Особенности Я – концепции старого человека:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Я-концепция периода поздней взрослости и старости представляет собой сложное образование, в котором «записана» информация о множестве Я - образов, возникающих у человека в самых различных вариантах его самовосприятия и самопредставления. Это избирательная память личности, отражающая события таким образом, чтобы не нарушить основные личностные позиции.

 

Я - концепцией в старости движет стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. К условиям, способствующим личности эффективно интегрировать свою жизнь, относятся: успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способность аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.

 

Я-концепция в поздний период жизни человека обогащена всем тем, что было наиболее значимо в каждый из периодов личностного становления.

 

Позитивная и деятельная Я-концепция обеспечивает продолжение личностного развития и оптимистический подход к жизни в поздние годы, позволяет притормозить физическое старение и вносит большую духовность и творческую озаренность в самоактуализацию личности.

 

Продуктивному старению способствуют самоактуализация «Я», преимущественная ориентация на творчество или на реализацию духовно-нравственных отношений.

 

Такие негативные личностные образования, как самонадеянность и неразвитость автономии и инициативы, обусловливают неадаптивное старение человека.

 

Поведенческие особенности, присущие поздней зрелости

 

Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни (так называемое «разобществление»), материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, а также сознание приближающегося окончания жизни.

 

Физический мир, с которым пожилые люди взаимодействуют непосредственно, все более сужается. Субъективно все большую роль играют вещи, выполняющие вспомогательную роль: очки, трость, зубные протезы, ручная тележка для перемещения тяжестей.

 

У многих пожилых людей возрастает чувство опасности, подстерегающей их везде: на улице, во дворе, в пустом сквере и даже в собственной квартире.

 

Степень социальной активности пожилых людей все больше снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. Значительная часть пенсионеров оказываются в одиночестве. Преодолению одиночества и повышению материального достатка способствует продолжение профессиональной деятельности или иная работа.

 

В пожилом возрасте резко возрастает интерес к религии.

 

Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно, часть из них проживают «счастливую старость». У многих к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни. Способность к такому взгляду на данный период своей жизни зависит прежде всего от личных установок человека.

 

Смерть и умирание

 

В некоторых исследованиях было показано, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые (Kastenbaum, 1986). Опрос большой группы людей преклонного возраста, проведенный в ходе одного исследования, показал, что на вопрос «Боитесь ли вы умереть?» только 10% ответили «да» (Jeffers & Verwoerdt, 1977). При этом отмечается, что пожилые люди думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием (Крайг, 2000). Понятно, что эти утверждения отражают общую тенденцию, из которой не только могут быть, но и, конечно, фактически имеются значительные исключения, обусловленные индивидуальными отличиями. Так, с одной стороны, установлено, что люди, имеющие ясную цель в жизни, меньше боятся умереть (Durlak, 1979), а другие исследования говорят о том, что пожилых людей, физически и психически здоровых, имеющих планы на будущее и чувствующих себя адаптированными в жизни, смерть беспокоит больше всего (Крайг, 2000). Поистине, как точно заметил А. Шопенгауэр, страх смерти есть не что иное, как оборотная сторона воли к жизни.

 

Этапы умирания (классификация Кюблер - Росс) – можно говорить, можно нет!

 

Элизабет Кюблер-Росс осуществила систематическое исследование смерти и процесса умирания. Проведя много времени у постели умирающих больных, она выделила в их переживаниях пять этапов: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие (Kubler-Ross, 1969). Периодизация Кюблер-Росс является в настоящее время одной из самых используемых.

 

Отрицание. Человек отказывается принять возможность своей смерти. Узнав о том, что его болезнь смертельна, человек уверяет себя, что это ошибка и диагноз поставлен неправильно.

 

Гнев. Осознание человеком того, что он действительно умирает, приводит к появлению чувства гнева, обиды и зависти к окружающим. Человек задает вопрос: «Почему именно я?». Фрустрация актуализирует обвинительные реакции, обращенные к врачам, к каким-либо другим людям или к судьбе вообще.

 

Торг. Человек ищет способы продления жизни и обещает все что угодно в обмен на продление своей жизни. Одни обещают врачам бросить пить или курить, другие, обращаясь к Богу, обещают начать в случае выздоровления праведную жизнь.

 

Депрессия. Умирающий теряет интерес к жизни, его охватывает чувство безнадежности. Человек горюет о предстоящей смерти и о разлуке с родными и близкими.

 

Принятие. На последней стадии человек смиряется со своей судьбой и с неизбежностью смерти. И хотя человек не становится веселым, у него в душе воцаряется мир и спокойное ожидание конца.

 

Несмотря на широкую известность и популярность, данная классификация принимается не всеми специалистами. Так, Кастенбаум и Коста подвергли критике предложенную Кюблер-Росс классификацию этапов процесса умирания. По их мнению, не все умирающие проходят через каждый из этих этапов, а кроме того, сама очередность этапов может быть иной. Практически точно такие же критические замечания относительно классификации Кюблер-Росс высказывает и Хадсон.

 

56. Основные составляющие психического развития ребенка: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, кризис развития, психологические новообразования.

 

Развитие ребенка представляет собой цепь переходов от одной стадии к качественно другой. Эти переходы осуществляются через кризисы преодоления противоречий и появление психических новообразований. В каждой стадии содержатся элементы как предыдущей, так и последующей стадии развития.

1. Социальная ситуация развития. Та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни.

2. Ведущий вид деятельности. Та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что в конечном счете приводит к их качественным изменениям.

Виды ведущей деятельности:

- Непосредственно эмоциональное общение ребенка со взрослыми. Присуще младенцу с первых недель жизни и до года. Обычно через маму или человека заменяющего мать. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

- Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста. От года до трех лет.

- Игровая деятельность (в том числе сюжетно-ролевая игра). Дошкольный возраст, от трех до шести.

- Учебная деятельность. От шести до десяти-одиннадцати лет.

- Общение подростков. От 10-11 лет до 15-16. Общение в разных ситуациях, не только в школе. Зависит от интересов. Это так же может быть художественная, спортивная и любая другая деятельность в которой может складываться общение.

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств.

Далее уже идет трудовая деятельность, но уже не относящаяся к детской психологии.

Кризис развития - это особый период в жизни человека, когда человеку плохо и это нормально. Личность находится в тяжелом внутренним состоянии. Это хорошо, потому что по-другому не бывает развитие личности.

Кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.

Возрастные кризисы – это особые непродолжительные периоды, которые характеризуются резкими психическими изменениями, резкой дестабилизацией внутреннего мира

Психологические новообразования.

Именно в процессе развития, а не роста, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.

Психологическое новообразование – это 1) психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период; 2) обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Выготский Л. С, 1984).

 

57. Соотношение мышления и речи в теории Л.С. Выготского и Ж. Пиаже.

 

Пиаже считал, что мышление предшествует языку и является интеллектуальным базисом языка и тесно связано с языком. Речь появляется на определенном этапе развития мышления; речь без мышления невозможна. Но речь – не особенно важна для развития мышления. Речь — лишь одна из символических функций.

Пиаже открыл феномен эгоцентрической речи. Это особенность детского мышления (я в центре мира). Эгоцентрическая речь – речь, при которой ребенок разговаривает сам с собой (2-5 лет).

Направление развития по Пиаже: аутистическое мышление -> эгоцентрическая речь -> логическое мышление -> внешняя речь

Аутистическое мышление не логично (алогично), не чувствительно к противоречиям, тесным образом связано с эмоциями, зависит от эмоций.

Субъект не придерживается идеи постоянства объекта, верит в неконтактность воздействия (волшебство). Пиаже находит признаки аутистического мышления у детей.

Аутистическое мышление осуществляется по своим законам (сам себе господин).

Эгоцентрическая речь – это переходный этап.

 

А Выгодский считал, что первоначальные процессы мышления и речи различны, бывает безречевое мышление и речь бессмысленная. Мышление и речь не всегда связаны между собой, есть знаковая система сознания и язык это лишь один из знаковых систем. (музыка, живопись, жесты). Это 2 независимые системы, которые к 2-х летнему возрасту начинают пересекаться и затем мышление становится сугубо знаковым, а с определенного возраста, когда появляется много знаний, язык начинает блокировать мышление (оценка кого-то – «это дура»). Речь мешает думать.

 

Ребенок не аутистичен, наоборот, он изначально социален. Вся его ранняя психика развернута во внешнем плане, находится в сфере практических действий с предметами. Ребенок – практик, его психика развернута в пространстве между ним и взрослым через общение.

Направление развития по Выготскому: практическое мышление -> эгоцентрическая речь -> логическое мышление -> внешняя речь -> внутренняя речь.

На первом этапе мышление и речь существуют раздельно как две независимые функции.

Эгоцентрическая речь играет важное значение в развитии мышления. Она появляется как некоторый феномен в процессе интериоризации: внешняя речь становится внутренней речью, а внутренняя речь неразрывно связана с логическим мышлением.

На определенном этапе развития мышление и речь скрещиваются: речь становится осмысленной, а мышление – речевым, и они больше не существуют раздельно, а связаны друг с другом (2-3 года).

Таким образом, Выготский считает, что только до определенного момента речь не связана с мышлением (до 2-3 лет), а затем они скрещиваются.

От 1 г. до 2 л. речь часто сопровождается жестами, т.е. речь без предмета не существует. По Выготскому слово — плоть мысли. Речь переводит мышление на новый уровень. Это наиболее важная психическая функция. Речь перестраивает всю психику.

Вопросы по дисциплине «Социальная психология»

58. Объект, предмет и задачи социальной психологии.

Социальная психология — это раздел научной и практической психологии, который изучает взаимоотношения людей, их поведение, совместную деятельность и явления, формирующиеся непосредственно в процессе взаимодействия и общения малыми, средними и большими социальными группами.

Социальная психология исследует социальную зависимость личностных качеств и особенностей.

Основным понятием в социальной психологии считается понятие социальная группа — объединение людей с общими целями, ценностями, нормами поведения и интересами. Для формирования группы может быть достаточно и одного из выше перечисленных факторов.

Предметом социальной психологии является исследовательская работа по изучению:

· взаимосвязи психических взаимодействий людей,

· различных способов влияния на отдельного человека и социальные группы,

· социально-психологических характеристик человека и социальных групп как субъектов социальных отношений;

· взаимосвязи деятельности и поведения людей, состоящих в социальных группах.

Объект социальной психологии – отдельно взятая личность из группы, малая, средняя или большая социальная группа, межличностное или межгрупповое взаимодействие.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 298.