АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ. ВИДЫ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства. Архитек­торы создают для человеческой жизнедеятельности художественно организованное пространство, которое является возможной средой для синтеза искусств. При этом очень важное значение имеют ар­хитектурные формы — носители стиля.

Крыша. Практически любое архитектурное сооружение нуж­дается в некоем завершении. Именно крыша, с одной стороны, выполняет функцию защиты от погодных явлений, с другой — при­дает законченность архитектурной конструкции, делает ее более выразительной.

Параллельно с техническими характеристиками возведения крыш расширялось их видовое многообразие. На сегодняшний день существует несколько десятков разновидностей крыш (рис. 1,2).

Рис. 1. Типы кровли:

1 — соломенные маты; 2 — простая черепица; 3 — пазовая черепица; 4 — испанская черепица; 5 — шифер; 6 — гудронная кровля; 7 — гофр; 8 — черепица внахлест; 9 — рубероид

 

Рис. 2. Виды крыш:

1 — плоская; 2 — односкатная; 3 — двускатная; 4 — вальмовая; 5 — полувальмовая; 6 — вальмовая с козырьком; 7 — мансардная; 8 — мансардно-вальмовая; 9 — ман­сардная со скатом; 10 — бочкообразная; 11 — шедовая; 12 — пирамидальная; 13 — коническая; 14 — луковичная; 15 — купольная; 16 — ромбовидная; 17 — скатная с луковицей; 18 — сомкнутая; 19 — крестовая; 20 — складчатая; 21 — круглая одно­скатная; 22 — с фонарем; 23 — вилообразная; 24 — м-образная; 25 — пентхаус; 26 — дугообразная; 27 — стрельчатая; 28 — цилиндрическая; 29 — гиперболическая

Купол. Куполом (рис. 3) принято называть свод в виде полусфе­ры, образованный внешним вращением кривой (дуги, окружности и пр.) вокруг своей оси. (См.: Грубе Г.-Ф., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. — М., 2001. — С. 68.)

Рис. 3. Виды куполов:

I — простой; 2 — парусный; 3 — на барабане; 4 — вспарушенный; 5 — восьми­гранный, или шлемовидный; 6 — зонтичный; 7 — луковичный; 8 — шатровый; 9 — конусообразный

Ордер (колонна). Это конструктивный элемент в архитектуре, имеющий форму стержня, выполняющий функцию опоры и соче­тающий в себе горизонтальные и вертикальные элементы. Такие опоры не только уменьшают нагрузку на фундамент, но и создают промежуточные пространства, которые оптически расширяют стены.

Изначально колонны использовались только при постройке осо­бо значимых архитектурных сооружений. Колонна (рис. 4) всегда состояла из стволовой части, капители (верхней части, венчающей колонну) и базы (плиты, на которой устанавливалась колонна). Тем самым она очень напоминала скульптуру, это придавало большую выразительность постройке.

Рис. 4. Общее строение колоны:

1 — капитель; 2 — абак; 3 — ствол; 4 — база; 5 — валик; 6 — шейка; 7 — рельефный фриз; 8 — вомоты; 9 — модильон; 10 — зубчик; 11 — листья аканта; 12 — торус; 13 — скопия; 14 — плинт; 15 — цоколь; 16 — база; 17 — пьедестал

 

Иногда колонну возводили изолированно от основного здания, чтобы подчеркнуть ее изящество и красоту (например, колонна­ды). Во многих случаях колонна выступала в качестве памятника. Колонны бывают различных типов (рис. 5).

Рис. 5. Типы колонн:

1 — каннелированная; 2 — со спиральными каннелюрами; 3 — рустованная; 4 ломонова; 5 — атлант; 6 — кариатида

 

Основная эстетическая нагрузка в колонне ложилась на капи­тель. Однако только соразмерность форм и декоративных элемен­тов, составляющих ордер, позволяет достичь выразительности всего сооружения.

Существует несколько видов ордеров (рис. 6):

Рис. 6. Виды ордеров:

1 — дорический; 2 — ионический; 3 — коринфский; 4 — тосканский; 5 — римский дорический; 6 — композитный

 

ü дорический. Характерные особенности: наличие мутул; фриз делится на тринглифы и метопы; основания тринглиф за­канчиваются каплями (гуттами); шейка капители гладкая, без рисунка; астрагал объемно выделен; в ордере отсутствует пьедестал;

ü ионический. Плоский фриз; капитель представлена валютами (завитки); в ордере наличествует пьедестал, состоящий из ряда элементов: торуса, скоции, плинта, цоколя, базы;

ü коринфский. Наличие модильона, зубчиков (дентекулов); капитель состоит из листьев аканта; ствол колонны очень утонченный;

ü тосканский. Самый простой по своей форме ордер, с наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом. Камен­ный антаблемент является упрощенным вариантом дорического антаблемента;

ü римский дорический. В отличие от греческого дорический имеет более стройные пропорции колонн и меньшую высоту антабле­мента. Отличия состоят еще и в том, что в отдельных формах колонны чаще всего не имели каннелюр, но опирались на базы; карниз имел более развитую поддерживающую часть, в которой часто отсутствовали мутулы;

ü композитный. Напоминает коринфский, но основное отличие заключается в изображении капители, сочетающей в себе черты капителей коринфского и ионического ордеров.

 

Фасад. Фасадом называют наружную сторону здания. Также фасадом принято называть ограничительную поверхность архитек­турного объекта, чаще всего вертикальную. На восприятие фасада влияют величина, форма, строительный материал наружных по­верхностей, расположение, размер и контур пролетов, рельефы. Для облицовки фасадов в отечественной архитектуре редко ис­пользовался дорогостоящий материал. Оформление фасада было частичным, только швы или венцы срубов могли покрываться облицовкой, штукатуркой и декоративной смесью, все остальное составлял природный материал (например, дерево).

Порталы и арки. Портал — центральный вход. Арка — криво­линейная архитектурная конструкция для перекрытия проемов, со­стоящих из уложенных дугой блоков с опорами лишь по бокам. Все порталы объединены общей конструктивной основой. Портал состо­ит из рамы и подвижной, запирающейся на замок или щеколду двер­ной створки, очень часто выступает как символ престижа, статуса и вкуса хозяина. По оформлению портала можно многое рассказать о владельце. Иногда архитектурные сооружения выполняют только функцию портала (например, въездные ворота, триумфальные арки, вестибюли, которые строятся отдельно от основного здания).

У каждого сооружения центральный вход оформлен самыми различными декоративными элементами. Иногда они имеют вид арок (рис. 7).

Рис. 7. Виды арок:

А — круглые: 1 — полуциркульная; 2 — полукруглая возвышенная; 3 — лучковая (сегментная); 4 — подковообразная (круглая); 5 — подковообразная (классическая); 6 — трехцентровая; 7 — трехцентровая пониженная; 8 — эллиптическая; 9 — пара­болическая; 10 — трехлопастная (круглая в виде трилистника); 11 — круглая в виде трилистника; 12 — псевдотрехцентровая; 13 — с заплечиками; 14 — венецианская; 15 — флорентийская; 16 — возвышенная;

Б — стрельчатые: 17 — треугольная; 18 — ступенчатая; 19 — стрельчатая подково­образная; 20 — стрельчатая сарацинская; 21 — ленцеобразная; 22 — равносторонняя; 23 — стрельчатая сжатая; 24 — стрельчатая сегментная; 25 — четырехцентровая; 26 — ползучая; 27 — псевдочетырехцентровая; 28 — стрельчатая в виде трилистника; 29 — стрельчатая, украшенная трилистником; 30 — пятилистная; 31 — килевидная; В — плоская

 

Эркеры, балконы, лоджии. Эркер — закрытая одно- или много­этажная выступающая из плоскости фасада часть здания прямо­угольной, круглой или многогранной формы.

Балкон — открытый выступ здания, огражденный парапетом. Историческими предшественниками балкона считаются внешние кафедры в культовых сооружениях, которые использовались для священных наставлений, ритуального показа реликвий. Позднее балконы широко использовались при строительстве жилых соору­жений и выполняли несколько функций: во-первых, украшали фасад здания; во-вторых, обеспечивали доступ к свежему воздуху внутри. Это очень удобно для людей, лишенных возможности про­гуливаться.

Лоджия — открытая галерея, обычно с колоннами, распро­страненная в архитектуре итальянского Возрождения; ниша, об­разованная внешними стенами, включенными в периметр фасада, выполняющая функцию балкона. В отличие от балкона лоджия практически не выступает над линией фасада. Изначально она служила местом проведения официальных представлений, позднее стала выполнять ту же функцию, что и балкон, а именно обеспечи­вать возможность пребывания на свежем воздухе. Однако лоджия может быть и самостоятельным, открытым, с большими аркадами зданием, являющимся павильоном или галереей.

Окно. Это проем в стене или крыше, через который поступает свет и свежий воздух в помещение. Будучи в определенном смысле отверстием, укрепляется в верхней части горизонтальной балкой-перемычкой или сводом с замком. Сложность установления такого крепления обусловливала форму окон (рис. 8).

Рис. 8. Виды окон по типу конструкций:

1 — глухое; 2 — трехстворчатое; 3 — подъемное; 4 — раздвижное; 5 — двухствор­чатое; 6 — французское; 7 — поворотное (вертикальное); 8 — поворотное (гори­зонтальное); 9 — окно-аккордеон; 10 — складное; 11 — окно с нижней подвесной фрамугой; 12 — жалюзийное; 13 — комбинированное; 14 — выступающее; 15 — освинцованное; 16 — верхнеподвесное; 17 — зарешеченное

 

Все окна в прошлом были вытянутыми по вертикали. Затем сложились многочисленные виды окон по форме: квадратное, прямоугольное, круглое, по­лукруглое, арочное, стрельчатое, веерное, ромбовидное, сложной геометрической формы, сложной растительной формы (в виде

лилии, лотоса и т.д.). Что же касается оформления окон, то оно во все времена было различным — от самого скромного до излишне парадного.

Дверь. Дверь — подвешенная на петлях, скользящая или подъем­ная панель, закрывающая вход в здание или помещение (рис. 9).

Рис. 9. Виды дверей:

1 — гладкая; 2 — филенчатая; 3 — стеклянная; 4 — плотничная; 5 — голландская; 6 — дверь-ширма; 7 — жалюзийная; 8 — французская; 9 — подвесная; 10 — вра­щающаяся; 11 — одностворчатая; 12 — двухстворчатая; 13 — скользящая («купе»); 14 — раздвижная; 15 — дверь-гармошка; 16 — складная; 17 — подъемная; 18 — турникет

 

Лестница. Это архитектурная форма, имеющая вид ступенчатого марша. Создание лестниц обусловлено конструктивной необходи­мостью, поскольку выбранная площадка для строительства иногда имеет неровную поверхность, которая может препятствовать за­стройке. Лестницы служат средством, искусственно выравниваю­щим такие поверхности.

Многочисленны виды лестниц:

■ спиральная (полукруглая);

■ четвертьоборотная;

■ четвертьоборотная витая;

■ винтовая;

■ одиночная (прямой лестничный марш);

■ двухмаршевая: двойная параллельная, двойная трапециевидная, двойная полукруглая;

■ геометрическая;

■ двойная возвратная.

Башня. Башня — очень высокое, чаще всего квадратное или круг­лое сооружение, которое используется для наблюдения и защиты. Многие башенные сооружения принадлежат к шедеврам архитек­туры. К сожалению, до нас не дошли высотные сооружения древ­ности, такие как Вавилонская башня, возведенная богу Мардуку 4 тыс. лет назад; Александрийский маяк — одно из чудес света. Выделяют следующие виды башен:

Ø минареты — располагались вблизи мечетей, использовались для призыва верующих в мечеть на молитву;

Ø крепостные и оборонительные башни — располагались в кре­постной стене и служили для защиты от нападения;

Ø колоколенные башни — располагались при храмовых архитек­турных сооружениях и выполняли функцию звонниц;

Ø маяки — башни, которые служили сигналом и ориентиром для кораблей в море;

Ø башни-памятники — выполнялись в знак памяти о каком-либо событии или герое;

Ø смотровые башни — использовались для обзора местности. Разновидностью смотровых башен является каланча (пожарная башня, позволяющая вовремя заметить пожар);

Ø буровые вышки — используются для добычи нефти, газа и дру­гих природных богатств;

Ø башенные подъемники — применяются для осуществления раз­личных работ на большой высоте;

Ø водонапорные башни — регулируют потоки воды по каналам и обеспечивают передачу воды по трубам на разные расстоя­ния;

Ø обсерватории — башенные сооружения, применяемые для изуче­ния небесных, космических тел и явлений космоса;

Ø башни командно-диспетчерских пунктов на аэродроме — вы­полняют функцию регулятора движений самолетов, а также используются для наблюдения за ними;

Ø трансляционные башни или телерадиолокационные башни — позволяют передавать радио- и телесигналы на большие рас­стояния;

Ø башни-дома, или небоскребы — светская высотная архитектура, имеющая огромное количество этажей.

Мост. Это сооружение, являющееся дорогой через естественное или искусственное препятствие. Важнейшие элементы моста — опоры (быки и устои) и пролетные строения. Первые мосты слу­жили для установления путей сообщения человека, которые про­кладывались через водоемы. Самые примитивные сооружались из стволов деревьев, а легкие мостики подвешивались на лианах или пеньковых канатах.

Видовое разнообразие мостов обусловлено уровнем развития на­уки и техники, условиями, в которых они строятся, материалами. Выделяют следующие виды мостов:

ü висячий: цепной, канатный;

ü мост-улица (в городах с ограниченным пространством);

ü крытый деревянный (на деревянных опорах);

ü крепостной (подъемный мост, позволявший проникнуть на тер­риторию крепости);

ü с решетчатыми фермами (мост, по которому проходит железно­дорожное полотно или крупная автомобильная трасса);

ü арочный: с полуциркульными арками, круговыми арками, со стрельчатыми арками;

ü с балками коробчатого сечения на наклонных канатах (возво­дятся в гористых и холмистых местах);

ü понтонные (основное полотно моста располагается на понтонах, лежащих на поверхности воды);

ü разводящиеся.

Фонтан. Это видоизмененный колодец, выполняющий декора­тивную функцию при обустройстве городских улиц.

Изначально колодец был местом, которое служило для человека источником воды, необходимой для жизни. Со временем менял­ся механизм поднятия воды на поверхность, но суть колодцев оставалась прежней. Колодец становился еще и местом обще­ственным, где люди собирались и обменивались новостями, обща­лись. Таким образом, общественные колодцы, находясь в центре города, нуждались в художественно-эстетическом оформлении. Постепенно, когда появился водопровод и прямое назначение колодцы утратили, потребность в них с точки зрения социальной и художественно-эстетической функции осталась. Им на смену пришли фонтаны.

Виды фонтанов:

ü фонтан-памятник — строился в ознаменование определенного культурно-исторического события или в честь какого-либо исто­рического деятеля;

ü дворцовые фонтаны — возводились для украшения территории дворцового парка или внутреннего двора;

ü фонтаны для питья — строились для обеспечения населения города питьевой водой в местах, где отсутствовал водопровод;

ü каскадные фонтаны — ансамбль фонтанов, в которых вода по­степенно спускается по разным уровням;

ü фонтаны-шутихи — служили для украшения города и имели оригинальную сложную систему подачи воды.

Знание архитектурных форм, необходимых конструктивных элементов при возведении любого архитектурного сооружения поможет ребенку-дошкольнику сделать свою конструкцию ори­гинальной и конструктивно правильной и активно использовать постройку в игровой, театральной и трудовой деятельности.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Составьте таблицу архитектурных форм.

2. Разработайте презентацию по архитектуре.

3. Выполните из бумаги макет любого архитектурного сооруже­ния.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 265.