Глава 2. Выразительные средства графики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как вида искусства

Глава 3. Выразительные средства скульптуры как вида искусства

Глава 1. Выразительные средства живописи

Как вида искусства

ПОНЯТИЕ ЖИВОПИСИ

 

Живопись — один из видов изобразительного искусства, про­изведения которого отражают на плоскости все многообразие окружающего мира посредством различных цветных красящих материалов. В общем смысле живопись — создание живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действи­тельность. Кроме того, произведения, выполненные разными красящими пигментами (красками, мелками, красителями), на­несенными на какую-либо твердую поверхность, также принято называть живописью.

Существует множество определений этого понятия, характеризу­ющих живопись с точки зрения ее изобразительных возможностей. При этом очень часто упускается другой аспект — индивидуально- личностное, душевное и духовное отношение художника к созда­ваемому произведению.

Мир живописи богат и сложен, и его невозможно оценивать только с позиции законов, закономерностей и правил, выработан­ных человечеством в ходе исторического развития. В живописи существует многообразие стилей и направлений, которые рас- предмечивают действительность, показывая ее духовную сущность. Каждый художник видит ее по-своему, а каждый зритель трактует с учетом своего мировоззрения, мировосприятия.

Объективно оценивая то или иное произведение живописи, важно учитывать характерные особенности эпохи, в которую это произведение было создано, степень развития науки и техники того времени, мировоззренческие позиции художника, его стилистиче­ские предпочтения, уровень технического мастерства.

Исторически произведения живописи условно делят на следую­щие виды.

1. По практическому назначению.

Монументальная живопись (от лат. monument — хранящий па­мять, напоминающий) — особый вид живописных произведений, отличающихся большим масштабом, служащих украшением стен, потолков, куполов, сводов в различных архитектурных сооружени­ях. Различают три основные ее разновидности:

■ фреска (от ит. fresco — свежий, сырой) — произведение настен­ной живописи, выполненное красками, разведенными чистой или известковой водой, по штукатурке. Существует несколько разновидностей фрески:

— альфреско — по сырой, свежей штукатурке;

— фреско а секко — по сухой штукатурке;

— казеиново-известковая живопись — модификация фрески по сухой штукатурке, появившаяся в XVIIв.;

— сграффито (от ит. sgraffito — выцарапанный) — наиболее распространенная форма современной стенописи, а именно послойное нанесение красок на штукатурку с обнажением, процарапыванием нижних слоев, отличных по цвету;

— граффити (от ит. graffiti — нацарапанные) — в древности и Средние века это были посвятительные, магические и бы­товые надписи, нацарапанные на стенах зданий, сосудах. В современной стенописи граффити выполняются с помощью аэрозольных баллончиков, наполненных красящими веще­ствами, изображение получается распылением красок, его объемность достигается при наложении цветов;

■ мозаика (от ит. mosaigue — посвященная музам) — изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц камня, смальты, керамической плитки, которые закрепляются в слое грунта (извести или цементе);

■ витраж (от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропу­скающего свет материала. Витражи используют для украшения окон, дверей, прозрачных перегородок. Свет, проходя через ви­траж, окрашивается цветом его стекол, тем самым расцвечивая всю окружающую обстановку интерьера. Эта особенность витра­жей обусловливала их использование в храмовой архитектуре.

Монументально-декоративная живопись — вид живописи, основное назначение которой заключается в декоративном укра­шении отдельных архитектурных форм. Но в отличие от монумен­тальной она не связана напрямую с характером архитектуры. Про­изведения монументально-декоративной живописи выполняются в плоскостном декоративном ключе. Ее виды:

■ декоративная живопись, применяющаяся в двух случаях. В пер­вом — она служит для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистичным изображением соз­дают иллюзию раздвижения стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, искусственно упрощенны­ми формами исключают объем и подчеркивают плоскостность стены, обозначают замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументально-декоративной живописи, связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой. Во втором случае декоративной живописью украшают вещи, окружающие человека (ларцы, шкатулки, раз­делочные доски, ковши, поставцы, сундуки и пр.). Темы и формы декоративной живописи подчинены назначению вещей;

■ театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория), способствующая более глубокому раскрытию содержания спектакля, фильма, ролика.

Иконопись — вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам и культовой по назначению. В самом общем смысле иконопись означает создание священных изображений. Иконопись вместе с ее канонами пришла на Русь из Византии, но древнерусская иконопись вскоре стала самобытной и лучшей в мире. Среди иконописцев можно отметить Дионисия, Ф. Грека, А.Рублева, С.Ушакова, А.Васнецова и др.

Станковая живопись — вид живописи, произведения которой имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. В буквальном смысле это живопись, созданная на станке (мольберте).

Станковая живопись не имеет декоративного или утилитарного значения, выраженного в разнообразных образах (от реально су­ществующих объектов, явлений до беспредметной фантазии, рас­крывающей мир с иной точки зрения). Произведения станковой живописи выполняются на станке-мольберте, в качестве матери­альной основы используют дерево, картон, бумагу, но чаще холст, натянутый на подрамник.

По сравнению с монументальной живописью станковая не связана ни с архитектурой, ни с какой-либо средой и может свобод­но экспонироваться в различных музеях, на выставках или быть предметом личной коллекции. Идейно-художественное значение произведений станкового искусства не изменяется в зависимо­сти от места, где они демонстрируются, хотя их художественно-эмоциональное звучание зависит от экспозиционной идеи.

Миниатюрная живопись (от лат. minimum — так обозначалась краска киноварь, которую очень ценили в древности и часто исполь­зовали в книжных иллюстрациях), или миниатюры, — небольшие по размеру, очень красочные изображения, с тонко выписанны­ми мелкими деталями. Они получили развитие в Средние века, до изобретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончайшими заставками, концовками, детально проработанными миниатюрами.

Одно из направлений миниатюры — лаковая миниатюра — живопись на небольших лаковых изделиях (шкатулках, различных ювелирных изделиях, табакерках, пудреницах и т.д.). Основные центры лаковой миниатюры — Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй. Свое название лаковая миниатюра получила из-за черного лака, которым покрывают изделия.

2. По технике исполнения.

Масляная живопись выполняется красками, приготовленными на основе орехового, льняного, макового или конопляного масла. С по­мощью таких красок изображению придается цельность, живость, изящество, усиливаются оптические возможности при передаче объема и пространства, повышается общее эстетическое звучание полотна. Технические приемы масляной живописи разнообразны. Мазки могут быть кроющими (непрозрачными) и лессировочными (прозрачными), корпусными (плотными) и фактурными (рельефны­ми), тонкими и гладкими и пр.

Темперная живопись (от лат. temperare — смешивать краски) выполняется темперной эмульсией, приготовленной на основе смешения цельнояичной, белковой, желтковой основы, клея, масла, красителей, молочка фиговой веточки, лака, казеина, воска. Тем­перная краска разводится водой и наносится пастозно или жидко на стену, холст, бумагу, дерево.

 (Пастозность (от ит. pastoso — тестообразный) — значительная толщина, неровность и рельефность красочного слоя.)

Акварель (от лат. aqua — вода) — произведения живописи, вы­полненные красками на основе растительного клея, разводимыми водой (краска также называется акварелью). Основными ее при­знаками можно считать: прозрачность красок, через которые про­свечивают тон и фактура основы (бумага, картон, шелк, слоновая кость и т.д.); чистоту цветовых оттенков; широкий диапазон тона; наличие графических приемов. В акварельной живописи выде­ляются и специфические приемы: размывка, отмывка, вливание и затеки — создающие эффект воздуха, движения, живости и на­турализма.

Гуашевая живопись (от ит. guazzo — водяная краска) — произ­ведения, выполненные красками, состоящими из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.) и примесью белил. Произведения гуашевой живописи могут выполняться на бумаге, картоне, полотне, шелке, дереве, стекле, кости.

Пастельная (от фр. pastel — цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного порошка) живопись выполняется мягкими карандашами без оправы (мелками), полученными путем смешения красочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Пастельная живопись отличается мягкой приглушенностью тонов, бархатистостью поверх­ности. Работают пастелью на бумаге, картоне, холсте. Краски нано­сят штрихами, как в рисунке, или втирают пальцами с растушевкой, что позволяет добиться тончайших красочных нюансов и валёрных переходов цветовых оттенков. В процессе работы с пастелью мож­но снимать, перекрывать один красочный слой другим. Учитывая специфичность состава пастели, произведения следует закреплять специальным раствором или лаком.

Восковая живопись (энкаустика) (от греч. enkaio — выжигаю) применялась еще в Древнем Египте. Связующим веществом в эн­каустике служит отбеленный воск. Восковые краски наносят в рас­плавленном состоянии на подогретую основу кистью, раскаленным бронзовым инструментом, после чего прижигают (оплавляют с по­мощью жаровни).

Предмет или сюжет изображения в картине носит название жанр. Несмотря на многообразие объектов, явлений, событий окружающего мира, отраженных в произведениях живописи, все произведения искусства тем не менее можно отнести к тому или иному жанру.

В живописных произведениях может встречаться также сочета­ние жанров или их элементов. Например, пейзаж может дополнять натюрморт, натюрморт и пейзаж — служить дополнением портрета или жанровой композиции и т.д.

Можно назвать следующие основные виды жанров.

Мифологический жанр (от греч. mythos — предание) — жанр живописи, в котором основное место отводится изображению событий и героев мифов, легенд, преданий, былин древних народов.

Исторический жанр — изображение значимых исторических событий, явлений или исторических деятелей. Недавние события также могут стать предметом изображения при условии, что их историческое значение признано современниками.

Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобрази­тельного искусства, раскрывающий темы войн, сражений, битв, походов или эпизоды военной жизни. Батальный жанр может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью исто­рического или мифологического жанра, а также содержать в себе некоторые элементы других жанров.

Бытовой жанр наиболее распространен в изобразительном ис­кусстве. Художник обращается к темам и сюжетам повседневной жизни человека. Произведения, относимые к бытовому жанру, с одной стороны, представляют художественную ценность, с дру­гой — значимы с точки зрения истории, поскольку эти полотна знакомят нас с жизнью и деятельностью людей разных эпох, на­родов, классов и сословий.

Пейзаж (от фр. paysage, от pays — местность, страна, родина) — изображение природы, ландшафта, моря, панорамы местности, архитектурных сооружений, городских улочек, мостов. Пейзажем называются и сами произведения этого жанра. Выделяют следующие виды пейзажей:

■ сельский — изображение природы (деревьев, кустарников, лу­гов, полей, лесов, садов, рек, озер, болот, гор и т.д.). Основная тема — изображение деревенской среды и ее естественной связи с природой;

■ парковый — изображение уголков природы, созданных для от­дыха и удовлетворения эстетических потребностей человека. Отличается от сельского тем, что может передавать на полотне то геометрическую строгость планировки парка или сада, то со­четание декоративных элементов с естественным ландшафтом местности;

■ городской, или архитектурный, — изображение различных ар­хитектурных сооружений (жилых домов, общественных и куль­товых зданий), улиц, площадей, памятников;

■ ведута — изображение мостов и архитектурных конструкций, связанных с мостами;

■ индустриальный — изображение промышленных предприятий, заводов, фабрик и т.д.; частая тема в советское время;

■ марина — изображение моря во всем его многообразии;

■ психологический — стилизованное, а иногда и абстрактное изображение природы, через которое художник раскрывает какие-то эмоциональные состояния и переживания, присущие человеку.

Если классифицировать пейзаж с точки зрения содержательного аспекта, то можно выделить следующие виды:

Ø лирический;

Ø исторический;

Ø фантастический;

Ø героический;

Ø пафосный;

Ø эпический;

Ø аллегорический.

Натюрморт (от фр. nature morte — мертвая природа, натура) — жанp изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов (домашней утвари, музыкальных инструментов, цветов, фруктов, дичи, продуктов, атрибутов какой- либо деятельности и пр.). В узком смысле слова натюрмортом называют саму постановку, служащую объектом изображения художника.

Натюрморт могут составлять не только неодушевленные пред- меты, но и природные формы. Это, в свою очередь, повлияло на появление другой, более точной, формулировки этого жанра. По-немецки (stilleben) и по-английски (still life) жанр называется «тихая жизнь». Это означает, что все предметы и объекты в натюрморте неподвижны, и в то же время они некое «эхо» своего хозяина, его внутреннего мира, характера, привычек и т.д.

Произведения этого жанра выполняют различные функции, в связи с чем выделяется несколько разновидностей натюрморта:

■ символический — посредством символов и знаков помогает рас­крыть сложные философские категории и понятия, лучше понять психологию того или иного человека, а в некоторых случаях и сущность целой эпохи;

■ декоративный — помимо своей прямой художественной функ­ции выполняет роль некоего украшения, является составной частью единого декора интерьера или внешнего убранства ар­хитектурного сооружения (вывески, роспись витрин и т.д.);

■ реалистичный — позволяет максимально объективно оценить традиции отдельной страны, культуры с точки зрения ее исто­рического развития;

■ абстрактный — дает возможность взглянуть на вещи изнутри, раскрыть сущность предметов с той стороны, которая до сих пор еще не была открыта зрителю.

Портрет (от фр. portrait — изображение) — жанр изобразитель­ного искусства, цель которого — изображение отдельного человека или группы людей. Основное качество портрета заключается не только в сходстве с оригиналом, что обеспечивается точным изо­бражением внешнего облика человека, но и в раскрытии его тон­кой духовной организации, которую наблюдательный художник способен уловить по движениям мышц лица, характеру взгляда, выражению глаз, жестам, позе, манере одеваться, окружающей обстановке. Все эти черточки позволяют составить достоверный психологический портрет, который ложится в основу изображения.

Портрет несет определенную смысловую нагрузку. И в связи с этим выделяют несколько разновидностей этого жанра.

По расположению на плоскости изображения:

Ø поясной портрет,

Ø портрет в полный рост,

Ø портрет в интерьере,

Ø портрет на фоне пейзажа.

По характеру изображения:

Ø парадный — изображает человека погрудно или в полный рост и, как правило, на архитектурном или пейзажном фоне. При­сутствует огромное множество разных деталей, атрибутов, под­черкивающих статус человека;

Ø камерный — предполагает поплечное, погрудное, поясное или в полный рост изображение на нейтральном фоне. Сдержан по своему характеру и художественной выразительности. Цель его в отличие от парадного портрета — не продемонстрировать вели­чие натуры, а передать психологическое состояние, внутренние переживания человека.

По числу изображений на одном холсте:

ü одиночный,

ü двойной,

ü групповой.

Парными (двойными) называются портреты, написанные либо на одном полотне, либо на разных полотнах, но согласованные между собой по композиции, формату, колориту. Обычно это портреты супругов или членов одной семьи. Очень часто такие портреты составляли целые галереи, ансамбли.

По содержанию:

Ø костюмированный — изображение человека в качестве алле­горического, мифологического, исторического, театрального, литературного персонажа;

Ø миниатюрный — отличается малыми размерами, что усложняет выполнение изображения, позволяя художнику показать мастер­ство и виртуозность;

Ø автопортрет — изображение художником самого себя;

Ø портрет-жанр — изображение человека в рамках какого-либо другого жанра. Например, взаимодействие жанра портрета и исторического жанра обусловливает изображение историче­ского деятеля; портрет крестьянки является следствием слияния портрета и бытового жанра;

Ø социальный — отображение на полотне жизни представителей разных классов, сословий, передача характерных особенностей социальной жизни общества через отдельную личность;

Ø психологический — отличается от всех остальных тем, что ху­дожник не стремится к точной передаче внешнего облика мо­дели, для него главное — раскрыть психологическое состояние изображенного. Допускаются некоторые композиционные или анатомические нарушения для достижения наибольшей выразительности образа;

Ø интимный — не предназначен для всеобщего обозрения. Его размещают в жилых комнатах, доступ к которым есть только у хозяев дома.

Ню (от фр. пи — нагой, раздетый) — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению обнаженного тела.

Анималистический жанр (от лат. animal — животное) — изобра­зимте представителей животного мира.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 248.