ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СКУЛЬПТУРЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выразительность скульптуры достигается благодаря архитекто­нике форм, взаимодействию объемов масс, составляющих единое целое. Главным предметом изображения в скульптуре остается человек. Однако скульптура не занимается темами случайной, будничной жизни. Она фиксирует и запечатлевает на века все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке. Скуль­птура обладает средствами, которые позволяют правдиво показать фигуру, лицо, передать эмоции, настроение, характер и даже мысли человека. Часто она пользуется образом-символом для раскрытия исторического или философского содержания образа человека.

Основными эстетическими средствами скульптуры являются объем, силуэт, пропорция, светотень, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет и др.

Объем можно представить в виде синтеза плоскостей, соединяю­щихся и сменяющих друг друга. Плоскости не только имеют разную конфигурацию, но и по-разному располагаются в пространстве. Однако на расстоянии смена плоскостей и форм воспринимается как единое целое.

Силуэт — некий абрис формы всего скульптурного произве­дения. Он особо важен для монументальной скульптуры. Прежде чем установить произведение на планируемое место, выполняется картонный макет в натуральную величину, который позволяет оценить масштабное соотношение основной части монумента и его постамента, его взаимодействие со средой. В силуэте очень важен контур, который необходимо учитывать при создании скульптуры. Каждый материал по-своему вырисовывает контур. Так, в бронзе контур ярко выражен, а в мраморе он более мягок. Контур рас­крывает суть образа, и тем он интересен.

Моделировка форм, по словам О. Родена, — целая наука, по­скольку моделирование составляет большую часть работы над по­верхностью скульптуры. Чем больше наслаивающихся друг на друга выпуклостей и впадин, искусственно увеличивающих поверхности скульптуры, тем менее она ценна. Не всегда детализация способна полностью раскрыть образ, и, наоборот, слишком общая модели­ровка может сузить содержательную сторону скульптуры.

Пластика и пластичность — близкие понятия, которые в раз­ных областях жизнедеятельности человека могут иметь различные значения. В теории искусства под пластикой понимаются постепен­ность и плавность переходов одного объема и одной поверхности в другие. В скульптуре ее объясняют как результат моделировки, обусловленной скульптурной обработкой поверхностей объема. Пластичность в искусстве — качество, присущее скульптуре, худо­жественная выразительность объемной формы. Исходное значение понятия «пластичность» — это эмоциональность, художественная цельность и образная убедительность лепки объема в скульпту­ре, гармоническое соотношение выразительности моделировки и ощущения весомости, внутренней наполненности формы. Слово обозначает выразительность объемной формы во всех искусствах: архитектуре, живописи, графике, декоративно-прикладном искус­стве, — т. е. пластичность связывается как с изображением объема на плоскости, так и с созданием реального объемного образа.

Фактура — одно из эмоционально-эстетических свойств скульп­туры, благодаря которому наиболее остро воспринимается характер пластического образа, его внутренняя идея. Фактура подчеркивает смысловую нагрузку произведения, делая его содержательным, существенно влияя на восприятие формы.

Светотень заставляет «оживать» любое скульптурное произве­дение. Каждая поверхность, каждый материал по-своему реагирует на свет, это необходимо учитывать при работе над моделировкой и фактурой. Рефлексы, возникающие от отношений света и тени, способны усилить или ослабить эффект формы, цвета, линий. Изменение освещения всегда оказывает влияние на восприятие скульптурного объема и его фактуры. Важно учитывать эту осо­бенность при установке скульптуры, для того чтобы предусмотреть эффекты освещения.

Цвет может разрушить целостность пластического образа и его содержания, а может быть необходим для того, чтобы раскрыть идею, запечатленную в пластике, сделать ее видимой, избавить скульптуру от безликости. Сама природа дает богатый выбор цве­тов, окрашивающих те или иные материалы. Очень часто скульптор предпочитает естественные цвета, обусловленные природными свойствами материала, не прибегая к дополнительной раскраске.

Композиция — незаметный стержень произведения. И хотя она явственно не видна при восприятии скульптуры, без нее невозмож­но создание любого произведения. Композиционные построения скульптуры более всего близки архитектуре, поскольку в пластиче­ских произведениях композиция взаимодействует с реальным, а не иллюзорным объемом. Она, как и в архитектуре, строится с учетом законов тектоники.

Пропорция справедливо считается мерилом частей в скульптуре, благодаря ей скульптор соизмеряет главное и второстепенное, целое и детали. Пропорция в скульптуре касается не только изображения человеческой фигуры, но и любого объекта, который отображает­ся в пластике. В каждую эпоху существовали свои представления о пропорции, в соответствии с которыми создавались пластические образы.

Динамика и статика — выразительные средства, которые отри­цают и одновременно дополняют друг друга. Отрицают потому, что там, где есть статика позы, не может быть динамики. А дополняют тем, что в любой внешней статике скрыта внутренняя динамика мыслей, чувств, переживаний, и наоборот. Статика в скульптуре тяготеет к покою, симметрии, в ней наблюдаются повторы форм, линий, объемов. Динамика, напротив, чаще всего асимметрична, контрастна, в ней происходит противопоставление масс, усложне­ние ритмов, что позволяет раскрыть сюжет в пластике.

Скульптура многогранна и многообразна. Она не просто рукотворное произведение, она некий отпечаток культурно- исторической эпохи, ее воззрений, отношений к человеку. Цель скульптуры — запечатлеть суть эпохи и донести ее до потомков, сохранить традиции и дать им новое звучание. «Лаконизм, который отличает скульптуру, — это не примитивное искусственное упро­щение, а концентрация идей и многозначность смысла». (Головин В. П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру. — М., 1999. — С. 117)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Составьте таблицу видов скульптуры.

2. Разработайте презентацию по одной из тем скульптуры.

3. Выполните рельефное изображение на свободную тему.

4. Выполните круглую скульптуру в мелкой пластике.

 

II

РАЗДЕЛ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Дата: 2019-07-24, просмотров: 243.