Учредителем МБДОУ центра развития ребенка-детского сада № 54 является Управление образования Администрации Одинцовского муниципального района. Детский сад функционирует с сентября 1966 года и обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 3 до 7 лет. Плановая мощность - 220 детей, а фактическая наполняемость - 285 детей. Среди воспитанников: мальчиков - 50 %, девочек - 50 %.
МБДОУ центр развития ребенка - детский сад № 54( далее - Детский сад) является юридическим лицом – социально ориентированной некоммерческой организацией в форме учреждения в системе образования, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности[36].
Юридический адрес организации: Московская обл., г. Одинцово, бульвар Любы Новосёловой, д.20.
Детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно - речевое, художественно -эстетическое и физическое.
Управление ДОУ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"[37], иными законодательными актами Российской Федерации, Уставом ДОУ. Управление строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления. Алгоритм управления в ДОО выстраивается на основе планирования, организации, руководства и контроля.
Организационная структура управления МБДОУ развития ребенка-детского сада № 54 представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями и представлена в виде трех уровней (рис. 2.4.)
Рисунок 2.4 – Организационная структура Детского сада[38]
I уровень представлен в виде административного управления (заведующий).
На II уровне управление осуществляют заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе, старшая медсестра, председатель родительского комитета, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующий осуществляет непосредственную и опосредованную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовки, опыта, а также структуры ДОУ. В то же время заведующий посредственно может влиять на педагогов ДОУ и воспитанников, родителей (ІІІ уровень).
Надо подчеркнуть, что председатель родительского комитета играет особую роль в организационной структуре Детского сада, так как он не состоит в штате персонала и не может выполнять функции административного управления. Поэтому председатель выполняет лишь представленные ниже функции:
- организовывает выполнение решений, принятых на заседании Родительского комитета;
- взаимодействует с учредителем, педагогическим советом ДОУ и другими лицами и организациями по вопросам функционирования и развития ДОУ;
- координирует деятельность Родительского комитета, осуществляет работу по реализации программ, проектов, планов;
- представляет Родительский комитет перед администрацией, органами власти и управления;
III уровень управления осуществляют педагогический (старший воспитатель, воспитатели, музыкальные руководители, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, учитель-логопед) и обслуживающий персонал. Также объектами являются дети и их родители.
Существующая организационно-управленческая структура детского сада может быть названа линейно-функциональной и сильно централизованной. При такой структуре управления учреждением каждое подразделение выполняет четко определенные функции в общей цепочке организационного процесса[39]. Структура управления детского сада, просуществовавшая долгие годы, является наиболее типичной для многих дошкольных учреждений России. Она вполне соответствует тем задачам, которые стоят перед учреждением в условиях плановой централизованной экономики, и вполне адекватно функционирует.
В своей работе Детский сад реализует следующие образовательные программы (табл.2.1):
Таблица 2.1
Образовательные программы Детского сада[40]
Основные программы | Наименование |
«Красота. Радость. Творчество», под редакцией Т.С.Комаровой; | |
«Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой; | |
«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. |
На данный момент в Детском саду функционирует 13 групп, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами. Из них:
11 общеобразовательных групп дневного пребывания,
1 группа по предшкольному образованию в условиях кратковременного пребывания детей,
1 группа семейного воспитания.
Из 11 общеобразовательных групп:
4 группы младшего дошкольного возраста (3 - 4 года),
3 группы среднего дошкольного возраста (4 -5 лет),
2 группы старшего дошкольного возраста (5-6 лет),
2 подготовительные к школе группы (6-7 лет).
Миссия детского сада - воспитание свободного, творчески мыслящего человека, умеющего на практике применить полученные в детском саду знания, умения и навыки.
Основными целями детского сада являются: формирование общей культуры личности воспитанников на основе усвоения обязательного минимума содержания дошкольных программ, их адаптации к жизни в обществе, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Основными задачами детского сада являются:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребёнка;
- воспитание с учётом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного их развития;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей[41].
В Детском саду работает 26 педагогов, из них высшей категории - 3 человека, 1 категории - 5 человек, 2 категории - 5 человек и 13 педагогов не имеют квалификационной категории (рис. 2.1.).
Рисунок 2.1 – Анализ квалификационных категорий педагогов в Детском саду[42]
В прошедшем учебном году повысили квалификацию – 1 педагог – высшая кв. категория и 4 педагога – I кв. категория. Прошли курсы повышения квалификации – 37 % педагогов от общего числа педагогических кадров. Квалификационные категории имеют 59% педагогов. Невысокий показатель связан с увеличением количества групп и принятием на работу молодых воспитателей, не имеющих квалификационных категорий.
Главная задача администрации детского сада - направить молодых педагогов на курсы повышения квалификации по теме «Актуальные проблемы воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
Систематическое повышение своего профессионального уровня, изучение новинок методической литературы, посещение мероприятий в рамках города, района и области позволяет достичь педагогических успехов.
Рисунок 2.2 – Образовательный уровень педагогов Детского сада[43]
В 2013 - 2014 учебном году увеличилось количество педагогов со средним специальным дошкольным образованием, но снизилось количество педагогов с высшим образование по причине увольнения. Два педагога продолжают обучение в педагогическом университете, еще два – в педагогическом колледже. Вновь принятые педагоги планируют с сентября 2014 года начать обучение в педагогическом колледже Одинцовского гуманитарного университета.
Рисунок 2.3 – Педагогический стаж персонала Детского сада[44]
В 2013 - 2014 учебном году уменьшилось количество педагогов со стажем до 5 лет, увеличилось количество педагогов со стажем от 5 до 10 лет.
Средний возраст педагогов 42 года, что соответствует районному уровню (42 года).
Продолжительное время детский сад является базовым для учебно-методического центра и ему присвоен статус Школы передового педагогического опыта (ШППО) по проблеме художественно-эстетического развития детей. С 2013 года детский сад работает в инновационном режиме - открыта муниципальная экспериментальная площадка под руководством Зацепиной М.Б., д.п.н., профессора кафедры эстетического воспитания МГГУ им. М.А.Шолохова[45].
В дошкольном образовательном учреждении имеется развитая база образовательных технологий, которые активно используются в образовательном процессе (табл.2.3).
Таблица 2.3
Образовательные технологии, используемые в Детском саду[46]
№ | Линии развития | Технологии |
1. | Физическое развитие | Пензуллаева Л. И. «Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет, 5-6 лет», 1988 Осокина Т. И. «Игры и развлечения детей на воздухе», 1983 Маханева М. Д. «Воспитание здорового ребенка», 1997 |
2. | Социально-эмоциональное развитие | Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду», 2001 Назарова А. Г. «Игротренинг», 1999 Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Шипицына Л. М. «Азбука общения» |
3. | Эстетическое развитие | И.А. Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду». Скоролупова О. А. «Знакомство детей старшего возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», 2006 Буренина А. И. «Музыкальная палитра» |
4. | Речевое развитие | Коноваленко В. В. «Артикуляционная гимнастика», 1998 Л. Я. Гадасина «Звуки на все руки», 1999 Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Планы фронтальных логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР» |
5. | Развитие элементарных математических представлений | Петерсон «Раз-ступенька, два- ступенька» «Игралочка» Михайлова З. А. «Игровые задачи для дошкольников» Смоленцева А. А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» Серова З. А. «Петербургский задачник для малышей» |
6. | Ознакомление с окружающим миром | Николаева С. Н. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников» Теплюк С. Н. «Занятия на прогулках с детьми дошкольного возраста» Бойцова Г. А., Ильина Н. И. «Организация работы центра Науки для детей дошкольного возраста» |
7. | Игровая деятельность | Назарова А. Г. «Игротренинг», 1998 Никитин Б. Н. «Развивающие игры» Богуславская З. А. «Развивающие игры» |
8. | Развитие детей раннего возраста | Кожевников А. Ю. «Школа раннего развития» Павлова Л. Н. «Знакомим малыша с окружающим миром» Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» Дайлидене И. П. «Поиграем, малыш» Богуславская З. М. «Развивающие игры» |
В табл. 2.4.и 2.5 дана характеристика финансового обеспечения деятельности Детского сада.
Таблица 2.4
Дата: 2019-07-24, просмотров: 587.