Понятие контроля и его место в системе управления ДОУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансовое обеспечение функционирования и развития

Детского сада[47]

Источник финансирования 2011-2012 год 2012 – 2013 год 2013 – 2014 год
Бюджетное финансирование 18095,5 тыс.руб. 22733,31 тыс.руб. 25048,45 тыс.руб.
Спонсорская помощь родителей 73,0 тыс.руб. 79,0 тыс.руб. 83,5 тыс.руб.

  

В течение последних лет прослеживается положительная динамика бюджетных средств, что дает возможность укрепления материально-технической базы дошкольного учреждения.

Таблица 2.5

Распределение объема средств Детского сада по источникам их получения [48]

Объем средств учреждения (2013-2014гг) 26182,00
Бюджетные средства Из них: 22733,31
Бюджет федерального субъекта Российской Федерации 241,1
Местный бюджета 22492,81
Внебюджетные средства 3,448,69

 

Вопросам качества дошкольного образования всегда уделялось большое внимание, поэтому воспитатель детского сада повышение квалификации обязан проходить периодически, тогда его работа будет соответствовать запросам общества и обеспечивать сохранение самоценности и неповторимости детства в дошкольном периоде. Каждое дошкольное учреждение доказывает свою привлекательность и неповторимость.

Материально техническое оснащение ДОУ - важная сторона создания комфортных условий пребывания ребенка в детском саду. Совместными усилиями работников и родителей ДОУ для детей создана предметно-пространственная развивающая среда, оборудованы помещения для занятий детской деятельностью. В Детском саду имеются: 4 групповые комнаты, 4 спальные комнаты, музыкальный зал, медицинский кабинет, кабинет заведующего, методический кабинет, кабинет педагога-психолога, прачечная, пищеблок, ряд служебных помещений[49].

Групповые комнаты используются для занятий, игровой деятельности, кружковой и индивидуальной работы, оздоровительных мероприятий. Группы оснащены необходимым оборудованием, игровым материалом: мягкой мебелью, дидактическими, настольно-печатными играми, центрами для развития сюжетно-ролевых игр. В уголках природы помещены комнатные растения, природоведческие материалы, объекты для экспериментирования.

Музыкальный зал используются для музыкальных занятий, досугов, праздников, досугов, кружковой работы. Физкультурный зал используются для спортивных занятий, оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований.

Медицинский кабинет, процедурный кабинет, ингаляторий используются для осуществления анализа заболеваемости детей, осмотра детей врачом-педиатром, врачами-специалистами, плановых прививок и вакцинации, а также ингаляции заболевших детей.

Территория детского сада огорожена и оснащена соответствующим спортивным и игровым оборудованием, где проводятся спортивно-подвижные игры, природоведческая работа, занятия, экскурсии, наблюдения, индивидуальная, групповая работа по физическому развитию.

 

Рекомендации по совершенствованию контроля в системе управления персоналом организации

На этапе формирующего эксперимента нами была разработана программа, целью которой являлось совершенствование управленческой деятельности руководителя ДОУ. В соответствии с целью решались следующие задачи:

- разработка рекомендаций по совершенствованию планирования контроля;

- развитие умений педагогов, необходимых для успешного проведения взаимоконтроля;

- формирование потребности в совершенствовании самопознания, самоанализа и переходе на самоконтроль.

Для совершенствования планирования контроля нами были разработаны рекомендации для руководителя ДОУ.

Для того, чтобы в процессе планирования контроля участвовали все педагоги, что способствует творческому осмыслению каждым педагогом состояния ДОУ в настоящем и будущем, мы разработали технологическую карту контроля, которую заполняет каждый педагог. Преимущества такого подхода заключаются в следующем:

- обеспечивается взаимодействие контроля с последующей методической работой;

- развивается самоуправление, основанное на коллективной выработке целей и коллективном планировании;

- создаются условия для непосредственного выхода на каждого педагога с целью оптимального его развития.

Учитывая результаты планирования контроля каждым педагогом, мы разработали систему контроля в ДОУ, в которую включили все направления деятельности ДОУ, внесли изменения в годовой план контроля (Приложение 1).

Для решения второй задачи по развитию умений педагогов, необходимых для успешного проведения взаимоконтроля, нами были проведены ряд консультаций, на которых мы рассказали педагогам о методе экспертных оценок, в чем он заключается, как его использовать в работе.

Для решения задачи по формированию потребности у педагогов в совершенствовании самоанализа и переходе на самоконтроль нами была разработана программа, целью которой являлось совершенствование процесса педагогического самоанализа через осмысление опыта работы коллег и своего опыта, оказание помощи в самопознании своих сильных и слабых сторон, успешной реализации себя в своей профессиональной деятельности, постепенного перехода на самоконтроль.

Мы проводили работу по трем направлениям:

1. Сообщение педагогам необходимых теоретических знаний по проблеме педагогического самоанализа;

2. Повышение квалификации педагогов через обучение технологии самоанализа, самоконтроля;

3. Закрепление устойчивой потребности в систематическом самоанализе и самоконтроле педагогической деятельности.

Наряду с теоретическими занятиями, были организованы тренинги, деловые игры, семинары-практикумы. В результате проведенной работы по обучению педагогов самоанализу и самоконтролю у части педагогов (25 %) сформировалась потребность в перестройке своей педагогической деятельности. Воспитатели более активно стали использовать данные, полученные в процессе самоконтроля и самоанализа для повышения результативности своего труда.

Эффективное руководство и управление профессиональной деятельностью педагогов в дошкольном учреждении предусматривает систематическую оценку ее качества. Для улучшения результативности педагогической деятельности с учетом потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса в Детском саду, необходимо внедрить модель комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников. Под критерием комплексной оценки понимается признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога, установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам. Под показателем–количественная и качественная характеристика профессиональной деятельности педагога, являющаяся результатом измерения.

Для проведения объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов по каждому показателю подобран комплекс методов: изучение документов, анализ педагогической деятельности, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, экспертная оценка, самооценка, самоанализ; педагогическая диагностика, мониторинг, контроль (оперативный, текущий, предупредительный, срезовый, тематический, результативный), аттестация, методы статистической обработки данных.

Осуществляет комплексную оценку качества профессиональной деятельности педагогов экспертная группа. При организации и проведении комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов экспертная группа опирается на рабочие инструкции, использует комплекс специально подобранных методов, действуя по следующему алгоритму.

На каждого педагога эксперты заполняют оценочные листы, куда заносятся полученные результаты, формируют предварительные выводы, определяющие качество профессиональной деятельности педагогов, оформляют экспертные листы и заключения. Профессиональная (нормативно-документационная, методическая и образовательная) деятельность педагогов оценивается экспертами по 5-балльной шкале.

Для проведения объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов с помощью вышеуказанных схем в помощь экспертам были разработаны рабочие инструкции (Приложение 2). Эксперт выбирает оценки, наиболее отвечающие качеству профессиональной деятельности педагога, при этом имеющие промежуточную шкалу между качественной и количественной.

Обработка и анализ суммированных балльных оценок проводятся на основе методов математической статистики с выведением среднего балла по каждому из критериев по формуле[57]:

 

S (к) = Б (п) + Б (п) + … + Б (п),                          (3.1)

К (п)

где Б (п) – балл по показателю;

  К (п) – количество показателей;

     S (к) – средний балл по критерию.

Уровень профессионализма педагога определяется исходя из следующей градации.

О низком уровне свидетельствует сумма 15–20 баллов. На данном репродуктивном (технологическом) этапе находится так называемый педагог-исполнитель. Для него характерно отсутствие потребности в самостоятельной оценке профессиональной деятельности, следование стереотипам, методическим рекомендациям без учета меняющихся условий, особенностей воспитанников, потребностей их родителей, социального заказа общества, ориентация на репродуктивные формы образовательного процесса.

20–25 баллов – конструктивный (эвристический) уровень – свидетельствуют о том, что педагог является личностно-ориентированным практиком. Это означает наличие у него самостоятельных суждений, но с недостаточно доказательной аргументацией, он использует в работе аналитические навыки, диагностические методы, современные средства воспитания и обучения. Воспитатель среднего уровня в большинстве случаев реализует дифференцированный подход к детям, учитывает потребности их родителей, координирует свою профессиональную деятельность в соответствии с социальным заказом общества.

Работник Детского сада, получивший от 25 до 30 баллов, находится на высоком исследовательском (креативном) уровне. Педагог-мастер – компетентный исследователь, который осознанно выбирает инновационные методы, формы и средства образовательного процесса, самостоятельно разрабатывает педагогические технологии и методики, хорошо владеет доказательной научной аргументацией, придерживается собственных педагогических принципов и реализует их на практике.

Таблица 3.1

План организационно-технических мероприятий в МБДОУ центре развития ребенка – детском саду № 54

Раздел Содержание мероприятий Основные результаты
Совершенствование структуры Оптимизация численности персонала, вертикальных и горизонтальных связей Новая рациональная организационная структура управления Новое штатное расписание
Система отбора персонала Определение потребности в кадрах Выработка критериев для отбора кадров Разработка процедур отбора Положения о структурных подразделениях, должностные инструкции Форма анкеты для получения первичной информации о кандидатах  Методы отбора, формы регистрации работы (журналы, бланки), контроль
Обучение персонала Разработка программ обучения для новичков, руководителей, постоянного персонала, резерва на выдвижение Планы и программы обучения по направлениям (численность, сроки, виды обучения, оплата и пр.) Оценка эффективности обучения
Оценка результатов работы персонала Разработка стандартов деятельности работников Разработка процедур аттестации и оценки персонала Анализ выполнения стандартов Положение о проведении аттестации Формы и бланки по аттестации Формы индивидуальных отчетов
Система стимулирования Проведение опросов по вопросам отношения к своей работе Разработка Положения о премировании Создание фонда экономического стимулирования Результаты проведенных опросов Формы морального стимулирования Формы, методы оценки показателей для материального поощрения Фонд планового и разового премирования персонала
Повышение сотрудничества Практика торжественного награждения отличившихся Празднование знаменательных дат Планы торжественных мероприятий Информационные материалы о результатах работы

 

Итак, комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения предусматривает ряд составляющих:

- соответствующие методы;

- составные части и этапы оценки;

- характер их связей между собой и со всей деятельностью.

Для повышения эффективности работы Детского сада нами разработан план организационно-технических мероприятий по совершенствованию работы с персоналом Детского сада на 2015-2016 годы, который представлен в таблице 3.1.

В настоящее время наибольшую возможность применения компьютерных средств и автоматизации должны иметь кадровые технологии оценки, отбора, подбора, тестирования персонала. Достаточное компьютерное и программное обеспечение должны получить всевозможные тесты, способствующие оценке профессионализма персонала.

Автоматизация кадровых процессов и кадровых технологий в Детском саду позволит:

- обеспечить оперативное получение объективной информации о состоянии и тенденциях развития деловых и личностных характеристик персонала;

- своевременно выработать и принять необходимые управленческие решения в практике работы с персоналом;

- определить и применять адекватные состоянию кадровых процессов кадровые технологии, которые приведут к необходимому результату работы.

Поэтому, считаем, что необходимо внедрить модель комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников Детского сада. Также необходимо максимально использовать применения компьютерных средств и автоматизации должны иметь кадровые технологии оценки, отбора, подбора, тестирования персонала.



Критерий

Показатель

Оценка (в баллах)

1 2 3 4 5

1. Реализация нормативно-правового и документационного обеспечения

1.1. Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов дошкольного образования Изучение и анализ документов           1.2. Применение на практике основных положений дошкольной педагогики, психологии и педиатрии Анкетирование, беседа, наблюдение, контроль           1.3. Соблюдение инструкций по охране труда, технике безопасности, охране жизни и здоровья детей Наблюдение, контроль           1.4. Культура делопроизводства педагогов Анализ документов, контроль           1.5. Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей (законных представителей), общества Анкетирование, беседа, самооценка, мониторинг           Средний балл по критерию 1:            

2. Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования

2.1. Объем педагогических знаний, соответствующий и (или) превышающий ГОС дошкольного образования Наблюдение, экспертиза, аттестация           2.2. Реализация современных образовательных программ и методик дошкольного образования Наблюдение, экспертиза, контроль, мониторинг           2.3. Эффективность педагогических приемов и технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста Тестирование, анкетирование, самооценка, анализ, мониторинг           2.4. Использование информационных технологий Беседа, анализ           2.5. Комплексная система планирования образовательной деятельности, маршрутов индивидуального развития воспитанников Изучение документов, анализ планирования, самооценка, контроль           2.6. Соответствие содержания образовательной деятельности требованиям образовательных программ дошкольного образования Анкетирование, тестирование, самооценка, беседа           Средний балл по критерию 2:            

3. Создание предметно-развивающей среды

3.1. Использование инновационных методов, средств и форм дошкольного образования Наблюдение, анализ, контроль, экспертиза           3.2. Создание современной, эстетически привлекательной предметно-развивающей среды Наблюдение, экспертиза, самооценка, контроль           3.3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к содержанию детей дошкольного возраста Наблюдение, анализ, контроль, экспертиза           3.4. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологической комфортности в детском коллективе Наблюдение, анализ, экспертиза           Средний балл по критерию 3:            

 

4. Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности

4.1. Участие в творческой, экспериментальной работе по проблемам дошкольного образования Анкетирование, самооценка, анализ, беседа, аттестация, мониторинг          
4.2. Осуществление самовоспитания и самообразования Анкетирование, тестирование, самооценка, беседа          
4.3. Использование профессиональной компетентности в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста Анкетирование, тестирование, самооценка, беседа, контроль, мониторинг          
4.4. Дисциплинированность, ответственность Наблюдение, самооценка, контроль          
Средний балл по критерию 4:            

5. Результативность образовательного процесса

5.1. Реализация образовательных программ дошкольного образования в полном объеме Анкетирование, самооценка, беседа, анализ, контроль          
5.2. Достижения участников образовательного процесса (конкурсы, выставки) Мониторинг, анализ, беседа          
5.3. Диагностика развития (знаний, умений, навыков) детей Наблюдение, контроль, мониторинг, анализ          
Средний балл по критерию 5:            

6. Коррекция педагогической деятельности

6.1. Координация образовательного процесса, степень его соответствия требованиям ГОС дошкольного образования Наблюдение, контроль, анализ          
6.2. Взаимодействие с социальными институтами по вопросам дошкольного образования Беседа, наблюдение, экспертиза, анализ          
6.3. Педагогическое образование родителей (или законных представителей) воспитанников Анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение, анализ          
Средний балл по критерию 6:            
Итоговый средний балл:              

 

 


[1] Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А., Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. М.: Высш. Школа, 2010. – 367 с.

[2] Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. Учебное пособие. С-Пб. Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,– 2003. 154с.

[3] Основы менеджмента: Учеб.-практ. пособие / И.В. Балдин, Н.П. Беляцкий, Л.В. Дорошек и др. Мн.: БГЭУ, 2012.– 112 с.

[4] Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая мифология, управление на предприятии: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. М.: Высш. школа, 2000, 304 с.

[5] Пеленёв А.Ф. Система управления педагогическим коллективом. Пермь, «Сенатор», 2012.– 24 с.

[6] Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. – 480 с.

[7] Ковальчук О.В. Методические положения оценки эффективности образовательной деятельности в муниципальных образовательных системах// Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6 – с.24

[8] Климович Л.Х. Основы менеджмента: учебное пособие для вузов. Мн.: Дизайн ПРО, – 2005. – 144с.

[9] Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением./Т.П, Колодяжная. – Ростов на Дону, 2012. – 212 с.

[10] Шестернинов Е.Е. Управление качеством образования на муниципальном уровне (опыт, проблемы, перспективы). – Тверь: Лилия Принт, 2013. – 336 с.

[11] Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 169 с.

 

[12] Карелина И.Г. Современные модели оценки качества образования в России и за рубежом: аналитический обзор. – Воронеж: ВГУ, 2013. – 181 с.

[13] Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учеб. пособие/ Под ред. А. Я. Кибанова. - М.: ПРИОР, 2010. – 246 с.

[14] Бычкова А.В. Управление персоналом: Учеб. Пособие. – Пенза: Изд-во Пенз.гос.ун-та, 2010. – с.4.

[15] Бычкова А.В. Управление персоналом: Учеб. Пособие. – Пенза: Изд-во Пенз.гос.ун-та, 2010. – с.4.

 

[16] Бабошина Э.С., Солдатов А.А. Процедуры и методы внутреннего контроля государственного образовательного учреждения.// Вектор науки Тольяттинского государственного университета// №2, 2012, с. 122-125.

[17] Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 169 с.

[18] Десслер Гари. Управление персоналом: Пер. с англ. – М.: БИНОМ, 2012. – 256 с.

[19] Десслер Гари. Управление персоналом: Пер. с англ. – М.: БИНОМ, 2012. – 256 с.

 

[20] Егоршин А.П. (ред.) Менеджмент, маркетинг и экономика образования/ Учебное пособие. – Н. Новгород: НИМБ, 2011. – 624 с

[21] Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. Учебное пособие. – М.: Академия, 20013. – 280 с.

[22] Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. – М.: Экзамен, 2012. – 468 с.

[23] Ивлиева И.А., Панасюк В.П., Чернышева Е.К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. – СПб: Ин-т профтехобразования РАО, 2011. – 152 с

[24] Бычкова А.В. Управление персоналом: Учеб. Пособие. – Пенза: Изд-во Пенз.гос.ун-та, 2010. – с.4.

 

[25] Карелина И.Г. Современные модели оценки качества образования в России и за рубежом: аналитический обзор. – Воронеж: ВГУ, 2013. – 181

[26] Ковальчук О.В. Методические положения оценки эффективности образовательной деятельности в муниципальных образовательных системах// Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6 – с.24

[27] Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением./Т.П, Колодяжная. – Ростов на Дону, Феникс, 2012. – 212 с.

[28] Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. М.: Экзамен, 2011. – 167 с.

[29] Пеленёв А.Ф. Система управления педагогическим коллективом. Пермь, «Сенатор», 2012.– 24 с.

[30] Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А., Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. М.: Высш. Школа, 2010. – 367 с.

 

[31] Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А., Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. М.: Высш. Школа, 2010. – 367 с.

[32] Система качества в образовании. Вып.1, ч. 1,2. Сборник, перевод англ./ под общей редакцией Ю.П.Адлера. – М., Миссис, 2011. – 51с.

[33] Управление персоналом: Учеб. пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского, С.И. Самыгина. – М.: ПРИОР, 2010.– 268 с.

[34] Управление персоналом: Учеб. пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского, С.И. Самыгина. – М.: ПРИОР, 2010.– 268 с.

[35] Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением./Т.П, Колодяжная. – Ростов на Дону, Феникс, 2012. – 212 с.

[36] Устав МБДОУ центра развития ребенка - детского сада № 54, зарегистрированный приказом Управления образования Администрации Одинцовского муниципального района №3928 от 29.12.2009 г.

[37] Федеральный закон от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

[38] Пеленёв А.Ф. Система управления педагогическим коллективом. Пермь, «Сенатор», 2012.– 24 с.

 

[39] Бычкова А.В. Управление персоналом: Учеб. Пособие. – Пенза: Изд-во Пенз.гос.ун-та, 2010. – с.4.

[40] Ковальчук О.В. Методические положения оценки эффективности образовательной деятельности в муниципальных образовательных системах// Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6 – с.24

 

[41] Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением./Т.П, Колодяжная. – Ростов на Дону, Феникс,  2012. – 212 с.

[42] Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением./Т.П, Колодяжная. – Ростов на Дону, Феникс,  2012. – 212 с.

 

[43] Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением./Т.П, Колодяжная. – Ростов на Дону, Феникс,  2012. – 212 с.

 

[44] Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением./Т.П, Колодяжная. – Ростов на Дону, Феникс, 2012. – 212 с.

[45] Устав МБДОУ центра развития ребенка - детского сада № 54, зарегистрированный приказом Управления образования Администрации Одинцовского муниципального района №3928 от 29.12.2009 г.

[46] Ковальчук О.В. Методические положения оценки эффективности образовательной деятельности в муниципальных образовательных системах// Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6 – с.24

 

 

[47] Кушеева О.Н. Основные пути повышения эффективности использования бюдетных средств в сфере образования.// Известия Иркутской государственной экономической академии// № 1 – 2013,– с.27-30

[48] Кушеева О.Н. Основные пути повышения эффективности использования бюдетных средств в сфере образования.// Известия Иркутской государственной экономической академии// № 1 – 2013,– с.27-30

 

[49] Волков, С.Д. Хозяйственно финансовая деятельность образовательного учреждения: учеб. пособие / С.Д. Волков, Л.И. Шевченко. -Санкт - Петербург: ЛОИРО, 2012. - 21с.

[50] Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая мифология, управление на предприятии: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. М.: Высш. школа, 2000, 304 с.

[51] Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая мифология, управление на предприятии: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. М.: Высш. школа, 2000, 304 с.

 

[52] Волков С. Д. Хозяйственно финансовая деятельность образовательного учреждения: учеб. пособие / С.Д. Волков, Л.И. Шевченко. -Санкт - Петербург: ЛОИРО, 2012. - 21с.

[53] Пеленёв А.Ф. Система управления педагогическим коллективом. Пермь, 2012.– 24 с.

[54] Пеленёв А.Ф. Система управления педагогическим коллективом. Пермь, 2012.– 24 с.

 

[55] Пеленёв А.Ф. Система управления педагогическим коллективом. Пермь, 2012.– 24 с.

 

[56] Мультипортал Управления образования Одинцовского района http://odinedu.neco.ru/

 

[57] Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. Учебное пособие. С-Пб, Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена  – 2003. 154с.

[58] Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М.: Астрель; АСТ, 2003. – 123 с.

[59] Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М.: Астрель; АСТ, 2003. – 123 с.

 

[60] Смакотин А.С., Сорвиров Б.В., Четвериков В.М. Образовательные инновации в зарубежных странах и опыт России. – М.: Интеграция, 2011. Демченко С.В., Ницевич В.Ф., 2013 / статья размещена на сайте: 29.03.13 ISSN 2224-0209 Электронный журнал «Вестник МГОУ» / www.evestnik-mgou.ru. – 2013. – №1 17 политология

[61] Десслер Гари. Управление персоналом: Пер. с англ. – М.: БИНОМ, 2012. – 256 с.

 

[62] Десслер Гари. Управление персоналом: Пер. с англ. – М.: БИНОМ, 2012. – 256 с.

 

[63] Крический В.Ю. Финансовая самостоятельность в сфере образования: Первые шаги. Пособие для руководителей образовательных учреждений. М: «Просвещение», 2012.– 176 с.

[64] Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. – М.: Издательство «Финпресс», 2012. – 288 с.

[65] Крический В.Ю. Финансовая самостоятельность в сфере образования: Первые шаги. Пособие для руководителей образовательных учреждений. М: «Просвещение», 2012.– 176 с.



Понятие контроля и его место в системе управления ДОУ

 

Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Как функция управления контроль включает выявление степени соответствия процесса плановым показателям и естественному ходу. Управленческий контроль – это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полном объеме все другие функции. Контроль обеспечивает правильную оценку реальной ситуации и тем самым создает условия для внесения корректив в запланированные показатели[1].

Существует несколько причин, которые обуславливают необходимость управленческого контроля. Главнейшей из них является необходимость наблюдения за тем, чем занимаются люди, чтобы иметь уверенность в том, что они знают, что и как им следует делать.

Другая причина необходимости управленческого контроля – постоянные изменения, с которыми сталкиваются организации и их менеджеры. Динамичность внутреннего и внешнего окружения фирм усиливает важность связи между планированием и контролем.

Менеджеры разрабатывают планы, для реализации которых требуется определенное время. И на протяжении этого времени может произойти много изменений как в самой организации, так и в ее окружении. Некоторые из этих изменений могут вызвать потребность в корректировании планов фирмы, а некоторые цели и планы фирмы могут стать нереальными. Хорошо организованный контроль помогает менеджерам своевременно приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Третьей важной причиной необходимости управленческого контроля является возрастающая сложность организаций вследствие возрастания их размеров и масштабов производства.

Как функция управления регулирование является по существу организаторской деятельностью его субъекта. Она заключается в организации оперативного управления, т. е. налаживании повседневной работы подразделений и сотрудников, взаимодействия структурных звеньев в конкретных ситуациях, обучения и воспитания кадров. Регулирование конкретизирует управление, способствуя успешному решению оперативно-служебных задач. Поэтому объем работы по выполнению данной функции возрастает по мере приближения к исполнительскому уровню системы[2].

А контроль как функция управления вызывается необходимостью постоянной проверки результатов любой деятельности с тем, чтобы, своевременно устраняя недостатки, повышать ее эффективность.

Руководители осуществляют контроль с того момента, как они сформулировали цели и задачи, создали организацию. Контроль очень важен, для успешного функционирования организации. Без контроля начинается хаос и объединить деятельность каких-либо групп уже невозможно. Важно и то, что сами по себе цели, планы и структуры организации определяют направление ее деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Следовательно, контроль является неотъемлемой составляющей сущности любой организации.

Люди – не компьютеры, их можно запрограммировать на осуществление задачи с абсолютной точностью. Сложно спрогнозировать ответную реакцию работников на введение новых инструкций и команд, предоставление дополнительных прав и возложения обязанностей.

Ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри организации, переплетаются (если их вовремя не исправить) с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды и поведения людей. Вероятность этого в организации очень велика в связи с высокой степенью взаимозависимости видов деятельности.

Функция контроля - такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и соответственно скорректировать деятельность организации до того, как проблемы перерастут в кризис.

Одна из важнейших причин осуществления контроля состоит в том, что любая организация, безусловно обязана быть способной своевременно фиксировать свои ошибки и исправлять их, пока они помешают достижением целей организации.

Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать, прежде всего, заключается в том, что контроль должен быть всеобъемлющим.

Контроль предусматривает:

- оценку результатов деятельности организации в целом и ее структурных подразделений в частности;

- оценку гибкости управления, его способности адекватно реагировать на изменения внешней среды и приспосабливаться к ним;

- выявление и анализ факторов, которые препятствуют достижению запланированных результатов; предупреждение возникновения и накопления ошибок;

- учет конкретных взносов каждого в обеспечение конечного результата;

- формирования обратной связи для информирования и поощрения персонала;

- минимизацию расходов;

- преодоления проблем, связанных с ростом организации и тому подобное[3].

Контроль как важнейшая стадия процесса управления непосредственно влияет на эффективность осуществления других управленческих функций – планирования, организации, мотивации. Таким образом, даже планы не будут осуществлены, если не обеспечить контроль над их реализацией. Эффективное функционирование организационной структуры возможно только при условии надлежащего контроля над работой подразделений менеджерами высшего звена. Наконец, функция мотивации будет выполняться только при условии соответствия размера вознаграждения достигнутым результатам, для чего необходимо их оценить[4].

Таким образом, процесс управления есть сумма всех функций (планирование, организация, контроль, координация, регулирование).

Планирование является важным этапом в управлении дошкольным учреждением. Это один из видов управленческого решения. Оно позволяет осуществить совокупность мероприятий по реализации задач, стоящих перед коллективом.

При планировании необходимо учитывать перспективы развития образования и дошкольного воспитания в стране, городе, районе, а также перспективы развития своего учреждения на несколько лет вперед, на пятилетку или на более отдаленные сроки.

В плане определяются главные, наиболее важные задачи работы дошкольного учреждения, на решение которых будет направлена деятельность коллектива, и определяются основные пути и способы их решения: целесообразна расстановка людей и распределение обязанностей, координация действий членов коллектива, мероприятия их стимулирования (через организацию инструктажа, контроля), создание благоприятного психологического климата в коллективе, укрепление материальной базы учреждения. Действенность плана заключается в ясности и четкости целей, задач, в конкретности и перспективности, в учете объективных особенностей планируемого.

В составлении и утверждении плана работы на год принимает участие весь коллектив. В его основу должны быть положены следующие принципы: научность, перспективность и конкретность выражается в научности, предусматривает организацию всей воспитательно-образовательной, административно – хозяйственной и общественной работе детского сада на основе достижений науки и передового педагогического опыта.

Перспективность может быть обеспечена определением общих задач, исходя из того, что детский сад должен формировать основы материалистического мировоззрения, закладывать базу для воспитания социально активной личности, давать начальные знания, создавать предпосылки для успешного обучения в школе и, прежде всего, укреплять их здоровье[5]. Конкретность проявляется в определении точных сроков выполнения намеченных мероприятий, в четкости назначения ответственных за их выполнение, в систематическом и всестороннем контроле.

Годовой план составляется на учебный год (с 1 сентября по 31 мая).

Организация - это деятельность по реализации плана работы обеспечивается правильным подбором и расстановкой кадров, четким определением обязанностей каждого члена коллектива, строгой дисциплиной[6].

Выполнение организационной функции управления строится на основе Устава детского сада, Правил внутреннего трудового распорядка для работников детских садов, «Квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений», «Санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений» и других инструктивных документов.

В организации работы дошкольного учреждения большая роль принадлежит заведующему. Он должен продумать весь объем будущей работы в соответствии с директивными документами и задачами, намеченными в годовом плане, выделить главное.

Заведующий распределяет работу в соответствии с обязанностями, опытом и индивидуальным качествам каждого члена коллектива. Перед началом учебного года, когда уже намечены задачи работы дошкольного учреждения, он своевременно распределяет обязанности между заместителями, наделяет их правами для самостоятельного решения вопросов. Очень важно направить работу каждого сотрудника так, чтобы он был не только техническим исполнителем, но и сам проявлял инициативу[7]. Четкое разделение обязанностей помогает избежать параллелизма в работе, устанавливает личную ответственность каждого сотрудника за конкретное дело, облегчает контроль и оценку работы.

Контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверок в соответствии с планированием, приказами, распоряжениями[8]. Вся работа в дошкольном учреждении требует контроля. Соблюдение норм взаимоотношений между сотрудниками, определенный ритм работы учреждения, способствует выполнению плана, обеспечивает контроль.

Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в его осуществлении. Отстраняясь от контроля или осуществляя его не систематично, заведующий теряет возможность оперативно вмешиваться в ход работы всего коллектива, управлять им.

Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиление личной ответственности молодого сотрудника за выполнение своих обязанностей.

Функцию координации можно определить как согласование действий многочисленных исполнителей плана в соответствии с целями организации. Задачей функции координации является обеспечение согласованной работы всех членов организации. Другими словами, координация – это процесс распределения деятельности организации во времени, приведение ее отдельных элементов в такое сочетание, которое позволило бы наиболее эффективно и оперативно достичь поставленной цели.

Менеджер-руководитель должен иметь большую эрудицию и аналитический ум, чтобы на основе сведений, которые поступили к нему, координировать текущую и планировать будущую деятельность членов организации.

Частью текущего координирования является регуляция. Это управленческий вид деятельности, направленный в поддержку необходимого соответствия между разными элементами системы, на ликвидацию возможных отклонений от плановых заданий, графиков, норм выработки.

Регулирование – управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние. Регулирование предполагает процесс выработки корректирующих мер, и реализации принятых организационно-технологических, экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений)[9].

Задача регулирования – обновление плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации. В зависимости от содержания проблемы (выявленного отклонения) и способа выработки регулирующего воздействия различают два вида регулирования:

– реактивное – осуществляется, когда не достигнуты стандарты. Направлено на сглаживание отклонений от стандартов;

– упреждающее – проблема рассматривается как потенциальная возможность[10]. Направлено на улучшение деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей.

Процесс оперативного регулирования включает следующие этапы:

– информационную подготовку для принятия решения;

– разработку и принятие решений (формирование альтернативных вариантов, установление сроков выполнения, выбор исполнителей, обработка дополнительной информации, утверждение варианта решения, выделение ресурсов для его реализации);

– реализацию решения и контроль его исполнения (необходимо организационное обеспечение решения, т.е. наличие ресурсов в распоряжении ответственных лиц, а также инструктивных материалов; информационное обеспечение, дающее возможность проводить согласованные действия всем исполнителям).

Таким образом, управление воспитательно-образовательным процессом в дошкольном учреждении в связи с повышением требований к организации педагогического процесса, увеличением контингента детей значительно осложнилось. Успех в этой работе во многом зависит от уровня руководства дошкольным учреждением со стороны заведующего, умение правильно реализовывать функции управления[11].

Целью проведения внутреннего контроля в ДОУ являются:

- создание единой системы диагностики состояния и динамики развития качества дошкольного образования;

- стимулирование субъектов образовательного процесса;

- обеспечение заинтересованных сторон в объективной информации о качестве образования.

Основной задачей внутреннего контроля образования являются:

- Самооценка состояния развития дошкольного образования и эффективности деятельности по ее совершенствованию;

- Установление соответствия результатов деятельности учебного заведения государственным стандартам и социальным требованиям;

- Оценка уровня образовательных, научных и творческих достижений участников учебно-воспитательного процесса;

- Выявление факторов, негативно влияющих на развитие дошкольного образования[12].

Важным условием повышения эффективности управленческой деятельности руководителей ДОУ в решении вопроса организации внутреннего контроля выступает информационное обеспечение всех подструктур. Оперативная и достоверная информация о состоянии работы ДОУ обеспечивает не только принятия правильного управленческого решения, но и видение развития этого направления работы и учебного заведения в целом.

Системный анализ информации дает возможность отследить систему работы ДОУ, изменения, которые происходят в процессе работы и перспективы его развития. С этой целью руководителем ДОУ составляется летний, месячный, недельный планы работы.

Неотъемлемой частью системы административных мер по организации и управлению деятельностью ДОУ является внутренний контроль, который предусматривает выявление методических, психолого-педагогических, социально-психологических факторов достижения или недостижения намеченной цели, их анализ, разработку программ корректирующих действий и их внедрения с целью достижения желаемого результата.

В условиях нестабильности и роста конкурентной среды предприятия не могут эффективно функционировать без использования современных методов контроля, призванного обеспечить своевременное выявление негативных явлений и процессов в производственно хозяйственной деятельности и определить способы их решения.

Особое значение приобретает проблема формирования системы контроля за процессами управленческого воздействия на поведение работников, чтобы направить их усилия на достижение стратегических задач развития предприятия. Фактически, необходимо создать такие условия, чтобы работники постоянно улучшали показатели своей работы, достигали определенных результатов и ставили перед собой новые задачи.

Человеческий капитал сегодня является важнейшим фактором развития экономического потенциала предпринимательских структур. В то же время на отечественных предприятиях часто применяют несовершенные методы и инструменты управления персоналом без учета особенностей видов деятельности, типов управления, современным потребностям работников. Это негативно сказывается на показателях производительности труда, текучести кадров, а затем и на общей эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

Контроль - одна из основных функций управления ДОУ, направленная на получение информации о состоянии учебно-воспитательного процесса и его результативность, обеспечивает успешное достижение поставленной цели. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых успехов и проведения коррекции в случае, если полученные результаты существенно отличаются от установленных стандартов. По результатам внутреннего контроля принимаются управленческие решения[13].

Поэтому контроль в управлении объективно необходимый для успешного функционирования системы, а его отсутствие приводит к непредсказуемым социально-экономическим последствиям.

Понятие контроля можно интерпретировать как в узком смысле – как один из этапов процесса управления (или как одну из его функций), так и в более широком смысле как подсистему, что входит в структуру общего управления организацией, состоит из ряда элементов (рис. 1.1).

При этом управленческий контроль в наиболее узкой трактовке, - это осуществление его субъектами, наделенными соответствующими полномочиями (т.е. субъектами контроля), следующих действий:

- определение фактического состояния или действия управляемого звена

системы управления организацией (объекта контроля);

    - оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, на предмет степени их влияния на аспекты функционирования организации;

    - выявление причин этих отклонений[14].

Рисунок 1.1. Место контроля в системе управления ДОУ[15]

 

Согласно подходу в узком смысле цель контроля – информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений.

В понятии информационной прозрачности объекта управления отображается определенное представление о степени управляемости этого объекта, то есть о том, в какой мере в результате управления обеспечивается поддержание необходимого состояния или действия объекта управления в соответствующий период времени.

Из рисунка 1.1. видно, что к основным функциям управления, с которыми взаимодействует контроль относит:  планирование, организацию, учет, анализ, регулирование.

В широкой трактовке "контроль", в современных условиях хозяйствования, целесообразно показать как подсистему, которая состоит из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности таких взаимосвязанных звеньев: центры ответственности, техники контроля (то есть, информационно-вычислительной техники и соответствующих технологий), процедур контроля, среды контроля, системы учета.

Любая управленческая функция (функция планирования, учета и т. д., (рис 1.1) обязательно интегрирована с контрольной. Координация и контроль – это общие универсальные функции системы управления персоналом. В этой системе контроля отводится важная роль, поскольку контроль обеспечивает обратную связь и отображение эффективности практически всех процессов, из которых состоит эта система.

При контроле над деятельностью персонала используют разные формы контроля, такие как аудит, оценка персонала, внутренний контроль, аттестация персонала и т.д.

На практике применяется организационно-кадровый аудит, направленный на решение вопросов эффективного использования потенциала персонала и создание благоприятных условий для выполнения работы в коллективе. Организационно-кадровый аудит определяется как «... оценка соответствия структурного и кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития с целью подготовки и принятия стратегических решений на перспективу»[16].

Основными кадровыми процессами, подлежащих аудиту, являются:

- планирование человеческих ресурсов; подбор персонала;

- набор персонала;

- разработка системы стимулирования;

- адаптация персонала;

- развитие персонала;

- оценка трудовой деятельности; движение персонала;

- подготовка управленческого персонала;

- мониторинг социально-психологической ситуации и организация коммуникации в организации.

Формы контроля, которые задействованы в этой сфере, разнообразны. Это может быть:

- входной контроль, то есть оценка соответствия кандидата той должности, на которую он претендует (в системе государственной службы должна применяться проверка на причастность к коррупционным делам);

- аттестация персонала, которая позволяет определить уровень профессиональной подготовки и соответствие служащего должности, которую он занимает.

Аттестация проводится специальной комиссией регулярно с определенной периодичностью с учетом всех нормативных требований и строго документируется. По результатам аттестации делается вывод о повышение, соответствие, понижение в должности, или увольнения работника.

- оценка персонала – проводится руководителем в процессе деятельности служащего, выявляя его сильные и слабые стороны, персональную эффективность, соответствие целям и методам работы организации. Оценка дает возможность каждому сотруднику увидеть результаты собственного профессионального развития и может стать основанием для повышения по службе; проводится с периодичностью раз в год[17].



Дата: 2019-07-24, просмотров: 191.