ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СКУЛЬПТУРЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КАК ВИДА ИСКУССТВА

ПОНЯТИЕ СКУЛЬПТУРЫ

 

Скульптура (от лат. sculptura — ваяние, пластика) — вид искусства, произведения которого отражают окружающую действитель­ность в объемных, физически трехмерных изображениях с помо­щью различных пластических материалов.

Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались синонимами, однако смысловая нагрузка их различается. «Скульп­тура» — понятие более широкое. Пластика, с одной стороны, есть техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой — художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность.

В отличие от живописи и графики скульптура охватывает мень­ший круг предметов, явлений, которые могли бы стать объектами для изображения. Выразительные средства в скульптуре разраба­тываются с большей тщательностью.

Во многом скульптура перекликается с архитектурой, поскольку оба вида искусства имеют дело с объемом и пространством, под­чиняются законам тектоники.

(Тектоника (от греч. tektonikos — относящийся к строительству) — соот­ношение несущих и несомых частей сооружения, выраженное в пластических формах; художественное выражение закономерностей, присущих конструк­тивной системе здания).

И скульптура, и архитектура мате­риальны по своей природе и часто взаимодополняют друг друга. Однако есть существенное отличие скульптуры, и архитектуры. Архитектура имеет функциональное назначение, она организует определенным образом пространство для жизнедеятельности че­ловека, чего нельзя сказать о скульптуре. Реальная, а не изобра­зительная трехмерность, телесность представляет собой главную особенность этого искусства.

Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. Эта способность - необходимый компонент пластического творчества, как чувство цвета у живописца или абсолютный слух у музыканта. Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувство­ваться в формообразование, его образность, так как скульптура — это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном материале, выполненный в определенной технике и раскрываю­щий определенную идею. Полное «прочтение» скульптуры воз­можно тогда, когда понимается суть материала — его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры. Про­хладность и нежность фарфора не могут в полной мере передать мужественность, стремительность, решимость, отвагу, так же как тепло и простота дерева не подойдут для создания образа величе­ственного, важного, царственного и амбициозного. Как говорил Лао-Цзы, «горшки делают из глины, но глина перестает быть ею, превращаясь в горшок». (Цит. по: Головин В. П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру — М., 1999. — С. 72.). Именно эта особенность позволяет мате­риалу стать материальным носителем образа и делает скульптуру лаконичным искусством. Лаконизм заключается в умении обобщать форму и концентрировать содержание художественного образа. В этом состоит один из основных парадоксов скульптуры: с одной стороны, она проста для восприятия, поскольку в ней обобщены и конкретизированы формы, с другой — сложна, так как обобщен­ность обусловлена символизмом, и это усложняет ее понимание. Очень часто простые комбинации форм содержат в себе глубочай­шую мысль, и, наоборот, декоративные излишества подчеркивают пустоту и бессодержательность.

Скульптура как вид искусства интересна тем, что в ней как в настоящем искусстве очень много недосказанности, и это спо­собствует развитию образного мышления зрителя, побуждает его к сотворчеству. Но чтобы участвовать в этом процессе, необходимо овладеть хотя бы минимумом знаний, раскрывающих определен­ные законы и правила скульптуры. Знание этих закономерностей и выразительных особенностей скульптуры нужно как детям, так и педагогам — настоящим и будущим.

Скульптура относится к такому виду искусства, который все больше входит в повседневную жизнь человека незаметно для него самого. Выразительные средства и материалы, используемые в ра­боте, позволяют скульптору создать и величественный памятник герою, и маленький рельефный кулон. Между ними располагается множество различных по виду и по жанру скульптурных произведений. Часто мы даже не замечаем, что нас окружают вещи, «являющиеся частью скульптуры, например: брелоки-талисманы, медальоны, монеты, статуэтки на полке, камеи и т.д. Все это го­ворит о видовом многообразии скульптуры и одновременно о ее целостности.

Виды скульптуры выделяются по ряду оснований:

1. По признаку трехмерного объема.

Круглая скульптура. Ее произведения свободно располагаются в пространстве, т.е. она предполагает круговой обзор, игру объема и пространства. Круглая скульптура имеет разновидности:

■ статуя — фигура располагается в полный рост;

■ скульптурная группа — две фигуры и более, раскрывающие одну идею и составляющие единое целое;

■ статуэтка — скульптурная фигурка небольших размеров, гораздо меньше своих реальных величин;

■ торс — скульптурное изображение туловища человека;

■ бюст — погрудное изображение человека;

■ голова — скульптурный портрет человека, ограниченный изо­бражением головы.

Еще одна разновидность круглой скульптуры — кинестетиче­ская. Она не требует обхода, она сама себя демонстрирует благодаря совершаемым движениям.

Рельеф. Изображение располагается на плоскости, которая слу­жит фоном. Основное отличие рельефа от круглой скульптуры со­стоит в том, что в нем воспринимается только лицевая часть блока, поскольку он связан со стеной. У рельефа имеется несколько раз­новидностей, они варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной плоскости.

Месторасположение рельефа влияет на его высоту:

Ø барельеф — рельеф, имеющий небольшую высоту, он выступает меньше чем на половину всего объема. Реальный объем в ба­рельефе мало выражен, он заключен в неглубокой зоне между фоном и параллельной ему передней плоскостью;

Ø горельеф — рельеф, обладающий большой высотой, он выступает от поверхности больше чем на половину объема. Фигуры горелье­фа напоминают статуи, которые вплотную придвинуты к стене. Горельеф можно рассматривать с трех сторон, он как бы обнимает скульптурную форму, свободно проникая до самого фона;

Ø контррельеф — углубленный рельеф, не выступающий на по­верхности, а вынимающий объем из поверхности;

Ø смешанный рельеф — имеет элементы нескольких видов ре­льефа. Например, на плите располагается выпуклое рельефное изображение, контур которого выполняется с помощью углуб­ленных желобков.

2. По содержанию и функциям.

Монументально-декоративная. Непосредственно связана с конкретным архитектурно-пространственным или природным окружением. Ее основное отличие заключается в совместном, не­раздельном существовании с архитектурной постройкой.

Декоративная. Предназначена для украшения парков, садов, улиц, скверов, бульваров, фонтанов. Наравне с архитектурой соз­дает определенный облик города, не связана с отдельным сооруже­нием, ориентируется на ландшафт или архитектурный ансамбль. Декоративная скульптура бывает:

■ садово-парковая — размещается в зонах отдыха (скверах, парках, садах, аллеях, домах отдыха, санаториях и т.д.);

■ городская — располагается на улицах города, делает порой безли­кие улицы торжественными, интересными, иногда забавными:

— памятники, посвященные различным деятелям культуры, героям, государственным деятелям;

— пластические произведения, связанные с биографией того или иного деятеля (например: скульптура Ю.В.Никулина у Московского цирка на Цветном бульваре; скульптурная группа «Натали и А.С.Пушкин» на Арбате в Москве);

— аллегоричная скульптура, передающая отвлеченную идею посредством образа. Аллегоричными могут быть произведе­ния скульптуры, посвященные сказочным персонажам, исто­рическим событиям (например: скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льва» в Петергофе, олицетворяющая победу России над Швецией в Северной войне; сюжет из устного народного творчества: «Пермяк — соленые уши» в Перми; «Чижик-пыжик» в Санкт-Петербурге);

— скульптура, отображающая собирательный образ какой-либо профессии или общественных явлений (например: памятник собаке, жестоко убитой в метро; скульптура «Сантехник», расположенная на тротуаре; скульптура «Поцелуй»; скульпту­ра «Домушник», прикрепленная к окну жилого дома).

Станковая. Имеет самостоятельное значение и более интимный характер, не связана напрямую с архитектурой, ландшафтом. Стан­ковая скульптура не предназначена для какого-то определенного места: на ее восприятие не оказывает влияние место, где она рас­полагается. Станковая скульптура по своим размерам близка к натуральной величине изображаемых объектов (человека, предметов, животных). Чаше всего она располагается в залах музеев, жилых интерьерах, на выставках.

Скульптура малой формы. Многогранна по своей сути, включает широкий круг произведений, различных по характеру, функциям и жанрам.

Скульптурой малой формы принято называть небольшие по размеру произведения жанровой тематики, предназначенные для жилых интерьеров, культовых помещений.

Мелкая пластика. Произведения небольшого, миниатюрного размера. Самым древним видом мелкой пластики считается искус- ство глиптики (резьба, выполняемая на твердых полудрагоценных минералах). Часть таких произведений имела множественные углубления, что позволяло использовать их в качестве печатей. Сами изображения назывались инталиями, которые в разные культурно- исторические периоды были различной формы. Другая разновид­ность мелкой пластики — резьба по кости (слоновой, моржовой), произведения которой также имеют небольшие размеры. Несмот­ря на то что в разных частях света занимались этим промыслом, наиболее известными стали немногие. В их число входят фигурки северо-холмогорских мастеров и японские миниатюры — нэцкэ.

Разнообразие произведений мелкой пластики велико. К ним можно отнести маленькие фигурки из полудрагоценных камней, дерева, бронзы, фарфора, фаянса, стекла; пластины с рельефным изображением, выполняющие функции фибул (застежек), брошек, амулетов, камей, монет, медалей и т.д. С одной стороны, произве­дения мелкой пластики утилитарны и не имеют важного значения в жизнедеятельности человека (например, брелоки для ключей, выполненные в виде рельефных изображений). С другой стороны, они несут серьезные религиозные, гражданские идеи. Например, медаль — рельефное изображение определенных символов, рас­полагающихся с двух сторон пластины, или статуэтки идолов, почи­тавшихся в язычестве, крест с изображением распятого Христа.

3. По степени приближения к реальным объектам окружаю­щей действительности:

■ реалистичная — через пластические образы отражает объекты и явления реально существующей действительности;

■ аллегоричная — напоминает несложный изобразительный ребус, в котором заложена система опознавательных знаков, позволяю­щих разгадать его. Аллегория содержит определенные атрибуты, которые делают скульптуру легко узнаваемой. Например, скуль­птура, изображающая женщину с завязанными глазами и весами в руках, олицетворяет правосудие.

Разновидность аллегории — персонификация, обозначающая воплощение абстрактного понятия в виде человеческой фигуры. Например: Ника, олицетворяющая победу; Фортуна, обозначающая судьбу; Либертас, воплощающая свободу;

■ абстрактная — заключается в создании собирательного пла­стического образа, раскрывающего только суть изображаемого предмета, объекта, явления или понятия. Внешнее сходство при этом неважно. Какие-то отдельные элементы могут отдаленно на­поминать реальную форму, иначе было бы крайне сложно «про­читать» идею скульптуры. В целом пластический образ наполнен символами и атрибутами, позволяющими по-другому взглянуть на привычные вещи. В абстрактной скульптуре ярче, четче, тоньше подмечены стержневые моменты того или иного явления (например: «Женщина, расчесывающая волосы» А.Архипенко; «Вариации» Н.Габо; «Птица» К.Бранкузи).

4. По признаку формы:

■ памятник — самая распространенная форма скульптуры, основная задача которой — сохранить в «вечном» материале напоминание об историческом деятеле или знаменательном событии. Благодаря памятникам мы долгие годы помним об ушедших людях, минувших событиях. В этом случае памятник не выступает как отголосок прошлого, он для каждого поколения актуален, поскольку в каждом культурно-историческом периоде он символизирует что-то свое;

■ монумент — очень близок к памятнику. Он также призван на­поминать людям о каких-то значимых событиях.

На первый взгляд провести границу между памятником и мону­ментом очень сложно. Однако у каждого из них есть своя специфи­ка. Во-первых, памятник имеет более камерные формы выражения, а монумент всегда величествен. Во-вторых, памятник выполняется, чтобы изображаемый объект был узнаваем, для этого используют реалии эпохи и атрибуты, характерные для того или иного лица. Монумент же в таких деталях не нуждается, так как атрибуты скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства (например: монумент «Родина-мать» в Волгограде; статуя Свободы в Нью-Йорке; монумент О. Цадкина «Разрушен­ный город», напоминающий о бомбардировке голландского города Роттердама в 1940 г.). В-третьих, расположение памятника всегда продиктовано архитектурной средой города. Монумент же требует тщательного подбора месторасположения, так как он выполняет градообразующую роль, занимая одну из центральных частей городского ландшафта, задавая стиль пространству вокруг себя.

Для монумента необходима дистанция между ним и зрителем, чтобы можно было прочувствовать его величие;

■ надгробие — близкий по функции к памятнику и монументу вид скульптуры, также связан с темой вечности. В отличие от памятника и монумента надгробие затрагивает вопросы жизни и смерти, бессмертия и умирания;

■ жанровая скульптура — отличается от всех предыдущих видов. Она не связана с темой вечной памяти, отображает различные жизненные ситуации и явления во всем их многообразии. По форме может бытьреалистичной, аллегоричной и даже абстракт­ной. Ее специфика заключается в отражении жизни в пластиче­ском образе с использованием различных жанров искусства. Перечислим жанры скульптуры.

Анималистический жанр. Произведения этого жанра раскрывают через пластику образ животного.

Несмотря на то что животных человек изображал с древнейших времен, этот жанр оформился в начале XIX в., когда уже суще­ствовало несколько направлений. Первое направление связано с сохранением натурализма в изображениях животных, второе — представлено произведениями, в которых животные становятся олицетворением человеческих качеств. Форма изображения различ­на — от стилизации до абстракции, от типизации до аллегории.

Портрет. Портрет есть создание образа человека вообще или конкретной личности. Жанр прост и труден одновременно, посколь­ку скульптура ограничена в выразительных средствах, что осложня­ет процесс пластического формообразования. Одни скульпторы при создании портрета стремятся к натурализму (человек изображается таким, какой он есть); другие — идеализируют модель (человек изображается таким, каким он хотел бы видеть себя в глазах окру­жающих или каким представляет его автор портрета).

Развитие портретного жанра в разные культурно-исторические периоды имело свои черты (создавался образ представителя на­рода, сословия, эпохи), что обусловило появление разновидностей портрета:

Ø камерный — отличается внешней простотой, скрывающей внутренний мир модели. В нем наиболее ярко проявляется не­формальное отношение автора к модели;

Ø парадный — выглядит более торжественно и вместе с тем от- страненно от зрителя, как бы возвышаясь над обыденностью и повседневностью благодаря огромному количеству декора­тивных элементов (элементы костюма, аксессуары, атрибуты власти и т.д.);

Ø портрет-жанр — не просто портрет какой-либо личности, а реа­лизация определенной идеи портрета на основе синтеза с дру­гим жанром. Например, изображение исторического деятеля объединяет два жанра — портрет и исторический жанр, статуя Аполлона — портрет и мифологический жанр. Бытовой жанр. Предполагает раскрытие в скульптуре тем по­вседневной жизни, знакомство с реалиями быта. Содержательная сторона произведений бытового жанра затрагивает очень глубокие темы, имеющие философские корни, побуждающие зрителя заду­маться над сложными жизненными вопросами.

Исторический и мифологический жанры. Они имеют более дли­тельную историю развития. Темы истории, мифологии и религии издавна волновали скульпторов, ибо каждая эпоха характеризуется своим прочтением исторических событий, мифологических или религиозных сюжетов.

Бытовой, мифологический и исторический жанры менее рас­пространены в скульптуре.

Натюрморт и пейзаж. Изначально они использовались только совместно с каким-либо другим ведущим жанром. Но в последнее время, когда предмет и природа стали отдельным сюжетом для про­изведений пластики, появились скульптуры, дающие возможность зрителю взглянуть на окружающий мир как на живой организм. Предпосылкой к развитию этих жанров были эксперименты со скульптурной формой, позволившие освободиться от жизнеподобности изображаемого и избежать эффекта муляжа.

Жанр фрагмента. Жанр предполагает создание отдельных эле­ментов человеческого тела, фрагменты объектов природы и пред­меты. Художественным стимулом к развитию фрагмента были обломки античных скульптур, найденных при археологических раскопках, которые при всей своей нецелостности оставались вы­разительными и интересными. Именно из-за своей нетипичности они стали предметом коллекционирования. Постепенно фрагменты приобрели независимость в скульптуре.

Содержание скульптуры неразрывно связано с материалом. Материал, с одной стороны, задает направление в формообра­зовании, приводя к раскрытию пластического образа. С другой стороны, характер формы диктует выбор материала. В триаде «содержание — форма—материал» форма выступает связующим элементом, посредником между замыслом и возможностью его во­плотить. Скульптурный образ может быть создан тогда, когда все три компонента будут гармонично взаимодействовать. При этом форма станет зрительно осязательной благодаря материалу,

а художественную ценность приобретет с помощью замысла. Каж­дый из компонентов триады вносит свою лепту в процесс создания скульптурного произведения. Материал изначально нацеливает скульптора на развитие идеи замысла. Примером служит работа О. Родена «Ева», которую он выполнил в бронзе и мраморе. Вос­приятие этих произведений различно. Это доказывает, что выбор материала — не просто этап в работе скульптора, а творческий по­иск, позволяющий наиболее интересно раскрыть замысел.

3.2.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 314.