совместной деятельности – совместные действия, т. е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач. Структуру совместной деятельности завершает общий результат, полученный ее участниками.

В психологии все многообразие взаимодействий между людьми принято подразделять на следующие типы:

1) сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;

2) противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

3) уклонение от взаимодействия: оба партнера стараются избегать активного сотрудничества;

4) однонаправленное содействие: когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

5) однонаправленное противодействие: один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым;

6) контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме);

7) компромиссное взаимодействие: оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Обобщение вышеперечисленных видов позволяет выделить два основных вида взаимодействия: 1) направленное на сотрудничество и кооперацию и 2) основанное на соперничестве и конкуренции, часто ведущих к конфликтному взаимодействию.

 

83. Природа и структура общения. Общение как восприятие людьми друг друга.

Перцептивная сторона общенияоциальная перцепция) означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимоотношений и взаимопонимания (Т.Д. Творогова).

Социальная перцепция включает в себя восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном Я (Я-концепция).

Таким образом, в ходе социальной перцепции осуществляется:

1) эмоциональная оценка другого;

2) попытка понять причины его поступков;

3) прогнозирование его поведения;

4) построение собственной стратегии поведения.

Взаимопонимание может быть истолковано как понимание целей, мотивов, установок партнера. Оно включает также принятие, разделение этих целей и установок, что приводит к установлению особого рода отношений: близости, выраженной в чувствах симпатии, дружбы, любви.

Эффективность взаимодействия может быть разработана на основе взаимопонимания. При этом тактика определяется непосредственным представлением о партнере. Необходимо также выяснить: как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представления о партнере, и как то и другое проявляется в принятии совместного решения.

Выделяют четыре основных функции социальной перцепции:

1) познание себя;

2) познание партнера по общению;

3) организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

4)установление эмоциональных отношений.

В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные и поло-ролевые различия. Так, выявлено, что внутренние психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную схему социальной перцепции (например, врач воспринимает каждого человека как потенциально больного).

На что, прежде всего, обращают внимание люди, оценивая партнера по общению? К таким, наиболее существенным свойствам наблюдаемого можно отнести:

– выражение его лица (мимику);

– способы выражения чувств (экспрессию);

– жесты и позы, походку;

– внешний вид (одежду, прическу);

– особенности голоса и речи.

Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

1. Механизмы познания и понимания людьми друг друга.

Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. При этом происходит уподобление себя другому, познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Это один из самых простых способов понимания другого человека. Идентификация тесно связана с эмпатией.

Эмпатия – эмоциональное чувствование или сопереживание другому. Она основана на умении правильно представить, что происходит внутри другого, что он переживает, как оценивает окружающий мир. При этом эмпатия предполагает не рациональное осмысление проблемы другого человека, а стремление и способность эмоционально откликнуться на его проблемы.

Аттракция (привлечение) – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание партнера по общению здесь возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

2. Механизмы познание самого себя в процессе общения.

Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.

3. Механизмы прогнозирование поведения партнера по общению.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности:

– причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам;

– характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии (оценка будет различна в случаях, если он был участником соучастником или наблюдателем);

– по мере роста значимости случившегося, испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной.

Пытаясь определить другого человека на основании своих первых впечатлений мы часто ищем причину его поведения либо во внутренних склонностях этого человека, либо в элементах ситуации, в которой он оказался. Так успех студентки на экзамене можно приписать либо ее умственным способностям и упорной работе, либо легкости экзамена и наличию шпаргалок.

Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке.

Фактор превосходства - запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру – уму, росту, материальному положению или какому-либо другому). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор привлекательности - обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.

Фактор отношения к наблюдателю - регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

На восприятие других людей большое влияние оказывает фактор стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 174.