Формообразование является одним из выразительных средств дизайна. Формообразование позволяет добиться упорядоченности композиции. При этом упорядоченность предполагает нахождение таких условий, при которых каждая часть расположена подобающим образом по отношению к другим частям и с учетом их функций.
Любой объект дизайна требует соблюдения иерархии формы и пространства. Однако наличие порядка без разнообразия может привести к монотонности и скуке, а разнообразие без порядка ведет к хаосу.
Рациональность характеризуется соблюдением двух главных условий. Первое — это установление прямой связи формы с ее функциональным содержанием. В этом случае форма решает широкий крут задач, прежде всего утилитарных. За счет этого она становится комфортной в своих функциональных качествах, максимально полезной и рациональной для человека.
Важное качество рациональности — это эффективная конструктивная разработка формы, что предполагает достижение ее прочности, несмотря на максимально высокий уровень технологического исполнения. Конструктивная разработка напрямую связана с эргономикой дизайнерской формы. Эти качества направлены на достижение соответствия формы самому человеку с его физиологическими особенностями.
Второе условие рациональности заключается в необходимости четкой рациональной разработки собственно художественной формы объектов дизайна. Художественная сторона, так же как и любая другая, охватывает область не столько функционального, сколько художественного формообразования.
Тектоника означает соответствие формы объектов дизайна конструкции, которая становится определенным композиционно- пластическим средством формообразования. Эффективность использования тектоники в дизайнерских формах обусловлена решением двух противоположных задач. Первая связана с прямым раскрытием в форме ее конструктивной основы. Вторая — определяется ее закрытием путем декорирования основы. Сегодня понятие тектоники определяется успешным решением обеих задач.
Структурность сегодня рассматривается как внутреннее строение художественной формы. Цель структурного формообразования заключается в нахождении гармоничной связи между элементами, которые составляют форму. При условии отсутствия соподчиненности форма приобретает характер монотонности, нечеткости или, наоборот, излишне пестра, хаотична. В этом случае элементы объектов дизайна либо вообще не выделяются, становясь единой массой, либо образуют некую сумму, нарушающую целостность формы.
Таким образом, крайними состояниями структурного соподчинения композиционных элементов можно считать их однородность и разнородность. Однородная соподчиненность заключается во взаимодействии элементов, равных по всем своим качествам и свойствам. Разнородность соподчинения обусловлена наличием структурной связи элементов, имеющих разные композиционные решения.
Гибкость как выразительное средство дизайна получило распространение совсем недавно. На первый взгляд оно может показаться противоречащим главному классическому принципу построения композиции в дизайне — ее завершенности. Однако данное противоречие устраняется тем, что дизайн имеет футуристичный характер, реализовать который в образе можно при условии наличия гибкости построения формы.
Развитию гибкости в дизайне способствуют системы, приспосабливаемые к изменяющимся функциональным и художественным требованиям общества. Их построение основывается на совмещении двух общих, противоположных по сути, тенденций: универсализации и индивидуализации формы. Прямым следствием соблюдения принципа гибкости в дизайне является органичная модификация формы.
Целостность представляет собой единение всех элементов, форм, деталей в каждом отдельном объекте дизайна и его сочетаемость с местонахождением. Если говорить о предметах интерьера, то каждый из них должен подчеркивать общий стиль всего интерьера.
Важнейшее свойство целостной композиции — системность, которая определяется соответствующим подходом к формообразованию или его системным методом.
Пластика формы характеризует соотношение форм друг с другом по отношению к основе объекта дизайна. Характеристикой пластики является пластичность, раскрывающая ее свойства.
Органичность в дизайне определяет построение композиции с учетом закономерностей формообразования, основывающегося на природных формах. Это обусловлено тем, что природа всегда являлась для человека не только источником вдохновения, но и образцом для подражания. Важно подчеркнуть, что речь здесь идет не о механическом подражании природным формам, а об их творческом осмыслении с целью органичного преобразования в дизайн- формах. Осмысление форм природы осуществляется в нескольких направлениях.
Образность — такое выразительное средство дизайна, которое характеризуется раскрытием художественного замысла. Образность является самым показательным средством, благодаря которому зритель сильнее и глубже воспринимает все объекты дизайна, которые, в свою очередь, оказывают эмоционально-эстетическое воздействие.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
1. Составьте таблицу видов дизайна.
2. Разработайте презентацию по дизайну.
3. Сделайте подборку плакатов, выполненных в разные исторические периоды и в различных стилистических направлениях.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 250.