ЦВЕТ КАК ОСНОВНОЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ЖИВОПИСИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В теории живописи одними из основных вопросов являются изучение художественных, эстетических свойств цвета, закономер­ностей возникновения цветового строя, особенностей колорита, разнообразия гармоний и контрастов, соотношения цвета с формой, величиной, композицией, техникой.

Окружающий мир воспринимается нами благодаря свету, высту­пающему как объективный фактор, и зрению — как субъективному фактору. Каждый предмет имеет присущий ему цвет. Например, спелые лимоны — желтые, апельсины — оранжевые, свежий огу­рец — зеленый. Природный цвет предмета хорошо виден, когда он ярко освещен, но цвет предмета изменяется с переменой освещения и становится невидимым в темноте. Отсюда следует: только благо­даря свету предмет становится видимым, а его цвет осязаемым.

Одномерное цветовое восприятие может приравниваться к слепоте. Это означает, что в сознании человека вырабатывается определенный стереотип восприятия цвета: небо — голубое, снег — белый, трава — зеленая, вода — синяя. Для того чтобы избавиться от цветовых штампов, необходима специальная постановка зрения, такая, чтобы ребенок научился видеть, как цвет предмета выглядит в конкретных условиях освещения и соседства с другими предме­тами. Леонардо да Винчи в своих записях обращал внимание на роль освещения в тех изменениях, которые происходят на поверх­ности предмета. В своих наблюдениях и убеждениях он был прав, поскольку все то, о чем он говорил, легко проверить на практике, а именно понаблюдать за изменением цвета листа белой бумаги в зависимости от различных источников света.

Таким образом, на восприятие цвета предмета воздействуют прямые лучи света, попадающие на открытые поверхности; свет

от соседних предметов (рефлексы); природный цвет самого предме­та и, конечно, глаз, способный воспринять даже малейшие нюансы (оттенки) цвета.

Все цвета условно можно разделить на две большие группы:

ахроматические (бесцветные) — белый, серый, черный;

хроматические — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голу­бой, синий, фиолетовый и все промежуточные их оттенки.

Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым тоном, насыщенностью и светлотой, которые являются основными свой­ствами цвета и создают некую триаду, «цветовое тело».

Под цветовым тоном принято понимать качество хроматическо­го цвета, которое в повседневной жизни мы называем красным, оранжевым, желтым, зеленым и т.д., в отношении которого его можно приравнять к одному из спектральных цветов. Сила цветово­го тона определяется насыщенностью цвета.

Насыщенность — это степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты. Эталонами насыщенности считаются цвета, приближен­ные к спектральным. Чем сильнее отличие хроматического цвета от серого, тем он более насыщен.

Светлота — отношение потока света, обозначающего степень приближения цвета к белому. Светлота может зависеть от ряда факторов: от насыщенности цвета; от того, на каком фоне предмет рассматривается.

Другими характеристиками светлоты являются:

оттенок — цвет, смешанный с белым (красный — цвет; розо­вый — оттенок);

полутон — цвет, смешанный с серым.

Расположение цветов в виде цветового круга не случайно: эта фигура более всего подходит для того, чтобы объяснить, наглядно проиллюстрировать многие закономерности цветоведения.

Пропущенный через трехгранную призму пучок солнечного света образует на белой бумаге (или экране) разноцветную поло­су — спектр, состоящий из семи ясно выделяющихся цветов. Они расположены в определенной последовательности и образуют по­степенный переход от одного цвета к другому: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Крайние цвета спектра — красно-фиолетовый и сине-фиолетовый — схожи. Если добавить к ним пурпурный цвет, поместив его между красно-фиолетовым и сине-фиолетовым, спектр можно замкнуть в кольцо, которое и будет называться цветовым кругом. Три цвета — красный, желтый, синий — в этом круге принято считать основными, поскольку их нельзя получить путем смешения каких-либо других цветов, но с их помощью можно составить любой цвет спектра. Оранжевый, зеленый и фиолетовый называ­ют составными, их можно получить, смешивая основные цвета, В цветовом круге различаются цвета, противолежащие друг другу. Самый напряженный — красный — цвет находится напротив са­мого мягкого — зеленого, самый теплый — оранжевый — напро­тив холодного — синего, самый светлый — желтый — напротив самого темного — фиолетового. Эти цвета, стоящие друг против друга, называются дополнительными (или взаимодополнительными).

Цветовой крут условно можно разделить на две части: теплую цветовую гамму (желтый, красный, оранжевый, желто-зеленый) и холодную (синий, голубой, голубо-зеленый, фиолетовый). Такое разделение объясняется тем, что одни цвета ассоциируются с солн­цем, огнем, от которых исходит тепло, другие напоминают снег, лед, воздушную стихию, излучают прохладу.

Понятия «теплые» и «холодные» цвета носят условный характер, поскольку восприятие цветов одной и той же группы относительно (сине-зеленый цвет, расположенный рядом с желто-зеленым, кажется холодным, а по сравнению с синим — теплым). Следователь­но, любой теплый цвет по сравнению с еще более теплым может оказаться холодным, и, наоборот, холодный цвет рядом с более холодным может быть теплым.

Знание законов смешения красок необходимо для того, чтобы овладеть техникой лессировок. В теории живописи есть ряд пра­вил, знание которых на практике может быть использовано для достижения выразительности образов, а также для анализа про­изведений живописи с целью определения их колористической гаммы или техники.

Первое правило. Если наносить прозрачные слои красок друг на друга, то верхний красочный слой всегда будет иметь определяющее значение (для получения зеленого цвета голубоватого оттенка нуж­но покрыть прозрачным слоем синей краски желтую, а при наложе­нии желтой краски на синюю получим зеленый цвет желтоватого оттенка). Этот процесс называется «вычитанием цветов».

Второе правило. При высыхании краски имеют особенность светлеть и терять в большей или меньшей степени насыщенность цвета.

В процессе создания любого живописного образа можно ис­пользовать различные способы смешения цвета.

Можно выделить несколько видов смешения, причем результаты этих смешений имеют свою специфику.

Механическое смешение. Оттенки образуются путем механиче­ских действий:

■ вливание цвета в цвет (используется техника «по-сырому»: на­носится одно цветовое пятно рядом с другим и лист начинают переворачивать, тем самым цвета взаимопроникают, образуя третий цвет — оттенок);

■ наложение (наносится одно цветовое пятно, а второе накладыва­ется на него, в результате получается третий цвет — оттенок).

Оптическое смешение. Смешение происходит иллюзорно, а не фактически. Для большей наглядности и убедительности можно провести следующий мини-эксперимент. Берутся два цвета (желтый и синий), при механическом смешении которых можно получить зеленый, а при оптическом — серый. Серый цвет получается в ре­зультате вращения диска, состоящего из желтого и синего стекла.

Пространственное смешение. Получается, если смотреть на не­котором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цвето­вые пятна. Пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет или оттенок, полученный от смешения цветов мелких участков. Слияние цветов на расстоянии объясняется светорас­сеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.

Выделяют следующие приемы работы с цветом, которые мож­но предложить детям.

Окраска — прием нанесения тона посредством заливки, отмывки и «сухой кистью».

Заливка используется с целью получения ровного красочного тона или ряда тонов. Выполняется она следующим образом. Рису­нок располагают наклонно, набрав в нужном количестве красящее вещество на кисть, начинают легкими движениями кисти в на­правлении слева направо наносить полоски-мазки. В этом случае краска, постепенно стекая к нижнему краю, образует «красочный валик». Это действие повторяют до тех пор, пока вся поверхность не будет закрыта ровным слоем.

Отмывкой пользуются в тех случаях, когда необходимо покрыть тоном поверхность, имеющую неровную светлоту. Сначала необ­ходимо отметить карандашом границы тоновых переходов, потом закрыть красочным слоем самый светлый участок. Затем, после вы­сыхания, второй красочный слой наложить на только полутемные и темные части и в последнюю очередь по сухому второму слою нанести третий слой, закрывающий самые темные места. В завер­шение работы резкие границы между частями отмываются кистью с помощью воды.

Прием «сухая кисть» применяется для окраски изображений предметов, отличающихся очень неровной, шероховатой, ворсистой фактурой. С этой целью используют густую краску, наносимую сухой кистью. Мазки приобретают характер либо тычков, либо скользящих по поверхности движений.

Светотень — прием, позволяющий отразить на листе степень освещенности поверхности предмета и передать его объем. Со­стоит из светотеневых градаций: блик, собственная тень, рефлекс, полутень, падающая тень.

Блик — самое светлое место на предмете. Очень ярко блики вы­ражены на блестящих поверхностях.

Собственная тень возникает на плоскости в том месте, куда лучи от источника света не попадают. Чем ближе к источнику света, тем насыщеннее грань теневой плоскости.

Рефлекс — участок теневой поверхности, подсвеченный от­раженными лучами света. Рефлекс на предмете может образовы­ваться и от окружающих предметов, пространства (драпировки, фона и т.д.).

Полутень образуется на плоскости благодаря скользящим лучам света, создающим эффект косвенного освещения.

Падающая тень — это участок затененного пространства, рас­полагающийся за предметом, который образуется от освещенных участков формы, поглощающих собой прямые лучи света.

Цветовая гармония — важнейшее средство художественной выразительности в живописи наряду с композицией, рисунком, перспективой, светотенью, фактурой и пр. Гармония (от греч. harmonia — созвучие, согласие, противоположность хаосу) — философско-эстетическая категория, означающая «высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоот­ветствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим категориям совершенства и красоты». (Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. — Минск, 2003. — С. 26.)

В настоящее время существует множество теорий гармонизации цветов. Опираясь на систему В.М.Шугаева, попытаемся выделить возможные виды цветовых гармоний:

Ø первичная — сочетание красного, черного и белого цветов в единой композиции. Первичной она названа потому, что эти цвета первыми стал использовать в живописи человек. Белый цвет означал небо, красный — землю, а черный — воду, так как вода ассоциировалась со смертью и с потусторонним миром (т. е. самым глубоким местом на земле, куда отправляются души);

Ø основная — сочетание локальных цветов (красного, синего, желтого), которые нельзя получить путем смешения каких-либо цветов, но из них можно получить множественные цвета и от­тенки;

Ø родственная — сочетание трех-четырех цветов (оттенков), рас­положенных рядом друг с другом по цветовому кругу;

Ø дополнительная — сочетание взаимодополнительных цветов (оттенков), занимающих в цветовом круге точно противопо­ложные позиции: красный — зеленый, желтый — фиолетовый, синий — оранжевый;

Ø составная — сочетание составных цветов: оранжевого, зеленого, фиолетового, — которые получаются путем смешения основных цветов;

Ø ахроматическая — сочетание ахроматических цветов: белого серого и черного — и различных их оттенков;

Ø нейтральная — сочетание нейтральных в отношении родства и контраста цветов, которое можно расширить добавлением белого и черного;

Ø дисгармоничная — сочетание дисгармоничных (смелых и не­сколько вызывающих) цветов, которое получается из сочетания цвета с цветом, который находится рядом (справа или слева) с дополнительным. Например, синий — с красно-оранжевым и оранжево-желтым;

Ø дополнительная с вкраплением — сочетание цветов, располо­женных по обеим сторонам соответствующих дополнительных цветов: красный — зелено-синий — зелено-желтый; монохроматическая — сочетание оттенков, тонов или полутонов одного цвета, сочетающихся между собой; третичная — сочетание трех цветов (оттенков), расположен­ных на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге: сине-зеленая, желто-оранжевая и красно-фиолетовая; красно- оранжевая, сине-фиолетовая и желто-зеленая; четвертичная — сочетание четырех цветов (оттенков), располо­женных на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге. Например: красный — оранжево-желтый — зеленый — сине- фиолетовый.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Выполните цветовой круг, состоящий из 12, 24 или 48 оттен­ков.

2. Выполните растяжки в 15 оттенков — от самого светлого до самого темного, используя два цвета.

3. Составьте абстрактную цветовую композицию на основе любой

гармонии.

4. Выполните копию любого живописного произведения в следую­щих жанрах: пейзаж, натюрморт, портрет.

5. Составьте цветовые абстрактные композиции на основе меха­нического смешения цветов. 6. Составьте контрастную композицию из ахроматических оттен­ков.

7 Разделите лист бумаги на треугольники и квадраты (формы могут перекрывать друг друга) и раскрасьте их, выбирая оттенки теплой или холодной колористической гаммы.

8.    Составьте таблицу смешения цветов и оттенков.

9. Выполните три идентичные по содержанию работы в разных по насыщенности цветовых гармониях (разбеленная, нейтральная, зачерненная).

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 283.