Урок 11. Разрешения типа: «Высокая–низкая»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В уроке 8 мы познакомились с понятием «напряженные» ноты. Хотя и не всегда, у любой «напряженной» ноты появляется сильная тенденция к разрешению в соответствующую аккордовую ноту низкой ступени, расположенную на 1 тон ниже. Технически это называется разрешением «напряженных» нот или попросту «высокие–низкие (В–Н)» (то есть разрешение высокой ступени в низкую). В рисунке 46 показаны все возможные разрешения типа В–Н для основных видов аккордов.

 

Существует два способа гармонизации разрешений типа В–Н:

1) Так как гармония «напряженной» ноты аккорда и связанной с ней аккордовой ноты низкой ступени требует использования одних и тех же голосов, то любое разрешение типа В–Н можно гармонизовать путем простого задержания трех низких голосов аккорда в то время, как движется только один ведущий (мелодический) голос (см. рис. 47).

 

 

 
 

 


Этот способ аналогичен тому, который применялся, когда мы рассматривали «напряженные» ноты аккорда как неаккордовые ноты.

2) Другой способ, используемый при разрешении «напряженных» нот гласит: можно использовать два разрешения типа В–Н одновременно при условии, что они разделяются интервалом, равным терции (см. рис. 48). В этом случае повторяются только два нижних голоса (их также можно задержать).

 
 

 

 


Кроме основного разрешения «напряженных» нот аккорда существуют еще несколько вариантов разрешений типа В–Н, которые также с успехом применяются в музыке. Рассмотрим некоторые особенности их гармонизации:

 

1. Н–В–Н. Здесь «напряженная» нота выступает в качестве проходящей между двумя одинаковыми аккордовыми нотами низкой ступени. Этот вариант можно гармонизовать двумя способами:

а) задержка трех нижних голосов аккорда, в то время как движется только верхний голос;

 

б) задержка двух нижних голосов аккорда, в то время как два верхних голоса движутся в терцию (возможно только при двойном разрешении В–Н).

 

 

2. В–Хр–Н. Разрешение «напряженной» ноты происходит через хроматическую ноту. Этот вариант можно гармонизовать следующими способами:

а) задержка трех нижних голосов аккорда, в то время как движется только верхний голос;

 

б) задержка двух нижних голосов аккорда, в то время как два верхних голоса движутся в терцию (возможно только при двойном разрешении В–Н);

 

 

 

в) гармонизация хроматического звука точно так же, как и ближайшей хроматической ноты.

 

3. Н–В–Хр–Н. Вариант разрешения Н–В–Н через хроматическую ноту. Гармонизуется способами, аналогичными предыдущему варианту:

 

а) задержка трех нижних голосов аккорда, в то время как движется только верхний голос;

 

б) задержка двух нижних голосов аккорда, в то время как два верхних голоса движутся в терцию (возможно только при двойном разрешении В–Н);

 

 

 

в) гармонизация хроматического звука точно так же, как и ближайшей хроматической ноты.

Кроме аккордовых нот высоких ступеней, рассмотренных нами, в особенных случаях иногда используются альтерированные «напряженные» ноты. Это повышенная или пониженная девятая ступень (+9, -9) и пониженная тринадцатая ступень (-13). Все они используются с доминантсептаккордом. Гармонизация таких альтерированных «напряженных» нот аналогична той, которая применяется в случае с обычными «напряженными» нотами.

 

Задание 1: гармонизовать мелодию а) и ее импровизацию.


Задание 2: гармонизовать мелодию б).

Расписать ее на трехстрочную партитуру в комбинации:

       Первая строка – саксофон-альт;

       Вторая строка – саксофон-тенор 1, 2;

       Третья строка – саксофон-баритон.

 













Дата: 2019-07-24, просмотров: 136.