Анализ системы контроля в МБДОУ центре развития ребенка-детском саду № 54
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На современном этапе развития общества требования к осуществлению контроля за учебно-воспитательным процессом выросли. Администрация Детского сада применяет научно обоснованный подход к анализу педагогической деятельности педагогов, постоянно работает над усовершенствованием внутренне садового контроля, руководствуясь при этом следующими принципами:

- планомерности: в годовом плане есть раздел "руководство и контроль за учебно-воспитательным процессом", есть план внутреннего контроля по месяцам, а также циклограмма посещение основных режимных моментов и занятий заведующей ДОУ, воспитателя-методиста и медсестры;

- полноты: ему подчинены в полной мере все сферы жизнедеятельности дошкольного учреждения;

- обоснованности: проводится диагностическая работа (анкетирование педагогов, родителей), анализируется результативность учебно-воспитательного, знания, умения и навыки детей в соответствии с требованиями программ[50].

В Детском саду создана комплексная система контроля за полноценной работой всех участников учебно-воспитательного процесса.

Контроль по вертикали, который начинается с контроля заведующей Детского сада и постепенно через все службы доходит до педагогов. Это контроль не только в глубину по вертикали, а и в ширину по горизонтали, так как каждый член администрации контролирует свою службу.

 

Рисунок 2.5 – Модель вертикальной системы контроля в Детском саду[51]

 

Диапазон контроля в Детском саду распространяется на :

- охрана и укрепление здоровья;

- учебно-воспитательный процесс;

- финансовая деятельность[52];

- управление кадрами;

- социально-общественная деятельность;

- административно-хозяйственная деятельность;

- материально-техническая база.

С позиции системного подхода руководство Детского сада весь учебно-воспитательный процесс рассматривается как целостную сложную динамическую систему, основными составляющими которой являются воспитатель, дети дошкольного возраста, учебно-материальная база и соответствующие условия для реализации программных задач по осуществлению всестороннего развития ребенка[53].

Системный подход рассматривается в виде схематического цепочки, которая представлена на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6 – Схематическая цепочка учебно-воспитательного процесса[54]

 

Поэтому внутренний и внешний контроль в Детском саду – это определенная система наблюдений и проверок, которые позволяют установить соответствие уровня учебно-воспитательного процесса требованиям программ обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, а также побуждает к самоанализу и самооценки, и сравнение с опытом других ДОУ.

Контроль обеспечивает творческий рост воспитателей, дисциплинирует их работу, способствует выявлению и распространению передового педагогического опыта, выявляет недостатки в учебно-воспитательном процессе и дает возможность педагогам своевременно устранять их.

Для охвата контролем всех аспектов работы в Детском саду распределены обязанности между руководителем и его помощниками, выяснены круг вопросов контролирующий только заведующий, а также вопросы контролирует воспитатель-методист, сестра медицинская, заведующий хозяйством. При этом учтены должностные обязанности, определенные квалификационными характеристиками.

Ориентировочная циклограмма деятельности воспитателя-методиста, сестры медицинской, заведующего хозяйством значительно облегчает контроль.

В МБДОУ центре развития ребенка-детском саду № 54 проводятся такие виды контроля:

- контроль нормативно-правовой базы;

- контроль методической работы;

- контроль учебного процесса;

- тематические проверки;

- контроль за работой кадров;

- контроль за взаимодействием с социумом;

- медико-педагогический контроль;

- контроль за работой медицинской службы;

- контроль за административно-хозяйственной работой;

- контроль финансовой деятельности;

- контроль по технике безопасности (ТБ), основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ);

- административный контроль.

Разработанные карточки анализа по каждому виду контроля, позволяющие сделать выводы о профессиональной компетентности каждого участника учебно-воспитательного процесса.

За учебный год, в частности на педсоветах (4 раза), педчасах проводится обсуждение состояния и результатов учебно-воспитательной работы.

Руководство Детского сада в течение учебного года использует в своей работе схемы оперативного контроля и контроля учебно-воспитательного процесса.

В Детском саду было определено признаки положительных результатов контроля:

- педагог видит, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им организован учебно-воспитательный процесс;

- педагог знает, что именно контролируется;

- контроль осуществляется по результатам;

- при осуществлении контроля контролирующий придерживается доброжелательного товарищеского тона общения;

- при наведении рекомендаций, указаний особое внимание уделяется изложению причин возникновения недостатков в работе и путей их преодоления;

- осуществляется правильный выбор критериев оценки и определяется их оптимальность.

Ведется системная работа по формированию у педагогов сознания, стремление к творчеству. А для этого нужны – раскованность, независимость от мелочной опеки, назойливого контроля.

С этой целью часть воспитателей, имеющих высокую квалификацию и профессионализм, переведены на режим доверия и самоконтроля по определенным критериям профессионального мастерства:

- педагогическая грамотность, с учетом современных достижений педагогической науки и практики планирования и организация образовательного процесса;

- владения воспитателем активными методами работы, нестандартными формами организации занятий с детьми;

- достижения оптимального результата, что выражается в стабильном уровне знаний, умений, воспитанности детей, качественный уровень оздоровительной работы и как результат – снижение заболеваемости дошкольников.

Согласно мониторингу социально-психологического микроклимата коллектива в Детском саду, микроклимат в коллективе можно признать очень хорошим. Педагоги чувствуют себя комфортно, отношения с руководством и коллегами стабильные, доброжелательные. Творческая атмосфера в коллективе на высоком уровне.

Контроль как функция менеджмента является элементом обратной связи, так как по данным контроля проводится корректировка ранее принятых решений и планов, а также стандартов всей хозяйственной. Он является объективной необходимостью, так как даже оптимальные планы не могут быть реальным, если они не будут доведены до исполнителей и за их выполнением не будет налажен объективный, постоянный контроль.

Как правило, наиболее эффективный контроль – простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Если система контроля очень сложная и люди, которые взаимодействуют с ней, не понимают и не поддерживают ее, то такая система контроля не может быть эффективной. Избыточная сложность ведет к беспорядку, являющемуся синонимом потери контроля над ситуацией.

Под управленческим контролем с обратной связью необходимо определить ожидаемое значение результатов на определенных этапах деятельности и сравнивать их с запланированными показателями. Задачей управленческого контроля с обратной связью является недопущения ошибок в деятельности до того, как вы поникают любые отклонения от ожидаемых результатов.

Руководство Детского сада серьезно подходит к контролю за выполнением составленных планов этому вопросу, поэтому производится ежемесячный анализ хозяйственной деятельности и ежемесячный контроль составленных учебно-воспитательных планов. Целью этого является информированность руководства о степени реализации поставленных задач.

Контроль в Детском саду направляют не только на выявление недостатков, навязывание мнений и позиций руководителя, а на глубокое изучение состояния образовательного процесса с целью его совершенствования, предоставление своевременной помощи воспитателям. Не только изучают результаты труда педагогов, а исследуют те методы и приемы которые они используют.

В соответствии с основными задачами педагогического коллектива по вопросам обучения и воспитания детей в Детском саду используют контроль за учебно-воспитательной работой в группах и предоставлением методической помощи. Изучение общего состояния образовательно-воспитательного процесса в Детском саду планируют в форме проверок:

- комплексных;

- тематических.

Для проведения проверок создается группа под руководством заведующего, воспитателя-методиста, членов коллектива. Используют такие виды контроля:

- предварительный – пересматриваются планы, материалы, подготовленные к занятиям или мероприятия, проводятся беседы о методах работы с детьми и т.д.;

- текущий – непосредственное наблюдение за учебно-воспитательной деятельностью, проверка знаний, умений, навыков дошкольников, просмотр и анализ детских работ;

- выборочный – заведующий или воспитатель без предупреждения согласно собственным планам посещает определенный вид учебной или воспитательной работы педагога;

- итоговый – изучаются результаты труда педагога за определенный период.

Эти виды контроля обеспечивают изучение деятельности всех педагогов, помощников воспитателей, слаженность, системность работы всего коллектива Детского сада.

Особое внимание обращается на организацию и проведение тематических проверок. Благодаря этой форме контроля прослеживают систему и результаты работы каждого педагога по выполнению того или иного раздела программы. Эта форма контроля помогает глубоко проникнуть в содержание, методы и приемы донесения детям учебного материала, формирование и закрепление практических умений и навыков, в целесообразности использования наглядности, технических средств обучения, а также выяснить причины отставания отдельных детей. Тематический контроль помогает нам легко проверить реализацию программы, использование инновационных технологий, изучить передовой опыт многих педагогов.

Предварительный контроль в Детском саду используют, как правило, с целью оказания методической помощи молодым специалистам и проверки выполнения предложений заведующего, воспитателя-методиста, решение предыдущей педагогического совета.

Воспитателем-методистом проводится ежемесячный анализ перспективных планов учебно-воспитательной работы воспитателей групп, музыкальных руководителей, руководителя кружка изобразительной деятельности, инструктора физкультуры, логопедов и психолога.

 Однако систему управленческого контроля за результатами достаточно сложно использовать в неприбыльных организациях и для оценивания работы работников вспомогательных подразделений, результаты работы которых трудно выразить количественно.

По нашему мнению, основными факторами, которые влияют на эффективное функционирование системы управленческого контроля, в сегодняшних условиях в Детском саду являются:

- отношение руководства к внутреннему контролю, то есть насколько правильно понимает руководство роль внутреннего контроля в управлении организацией;

- внешние условия функционирования предприятия, его размеры, организационная структура, масштабы и виды деятельности, количество и региональная неоднородность (разветвленность) месторасположения ее подразделений, стратегические установки, цели и задачи, степень механизации и компьютеризации деятельности, ресурсное обеспечение;

- уровень компетентности кадрового состава.

Считаем необходимым развивать новые направления совершенствования системы управленческого контроля, ведь у предприятия, которое постоянно развивается, постоянно растут потребности в эффективности информации. С целью эффективного и успешного внедрения управленческого контроля в Детском саду следует сосредоточить внимание на решении следующих проблем:

1) выбор варианта построения системы управленческого контроля в зависимости от размера предприятия, отрасли и сферы деятельности предприятия;

2) определение параметров информации, которая будет поступать из других организационных уровней, анализ формы ее решения, сроки поступления, определение ответственных за своевременное и правильное представление этой информации;

3) повышение квалификационных требований специалистов всех уровней;

4) внедрение эффективного технического функционирования системы управленческого контроля, что значительно повысит оперативность контроля благодаря минимизации разрыва во времени между сбором исходной информации и получением выходных, обработанных данных, которые необходимы для составления управленческой отчетности и принятия на ее основе эффективных управленческих решений.

Кадровая работа в Детском саду осуществляется одним работником, что и объясняет отсутствие специалистов в области управления персоналом, недостаточным количеством психологов и социологов.

Одним из аспектов эффективной работы с персоналом является удовлетворительный морально-корпоративный климат в организации, характеризующий качество процесса управления персоналом. Нами было проанализировано качество процесса управления персоналом в Детском саду, а результаты анализа представлены в виде таблицы 2.6.

Итак, по результатам анализа качества процесса управления персоналом в Детском саду, можно сделать вывод, что кадровая политика Детского сада проводится не последовательно и препятствует достижению ее целей.

Таблица 2.6

Анализ качества процесса управления персоналом в Детском саду[55]

№ п/п Направления анализа Результаты анализа
1. Анализ степени соответствия кадровой политики и практики управления персоналом целям и задачам Детского сада Кадровая политика, которая проводится в Детском саду не противоречит основным целям и задачам его, однако мешает путям их достижения. Потому что не имеет четкой последовательности в ее проведении, и осуществляет ее проведения работник, не имеющий специального образования в данной области, а потому не является компетентным в вопросах управления персоналом. А именно от персонала зависит эффективность и результативность деятельности любой организации.
2. Оценка важных формальных правил и процедур, которые обеспечивают процесс управления персоналом Трудовые показатели сотрудников Детского сада носят позитивный характер однако не достаточно эффективными из-за не удовлетворенность работниками своей работой.
3. Оценка основных элементов организационной культуры, которые влияют на поведение работающих Морально-психологический климат в коллективе нормальный, работники находятся в дружеских взаимоотношениях друг с другом, между собой общаются с удовольствием хотя и их возрастная структура весьма разнообразна. Однако наблюдается не удовлетворенность работающих своей работой, потому что рабочие места организованы не должным образом, отсутствует система мотивации труда со стороны руководства. Состояние трудового этикета находится на удовлетворительном уровне.
4. Оценка показателей, характеризующих качество управления персоналом (уровень текучести кадров, удовлетворенность работников работой, морально-психологический климат) В Детском саду присутствует невысокий уровень текучести персонала

 

Работники Детского сада недостаточно довольны своей работой и состояние трудового этикета находится на удовлетворительном уровне. Выше приведены результаты анализа говорят о том, что в Детском саду не должным образом организована система управления персоналом, которая требует изменения и усовершенствования.

Таким образом, рассмотрев систему управления персоналом в Детском саду и определив его характер и значение, мы можем сделать следующий вывод, что Детский сад не имеет необходимого количественного и качественного состава работников отдела кадров, то есть не имеет соответствующего кадрового обеспечения системы управления персоналом, и поэтому кадровая работа, выполняемая в Детском саду в основном сосредоточена на делопроизводстве и выполнении некоторых ее основных функций, которые указаны выше. Однако этого не достаточно для того, чтобы эффективно управлять персоналом, контролировать его работу и поэтому кадровое обеспечение системы управления персоналом в Детском саду требует совершенствования и применения системного подхода к управлению персоналом.

К сожалению, очень часто заведующая Детским садом, оправдывая ситуацию, которая сложилась с контролем над развитием детей, выдвигает одну единственную причину – мало времени для контрольно-диагностических срезов, фиксирование занятий, деятельности детей и анализа полученных результатов и тому подобное.

Однако практика перспективного педагогического опыта свидетельствует возможность использования не только системного анализа занятий, но и многих других видов контроля. В зависимости от цели посещения, наличия времени, уровня профессиональной подготовки воспитателя и т.д., руководитель может выбрать один из типов анализа деятельности детей или занятия воспитателя с детьми.

Понимая контроль как систему обеспечения и проверки правильности решений по управлению образовательным процессом в ДОУ, руководитель Детского сада должен руководствоваться принципом: контроль должен быть важнейшим средством эффективной организации функционирования государственного образования. В соответствии с этим директор стремится создать такую систему опорных понятий для анализа состояния развития, обучения и воспитания детей в ДОУ, которая отражала только существенные, фундаментальные принципы построения образовательного процесса в целом, отдельного занятия, игры или режимного процесса.

Особые трудности у педагогов вызывают вопросы, связанные с организацией внедрения нововведений в учебное заведение, средствами стимулирования инновационной активности подчиненных. В то же время заведующий Детским садом считает, что новые знания, овладение управленческими методами может существенно повысить эффективность их профессиональной деятельности.

Недостаток управленческой компетентности можно объяснить тем, что многие руководители ДОУ «вышли из воспитателей»: ведь пока ещё нет высших учебных заведений, осуществляющих целенаправленную подготовку заведующего дошкольного учебного заведения, и таким образом, бывшему воспитателю приходится в основном самостоятельно осваивать «науку управления».

Большинство руководителей используют обычный дневник, в котором ежедневно делают записи о проведении контроля учебно-воспитательного процесса, анализируют меры, посещали, записывают свои выводы относительно увиденного, рекомендации и тому подобное. На наш взгляд, такое ведение этого документа не раскрывает всей системы работы руководителя в целом, освещает систематичность контроля за различными объектами, контроль за выполнением предложений и рекомендаций и тому подобное.

Для удобства и легкости анализа работы коллектива в целом и каждого работника в отдельности, желательно иметь методические материалы (схемы, карточки изучения, графики и т.п.), которые непосредственно заполняются руководителем во время наблюдения за работой сотрудников, делаются основательные выводы, рекомендации. Эти листы с записями подшиваются к индивидуальным папок групп, классов, педагогических работников. Такая система поможет не только отслеживать недостатки в работе, но и контролировать выполнение рекомендаций, предоставленных руководителем Детского сада специалисту.

Для работников системы управления Детского сада в современных условиях предъявляются высокие требования, поскольку от качества и оперативности их работы в значительной степени зависят результаты деятельности организации. В то же время им существенно больше внимания необходимо уделять оценке эффективности и обоснованности управленческих решений, принятых на конкретном уровне работником конкретного отдела или подразделения.

Результаты анализа являются базой оценки существенности управленческого воздействия на результативность деятельности Детского сада, а также обоснование мероприятий по совершенствованию организации управления с целью обеспечения перспективной направленности и повышения результативности управления.

Аналитически разработанный материал используют для:

- оценки уровня системы управления, выявление прогрессивных методов и «узких мест» в процессе управления;

- разработки планов развития системы управления с учетом первоочередных направлений и реальных возможностей предприятия.

Особенностью анализа системы управления в Детском саду является выделение в качестве самостоятельного объекта управления соотношение и соответствия отдельных элементов системы управления, в том числе:

- управляемой и управляющей подсистем;

- экономического механизма и организации управления;

- организационно-производственной и организационно-управленческой системы;

- элементов подсистемы обеспечения (информационного, кадрового, технического и т.п.);

- систему правления различных уровней.

Характерной особенностью в Детском саду является специализированное разделение труда - закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации.

Анализом информации называется функция управления, направленная на изучение состояния школы и внешней среды, ее окружает, объективную оценку результатов педагогического процесса и выработки на этой основе регулирующих механизмов дальнейшего функционирования или перевода системы в русло нового качественного состояния.

В теории и практике управления определены основные виды анализа информации. Существуют различные его классификации в зависимости от объекта анализа (анализируемый), субъекта (кто анализирует), цели (для чего анализируется), содержания (каков характер анализа), повторяемости (как часто осуществляется анализ).

SWOT-анализ потенциала развития МБДОУ позволяет предположить, что в настоящее время детский сад располагает образовательными ресурсами, способными удовлетворить запрос на получение качественного образования, востребованного родителями и социумом.

Проанализировав рисунок 2.7, можно предложить такие основные направления для развития Детского сада:

1. Совершенствование системы управления ДОУ по обеспечению адекватной реакции на динамично изменяющиеся потребности общества;

2. Поиск педагогических идей по обновлению содержания дошкольного образования; увеличение количества инновационных технологий и авторских разработок и включение их в образовательный процесс

3. Преодоление дефицита участия родителей в жизни образовательного учреждения путем вовлечения родителей в образовательный процесс, формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

 


Таблица 2.7

Сильные стороны 1. Сплоченность и работоспособность коллектива. 2.Накоплен широкий практический опыт образовательной деятельности по реализации программных задач. 2.Создана развивающая среда и комфортные условия пребывания детей в детском саду (физкультурный и музыкальный залы, кабинет психолога, логопункт, спортивная площадка). 3. Высокая оценка деятельности МБДОУ в социуме. 4.Развивающая система мониторинга оценки качества деятельности сотрудников детского сада. 5. Наличие специалистов: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед. Слабые стороны 1.Уход из профессии высококвалифицированных педагогических кадров. 2.Узкий спектр предоставляемых платных образовательных услуг 3.Малоэффективное сотрудничество с родителями. 4.Рост численности неполных семей.  
Возможности 1. Развитие системы повышения квалификации педагогических работников. 2. Создание мотивационной программы заинтересованности педагогов и родителей с целью дальнейшего развития детского сада. 3. Внедрение новых идей и технологий. 4.Расширение спектра платных услуг. Угрозы 1.Нестабильная экономическая ситуация в стране. 2.Низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе. 4.Изменение социальных потребностей и возможностей семьи.

 

Рисунок 2.7 SWOT- анализ развития Детского сада г. Одинцово[56]

Основной формой руководства и контроля за учебно-воспитательным процессом в дошкольном учреждении является непосредственное наблюдение педагогического процесса в группах и предоставление воспитателям соответствующей помощи: наставления по устранению определенных недостатков. Конкретная помощь воспитателям – это беседы, методические советы и рекомендации, посещение занятий педагогов.

В результате проведенного анализа для усовершенствования системы контроля в Детском саду необходимо:

– повысить уровень исполнительской дисциплины;

– провести процедуру оценки персонала;

– провести процедуру оценки работников по компетенциям;

– обеспечить эаффективное управление деловой карьерой каждого работника;

– сформировать кадровый резерв;

– использовать информационно-аналитическое обеспечение системы управленческого контроля.

В заключение 2 главы, можем сказать, что структура управления детского сада вполне соответствует тем задачам, которые стоят перед учреждением в условиях плановой централизованной экономики, и вполне адекватно функционирует. В Детском саду работает 26 педагогов, из них высшей категории – 3 человека, 1 категории – 5 человек, 2 категории – 5 человек и 13 педагогов не имеют квалификационной категории. Вопросам качества дошкольного образования уделяется  большое внимание, поэтому воспитатели детского сада проходят периодически повышение квалификации. Материально-техническая база Детского сада соответствует всем требованиям.

Проанализировав систему контроля в МБДОУ центре развития ребенка – детском саду № 54 нами выявлено, что создана комплексная система контроля над полноценной работой всех участников учебно-воспитательного процесса. Руководство Детского сада серьезно подходит к контролю над выполнением составленных планов, поэтому производится ежемесячный анализ хозяйственной деятельности и ежемесячный контроль составленных учебно-воспитательных планов. Считаем, что контроль в Детском саду направляют не только на выявление недостатков, навязывание мнений и позиций руководителя, а на глубокое изучение состояния образовательного процесса с целью его совершенствования, предоставление своевременной помощи воспитателям.


Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления системой контроля за деятельностью персонала в МБДОУ центре развития ребенка - детском саду № 54

 



Рекомендации по совершенствованию контроля в системе управления персоналом организации

На этапе формирующего эксперимента нами была разработана программа, целью которой являлось совершенствование управленческой деятельности руководителя ДОУ. В соответствии с целью решались следующие задачи:

- разработка рекомендаций по совершенствованию планирования контроля;

- развитие умений педагогов, необходимых для успешного проведения взаимоконтроля;

- формирование потребности в совершенствовании самопознания, самоанализа и переходе на самоконтроль.

Для совершенствования планирования контроля нами были разработаны рекомендации для руководителя ДОУ.

Для того, чтобы в процессе планирования контроля участвовали все педагоги, что способствует творческому осмыслению каждым педагогом состояния ДОУ в настоящем и будущем, мы разработали технологическую карту контроля, которую заполняет каждый педагог. Преимущества такого подхода заключаются в следующем:

- обеспечивается взаимодействие контроля с последующей методической работой;

- развивается самоуправление, основанное на коллективной выработке целей и коллективном планировании;

- создаются условия для непосредственного выхода на каждого педагога с целью оптимального его развития.

Учитывая результаты планирования контроля каждым педагогом, мы разработали систему контроля в ДОУ, в которую включили все направления деятельности ДОУ, внесли изменения в годовой план контроля (Приложение 1).

Для решения второй задачи по развитию умений педагогов, необходимых для успешного проведения взаимоконтроля, нами были проведены ряд консультаций, на которых мы рассказали педагогам о методе экспертных оценок, в чем он заключается, как его использовать в работе.

Для решения задачи по формированию потребности у педагогов в совершенствовании самоанализа и переходе на самоконтроль нами была разработана программа, целью которой являлось совершенствование процесса педагогического самоанализа через осмысление опыта работы коллег и своего опыта, оказание помощи в самопознании своих сильных и слабых сторон, успешной реализации себя в своей профессиональной деятельности, постепенного перехода на самоконтроль.

Мы проводили работу по трем направлениям:

1. Сообщение педагогам необходимых теоретических знаний по проблеме педагогического самоанализа;

2. Повышение квалификации педагогов через обучение технологии самоанализа, самоконтроля;

3. Закрепление устойчивой потребности в систематическом самоанализе и самоконтроле педагогической деятельности.

Наряду с теоретическими занятиями, были организованы тренинги, деловые игры, семинары-практикумы. В результате проведенной работы по обучению педагогов самоанализу и самоконтролю у части педагогов (25 %) сформировалась потребность в перестройке своей педагогической деятельности. Воспитатели более активно стали использовать данные, полученные в процессе самоконтроля и самоанализа для повышения результативности своего труда.

Эффективное руководство и управление профессиональной деятельностью педагогов в дошкольном учреждении предусматривает систематическую оценку ее качества. Для улучшения результативности педагогической деятельности с учетом потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса в Детском саду, необходимо внедрить модель комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников. Под критерием комплексной оценки понимается признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога, установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам. Под показателем–количественная и качественная характеристика профессиональной деятельности педагога, являющаяся результатом измерения.

Для проведения объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов по каждому показателю подобран комплекс методов: изучение документов, анализ педагогической деятельности, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, экспертная оценка, самооценка, самоанализ; педагогическая диагностика, мониторинг, контроль (оперативный, текущий, предупредительный, срезовый, тематический, результативный), аттестация, методы статистической обработки данных.

Осуществляет комплексную оценку качества профессиональной деятельности педагогов экспертная группа. При организации и проведении комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов экспертная группа опирается на рабочие инструкции, использует комплекс специально подобранных методов, действуя по следующему алгоритму.

На каждого педагога эксперты заполняют оценочные листы, куда заносятся полученные результаты, формируют предварительные выводы, определяющие качество профессиональной деятельности педагогов, оформляют экспертные листы и заключения. Профессиональная (нормативно-документационная, методическая и образовательная) деятельность педагогов оценивается экспертами по 5-балльной шкале.

Для проведения объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов с помощью вышеуказанных схем в помощь экспертам были разработаны рабочие инструкции (Приложение 2). Эксперт выбирает оценки, наиболее отвечающие качеству профессиональной деятельности педагога, при этом имеющие промежуточную шкалу между качественной и количественной.

Обработка и анализ суммированных балльных оценок проводятся на основе методов математической статистики с выведением среднего балла по каждому из критериев по формуле[57]:

 

S (к) = Б (п) + Б (п) + … + Б (п),                          (3.1)

К (п)

где Б (п) – балл по показателю;

  К (п) – количество показателей;

     S (к) – средний балл по критерию.

Уровень профессионализма педагога определяется исходя из следующей градации.

О низком уровне свидетельствует сумма 15–20 баллов. На данном репродуктивном (технологическом) этапе находится так называемый педагог-исполнитель. Для него характерно отсутствие потребности в самостоятельной оценке профессиональной деятельности, следование стереотипам, методическим рекомендациям без учета меняющихся условий, особенностей воспитанников, потребностей их родителей, социального заказа общества, ориентация на репродуктивные формы образовательного процесса.

20–25 баллов – конструктивный (эвристический) уровень – свидетельствуют о том, что педагог является личностно-ориентированным практиком. Это означает наличие у него самостоятельных суждений, но с недостаточно доказательной аргументацией, он использует в работе аналитические навыки, диагностические методы, современные средства воспитания и обучения. Воспитатель среднего уровня в большинстве случаев реализует дифференцированный подход к детям, учитывает потребности их родителей, координирует свою профессиональную деятельность в соответствии с социальным заказом общества.

Работник Детского сада, получивший от 25 до 30 баллов, находится на высоком исследовательском (креативном) уровне. Педагог-мастер – компетентный исследователь, который осознанно выбирает инновационные методы, формы и средства образовательного процесса, самостоятельно разрабатывает педагогические технологии и методики, хорошо владеет доказательной научной аргументацией, придерживается собственных педагогических принципов и реализует их на практике.

Таблица 3.1

План организационно-технических мероприятий в МБДОУ центре развития ребенка – детском саду № 54

Раздел Содержание мероприятий Основные результаты
Совершенствование структуры Оптимизация численности персонала, вертикальных и горизонтальных связей Новая рациональная организационная структура управления Новое штатное расписание
Система отбора персонала Определение потребности в кадрах Выработка критериев для отбора кадров Разработка процедур отбора Положения о структурных подразделениях, должностные инструкции Форма анкеты для получения первичной информации о кандидатах  Методы отбора, формы регистрации работы (журналы, бланки), контроль
Обучение персонала Разработка программ обучения для новичков, руководителей, постоянного персонала, резерва на выдвижение Планы и программы обучения по направлениям (численность, сроки, виды обучения, оплата и пр.) Оценка эффективности обучения
Оценка результатов работы персонала Разработка стандартов деятельности работников Разработка процедур аттестации и оценки персонала Анализ выполнения стандартов Положение о проведении аттестации Формы и бланки по аттестации Формы индивидуальных отчетов
Система стимулирования Проведение опросов по вопросам отношения к своей работе Разработка Положения о премировании Создание фонда экономического стимулирования Результаты проведенных опросов Формы морального стимулирования Формы, методы оценки показателей для материального поощрения Фонд планового и разового премирования персонала
Повышение сотрудничества Практика торжественного награждения отличившихся Празднование знаменательных дат Планы торжественных мероприятий Информационные материалы о результатах работы

 

Итак, комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения предусматривает ряд составляющих:

- соответствующие методы;

- составные части и этапы оценки;

- характер их связей между собой и со всей деятельностью.

Для повышения эффективности работы Детского сада нами разработан план организационно-технических мероприятий по совершенствованию работы с персоналом Детского сада на 2015-2016 годы, который представлен в таблице 3.1.

В настоящее время наибольшую возможность применения компьютерных средств и автоматизации должны иметь кадровые технологии оценки, отбора, подбора, тестирования персонала. Достаточное компьютерное и программное обеспечение должны получить всевозможные тесты, способствующие оценке профессионализма персонала.

Автоматизация кадровых процессов и кадровых технологий в Детском саду позволит:

- обеспечить оперативное получение объективной информации о состоянии и тенденциях развития деловых и личностных характеристик персонала;

- своевременно выработать и принять необходимые управленческие решения в практике работы с персоналом;

- определить и применять адекватные состоянию кадровых процессов кадровые технологии, которые приведут к необходимому результату работы.

Поэтому, считаем, что необходимо внедрить модель комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников Детского сада. Также необходимо максимально использовать применения компьютерных средств и автоматизации должны иметь кадровые технологии оценки, отбора, подбора, тестирования персонала.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 249.