· Изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
· Массовые психические явления;
· Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
· Механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
· Создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
o Дальнейшее развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
o Исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
o Исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);
o Исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.
59. Вербальное и невербальное общение.
Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.
Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.
К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
- жесты;
- мимика;
- пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.
60. Понятие конфликта и его социальная роль. Классификация конфликтов. Поведенческие стратегии в конфликтных ситуациях.
Конфликт (от лат.— столкновение) — это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, результат столкновения их интересов или потребностей.
В этой ситуации чаще всего каждая сторона делает все, чтобы приняты были ее точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, враждебностью, спорами и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его следует всячески избегать. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными.
Классификация по характеру участников:
- Межличностные, которые происходят среди, как минимум, двух людей и являются наиболее распространенными;
- внутриличностные – это противоречия между взаимно исключающими друг друга желаниями, импульсами или тенденциями, существующими внутри одного человека, своеобразная психическая борьба;
- межгрупповые, к которым относятся разногласия между группами людей, объединенными общими интересами;
- социальные – противоречия, развивающиеся внутри выстроенной системы отношений группы людей или внутри социального института;
- между группой людей и одной личностью, когда один из членов группы нарушает общепринятые нормы поведения.
Классификация по признаку воздействия на функционирование группы:
- конструктивные, завершением которых является принятие взвешенных решений и дальнейшее продуктивное развитие взаимоотношений;
- деструктивные, которые не могут завершиться приятием разумного решения, на основе которого могло бы быть выстроено эффективное взаимодействие.
Классификация по содержанию конфликта:
- предметные, в них четко прослеживаются требования, противоречия вызваны их неисполнением;
- беспредметные, когда цель конфликта заключается не в разрешении противоречий, а в выплеске негативных эмоций и накопившихся обид.
Поведенческие стратегии:
61. Социальное восприятие и социальное познание.
В то время, когда стала активно развиваться социальная психология и заняла одно из ведущих мест в системе психологических наук, в ней появилась проблема, касающаяся того, как люди в обществе воспринимают и понимают друг друга и как люди, живущие в обществе, воспринимают и оценивают происходящие в нем события. Эта совокупность явлений, получило название, как и в общей психологии раньше – восприятие. Но в общей психологии раньше восприятие изучалось как восприятие отдельным взятым человеком неодушевленных предметов, и, соответственно, возник вопрос: а чем восприятие людей и событий, происходящих в обществе, отличается от восприятия человеком неодушевленных предметов. И было предложено ввести новое понятие – социальная апперцепция (или социальное восприятие). Так возникла проблема социального восприятия, т.е. было признано, что восприятие людьми социальных событий и друг друга отличается по своим законам от восприятия теме же людьми неодушевленных предметов. А через социальное восприятие осуществляется познание человеком общества, в котором он живет. Это называют социальным познанием, хотя к социальной психологии это понятие не относится, это социологическое понятие.
62. Социальная установка (аттитюд): структура и функции.
Социальная установка – устойчивое отношение человека к тому, что происходит с ним и вокруг него в обществе, к различным событиям и объектам.
Социальная установка имеет сложную структуру и состоит из 3-х компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Когнитивный компонент включает в себя знания человека о том объекте, к которому данная установка относится, эмоциональный компонент содержит переживания человека связанные с данным объектом, поведенческий компонент включает реальные или потенциальные действия выполняемые человеком в отношении данного объекта.
Социальная установка является личностным образованием и управляет поведением, действиями и поступками человека в обществе. Поведение человека определяет социальные установки, а не характер, способности и темперамент, поэтому основные функции социальной установки заключаются в том, чтобы определять отношение человека к тому, что происходит с ним и вокруг него. Функции социальной установки определяются ее структурными элементами: обеспечение человека знаниями о том или ином объекте, выработка у человека определенного эмоционального отношения к данному объекту и побуждение человека к определенным действиям в отношении соответствующего данной установке объекта.
63. Малая группа: типология, структура, условия образования, уровни развития.
Малая социальная группа это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.
Основные акты жизнедеятельности человека протекают в малых группах (в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях). Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества.
Типология
Среди реально существующих малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э. Мэйо.
Формальными называются группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, т.е определяются формальными или официальными предписаниями. К формальным малым группам относятся прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов (трудовые, учебные и т.д.). Они создаются обществом для удовлетворения общественных потребностей.
Неформальные малые группы – это объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих самим индивидам потребностей, прежде всего – в общении, принадлежности, понимании, симпатии, любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются механизмами их образования и характером межличностных взаимоотношений. Деление на формальные и неформальные группы достаточно условно, т.к. могут возникать и функционировать в рамках друг друга.
По времени существования. Принято выделять группы временные и постоянные. Этот признак важен с психологической точки зрения, т.к. устойчивость контактов в группе – важный фактор формирования ее психологических характеристик.
Референтность малой группы – значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциями референтной группы являются сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми их в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).
Структура группы – это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами этой структуры.
Критерии структурирования:
Условия образования
Группообразование – это процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую группу. Для того чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий.
Фазы развития малой группы
В процессе своего развития малая группа проходит ряд фаз, начиная от своего образования и оканчивая оформлением в зрелую социальную ячейку. В социальной психологии развитие малой группы ассоциируется с термином «Динамический процесс» или «групповая динамика». Причем, если изначально (К. Левин, 1939. Эксперименты в социальном пространстве. «Гарвардское педагогическое обозрение») под групповой динамикой понимались исследования положительных и отрицательных сил, контролирующих поведение группы, то в современном толковании это развитие группы во времени с описанием изменений ее важнейших универсальных характеристик.
Будем исходить из классификации развития Л. И. Уманского:
1) группа-конгломерат – часто случайное ассоциирование людей по формальным признакам. Такое социальное образование еще не осознает единой цели своей деятельности (аналогичны этому понятия диффузная или номинальная группы). Часто такое формальное объединение людей (например в сборную туристическую группу) распадается сразу после завершения формального повода их объединения.
2) группа-ассоциация, имеющая общую цель. При этом, все остальные признаки (иерархия – организационная структура, подготовленность, эмоционально-психологическое единство) отсутствуют. Для этой фазы характерно формирование у членов группы чувства принадлежности к некой ассоциации людей, объединенных общей целью. Часто существование группы-ассоциации прекращается сразу после того, как цель достигнута (например объединение обманутых вкладчиков)
3) группа-кооперация – характеризуется единством целей и деятельности, наличием группового опыта и подготовленности. На этой фазе у членов группы возникает необходимость ориентации в групповых задачах и в распределении групповых ролей.
4) Автономная группа это группа-корпорация, которую выше кооперации ставит наличие организационной структуры (иерархии) и психологического единства (такую группу также называют автономной). Для корпорации характерно проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу) и индивидуализма вплоть до асоциальности (например, банда);
5) коллектив – группа, отличающаяся наиболее высоким уровнем организованности, единством целей, норм и принципов. Здесь для членов группы характерно возникновение желания устанавливать неформальные отношения с другими участниками коллектива
6) гомфотерный («сбитый») коллектив – в котором ко всем прочим качествам (5) добавляется психофизиологическая совместимость его членов (например, экипаж космического корабля). Участники группы устанавливают более тесную эмоциональную связь, они собираются вместе только для того, чтобы пообщаться, друг с другом, при этом (если это, например, производственный коллектив) ее непосредственные цели и задачи отступают на второй план.
64. Массовые психические явления: общественное мнение, массовое настроение, слухи, мода, паника.
Массовое сознание общества – выражается в общественном мнении. Может подвергаться влиянию под воздействием какого-то события, какой-то информации. Массовое настроение – то, что порождается общественным мнением. Слухи – форма коммуникации, источник информации в большой соц. группе. Являются побудителем к действию, групповое стимулирование действий. Мода – общественное мнение по поводу того, что красиво, что нет, что следует делать, что нет, мода на поведение, мода на настроение, на какие-то точки зрения (мода быть с чем-то несогласным). Ключевое понятие общественное мнение.
Массовые явления психики это феномены, характеризующие большие социальные группы (массы и толпы) людей.
Массовое (или общественное) мнение определяется как обобщенное (коллективное) мнение масс людей по какому-либо вопросу. Для его формирования требуется фаза осмысления, и создания социального стереотипа. Оно практически никогда не бывает единым. Является объектом социальной манипуляции на бытийном и бытовом уровнях.
Массовое настроение определяется в отличие от мнения, как эмоционально-чувственная компонента реакции масс на некое событие или явление. В этом смысле настроение более изменчиво и менее подчинено рациональным критериям. Может возникать почти мгновенно. Еще в бОльшей степени является объектом социальной манипуляции на бытийном и бытовом уровнях .
Слухи
Под слухами понимают не вполне достоверную, непроверенную, официально не подтвержденную информацию, распространяемую среди масс людей исключительно из уст в уста, то есть непосредственно от человека к человеку в процессе общения людей друг с другом.
Мода
Мода как массовидное явление психики представляет собой то, что в данный момент времени пользуется наибольшей популярностью среди масс людей (это касается и мыслей, идей, произведений литературы или искусства, всего того, что со временем изменяется и может на некоторое время стать популярным среди масс населения).
Всякая мода — это всегда новое и, как правило, более совершенное, чем старое. Соответственно, переход от одной моды к другой может означать психологическое обновление и совершенствование. Появление новой моды в обществе — это, соответственно, признак его развития.
Влияние моды на психологию масс в большинстве случаев является положительным и может проявляться в следующем: улучшение массового настроения; повышение удовлетворенности масс людей; возникновение в сознании масс людей представления о том, что они развиваются; облегчение общения людей; предупреждение и устранение возможных межличностных конфликтов.
Мода, как и слухи, непостоянна, имеет циклический характер. Здесь можно отметить моменты ее возникновения, признания массами, распространения и заката. На каждом из этих этапов проявляются определенные закономерности, и в движении моды по указанным этапам ее цикла могут принимать участие различные люди с закрепленными за ними специфическими функциями.
Паника
Одним из наиболее заметных и политически важных видов массового поведения толпы является паника — эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо, напротив, как следствие ее избытка и проявляющееся в импульсивных действиях. Соответственно, на основе паники возникают панические толпы со специфическим поведением.
В общепринятом смысле под «паникой» как раз и понимают массовое паническое поведение.
Возникновение и развитие паники в большинстве описанных случаев связано с действием шокирующего стимула, отличающегося чем-то заведомо необычным (например, сирена, возвещающая начало воздушной тревоги). Частым поводом для паники являются слухи. Известно, например, что летом 1917 г. в России выдался один из самых обильных урожаев. Тем не менее уже осенью в стране разразился голод. Ему способствовала массовая паника, которую вызвали слухи о предстоящем голоде, она буквально опустошила прилавки, амбары и закрома.
65. Групповые эффекты: влияние меньшинства, подражание, групповой фаворитизм.
Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы, через которые осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния, которые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной деятельности.
(С. Московичи)
Влияние меньшинства: меньшинство способно оказывать влияние на установки и поведение большинства, причем это влияние может не осознаваться представителями большинства и не проявляться в процессе группового взаимодействия, а проявить себя позднее. К числу факторов, повышающих эффект влияния меньшинства, относятся:
· последовательность высказываний и поведения, демонстрируемых меньшинством,
· уверенность в своей правоте и аргументированность высказываний,
· появление среди большинства лиц, принимающих позицию меньшинства, т.н. отступников.
· Сплоченное и открыто демонстрирующее свою независимость от авторитета меньшинство способно подчинить своему влиянию большинство.
Подражание
один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такая стереотипизация даже может вылиться в униформу (например форма военных, деловой костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и стереотипами регулируется его поведение. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.
Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи. Он близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям является добровольным.
Эффект группового фаворитизма. Это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы. Эффект группового фаворитизма базируется на эффекте «мы и они» и как бы устанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо критериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериям воспринимаются как «чужие».
Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:
* эффект группового фаворитизма сильнее проявляется в тех случаях, когда для группы очень значимы критерии сравнения по результатам деятельности и специфике взаимоотношений с другими группами, т. е. когда группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом;
* групповой фаворитизм проявляется сильнее в отношении тех групп, критерии сравнения с деятельностью которых не только значимы для группы, но и соответствуют ее собственным критериям, т. е. в этом случае появляется возможность четкой однозначной сравнимости групп;
* членство в группе оказывается более важно, чем межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих на них самих по личностным качествам, и отказывают в предпочтении «чужим», хотя и сходным с ними по взглядам, интересам, личностным особенностям;
* члены группы склонны объяснять возможный успех своей группы внутригрупповыми факторами, а ее возможную неудачу — факторами внешнего порядка, т. е. если группа достигает успеха, то она приписывает этот результат самой себе (своему профессионализму, благоприятному социально-психологическому климату, деловым качествам руководителей и пр.), но если группу постигает неудача, то люди ищут виновных вне группы, пытаются переложить вину на другие группы.
66. Проблема лидерства в социальной психологии.
Лидерство – повышение авторитета человека в некоторой социальной группе и взятие на себя руководства процессами, которые происходят в группе. Впервые в соц. психологии проблема лидерства была поставлена Куртом Левином (немецкий психолог). Им было выделено три классических стиля лидерства: авторитарный, демократический, попустительский (либеральный). Затем к этим трем стилям лидерства был добавлены другие стили, например, гибкий стиль лидерства и комбинированный стиль лидерства. Для Левина стиль лидерства складывался на основе отношений, которые складываются между лидером и группой.
В современной социальной психологии выделяются другие критерии определения стиля лидерства, например, склонность лидера к риску или осторожности, следовательно, выделяют рискованный стиль лидерства и осторожный стиль.
Отношение лидера к людям, которые находятся у него в подчинении и к делу, которое выполняет группа, которой он руководит. В соответствии с этим выделяется еще 2 стиля лидерства – стиль ориентированный на людей (главное внимание лидер обращает на нужды людей, которые находятся у него в подчинении) и ориентированный на дело (внимание на решение задачи, которая перед данной группой стоит) – это одна проблема лидерства в современной социальной психологии.
Другая проблема – поиск оптимального или наиболее эффективного стиля лидерства. Курт Левин предположил, что таким стилем лидерства является демократический стиль, т.к. по сравнению с другими он имеет ряд преимуществ, но в дальнейшем исследования показали, что и другие 2 стиля могут быть достаточно эффективными в определенных условиях. В современной психологии проблема эффективности лидерства решается в основном так называемой ситуационной теорией лидерства, которую сформулировал американский социальный психолог Фредерик Филлер. Суть этой теории заключается в утверждении, что выход человека в лидеры определяется ситуацией, которая сложилась в группе. Тот стиль лидерства является наиболее эффективным, который соответствует стоящим перед группой задачам и ситуации, которая в ней сложилась.
67. Перспективы и направления развития современной социальной психологии.
Современная социальная психология представляет собой разветвленную систему фундаментальных и прикладных знаний.
К фундаментальным относится сама социальная психология и некоторые ее отдельные отрасли (психология малых групп, психология семьи, психология управления).
Прикладные направления, это такие направления в которых применяются психологические знания для решения тех или иных практических задач. Например, разнообразные методы групповой психотерапии, психология спорта, психология рекламы, психология дипломатических отношений, военная психология.
Перспективы развития: углубление научно-психологических знаний в фундаментальных отраслях социальной психологии, расширение сферы использования психологических знаний за счет разработки новых направлений в развитии социальной психологии (психология социальных отношений или отношений между людьми в обществе, влияние средств массовой информации на психологию и поведение людей, психология социальных установок людей, слухов).
Кроме основ (фундаментальных), есть еще прикладные аспекты в соц. психологии – то, что может меняться в соответствии с запросами общества. Одна из тех наук, которая зависит от экономического состояния общества, социального, культурного содержания. С развитием общества появляются новые запросы, вызовы, обращенные, в том числе, к соц. психологии. Мы живем в изменяющемся мире, можно не успеть адаптироваться, большое количество информации, появилась возможность очень много общаться (перемещаться по земному шару либо по интернету). Современная социальная психология должна давать анализ происходящих событий, выявлять закономерности новых процессов, которые возникли в нашем обществе.
68. Восприятие и понимание людьми друг друга.
Одним из аспектов социального восприятия является восприятие и познание людьми друг друга, изучение психологических законов восприятия и познания людьми друг друга. Этим специально занимался известный ученый А.А. Бодалёв. В области восприятия и понимания людьми друг друга действуют особые законы и наблюдаются специфические феномены, которые не характерны для восприятия людьми неодушевленных предметов. Например, эффект ореола, эффект первичности и новизны и имплицитная теория личности.
Эффект ореола – явление, согласно которому процесс восприятия и познания людьми друг друга зависит от знаний, которые они уже имеют друг о друге. Если образ сложился положительный, то при восприятии человека мы отмечаем в нем в основном все положительное и не замечаем отрицательного и наоборот.
Эффект первичности – когда большее влияние на образ человека оказывает та информация о нем, которая получена первой по порядку.
Эффект новизны – когда большее влияние на восприятие человека оказывает та информация о нем, которая получена последней.
Имплицитная теория личности – сложившееся представление о том, как связаны в личности человека его внешность с психологией и поведением. Такое представление формируется у каждого человека в результате его общения с людьми и дальше начинает оказывать влияние на то, как он воспринимает и оценивает других людей. Имплицитная (скрытая от сознания). Т.е. человек как бы собственную имплицитную теорию личности накладывает на процесс восприятия других людей и оценивает их исходя из собственной имплицитной теории личности.
69. Методы социально-психологических исследований.
Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике. Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к так называемой «психологии воздействия». Методы исследования, в свою очередь, различаются на методы сбора информации и методы ее обработки.
Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). В большинстве случаев эти методы идентичны тем, что применяются в социологии и психологии.
Наблюдение является самым «старым» методом социальной психологии и представляет собой преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, которые непосредственно не даны. В случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы.
Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает здесь в связи с тем, что интерпретирует документ — исследователь, т. е. человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста.
Для преодоления «субъективности» в интерпретации исследователем документа вводится особый прием, получивший название «контент-анализ» (буквально: «анализ содержания»). Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты.
Опрос — представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение в социальной психологии получают интервьюирование и анкетирование (особенно при исследованиях больших групп).
Метод анкетирования — письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой.
Интервьюирование — метод сбора информации, предусматривающий устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения.
Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь — логика его построения, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной.
Тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты. Тестов, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест, который будет рассмотрен особо в разделе, посвященном малой группе.
Особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь.
Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Другими словами в эксперименте создается имитация повседневных процессов. Варьируя одним—двумя факторами — называемыми независимыми переменными — экспериментатор выясняет, как их изменение влияет на людей. Полемика вокруг возможностей и ограниченностей экспериментального метода в этой области является одной из самых острых полемик по методологическим проблемам в настоящее время.
Ставя эксперименты, социальные психологи иногда создают ситуации, которые затрагивают эмоции людей. В этом случае ученые обязаны следовать профессиональным этическим правилам: получить согласие от испытуемых, следовать принципу «не навреди», после завершения эксперимента полностью раскрывать участникам любой временный обман.
В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами.
Метод социометрии разработан Дж. Морено для исследования эмоционально-психологических отношений в малой группе. Социометрическая процедура предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации.
Социометрия — процедура, предполагающая опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации.
Результаты использования социометрии могут быть представлены в виде социометрии (таблиц), социограмм, графически отображающих структуру отношений в группе, и социометрических индексов, количественно представляющих психологические отношения в группе. Надежность социометрических данных зависит прежде всего от силы социометрического критерия (вопроса) как основания для предпочтений или отклонений членов группы.
Метод групповой оценки личности (ГОЛ) — это способ получения характеристики человека через взаимные оценки членов группы. Метод ГОЛ основан на феномене групповых представлений о каждом члене группы как результате взаимного познания людей в процессах их совместной деятельности и общения.
С помощью этого метода оцениваются качества человека по предлагаемому их перечню с использованием приемов:
а) прямого оценивания по n-балльной шкале;
б) ранжирования качеств;
в) попарного сравнения качеств и др.
Содержание оцениваемых качеств определяется целями исследования, а их число варьируется у разных исследователей в диапазоне от 20 до 180.
70. !!!! Социализация как условие и процесс психического развития личности.
(Немов) Социализация включает в себя приобретение человеком тех психологических свойств, которые необходимы современному человеку для его нормальной жизни в обществе. Социализация означает приобретение, например, способностей, которые необходимы для выполнения различных видов человеческой деятельности. Социализация означает освоение человеком социально-культурных норм, знаний, которые необходимы для нормальной жизни в современном обществе. Социализация означает знание социальных отношений, существующих в обществе, устройства общества, законов по которым оно действует. Социализация в широком смысле слова это превращение человека из биологического существа в личность, которая адаптирована к условиям жизни в современном обществе. Социализация выступает как условие и процесс психического развития личности. Т.е. благодаря социализации идет процесс психического развития и человека как личности. Без общества и вне социализации человек нормально, как личность, развиваться не может потому что его общение с другими людьми является условием приобретения им тех психологических свойств, которые характеризуют как личность современного человека и человека, в свою очередь, как члена современного общества.
(Хаймовская) Социализация личности – усвоение личностью тех форм поведения, которые характерны для человека, существующего в современном обществе. Термин социализации был введен в научный оборот американскими социальными психологами и предполагает следующее, что человек рождается изначальное не социализированным существом, т.е. существом которому надо вырасти и приспособиться к условиям в современном обществе. В нашей психологии вместо термина социализация использую термин обучение и воспитание, в которые вкладывается тот же самый смысл. Т.е. обучение и воспитание человека рассчитано на то, чтобы превратить человека в социально-адаптированное существо. Поэтому под обучением и воспитанием как условиями и процессами психического развития и социализации понимается примерно одно и то же, единственная разница заключается в следующем: социализация это несколько более узкое понятие, чем обучение и воспитание, и предполагает такие качества личности и форм поведения, которые соответствуют тому обществу, в котором человек рождается и живет. Соответственно, в любом обществе существует своя специфика, связанная с социализацией. Но само понятие «социализация» с методологической точки зрения спорное и далеко не всеми отечественными психологами оно принимается как такое, которое следует использовать. Представление о социализации исходит из того, что человека надо специально адаптировать в обществе, что он рождается и некоторое время развивается дизадаптированным существом, а потом его надо специально переделать, чтобы он стал социально приспособленным существом. Выгодский, Эльконин и другие указывали на спорность этого понятия. Они в своих теориях утверждали и доказывали, что вся система обращением с человеком, обучением и воспитанием социальна по своей основе, поэтому ни о какой специальной социализации индивида речи не должно быть. Само по себе обучение и воспитание есть не что иное, как нормально понимаемая социализация.
71. Социально-психологические феномены: феномены конформизма и нонконформизма.
В психологии к социально-психологическим феноменам принято относить все те изменения в поведении человека, которые происходят под воздействием других людей – даже при одном их присутствии.
Нонконформизм - это отрицание общепринятых правил и устоев, которые закрепились в определенной группе или сообществе. Но люди, которые являются приверженцами такого, можно сказать, стиля жизни, мало того что просто не согласны с какими-либо положениями, они ещё и предлагают собственное видение ситуации. Выбор своего собственного пути, а не следование тому, которое выдвигает общество.
Конформизм - изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.
Конформизм и нонконформизм - это два взаимосвязанных между собой понятия. Но совершенно противоположных. Итак, конформизм и нонконформизм часто встречаются в тех или иных социальных группах. И преимущественно людей, являющихся сторонниками той или иной точки зрения, можно встретить в сообществе довольно приземленного психолого-социального развития. Ведь на самом деле, чем более разносторонен человек, тем меньше ему присущ нонконформизм или конформизм. Что же ему свойственно в таком случае? Это - свободное самоопределение. То есть это те люди, которые самостоятельно решают, что им делать, а что - нет. Не принимая во внимание ничье мнение, доверяя лишь собственному ощущению. Это личности, которым важно, чтобы результат удовлетворил их ожидания, а не опроверг или утвердил устоявшиеся в обществе законы. Можно сказать - золотая середина.
72. Социально-психологические феномены: феномен социальной фасилитации и ингибиции.
В психологии к социально-психологическим феноменам принято относить все те изменения в поведении человека, которые происходят под воздействием других людей – даже при одном их присутствии.
Эффект (феномен) социальной фасилитации — это эффект усиления активности деятельности в присутствии других. Другими словами, человек выполняет простые задания (легкие примеры на умножение, вычеркивание в тексте определенных букв, наматывание лески на катушку и другие простые задания на моторику), если знает, что за ним наблюдают. Одновременно с этим выполнение сложных заданий в присутствии других людей, наоборот, влечет снижение скорости и качества работы.
Эффект (феномен) социальной ингибиции — это феномен, противоположный социальной фасилитации. То есть это ухудшение скорости и качества выполняемых действий под влиянием присутствия посторонних наблюдателей.
В 1898 психолог Норман Триплетт (Norman Triplett), заметив, что велосипедисты показывают лучшие результаты, если соревнуются с партнером, а не просто используют секундомер для определения времени, провел серию экспериментов для подтверждения своих догадок. Исследование Триплетта стало одним из первых в социальной психологии экспериментов, в ходе которого дети наматывали леску на катушку спиннинга. И оказалось, что они работают энергичнее в присутствии других, чем в одиночестве. Названный Флойдом Олпортом (Floyd Henry Allport) социальной фасилитацией эффект наблюдался и у животных (цыплята быстрее едят зерно, муравьи роют песок, если рядом находятся другие особи). Влияние социальной оценки на производительность вызвало интерес в психологических кругах, и исследования Нормана Триплетта были продолжены. Так, позднее было обнаружено, что присутствие пассивных свидетелей при выполнении определенных задач снижает эффективность действий.
Теория зашла в тупик, ведь не было ясно, как сопоставить оба феномена. Исследования продолжились лишь в 1965 Робертом Зайонцом, сформулировавшим теорию активации. Именно он первым высказал предположение, что эффект социальной фасилитации проявляется в случае выполнения простых механических действий (привычных или усвоенных), а обратный ему эффект ингибиции — в интеллектуально более сложных ситуациях. Данное утверждение опиралось на известный факт, согласно которому появление возбуждения всегда активирует доминирующую реакцию. Возбуждение в данном случае вызывается присутствием других людей при выполнении того или иного задания. Таким образом, в случаях с простыми задачами, доминирующей (наиболее вероятной) реакцией на которые выступает правильное и зачастую единственно верное решение, возбуждение помогает быстрее справиться с ними. А там, где правильный ответ не так очевиден, возбуждение провоцирует неправильные реакции.
73. Социально-психологические феномены: феномен групповой поляризации.
В психологии к социально-психологическим феноменам принято относить все те изменения в поведении человека, которые происходят под воздействием других людей – даже при одном их присутствии.
Социально-психологические феномены это те явления, которые выделяются и изучаются современными социальными психологами. К ним можно отнести множество явлений, которые характеризуют различные социальные группы, прежде всего малые группы (например, межличностные отношения, лидерство, восприятие и понимание людьми друг друга, групповые нормы, феномен групповой поляризации).
(Французский психолог Серж Московичи) Феномен групповой поляризации - это когда группа обсуждает вопрос, по которому существуют разные мнения, в результате этого обсуждения мнения членов группы не сходятся, а наоборот расходятся, т.е. группа делится на 2 прямо противоположных группировки, которые придерживаются несовместимых друг с другом мнений, мнения расходятся по двум полюсам (положительным и отрицательным). Этот феномен появляется при определенных условиях: 1. В группе имеются 2 лидера, которые друг с другом не ладят и часть группы идет за одним лидером, а часть за другим. По этому при обсуждении каких-то вопросов несовместимость лидеров переносится на несовместимость тех людей, которые следуют за этими лидерами. 2. Когда между самим членами группы имеются конфликты, и они порождают несовместимость мнений членов группы по самым разным вопросам. Стремясь как-то проявить недоброжелательное отношение друг к другу, они начинают друг другу во всем противоречить.
74. Социально-психологические феномены: феномен социального влияния.
В психологии к социально-психологическим феноменам принято относить все те изменения в поведении человека, которые происходят под воздействием других людей – даже при одном их присутствии.
Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого, чем с собственным первоначальным, т. е. поведение одного человека становится подобно поведению других людей.
В связи с проблемой социального влияния следует различать понятия конформности и внушаемости.
Конформность — это подверженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.
Внушаемость (или суггестия) — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).
Распространенная форма социального влияния — повиновение, подчинение авторитету, подверженность влиянию лица с более высоким социальным статусом.
Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и пр.
75. Феномен групповой сплоченности. Подходы к изучению сплоченности.
Явление, которое присуще любому сообществу. Рассматривается как сплоченность группы относительно целей и задач групповой деятельности. У группы существует не одна деятельность, а поле деятельности – сама работа, досуговая деятельность, общенческие дела. Есть разные подходы к сплоченности – (психологическая теория корректива – Петровский, Уманский).
Стратометрическая концепция или теория деятельности опосредования межличностных отношений в малой группе А.В. Петровский. Подходы – рассматриваются слои межличностных отношений: самый поверхностный слой – эмоциональный (кто-то кому-то нравится или нет, никак не связано с деятельностью), потом начинают срабатываться и разделять групповые ценности (ЦОЕ – ценностно-ориентационное единство малой группы) – такая группа более сплоченная и зрелая, ядром группы является сама деятельность. Чем больше отношения связаны с групповой деятельностью, тем группа сплоченнее. А чем измерять сплоченность? (могут спросить). У школьников (детей) можно применить социометрию (отражает эмоциональные связи людей). Для более старших людей недостаточно социометрических показателей, нужно копать глубже и стараться понять есть ли ЦОЕ.
Концепция Уманского! Близкие вещи, но по-другому названы.
Групповая сплоченность — это процесс групповой динамики, который призван характеризовать, насколько каждый из членов группы привержен к этой группе.
Сплоченность группы – это очень сложный баланс, в котором участвуют не только выгоды от членства группы, но и взвешиваются потенциальные выгоды от вступления в другие группы.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 218.