ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как и в других видах искусства, выразительные средства архи­тектуры существуют для того, чтобы сделать любое сооружение не только конструктивно надежным, но и образно-привлекательным. Условно можно выделить следующие выразительные средства.

Композиция. В теории искусства композиция рассматривается как некое строение или структура художественного произведения, основные элементы которого расположены в определенной системе и последовательности таким образом, что обеспечиваются един­ство и целостность формы художественного произведения и его содержания.

Единство и целостность самой композиции заключаются в гар­моничности тех элементов, которые ее составляют. Закон единства композиции обусловлен природными принципами организации объектов окружающего мира, которые человек может наблюдать в природе. Например, цветок состоит из определенных структур­ных элементов (корень, стебель, листья, чашелистик, бутон с ле­пестками, тычинками и пестиком), и каждый элемент соразмерен и гармоничен по отношению друг к другу. Не может стебель быть высоким и тонким, а бутон большим и тяжелым. То же происходит и в архитектуре. Высокая тонкая у основания и расширенная и мас­сивная вверху колонна не может выдержать большой нагрузки.

Объемно-пространственная композиция — основная составляю­щая архитектурной композиции — условно делится на три вида, в зависимости от характера восприятия произведения архитек­туры:

ü пространственная композиция — характеризуется тем, что при ее восприятии зритель обращает внимание на пространствен­ное решение, т. е. на то, как заполняется пространство, а не на элементы, из которых оно состоит. Все формы, которые исполь­зуются в архитектурных сооружениях, составляющих ансамбль, не выступают над общим объемом, а развиваются так, что взгляд наблюдающего направляется по глубинной, фронтальной или вертикальной координате. Таким образом, получается иллюзия единой протяженной стены.

В пространственной композиции выделяют два основных вида: пространство, организованное вокруг одного или группы архитек­турных сооружений (например, церковь Вознесения в Коломен­ском), и пространство, ограниченное архитектурными элементами (сооружениями) по периметру (например, вестибюль Адмиралтей­ства в Санкт-Петербурге);

ü объемная композиция — отличается от пространственной тем, что ее элементы развиваются в трех плоскостях, и завершается она замкнутой поверхностью. Восприятие объемной композиции осуществляется вокруг нее, при этом постепенно поднимается снизу вверх, сходясь в одной точке. Здесь очень важно соотно­шение между массой и пространством, при этом пространство раскрывается и подчиняется массе. Примеры объемной ком­позиции: здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, Исаакиевский собор;

ü фронтальная композиция — синтез упомянутых выше видов. С одной стороны, она имеет объемные формы, но с другой — эти формы развиваются только в двух направлениях (по горизонтали и по вертикали). Фронтальная композиция воспринимается со всех сторон открытых пространств, расположенных вокруг архи­тектурного сооружения. Чаще всего она присутствует в фасадах зданий, которые обращены к пространству улиц. Фронтальная композиция может иметь симметричное расположение (дом Пашкова в Москве) и асимметричное расположение (фасад храма Иоанна Предтечи в Пскове).

Форма. Масштабность. Они означают соразмерность архитек­турного сооружения и его отдельных форм по отношению друг к другу и к человеку.

Масштабным можно считать такое архитектурное сооружение, которое воспринимается и ощущается человеком как соразмерное, удобное, соответствующее функциональному назначению. Можно выделить три вида масштаба:

■ адекватный, антропологический, т.е. раскрывающий гармонич­ное соотношение частей архитектурного сооружения по отно­шению к человеку;

■ торжественный, преувеличенный, т. е. слегка выходящий за рам­ки соотношения с человеком, но тем самым придающий особое звучание архитектурному сооружению;

■ пафосный, гиперболизированный, т. е. очень сильно преувели­ченный масштаб, который нарушает всякую гармонию с чело­веком.

В многовековой истории архитектуры выработано три типа конструкций:

■ стоечно-балочная, в которой вертикальные столбы или колонны, несущие на себе тяжесть всего сооружения, перекрываются горизонтально положенными балками, закрывая пространство над столбами;

■ стеновая, в основание которой была положена четкая, про­странственная, замкнутая по периметру структура, состоящая из четырех стен, на стыках пересекающихся друг с другом (при­мер — русская деревянная изба);

■ арочно-сводчатая, где несущие элементы — столбы, перекры­ваемые сводом, образовывали арку. Своды выполняли функцию горизонтальных балок, но имели округлую форму, которая по­зволяла замкнуть большое пространство, и облегчали нагрузку на столбы благодаря изогнутой форме, давали возможность осуществить боковое перекрытие, чего нельзя было сделать горизонтальными балками.

Данный вид тектонической системы нашел отражение в не­скольких типах храмовых сооружений.

Толос — монументальное, круглое в плане сооружение, укра­шенное по кругу колоннадой.

Мандала — квадратное в плане здание, накрытое круглой по­лусферой (круг, вписанный в квадрат, символизирующий единство земного и небесного).

Базилика — тип римского, раннехристианского, позже визан­тийского и русского храмов, прямоугольное в плане здание, разде­ленное на 3 — 5 частей — нефов. Неф — вытянутая в длину часть пространства храма, разделенного внутри продольными рядами колонн, арок или столбов. Средний (главный) неф выше боковых, часто завершается апсидой — полукруглой, иногда многоугольной, выступающей частью здания, имеющей собственное перекрытие полукуполом или полусводом, и располагающейся в восточной ча­сти храма. Внутри храма апсида служит алтарной частью. В основе базилики лежит католический крест.

Крестово-купольный храм — тип христианского хра­мового сооружения, возникший в средневековой архитектуре Византии. Основной признак — купол, завершающий всю кон­струкцию. Купол располагается на барабане в виде цилиндра с рас­положенными на нем окошками по всему диаметру. В основании крестово-купольной конструкции лежит православный крест, т. е. вся конструктивная система опирается на четыре основных стол­ба, располагающиеся в центре здания, откуда расходятся четыре сводчатых рукава креста.

Ротонда — тип сооружения, имеющего в основании круг. Купол здания опирается на столбы, которые расположены внутри сооружения по всему диаметру круга. Сначала ротонда использо­валась только при строительстве храмовых сооружений, но впо­следствии нашла свое применение в светской архитектуре (беседки, павильоны).

Ритм. Это универсальное понятие, которым пользуются в раз­личных отраслях науки. В теории архитектуры ритм означает некое закономерное чередование элементов в определенной последова­тельности. Ритм представляет собой, с одной стороны, простую последовательность единиц, с другой — закономерное изменение характеристик формы.

Пропорция. Пропорция означает соразмерность, определенное соотношение частей между собой.

Симметрия и асимметрия. Понятие «симметрия» восходит к истокам человеческой цивилизации и означает закономерное расположение равных частей объемно-пространственной формы относительно друг друга. «Асимметрия» — понятие, прямо противоположное симметрии, в ней отсутствуют все элементы и правила симметрии. Однако асимметрия очень часто выступает в качестве выразительного средства архитектуры.

Контраст. Контраст означает противоположность в каком-либо отношении. Контраст в архитектуре строится на том, что в отноше­нии между сравниваемыми объектами преобладает большое разли­чие. Благодаря контрасту архитектор подчеркивает основную идею всего сооружения. Контраст — явление не спонтанное. Каждое отно­шение форм в архитектурной композиции должно быть хорошо про­думанным с точки зрения его соответствия общей конструкции.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 207.