Факторы групповой сплоченности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· взаимозависимость участников группы, которая обязательно проявляется в процессе их общей деятельности,

· демократический стиль лидерства, то есть отсутствие жесткого управления,

· общие ценности, интересы и приоритеты членов группы,

· точность групповой цели, ее ясность и определенность,

· сравнительно небольшое количество членов в группе,

· имидж, престижность группы.

 

Подходы к изучению сплоченности:

а) Подход Донцова через социометрический феномен. Социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности», который вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов:

б) Подход Леона Фестингера – Сплоченность – сумма всех сил, удерживаемых индивидов в группе. По сути это – привлекательность группы для индивида.

в) Подход Теодора Ньюкома – через понятие согласия – теория согласия, концепция согласия. Согласие – сходство ценностных ориентаций членов группы.

г) Подход Петровского (Стратометрическая концепция). Основные моменты:

  1. Центральный слой групповой активности – ядро структуры, которая включает в себя групповые цели. И цели, связанные с совместной деятельностью.
  2. Уровень ценностно-ориентационного единства. Это – слой отношений группы, связанный с разделением членами группы ценностей. Положение человека в группе определяется тем, насколько велик его вклад в групповую деятельность.
  3. Непосредственные эмоциональные отношения – на принципах симпатии-антипатии.

д) Подход А. и Б. Лотт, через уровень межличностной аттракции.

Здесь сплоченность определяется как «такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы». А. и Б. Лотт попытались выделить группу переменных, составляющих, по их мнению, совокупность причин и следствий симпатии (межличностной аттракции, сплоченности) членов малой группы.

г) Подход Зандера – сплоченность группы основывается на притягательности самой группы для тех, кто в ней находится.

е) Подход Картрайта — Сплоченность как результат мотивации группового членства.

Здесь представление о сплоченности как некоей результирующей сил, или мотивов, побуждающих индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе. Совокупность этих сил, иными словами, детерминантов сплоченности, представлена в модели следующим набором переменных:

♦ мотивационная основа тяготения субъекта к группе

♦ побудительные свойства группы

♦ ожидания субъекта

♦ индивидуальный уровень сравнения — некоторая усредненная субъективная оценка последствий пребывания человека в разных социальных группах

 

 

76. Общая характеристика больших социальных групп, их классификация.

 

Большая социальная группа это — количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

 

Виды больших социальных групп:

По характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;

б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;

По времени существования:

а) длительно существующие группы (классы, нации);

б) временно существующие группы (толпа, аудитория);

По организованности-неорганизованности:

а) организованные группы (партии, союзы);

б) неорганизованные (толпа);

По возникновению:

а) возникшая стихийно (толпа);

б) организованная сознательно (партии, ассоциации);

 

77. Понятие малой группы, ее границы и классификация малых групп.

 

 Под малой группой (МГ) понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

 

Границы малой группы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Контактность – это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Помимо качественных признаков малой группы, выделяют ее количественные показатели. Нижняя граница размеров малой группы – три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20–30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5– 12 человек.

 

Классификация – какие они бывают. Классифицировать по уровню развития малой группы (модель Петровского и модель Уманского).

 

У Петровского – развитие от диффузной группы, где почти никаких связей нет (только что образовалась, не опосредована никакой совместной деятельностью, например, дети пришли в 1-ый класс или студенты на 1-ый курс, или совершенно новый коллектив), затем группа развивается, приходит к уровню «просоциальной ассоциации» (дружеская компания), затем образовывается «коллектив», где максимальная степень опосредованности совместной деятельностью – это просоциальная группа. А есть асоциальная группа, она развивалась бы от асоциальной ассоциации («шайка лейка») и дошла бы до группы «Корпорация», которая представляет собой организованную преступность.

 

Классификация МГ. Целесообразно выбрать наиболее распространенные, каковыми являются три классификации:

1. деление МГ на «первичные» (семья, группа друзей, группа ближайших соседей) и «вторичные» (нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи).

 

2. деление их на «формальные» (в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами) и «неформальные» (такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса).

 

3. деление на «группы членства» - члены которой могут состоять в ней формально, но не разделять при этом принятые в группе нормы морали и правила поведения. Это куда нас просто записали (мы являемся членом своего класса, своей трудовой группы, своей учебной группы, своей семьи) И «референтные группы» - такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают. (например, для любителя спорта референтной группой является его любимая команда).

 

 

78. Основные социально-психологические феномены межэтнических отношений.

 

Феномен – это явление. Отношения между большими социальными группами. Ингрупповой фаворитизм – почтение своего члена группы, а не чужого. Аутогрупповая враждебность – враждебное отношение к членам чужой группы. Феномен конформности. Этноцентризм и этнические стереотипы, предрассудки, предубеждения.

 

Межэтнические отношения

это вид межгрупповых отношений, касающийся взаимодействия этнических групп.

Межэтнические отношения – это не только отношения между группами (соперничество либо сотрудничество). В эту область нужно включить и отношения к группам, которые проявляются в представлениях о них – от позитивных образов до предрассудков. Отношения между группами могут возникать и без непосредственного взаимодействия между ними (этнический стереотип, распространение информации посредством СМИ). Степень влияния межгрупповых отношений на отношения межличностные зависит от того, насколько включенные в них люди воспринимают себя и других (и/или воспринимаются другими) прежде всего как членов какой-либо группы.

Этническая идентичность

это составная часть социальной идентичности, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической группе.

 

Феномены:

- Межэтнической напряженности (крайняя форма – конфликт)

– это итоговое нарушение баланса взаимоотношений на всех уровнях поликультурного общества, в результате которого происходит раскол массового сознания на множество этнических идентичностей, и межэтнические отношения переструктурируются согласно новым социальным условиям.

 

- Межэтнический конфликт

Эскалация межэтнической напряженности ведет к Межэтническому конфликту.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Межэтнический конфликт – любая форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по принципу этнических различий.

 

- Этническая терпимость и толерантность

Терпимость в таком контексте должна рассматриваться как наличие нейтрального (не позитивного) отношения к чужой этнической группе.

Этническая толерантность понимается не просто как отсутствие негативного, а скорее как наличие позитивного или участного отношения к иной этнической группе, т.е. как готовность контактировать с представителями этой группы такими, какие они есть, при сохранении, однако, позитивного отношения к своей группе. Толерантность «это не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, но одновременно и отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон».

 

 

79. !!!! Место социальной психологии в системе психологического знания.

Социальная психология возникла на стыке 2-х наук – социологии и психологии. Поэтому и социологи занимаются социально-психологическими исследованиями, и психологи. Но тематика этих исследований различается: социологов преимущественно интересуют социально-психологические явления характерные для больших социальных групп, а психологов в этой же проблематике интересует социально-психологические явления характерные для малых социальных групп и связанные с личностью человека. В дальнейшем развитие социальной психологии, как науки привело к тому, что появились социально-психологические проблемы, представляющие интерес и для других не психологических и психологических наук. Например, своя социально-психологическая проблематика существует в таких науках как история, экономика, право, политические науки, наука управления и т.д. социально-психологическая тематика распространилась за пределы социальной психологии и нашла свое место в других не психологических науках. Если иметь в виду систему психологического знания, то социально-психологическая проблематика проникла во многие другие – прикладные психологические науки. Например, в возрастную психологию, педагогическую психологию, в медицинскую, юридическую психологию, экономическую, военную, спортивную психологию и т.д. Другими словами, социально-психологическая проблематика присутствует в настоящее время почти во всех прикладных психологических науках и особенно широко используется в практических областях психологии для решения практических задач.

 

80. !!!!! Основные социально-психологические характеристики малой группы. Психологическая теория коллектива в отечественной социальной психологии.

(Немов) Малая группа – сравнительно небольшое по составу объединение людей (от 2-3 до 20-30 чел). Существует много разновидностей малых групп, например, первичные и вторичные малые группы, официальные и не официальные малые группы, группы высокого и низкого уровня развития, интерактивные и коактивные (общее место и время работы, но нет взаимодействия членов группы друг с другом) малые группы и многие другие. Каждая малая группа имеет свою внутреннюю структуру, которая описывается с помощью следующих понятий (социально-психологические характеристики малой группы): величина группы, композиция группы, каналы коммуникаций, тип групповых задач, лидерство, групповые нормы, групповые санкции, межличностные отношения существующие в группе.

 

Теории коллектива

Когда в нашей стране возобновились исследования по социальной психологии, это произошло в конце 60-х годов 20 века, то первой проблематикой в социально-психологических исследованиях стала проблематика малых групп. До того, как произошло возобновление социальной психологии в нашей стране, у нас уже существовала педагогическая теория коллектива, разработанная известным отечественным педагогом Антоном Семёновиче Макаренко. Макаренко и в теории, и в практике тоже имел дело с малыми группами, но под коллективом он понимал группу, которая достигла высокого уровня развития. И социальные психологи столкнулись с дилеммой: с одной стороны существует за рубежом социально-психологическое учение о малых группах, с другой – существует в нашей стране учение о коллективе, который тоже является малой группой. Эту дилемму социальные психологи решили следующим образом: они стали исследовать не социальную психологию малых групп, а социальную психологию группу высокого интеллектуального развития, которая называла коллективом с использованием основных достижений Макаренко. Эти исследования начались в конце 70 годов и продолжались в течение 20-30 лет. До того времени пока не началась перестройка и распался СССР. Исследованиями занимались Уманский и Петровский. Каждый из них предложил свой вариант социально-психологической теории коллектива.

1.Уманский – параметрометрическая теория коллектива. Были выделены несколько параметров, аналогичные социально-психологическим характеристикам малых групп, но относящиеся к коллективу. По этим параметрам стали описываться и изучаться группы как коллективы. И одновременно с этим стал исследоваться процесс развития группы, как коллектива.

2. Петровский – стратометрическая теория коллектива. В ней были выделены 3 системы отношений, характерных для коллектива. Она основана на предположении, что динамика межличностных отношений в социальных группах может быть проинтерпретирована адекватно лишь при рассмотрении многоуровневой структуры групповых процессов. И в рамках этой теории проводились исследования в 80-ые и начале 90-х годов.

 

p.s. Потом это все сошло на нет. А японцы успешно используют теорию Макаренко для обучения.

 

81. Природа и структура общения. Общение как обмен информацией.

 

Человек по своей природе склонен искать межличностные контакты с другими людьми. У. Шутц в 50-е годы XX века предложил концепцию мотивов социального поведения человека, согласно которой в основу взаимодействия положены три межличностные потребности: присоединение, контроль и открытость.

Присоединение

трактуется как желание быть привлеченным к обществу, выделенным среди других, находиться в центре взаимодействия, т.е. речь идет о переживании человеком собственной значимости. Такое толкование присоединения показывает стремление человека к взаимодействию как таковому.

 

В зависимости от того, как эта проблема решалась в детстве, взрослый человек в ситуации взаимодействия может демонстрировать одну из четырех моделей поведения:

 

  1. субсоциальность (человек не может рисковать и быть игнорируемым, а следовательно, она избегает контактов;
  2. избегание, может приобретать различные формы — от отказа участвовать в социальных контактах до формального социального поведения, имитации общения;
  3. надсоциальность (человек ищет компании, потому что не переносит одиночества);

основная форма взаимодействия — навязывание контакта, привлечение к себе внимания, демонстрация своей власти;

  1. социальность (главная характеристика — способность быть в контакте с другими людьми и в то же время хорошо чувствовать себя вне общества).

Желание контролировать других,

а также быть или не быть контролированным. Социальное поведение контроля не связано с присоединением, поскольку власть не требует выделения.

 

Основной психологической проблемой является проблема компетентности, т.е. если человек чувствует себя некомпетентным, неспособным, его поведение в сфере контроля будет неадекватным: она отстраняется от власти или, напротив, стремиться к доминированию. Эта задача — установление контроля — также должна решаться ребенком, а взрослый, опираясь на опыт детства, присваивает себе одну из трех моделей поведения:

 

  1. Поведение подчиненного («Я маленький человек») — поведение, которое предусматривает отказ (индивид занимает позицию подчиненного, которая защищает его от власти, и от ответственности);
  2. Поведение начальника или автократическое. Здесь человек желает властвовать и готов за это побороться, однако подоплека этого поведения такая же, как и при условии отказа от власти: неверие в свою компетентность, необходимость всем и самому себе доказывать свою способность нести ответственность;
  3. Демократическое поведение Здесь человек способен принимать решения, брать на себя ответственность на основе консенсуса мнений.

Открытость

трактуется как потребность в построении близких эмоциональных отношений с другими людьми. При этом возникает основная проблема — ощущение своей способности любить и вызывать любовь других. В условиях, когда индивид не уверен в своей способности нравиться другим, его поведение в сфере налаживания взаимодействия будет экстремальным: полное избегание близости или надменная открытость.

 

Опять-таки от того, как эта проблема решается в детстве, у взрослого во взаимодействии с окружением прослеживается одна из трех стратегий:

  1. субперсональная (страх не понравиться, быть отвергнутым ведет к избеганию открытости, то есть человек поддерживает отношения с другими на поверхностном уровне, все его социальные связи — дистанционные, однако большое количество контактов психологически защищает индивида от интимности в отношениях с кем-то);
  2. надперсональная (распространение близости на обилие отношений и попытка таким образом поднять тревогу по поводу своего отторжения; формы проявления этой модели поведения — попытка заслужить одобрение, привлечь к себе внимание) ;
  3. персональная (человек способен комфортно чувствовать себя как на поверхностном уровне, так и в близких отношениях).

Общение — процесс установления контактов между людьми (и развитие этих контактов). В общении реализуются человеческие отношения.

Структура: коммуникативная сторона (обмен информацией); интерактивная сторона (как взаимодействие); перцептивная сторона (как восприятие).

Дата: 2019-07-24, просмотров: 226.