Урок 12. Дополнительные способы гармонизации ближайших нот
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кроме основных способов гармонизации ближайших нот, рассмотренных в предыдущих уроках, существуют дополнительные способы гармонизации, которые зависят от следующих видов разрешения этих нот в аккордовые ноты: независимое разрешение, диатоническое разрешение, параллельное разрешение и доминантное разрешение. Этими дополнительными способами нужно пользоваться, главным образом, там, где обычная гармонизация ближайших нот не дает удовлетворительных результатов. Выбор наиболее подходящего вида голосоведения напрямую зависит от музыкального вкуса инструментовщика и потребует, несомненно, некоторых поисков. Предпочтительней всего перепробовать все подходящие для конкретного случая нижеописанные виды разрешений, прежде чем обнаружится наиболее оптимальный вариант. Благодаря этим дополнительным видам гармонизации ближайших нот, можно также найти множество интересных и наиболее «современно» звучащих переходов, которые сполна оправдают художественные музыкальные замыслы инструментовщика. Рассмотрим подробнее эти дополнительные виды разрешения ближайших нот и способы их гармонизации.

 

Независимое разрешение

 

Основным принципом независимого разрешения является то, что в то время, когда мелодический голос разрешается в аккордовую ноту, три нижних голоса в это время идут навстречу либо параллельно ему на интервал, равный малой секунде (½ тона). Существует шесть видов независимого разрешения:

 

а) верхний голос идет вверх на тон, нижние – вверх на полтона:

 

б) верхний голос идет вниз на тон, нижние – вниз на полтона:

 

 

в) верхний голос идет вверх на полтона, нижние – вниз на полтона:

 

 

г) верхний голос идет вниз на полтона, нижние – вверх на полтона:

 

 

д) верхний голос повторяется, нижние идут вверх на полтона:

 

 

е) верхний голос повторяется, нижние идут вниз на полтона:

 

Для использования любого из этих шести видов независимого разрешения, ближайший разрешающийся аккорд должен иметь логическую структуру (правильное построение). Расстояние между голосами не должно быть больше чистой кварты и меньше большой секунды. Необходимо ограничиться от применения независимого разрешения при возникновении неправильной структуры разрешающегося аккорда (см. рис. 64, 65).

 

     
 
 

     
 
 


Задание: гармонизовать мелодию:











Диатоническое разрешение

 

При диатоническом разрешении используются только основные ступени звукоряда. Все голоса ближайшего аккорда разрешаются по основным ступеням гаммы и движутся в одном направлении с ведущим голосом. Ближайшая нота в мелодии при этом не обязательно должна разрешаться в аккордовый звук.

Наибольший эффект диатоническое разрешение принимает при плагальных оборотах (тонико-субдоминантовых соотношениях). То есть, это либо движение от субдоминанты в тонику (S–T), либо от тоники в субдоминанту (T–S). В рисунках 66 и 67 показаны примеры применения диатонического разрешения.

 

 

от субдоминанты в тонику:

 

 

от тоники в субдоминанту:

 


Задание: гармонизовать мелодию, используя диатоническое разрешение в местах, отмеченных звездочкой:

 


Параллельное разрешение

 

Данный способ разрешения ближайшей ноты аналогичен хроматическому приближению. При этом разрешении все голоса гармонии движутся в направлении верхнего голоса и параллельно ему, то есть на одинаковый с ним интервал. Но этот интервал не должен превышать большой секунды (так как это уже не будет являться разрешением).

 

Задание: гармонизовать мелодию:


 

Доминантное разрешение

 

Этот способ разрешения очень эффективен ввиду того, что представляет собой разрешение с естественным тяготением доминанты в тонику. Суть такого разрешения состоит в том, что ближайшая нота, разрешающаяся в аккордовую, гармонизуется каким-либо альтерированным малым мажорным септаккордом, являющимся доминантсептаккордом к тому аккорду, в который он разрешается. Например, аккорд, разрешающийся в С, будет состоять из какого-нибудь альтерированного аккорда G7, а аккорд, переходящий

 

в любой тип аккорда B f должен быть альтерированным аккордом F7 (см. рис. 69).

 

Для достижения наибольшего эффекта разрешения можно использовать следующие варианты V7:

 

V7-5 ; V7-9 ; V7+5 ; V7+9 ; V7-5/-9 ; V7+5/-9 ; V7+5/+9.

 

В рисунке 70 показан пример гармонизации мелодии с использованием доминантного разрешения:

 

 

Если сравнить способы гармонизации ближайших нот, рассмотренных в этом уроке, можно обнаружить, что они являются разновидностью тех приемов гармонизации ближайших нот, которые были пройдены ранее. Например, гармонизация ближайших нот звукоряда аккорда уменьшенным септаккордом является просто особым случаем применения доминантного разрешения, а гармонизация ближайшей хроматической ноты есть ничто иное, как применение параллельного разрешения. Рисунок 71 показывает четырехголосную гармонизацию мелодии с применением новых способов гармонизации проходящих и вспомогательных нот. Для наглядности ноты, гармонизованные вышеизученными способами, отмечены соответствующими обозначениями: «н» – независимое разрешение, «диа» – диатоническое разрешение, «п» – параллельное разрешение, «дом» – доминантное разрешение.

 

 

 

Задание: гармонизовать мелодию, используя доминантное разрешение в местах, отмеченных звездочкой:


Среди большого разнообразия способов разрешения, описанных в этом и предыдущих уроках, не существует какого-то универсального или «наиболее лучшего» способа гармонизации мелодии. Решающими факторами при выборе того или иного способа гармонизации будут являться стиль произведения и музыкальный вкус, который будет со временем улучшаться по мере получения знаний и опыта. Только при тщательном изучении звучания того или иного перехода можно добиться качественного звучания выбранной мелодии.

 



Урок 13. Пятиголосие

 

До сих пор мы имели дело с аккордами, состоящими из четырех звуков. Очень часто инструментовщику приходится сталкиваться с тем, что гармонизованную мелодию необходимо расписать на группу, состоящую из пяти инструментов (например, группа саксофонов). Для этого четырехголосие нужно «превратить» в пятиголосие. Существует очень простой прием: ведущий (мелодический) голос дублируется вниз на октаву. Тем самым не только обогащается звучание гармонии, но и подчеркивается мелодия.


Рисунки 72, 73 показывают пример такого «превращения»:

 


Задание: Одну из гармонизованных мелодий предыдущего урока написать в пятиголосном складе и расписать ее на группу саксофонов (2 альта, 2 тенора, баритон)

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 146.