Виды управленческого контроля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Функция контроля принадлежит к тем обязанностям руководителя, которые не подлежат делегированию. На практике осуществляется контроль и третьими лицами, то есть управленцами, которые специализируются исключительно на контроле. Они решают, какие виды контроля необходимы фирме, разрабатывают и внедряют системы контроля и принимают меры, основанные на полученной информации.

Для обеспечения эффективного функционирования организации контроль должен охватывать всю его деятельность. Преимущественно сферы контроля определяются по основным видам ресурсов, которые использует организация, – материальные, человеческие, финансовые, информационные[18].

В зависимости от признаков, взятых за основу классификации, различают несколько видов контроля (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Виды управленческого контроля[19]

Классификационные признаки Виды контроля
За содержанием Финансовый, производственный, маркетинговый
За характером отношений между руководителями и подчиненными Внутренний и внешний
За содержанием задания Линейный, функциональный, операционный,
За качественными характеристиками Единичный, множественный, многофункциональный
За этапами проведения   Предварительный , текущий, итоговый

 

1. Контроль за содержанием включает:

- финансовый - ориентированный на финансовую сферу предприятия и предусматривает надзор за поступлением и использованием его финансовых ресурсов;

- производственный - направлен на поддержание хода производственных процессов в запланированном режиме. Позволяет эффективно управлять запасами материалов, обеспечивать высокое качество продукции и ее производство в соответствии с плановыми заданиями;

- маркетинговый - направлен на оценку уровня реализации и эффективности маркетинговой концепции предприятия и предполагает сопоставление затрат на стимулирование сбыта товаров и поступлений от увеличения их продаж[20].

2. Контроль за характером отношений между руководителями и подчиненными:

- внутренний - исполнитель сам контролирует качество своей работы;

- внешний - действия исполнителя контролирует непосредственный руководитель или (если речь идет о деятельности всей организации) независимый субъект управления (например, аудиторская фирма).

3. Контроль за содержанием задания:

- линейный – контролируется объект в целом (например, контроль со стороны владельца фирмы);

- функциональный – контролируется только его часть (контроль со стороны финансового менеджера, коммерческого директора, начальника производства и т.п.).

- операционный – контроль только одной отдельной характеристики состояния и поведения объекта (например, контроль размеров материальных затрат или фонда оплаты труда).

4. Контроль за качественными характеристиками:

- единичный - контроль одного параметра;

- множественный - контроль многих параметров;

- многофункциональный - контроль данных, используемых для оценки различных управленческих функций.

5. Контроль за этапами проведения:

- предварительный контроль - реализуется еще до фактического начала работы и позволяет оценить качество ресурсов, которые будет использовать организация. Внимание акцентируется на том, чтобы не допустить на предприятие такие ресурсы (сырье, оборудование, людей), которые могут помешать достижению его целей.

– текущий контроль - осуществляется в процессе работы на определенных ее этапах. Внимание сосредоточено на качестве видов деятельности, обеспечивающих процесс преобразования входных ресурсов в готовую продукцию. В процессе текущего контроля используют систему обратной связи, которая предусматривает предоставление руководству информации о проделанной работе. Обратная связь работает в виде периодической отчетности. Текущий контроль позволяет быстро определить причины возникновения проблем. Он направлен на изучение вопросов, требующих постоянного контроля, т.е. не реже одного раза в квартал или одного раза в месяц. К ним относятся: охрана жизни и здоровья детей, охрана труда сотрудников, санитарное состояние помещений, анализ заболеваемости и посещаемости, проведение закаливающих процедур, организация питания в группах, план воспитательно-образовательной работы с детьми и др.

- итоговый (заключительный) контроль - осуществляется после завершения трудовой операции. Он направлен на оценку качества работы, конечной продукции или услуг. Позволяет руководству определить, насколько реально составлены планы; способствует формированию действенного мотивационной среды в организации, если ее руководство связывает вознаграждения с получением определенного результата[21].

Существует несколько классификаций видов контроля в учреждениях образования:

По времени: предварительный, текущий, итоговый (обобщающий), оперативный.

Предварительный контроль начинается за несколько дней до посещения занятия или любого другого мероприятия для оказания помощи в проведении. Текущий контроль осуществляется на протяжении любого времени в течение учебного года. Итоговый  (обобщающий) - предполагает изучение результатов деятельности воспитателей. Оперативный - осуществляется ежедневно за состоянием учебно-воспитательной работы в одной группе или деятельности одного воспитателя.

По содержанию: тематический, фронтально-обзорный, сравнительный, персональный.

Тематический контроль предусматривает изучение системы работы в пределах одной крупной темы или раздела. Фронтально-обзорный контроль рекомендуется применять в начале учебного года для определения уровня подготовленности воспитателей к учебно-воспитательной деятельности. Сравнительный контроль предполагает изучение результативности работы у разных воспитателей, обобщения и внедрения опыта лучших из них. Персональный - рассчитан на продолжительное время для изучения работы воспитателя и оказания ему необходимой помощи[22].

Требование оперативного и целенаправленного воздействия на всех субъектов образования подводит к необходимости использования объективной образовательной информации, а контрольно-оценочная деятельность становится одной из важнейших составляющих системы управления качеством образования, охватывающей стандарты, образовательный процесс, инструментарий, технологии и результаты педагогических измерений.

Основным источником информации для анализа состояния деятельности образовательной организации, получения достоверных результатов деятельности всех участников образовательного процесса является должностной контроль.

Актуальность организации контроля связана с особенностями российского менталитета, так как в нашей стране если над деятельностью подчинённых не осуществляется контроль, то эта деятельность становится менее эффективной. Только при правильной организации кадрового учёта и контроля результатов труда работников можно достигнуть высокой производительности и качества труда, и как следствие - образование конкурентоспособной организации.

Особенность контроля в ДОУ состоит в его оценочной функции - направленности на личность сотрудника (педагога, специалиста, обслуживающего персонала). Если сотрудник молодой, то контроль сказывается на его профессиональном становлении; если это сотрудник со стажем - на укреплении его профессиональной позиции и авторитета в коллективе.

Целью контрольной деятельности является:

-  совершенствование деятельности образовательного учреждения;

-  улучшение качества образования воспитанников детского сада;

- повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников[23].

В процессе внутреннего контроля используются такие методы, как изучение документации, наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, мониторинг образовательного процесса, изучение передового педагогического опыта, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Методы взаимно друг друга дополняют, и если мы хотим знать реальное положение дел, то по возможности используем интеграцию различных методов контроля.

Основными формами контроля являются:

1. Предупредительный контроль.

2. Тематический контроль (одно направление деятельности).

3. Фронтальная проверка (два и более направлений деятельности).

4. Вторичный контроль (выполнение предписаний, предложений проверок, рекомендаций аттестации педагогов, решений педсоветов, рабочих совещаний, смотров, предложений текущего контроля и др.).

5. Мониторинг образовательного процесса, методической деятельности, работы с родителями и др.).

6. Отчеты педагогов и специалистов.

7. Смотры, смотры-конкурсы.

8. Публичный доклад.

С контрольной функцией управления тесно связан этап регулирования или коррекции, т.е. процесс предупреждения и устранения возможных или фактических отклонений от заданных целей в процессе деятельности коллектива детского сада.

Регулирование и коррекцию можно рассматривать как оперативное управление текущими состояниями (отклонениями). В тех случаях, когда принятые меры не дают результатов, возникает необходимость пересмотра целей. А это означает начало нового управленческого цикла с развертыванием всех основных стадий управленческой технологии[24].

Причинами отклонений в конечных результатов могут быть некорректно составленные планы и ошибки в них, отсутствие полной и своевременной информации, слабость прогнозов и др. Для  предотвращения возможных ошибок, отклонений, в детском саду должен использоваться должностной контроль.

Должностной контроль заключается в проведении администрацией детского сада и специально созданной комиссией обследований, наблюдений за соблюдением сотрудниками нормативно-правовых актов Российской Федерации, муниципальных органов власти и образовательной организации в области образования, воспитания и защиты прав детей[25].

Должностные лица, занимающиеся контрольной деятельностью, руководствуются законодательством в области образования, указами Президента РФ, Постановлениями и распоряжениями Правительства России, нормативными правовыми актами, изданными Министерством образования России, органами местного управления, Уставом, локальными актами учреждения, приказами о проведении контроля, должностными инструкциями.

Контрольная деятельность в детском саду осуществляется в виде оперативных, плановых проверок и текущего контроля.

Контрольная деятельность в виде оперативных проверок осуществляется для установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях родителей (законных представителей) или других граждан, организаций; урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

Контрольная деятельность в виде плановых проверок проходит в соответствии с утвержденным графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до сотрудников на установочном заседании педагогического совета в начале учебного года.

По совокупности вопросов, подлежащих проверке, плановый контроль проводится в виде тематических (одно направление деятельности) или комплексных проверок (два и более направлений), а также персонального контроля.

В ходе персонального контроля администрация изучает:

- уровень знаний отдельного работника в области его компетенции, его профессиональное мастерство;

- уровень исполнения работником его должностных обязанностей;

- уровень овладения новыми образовательными технологиями, наиболее эффективными формами, методами и приемами воспитания и образования детей;

- результаты деятельности работника и пути их достижения[26].

Полученные в ходе контроля данные позволяют администрации сделать определенные выводы по уровню профессиональной компетентности педагога и внести предложения по дальнейшей реорганизации его педагогической деятельности.

Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности детского сада и направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение новых образовательных технологий, форм и методов работы, опыта работников учреждения. Темы контроля определяются в соответствии с годовым планом работы на основании анализа работы детского сада по итогам предыдущего учебного года.

В ходе тематического контроля проводятся исследования по изучению организации педагогического процесса по определенному направлению: оценка планирования воспитательно-образовательного процесса; создание условий для реализации данного направления; уровень развития детей; уровень профессиональных умений педагогов; оценка взаимодействия и сотрудничества с родителями.

По результатам проверки составляется аналитическая справка, в которой отражаются положительные и отрицательные стороны деятельности по данному направлению, на основе которых составляются рекомендации по улучшению качества воспитательно-образовательной работы, как всего педагогического коллектива, так и каждого воспитателя в отдельности; повышению педагогического мастерства воспитателей и специалистов[27].

Одной из форм комплексного контроля является фронтальный контроль. Он предусматривает проверку педагогической работы в одной группе в течение нескольких дней по всем направлениям деятельности: образовательный процесс, организация предметно-развивающей среды в группе, работа с родителями, ведение документации, самообразование, методическая деятельность воспитателей.

Для проведения фронтального контроля используются следующие методы: анкетирование, тестирование, опросы, беседы с детьми, собеседования с педагогами; наблюдения, отслеживание результатов продуктивной деятельности детей; посещение организованной образовательной деятельности, свободной игровой деятельности детей, режимных моментов, оздоровительных мероприятий, дополнительных образовательных услуг (в т.ч. платных); анализ методической деятельности воспитателей; анализ наглядной информации для родителей; изучение документации.

Такая форма контроля позволяет получить всестороннюю информацию о выполнении программы воспитания в целом, дает материалы для глубокого педагогического анализа и помогает определить дальнейшие направления в работе.

Таким образом, контроль способствует гибкости организации, своевременному выявлению изменений в среде ее функционирования и корректировке соответствующим образом ее планов или задач, тем самым предотвращая кризисные ситуации.

 

 


1.3. Организация контроля в дошкольном учреждении

В современных социально - экономических условиях России развитие и реформирование системы образования в значительной степени зависит от того, насколько эффективно осуществляется управление ее звеньями. Решение поставленных перед образованием задач зависит и от глубокого осознания чрезвычайно важной роли управления, и от внедрения в практику новейших научно - педагогических технологий управления.

Сегодня ни одно заведение или учреждение, будь то учебное заведение, медицинское учреждение, бизнес - организация или современное производство, не обеспечат свое успешное развитие без эффективной системы управления. Поэтому очень важным является поиск эффективных путей реформирования управления, внедрение демократических форм контроля и модернизация управленческих механизмов.

Механизм управления образовательным учреждением представляет собой совокупность конкретных отношений между сотрудниками, в основе которых лежит воздействие субъекта на объект управления. Эти отношения складываются из различных организационных, информационных связей, взаимодействия различных элементов и звеньев субъекта управления. Они возникают внутри субъекта управления, между субъектом и объектом, а также между органами управления различных уровней[28].

Поэтому руководитель должен хорошо знать как личные интересы и цели подчиненных ему работников, так и задачи, стоящие в целом перед коллективом для того, чтобы соответствующим образом направлять их в единое русло. В конкретной управленческой деятельности управление деятельностью организации и управление людьми выступают как единый процесс[29]. Для повышения его эффективности полезно провести PEST-анализ элементов системы управления ДОУ.

Таблица 1.1

PEST – анализ в ДОУ[30]

Факторы влияния Влияние на образовательный процесс ДОУ
Полити-ческие Введение ФГОС увеличивает нагрузку на обучающегося, нет разработанных методик, отвечающих физиологическим особенностям и состо­янию здоровья выпускников. ДОУ будет иметь четко обозначенный государственный заказ и государственные ориентиры по отношению к образовательной системе.
Экономические «Остаточный» принцип финансирования образования побуждает и будет побуждать ДОУ к поиску других источников финансирования. Экономическая ситуация в стране приводит к вынужденному сокращению штатного расписания, сокращению кадров, лишая тем самым ДОУ специалистов. Реализация рыночных принципов экономического развития страны способствует формированию системы образования как рыночной сферы. ДОУ вынуждено обеспечить дополнительное образование, платные услуги. Традиционные подходы к управлению системой образования в таких условиях могут привести учреждение к невостребованности, а значит, к самоуничтожению. В современных условиях необходима реализация маркетингового подхода к управлению, стратегическому и тактическому планированию.
Социальные Увеличение полномочий общественно-государственных органов управления в образовании потребует высококвалифицированных педагогов; хорошей материально-технической базы; взаимодействия с социальными институтами; полномасштабного внедрения компьютерных технологий. Реализация данных критериев обеспечит привлекательность ОУ для реальных и потенциальных потребителей. Одним из ведущих факторов, определяющих выбор ДОУ родителями являются наличие лицензии, комфортные условия воспитания и обучения, высококвалифицированные педагоги, дополнительные образовательные услуги
Технологические Значимость информационно – коммуникационных технологий в образовании скажется на том, что принципиально изменится роль педагога в образовательном процессе, это влечет за собой необходимость качественно новой подготовки педагогических кадров, которые технически и психологически всегда готовы к новым условиям работы. Внедрение здоровьесберегающих технологий увеличит требования к отбору методик преподавания.Значительное увеличение роли информационных технологий в жизни общества потребует усиления таких технологий как маркетинг, менеджмент, PR и др.

 

PEST-анализ - вид анализа, с помощью которого осуществляется оценка политических, экономических, социально-культурных и технологических факторов, влияющих на развитие ДОУ[31] (табл. 1.1). PEST-анализ исследует сам рынок образовательных услуг.  Осуществляется PEST-анализ следующим образом: происходит анализ четырех показателей. Политические факторы исследуется для того, чтобы иметь представление о развитии государственной политики в области образования.

Экономические факторы позволяют определить механизм распределения ресурсов (прежде всего, финансовых)на уровнях государства и региона. Для ДОУ это является одним из важнейших факторов, определяющих возможности по направлениям активного развития.

Социальные факторы связаны с определением потребительских предпочтений населения. Они определяют представление общества о качестве образования, уровень развития подрастающего поколения и в связи с этим влияют на формирование  комплекса образовательных услуг, которые может в перспективе оказывать ДОУ.

Наконец, технологический позволяет проанализировать уровень технологического прогресса и применение технологий в ДОУ с целью своевременной модернизации системы предоставления образовательных услуг.

Основные функции управления в ДОУ – педагогический анализ, планирование, организация, контроль, регулирование, коррекция[32]. Функция контроля обеспечивает регулирование и оценки педагогической деятельности в процессе управления, ее осуществление требует организационно-регулятивных и контрольно-корректирующих умений от руководителя. Понимая контроль как систему обеспечения и проверки правильности тех или иных подсистем структуры управления образовательным процессом в учебном заведении, следует руководствоваться единственным принципом: «контроль должен быть важнейшим средством эффективной организации функционирования дошкольного образования, основным источником информации для принятия управленческих решений». В условиях демократизации образования существенно меняются цель, функции контроля.

Цель современного контроля, прежде всего в том, чтобы:

- своевременно выявить и исправить, предупредить сбои, ошибки и недостатки в организации педагогического процесса;

- предоставить своевременную и действенную помощь педагогам в повышении педагогического мастерства, в овладении современными педагогическими технологиями;

- повысить уровень образовательной работы с воспитанниками и определить ее конкретные результаты;

- способствовать организации настоящего сотрудничества между руководителем учреждения и членами коллектива[33].

Для повышения эффективности контроля следует соблюдать требования:

- создавать единую систему контроля по всем направлениям образовательной работы в учреждении;

- обеспечивать плановость контроля, направленность его на важнейшие участки работы;

- устанавливать тесную связь контроля с другими функциями управления;

- обеспечивать своевременность контроля, определяется не частотой проверок, а целесообразностью получения информации

- соблюдать объективности и достоверности полученной информации

- обеспечивать гибкость контроля, когда руководитель оперативно использует его результаты, связывает их с новыми незапланированными ситуациями,

- выдерживать требование гласности контроля и его результатов,

- увеличивать удельный вес самоконтроля;

- обеспечивать обоснованность и конструктивность выводов.

Таким образом, «контроль должен быть целесообразным, систематическим, оперативным, коллегиальным, объективным». Управление любым образовательным учреждением, педагогическим процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Контроль – процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с планом. С помощью контроля решаются следующие задачи:

- проверка выполнения решений руководствующих органов

- оперативное исправление недочетов в деятельности исполнителей

- оказание в ходе контроля и по его результатам конкретной практической помощи сотрудникам в совершенствовании их деятельности.

- обобщение передового опыта[34].

Объектами контроля в учреждениях образования являются:

- учебный процесс (выполнение учебных программ, уровень знаний учащихся, навыки самостоятельного познания и др.)

- воспитательный процесс (уровень общественной активности учащихся, качество работ классных руководителей, здоровье и физическая подготовка учащихся и др.),

Методическая работа (методический уровень педагогов, квалификация педагогов, механизмы распространения педагогического опыта), научно-исследовательская деятельность (результативность нововведений, научно-исследовательская деятельность учащихся и др.), психологическое состояние коллектива (психологический комфорт, психологическая готовность к чему-либо и др.), условия учебно-воспитательного процесса (охрана труда, обеспеченность учебной и методической литературой, санитарное состояние школы, обеспеченность оборудованием и др.), деятельность преподавателя и др.

Отметим, что любой контроль осуществляется в определенной последовательности. Как правило, руководитель начинает разрабатывать план контроля по обоснованию, чем проверяется тот или иной участок деятельности заведения. Следующий шаг – формулировка цели: что получим на выходе, для чего нужна информация.

Алгоритм проверки может быть таким:

- разработка структурной схемы будущей проверки;

- сбор и обработки информации о состоянии проверяемого объекта;

- оформление выводов по результатам проверки, в частности требует:

- раскрытие основных причин успеха (недостатков)

- разработка рекомендаций по улучшению работы;

- согласование управленческих решений;

- определение сроков последующего контроля (при необходимости);

- обсуждение итогов проверки.

Итак, организацию контроля можно заключить в три этапа:

1. Подготовительный этап (определение целей, задач, содержания, методов, составление программы и осуществления контроля)

2.Этапы активных действий (сбор необходимой информации)

3.Заключительный этап (обработка, систематизация, оформление выводов)

Основными методами контроля за образовательным процессом являются:

- наблюдения за деятельностью преподавателя

- беседы (с педагогами, родителями, учащимися)

- анкетирование и тестирование

- изучение и анализ детских работ

- проведение контрольных и письменных работ

- заслушивание отчетов и др[35].

Одним из основных методов контроля является выборочное посещение занятий и других мероприятий.

Перед посещением занятия руководитель уточняет цель, устанавливает содержание изучаемой темы, знакомится с программными требованиями по данному предмету, изучает соответствующие учебники, методическую литературу; просматривает классный журнал, анализируя текущую успеваемость учащихся; устанавливает, соответствуют ли записи пройденного материала в журнале тематическому плану; знакомится с записями о посещаемости занятий; продумывает анализ занятия и примерную форму записи своих наблюдений. Результаты проверки фиксируются в специально предназначенных для этого журналах контроля, являющихся служебным документом. Руководитель записывает в журнале свое заключение и подробно анализирует занятие.

Итак, перед управленцами-педагогами всех звеньев и уровней встала проблема изменения приоритетов, принципов и технологий в области управленческой деятельности, ведь решение важных задач по демократизации и модернизации образования зависит в значительной степени от внедрения в практику новейших технологий управления.

Таким образом, нами было определено, что процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых успехов и проведения коррекции в случае, если полученные результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Поэтому отсутствие системы контроля вызывает стихийность в его осуществлении. Считаем, что оотстраняясь от контроля или осуществляя его не систематично, заведующий теряет возможность оперативно вмешиваться в ход работы всего коллектива. Организация контроля предусматривает изучение документации, наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, мониторинг образовательного процесса.


Глава 2. Анализ системы контроля за деятельностью персонала  МБДОУ центра развития ребенка-детского сада № 54



Дата: 2019-07-24, просмотров: 193.