Глава 2. Выразительные средства графики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как вида искусства

ПОНЯТИЕ ГРАФИКИ

Графика (от греч. grapho — пишу) — один из древнейших видов искусства, включающих рисунок, который, с одной стороны, может быть составной частью графики, с другой — выступать в качестве самостоятельного произведения. Рисунок составляет начальную стадию работы над произведениями пластических искусств. Гра­фика более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным ее средством выступает сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами.

Графика близка живописи, но если в живописи цвет — основ­ное средство художественного выражения — выступает в не­разрывной связи с линией, которая не всегда отчетлива, может быть приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия служит ведущим выразительным средством. С одной стороны, графические произведения кажутся простыми и лаконичными при восприятии, с другой — создать графическое изображение крайне сложно, поскольку на листе бумаги худож­нику необходимо передать форму предмета, создать иллюзию объема, отразить световой поток или, наоборот, обобщить форму так, чтобы стало возможно создать оттиск. И все это нужно вы­полнить простыми средствами.

В отличие от живописи в графике предмет больше схематизи­руется, рационализируется и конструируется. Характерная особен­ность — условность.

Если живописные произведения лучше смотреть издали, чтобы мазки стали неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонии натуры, то графические произведения лучше рассматривать вблизи, тогда можно видеть условные штрихи, зигзаги, линии, т.е. «технику» рисунка, что никоим образом не мешает восприятию.

Видов графики не так много, как видов дизайна или видов декоративно-прикладного искусства. Произведения графики, как и произведения живописи, можно классифицировать по несколь­ким критериям.

1. По характеру выполнения:

Ø ручная — графические произведения, выполненные от руки в одном экземпляре;

Ø печатная — произведение выполняется благодаря клише, остав­ляющему оттиск на поверхности. Выполняется в нескольких экземплярах, т. е. поддается тиражированию. Имеет разновид­ности: эстамп, ксилография, офорт, литография, линогравюра.

2. По технике (иными словами, в соответствии с материалами, из которых выполнено произведение):

Ø карандаш — произведение выполняется простыми и цветны­ми карандашами на листе бумаги или картона. Различают две манеры работы графитным карандашом: линейно-штриховую и тонально-живописную. Работа цветными карандашами ведется, как и графитным карандашом, при помощи контурной линии и штриха, которые должны сочетаться с цветом;

Ø уголь — в его использовании есть ряд достоинств: он обладает большим тональным диапазоном, легко стирается, удобен в ра­боте, хорошо подходит при выполнении эскизов и беглых набро­сков. Используется шероховатая зернистая бумага, на которой уголь оставляет красивый фактурный след;

Ø сангина — этот материал состоит из глинистого вещества, окра­шенного безводной окисью железа, вследствие чего сангина имеет интенсивный красно-коричневый след. Работать ею можно в двух манерах: карандашной и живописной, — а также сочетая их. В первом случае мелок сангины используют как карандаш, моделируя формы штрихом, линией, боковой поверхностью мел­ка или растушевкой. Карандашный способ приемлем в детском изобразительном творчестве, поскольку дает детям возмож­ность вести рисунок различными техническими приемами. При живописном способе исполнения порошкообразную сангину разводят водой, а затем все необходимые плоскости заполняют при помощи кисти;

Ø соус — как материал рисунка он глубок по тону, с приятной бархатистой поверхностью, имеет широкий тональный диапазон. Чаще всего применяется в мокром виде, это позволяет более полно раскрыть его качества и богатые возможности. Прежде чем начать рисунок сырым соусом, необходимо подобрать со­ответствующую бумагу. Она должна быть не крупнозернистой, достаточно плотной, чтобы выдержать неоднократные размывки водой и применение ластика. Предварительно на лист бумаги карандашом легко наносят силуэты фрагментов будущей компо­зиции. Затем, разведя соус в воде, соответствующими кистями прокладывают большие плоскости, стараясь максимально точно взять тональные отношения. Соус, высыхая, как бы фиксируется сам собой, но остается в то же время глубоким и приятным по тону. Рисунки соусом нетрудно исправлять или ослаблять в них перегруженные тоном места при помощи мягкого ластика. Для завершения деталей требуются мелкие акварельные кисти, угольный карандаш и т.д.;

Ø пастель — самый красивый из мягких материалов, это цветные карандаши без оправы. Оттенки цвета подбираются прямо на бумаге или смешиваются путем растирания. Кроме того, каж­дый цвет в наборе имеет несколько разновидностей по светло­те и насыщенности — от плотного, насыщенного до светлого, слабонасыщенного тона. Для пастели предпочтительнее всего использовать шероховатую или зернистую бумагу, картон. Очень хорошо применять цветную бумагу, цвет которой используется как основной тон;

Ø гризайль — техника рисунка кистью на бумаге, когда тоном про­кладываются большие массы и плоскости. Позволяет выполнять рисунки, отличающиеся особой тонкостью. У рисунка кистью две художественные функции: подготовительный рисунок под работу красками и самостоятельный рисунок. Суть гризайли состоит в том, что светотеневых эффектов добиваются путем многократных перекрытий (лессировок) раствором какой-либо нейтральной краски (черной, коричневой и т. д.). Рисунок кистью выполняется акварельными кистями разного размера: крупные служат для заливок, мелкими прорисовывают детали. Для работы в этой технике используют различные жидкие материалы: тушь, акварель, сепию и др. В зависимости от технических приемов подбирают бумагу. Для гризайли подходит плотная мелкозерни­стая бумага, способная выдержать многократные перекрытия. Для зарисовок, набросков, этюдов используют менее качествен­ные типы бумаги, чаще слабо тонированной, желтоватого, охри­стого, голубоватого оттенков.

 3. По значению:

Ø станковая — ее произведения очень напоминают живописные, поскольку в них передаются объем, перспектива, светотеневая моделировка. Ценность станковой графики заключается в том, что эти произведения единичны и неповторимы;

Ø книжная — используется в оформлении книг;

Ø прикладная — связана с выпуском печатной продукции типа открыток, марок, этикеток, упаковок и пр.;

Ø плакатная — используется при создании плакатов, афиш, рек­ламных щитов.

4. По художественно-образному строю:

■ реалистичная — ее произведения правдоподобно отражают окружающую действительность;

■ декоративная, или стилизованная, — предполагает обобщение формы предметов, явлений, что исключает натурализм, но до­пускает схожесть с реальными объектами;

■ абстрактная — противоположна по образной структуре реали­стичной, ее цель - раскрыть внутреннее содержание образа, его художественно-эмоциональную сторону.

Все виды графики раскрываются в ее жанрах. Произведения графики, как и произведения живописи, многожанровы, т.е. все жанры, применяемые в живописи, реализуются и в графике.

РИСУНОК КАК ОСНОВНОЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ГРАФИКИ

Рисунком принято называть изображение, созданное с помощью линий, черт, отображающих важные признаки предмета (форму, размер, пропорцию, динамику, объем и т.д.), используемых во всех видах изобразительного искусства.

Существуют многочисленные разновидности рисунка, различаю­щиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по технике испол­нения. Рисунок может быть станковым и служить вспомогательным материалом для создания живописных, графических, скульптурных произведений. Неслучайно рисунок служит основой для усвоения выразительных средств создания художественного образа в изо­бразительном искусстве, для решения различных творческих задач. Знание техник и материалов рисунка, понимание их особенностей помогают реализовать любой замысел. Выделяют следующие виды рисунка:

1. По использованию изобразительно-выразительных средств:

Ø линейный — выполняется легкими, светлыми, обобщенными штрихами. С его помощью создается художественный образ, строятся различные таблицы, схемы, опорные сигналы;

Ø тональный — способствует передаче объемной формы изобража­емого предмета и дает более полную характеристику его свойств и качеств. Тональный рисунок позволяет отобразить на плоско­сти характер освещения, материальность и пространственные отношения. Простейший вид тонального рисунка — контурный рисунок (силуэт), который заполняется одним ровным тоном.

2. По технике выполнения:

Ø оригинальный — выполняется от руки в единственном экзем­пляре;

Ø печатный (эстамп) — наносится на клише, оставляющем оттиск на бумаге.

Выделено несколько разновидностей эстампа: ксилография (на дереве); литография (на камне); линогравюра (на линолеуме); офорт (на металле).

3. По целевому назначению:

Ø академический рисунок — выполняется длительное время на высоком профессиональном уровне с целью совершенствования приемов рисования, более глубокого освоения приемов изобра­жения и тщательного изучения различных форм;

Ø учебный рисунок — представляет собой подготовительный этап, составную часть академического рисунка, выполняется с целью обучения рисованию;

Ø творческий рисунок — выступает в качестве самостоятельного произведения изобразительного искусства, отображающего вну­тренний мир художника, его душевную и духовную сущность, мысли, мировоззренческие идеи;

Ø набросок — краткосрочный рисунок, выполненный с помощью линий, дополняемых редкой штриховкой или тушевкой;

Ø этюд — служит для более подробного изучения предмета и изо­бражения его частей. Цель — выделение в течение длительного времени важнейших внешних и внутренних свойств и призна­ков объекта;

Ø эскиз — выполняется на основе собранных набросков и этюдов, выступающих в качестве «строительного материала» эскиза, который впоследствии станет будущим произведением.

4. По способам рисования:

Ø рисование по восприятию. Объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим. Такой способ рисования называется еще и рисованием с натуры. Этот вид рисования заставляет художника задуматься над формой, содержанием на­туры, определить признаки и свойства предметов, осмыслить их отношения. Параллельно с этим воспитываются внимательность и наблюдательность, развивается способность гармоничного видения, осмысления и изображения;

Ø рисование по оригиналам (копирование). Выполняется не с на­туры, а с рисунка-оригинала работы мастера. Такой вид рисова­ния — вспомогательный прием при обучении основам изобразительной грамоты, поскольку позволяет наглядно увидеть, как могут быть решены изобразительные задачи. Цель копирования заключается еще и в том, чтобы практически освоить ту или иную технику рисования;

Ø рисование по представлению. Объект изображения отсутствует, его нет перед глазами рисующего. Изображение создается на основе представлений и впечатлений о предметах, объектах, явлениях, событиях, которые были получены ранее. Образы формируются в сознании рисующего и потому несут на себе отпечаток индивидуальности, неповторимости. Очень часто они менее конкретны и глубоки, чем воспринимаемые объек­ты. Однако, несмотря на обобщенность характера рисунков по представлению, образы могут дополняться, конкретизироваться художником в ходе рисования, что способствует развитию зри­тельной памяти, творческого воображения, насыщению новыми образами.

Ведущим выразительным средством рисунка является форма. Овладение ею происходит как в ходе самостоятельных экспери­ментов, так и в условиях реализации специально организованных образовательных комплексов, способствующих развитию у ребенка умения анализировать видимую форму обследуемого предмета или художественного образа.

Самой простой и неординарной формой является точка, без которой в отдельных случаях просто нельзя обойтись. Активность восприятия точки зависит от ее «одиночества» или от сочетания не­скольких точек с другими элементами. Точка получается с помощью прикосновения острия карандаша, кисти, мелка и любого другого изобразительного материла или инструмента к плоскости или путем пересечения штрихов и линий. В искусстве точка участвует в изо­бражении светотени и линейном построении формы в качестве опоры, поэтому такую точку называют опорной.

Несмотря на свою изобразительную простоту, точка обладает уникальными выразительными возможностями, которые с интере­сом используют дети дошкольного возраста в своих работах.

Рисование точками носит название пуантилизм (от фр. point — точка) или дивизионизм — направление в живописи неоимпрессио­низма, возникшего во Франции около 1885 г. В его основе лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы, которая характеризуется отсутствием физи­ческого смешения красок для достижения оптического эффекта.

Для создания произведений художники-импрессионисты нано­сили крошечные точки-мазки разных цветов раздельно согласно методу одновременного контраста.

Такой подход создает оптический эффект, равносильный для воспринимающего тому же смешению красок, но не на полотне, а в глазу. Поэтому дробная передача фактуры напоминает мозаику. Свои работы импрессионисты предпочитали создавать в мастер­ской, удерживая в памяти увиденные пейзажи и разлагая их на составляющие цвета. В каждом цвете они стремились увидеть как можно большее количество оттенков, чтобы раскрыть пространство картины для цвета и воздушной среды. Такой подход в живописи близок и доступен дошкольникам, поскольку палитра используется ими не активно, смешение цветов происходит на плоскости работы. Это придает определенный колорит работе и позволяет тщательнее подойти к проработке образа.

Точка, несмотря на свою внешнюю статичность, порождает глубокую динамику, поскольку объединяясь с другими точками в группу, она создает эффект вибрации, передавая тем самым ритмическое и цветовое построение композиции. Также рисунок точкой помогает перебороть страх перед чистым листом. Точка по­зволяет избежать ошибки, поскольку одна точка не создает форму, хотя она сама по себе уже форма, она не искажает пространство, ее можно трансформировать в образ путем разнообразных изобра­зительных действий. В процессе работы над рисунком точка дает ощущение свободы, многомерности пространства в листе. Изо­бражение точками передает импульс руки через изобразительный материал, который определяет во многом ритм рисунка. Меняя ритм нанесения точек, их группировку, можно получить различные изображения, разнообразные образы.

Точка как когнитивная абстракция, будучи положена в основу любого изображения, эквивалентна первичной всеподражающей силе пятна. Поэтому становится очевидным то, что точка является чем-то неизмеримо большим, чем простой след от изобразительного инструмента.

Структурно-функциональные модификации точки могут иметь следующие виды:

■ хаотичная композиция;

■ центричная композиция;

■ центричная смещенная композиция;

■ равномерная поверхностная композиция;

■ концентрированная контурная композиция;

■ концентрированная диагональная композиция;

■ концентрированная перекрестная композиция;

■ концентрированная дугообразная композиция.

Любая модификация точки, воспринимаемая как начало образа, стремится выйти за его рамки и приобрести самостоятельное зву­чание. Это возможно тогда, когда все изображение выстраивается по одному из видов модификации, заполняя весь силуэт образа.

Рассматривая точку как выразительное средство, важно отметить, что в профессиональном искусстве она выступает как начальный вариант формирования образа, как структурное основание смысло- и формообразовательного механизма. Это означает, что на основе конструктивных констант точки возможны варианты воплощения образа. В художественном образе точка является первоосновой всякого визуального кода на плоскости. Поскольку точка является сложным элементом (величина и форма), то легко представить, ка­кую комбинацию форм сможет она образовать на плоскости, даже в случае идентичности точек. И как изменится характер образа, если на плоскость будут помещены точки разнообразных и все более отличающихся размеров и форм.

Продолжением точки на плоскости является линия.

Под линией художники часто подразумевают границу между формой и контрформой, т.е. контур пятна. Мы же в данном случае говорим именно о линии как таковой, в буквальном смысле этого слова. В линии всегда заложено больше движения, нежели в пятне, поскольку в нем сказывается его оптическая весомость. Движение может быть стремительным, медленным, направленным, хаотичным и т.д., тем самым формирующим различные образы. Повторяющие­ся линии увеличивают воздействие, сочетание различных линий усложняют образ, обогащают восприятие.

Как отмечал В. В. Кандинский: «Линия — это невидимый объ­ект. Она — след перемещающейся точки, то есть ее произведение. Она возникла из движения — а именно вследствие уничтожения высшего, замкнутого в себе покоя точки. Здесь произошел скачок из статики в динамику». (Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости / пер. с нем. Е.Козиной. — СПб., 2012. — С. 65).

Таким образом, линия является, по сути своей, противополож­ностью живописного первоэлемента — точки. И она выступает как вторичный элемент. Силы, преобразующие точку в линию, приходят извне и могут быть различными по характеру. Разнообразие линий зависит от числа этих сил и их комбинаций. То есть разная траек­тория движения точки, определяемая типом природного явления, оказывает влияние на характер самой линии. К примеру, дождь рождает прямую, прерывистую линию; ветер придает линии дви­жение, выраженное в диагональном направлении; волна обуслов­ливает появление волнообразной линии; волна и ветер — делают волнообразную линию еще динамичнее; горные вершины создают зигзагообразную линию; облака — волнообразную, замкнутую и т.д. Каждая из выделенных групп может создавать различные не только по характеру, но и по стилю образы. В постепенном переходе от одних линий к другим нарастают драматизм или лиризм образа, его статика или динамика.

Безусловно, всякое проявление внешнего во внутреннем мире может получить линеарное выражение. Такие свойства графиче­ской линии, как плавность, текучесть и непрерывность, позволяют одновременно выявлять общий характер формы и ее пластические качества. Используя линию, художник определяет форму образа и обозначает его контуры, выявляет объем и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу.

Специфическим фактором звучания линии являются ее внешние пределы, которые отчасти зависимы от свойств художественного материала или инструмента. Вопрос о внешнем облике линии как выразительном средстве соответствует, на наш взгляд, аналогичному вопросу о точке. Помимо разницы характеров, предопределенной внутренними напряжениями линий, первоначальным источником является сила. Взаимодействие сил, приложенное к художествен­ному материалу, сообщает линии жизненное начало, которое вы­ражается в ее характере. Это, в свою очередь, позволяет выразить внутреннее содержание образа, созданного из линий.

Линия — наиболее определенный и простой вид формообразо­вания, который всякий раз осуществляется закономерно и потому требует композиционного построения. Таким образом, проявляет­ся тесная связь линии как составной части формы и композиции. С помощью композиции удается расставить акценты на качествах линии.

Гладкий, изрезанный, разорванный, округлый — качества, вы­зывающие у нас определенные осязательные ощущения, и, поэтому, комбинируя линии, можно раскрыть суть художественного образа. Возможности комбинирования, перенесенные на осязательный уровень, у линии намного разнообразнее, чем у точки. Через линию можно передать ощущение времени. В линии элемент времени ощутим в значительно большей мере, чем в точке. Течение времени в горизонталях и вертикалях при одинаковых длинах внутренне тоже окрашено по-разному, и, вероятно, дело здесь не только в разнице длин, но и в их количестве и направлении. Элемент времени в линеарной композиции нельзя недооценивать, а композиционная наука должна подвергнуть его точным измерениям. Такие изме­рения слишком сложны и бессмысленны для детей дошкольного возраста. Однако умение управлять линией с целью передачи характера образа — неотъемлемая составляющая творчества. Возникает противоречие между значимостью овладения дошкольником линией как средством формообразования и сложностью усвоения всех ее элементов выразительности.

Можно выделить следующие виды линий:

■ по длине: короткие, средние;

■ толщине: тонкие, средние;

■ направлению: горизонтальные, вертикальные;

■ назначению:

— вспомогательные (используются при компоновке и линейно- конструктивном построении формы предметов);

— пространственные (служат для передачи пространственного положения формы в зависимости от освещения и окружаю­щей обстановки);

■ характеру: прямые, кривые;

■ технике:

— простые (прямые, короткие кривые, замкнутые);

— сложные (ломаные — зигзагообразные, волнистые, комбини­рованные, спиралевидные).

Линии можно нанести с помощью различных техник: штриховки или тушевки.

Штриховка — прием нанесения тона с помощью штрихов, на­правление которых определяется движением поверхности изобра­жаемого предмета, ее структурой, формой, размерами и пр.

Штрих — относительно короткие линии, позволяющие ото­бразить размеры, контуры предмета, светотеневую моделировку, характер формы, передать объем и фактурность. Штрихи, как и точки, могут быть опорными.

Тушевка — прием нанесения тона с помощью слитных штрихов, выполняемых боковой поверхностью графита карандаша.

Тон — передача в рисунке светотеневых отношений (градаций) на предмете посредством штриховки, тушевки и окраски. На предметах с ровной, мягкой изогнутой линией переход от света к тени будет постепенным, с характерными полутонами, тоновыми нюансами, наличием рефлексов. Предметы, имеющие угловатую неровную поверхность, содержащую множество изгибов и изломов, отличаются своеобразием и в тональном изображении. Тоновой рисунок в этом случае подчиняется другим законам передачи светотени в зависимо­сти от материала предмета, направления источника света.

Комбинация линий приводит к образованию пятна. Пятна могут иметь геометрическую форму или аморфную. Основные формы пятна: квадратная, треугольная, круглая и «амеба». Квадратная — до­вольно тяжелая, устойчивая, «утверждающая» форма (за исключени­ем ромба, поставленного на угол). Треугольная — активная форма. Может быть очень динамичной. Поставленная вершиной вверх — устойчива, вершиной вниз — предельно неустойчива. Круглая — максимально законченная форма, обладает большим потенциалом движения. «Амеба», бесформенное пятно — динамичная «текучая» форма. Выражает неустойчивые по характеру образы. Все остальные формы пятен так или иначе образуются из этих четырех.

Совокупность тех и иных форм обогащает художественный об­раз, дает ему разностороннюю эмоциональную характеристику, усложняет ассоциативный строй. Но нельзя сказать, что исполь­зование более простых форм и меньшего их количества приводит к созданию менее выразительных образов.

Именно выразительность формы является тем стержнем, на котором выстраивается весь художественный образ посредством стилизации и трансформации, позволяющих через реально суще­ствующие, узнаваемые предметы (объекты) реализовать художе­ственную идею.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Составьте таблицу формообразования, используя различные линии.

2. Выполните набросок на любую тему.

3. Составьте рисунок из точек.

4. Выполните плакат на свободную тему.

5. Сделайте графический рисунок в одном из жанров: пейзаж, натюрморт, портрет.

Глава 3

Дата: 2019-07-24, просмотров: 1242.