В уроке 8 мы познакомились с понятием «напряженные» ноты. Хотя и не всегда, у любой «напряженной» ноты появляется сильная тенденция к разрешению в соответствующую аккордовую ноту низкой ступени, расположенную на 1 тон ниже. Технически это называется разрешением «напряженных» нот или попросту «высокие–низкие (В–Н)» (то есть разрешение высокой ступени в низкую). В рисунке 46 показаны все возможные разрешения типа В–Н для основных видов аккордов.
Существует два способа гармонизации разрешений типа В–Н:
1) Так как гармония «напряженной» ноты аккорда и связанной с ней аккордовой ноты низкой ступени требует использования одних и тех же голосов, то любое разрешение типа В–Н можно гармонизовать путем простого задержания трех низких голосов аккорда в то время, как движется только один ведущий (мелодический) голос (см. рис. 47).
![]() |
![]() |
![]() |
Этот способ аналогичен тому, который применялся, когда мы рассматривали «напряженные» ноты аккорда как неаккордовые ноты.
2) Другой способ, используемый при разрешении «напряженных» нот гласит: можно использовать два разрешения типа В–Н одновременно при условии, что они разделяются интервалом, равным терции (см. рис. 48). В этом случае повторяются только два нижних голоса (их также можно задержать).
![]() |
![]() |
![]() |
Кроме основного разрешения «напряженных» нот аккорда существуют еще несколько вариантов разрешений типа В–Н, которые также с успехом применяются в музыке. Рассмотрим некоторые особенности их гармонизации:
1. Н–В–Н. Здесь «напряженная» нота выступает в качестве проходящей между двумя одинаковыми аккордовыми нотами низкой ступени. Этот вариант можно гармонизовать двумя способами:
а) задержка трех нижних голосов аккорда, в то время как движется только верхний голос;
![]() |
б) задержка двух нижних голосов аккорда, в то время как два верхних голоса движутся в терцию (возможно только при двойном разрешении В–Н).
![]() |
2. В–Хр–Н. Разрешение «напряженной» ноты происходит через хроматическую ноту. Этот вариант можно гармонизовать следующими способами:
а) задержка трех нижних голосов аккорда, в то время как движется только верхний голос;
![]() |
б) задержка двух нижних голосов аккорда, в то время как два верхних голоса движутся в терцию (возможно только при двойном разрешении В–Н);
![]() |
![]() |
3. Н–В–Хр–Н. Вариант разрешения Н–В–Н через хроматическую ноту. Гармонизуется способами, аналогичными предыдущему варианту:
![]() |
б) задержка двух нижних голосов аккорда, в то время как два верхних голоса движутся в терцию (возможно только при двойном разрешении В–Н);
![]() |
![]() |
Кроме аккордовых нот высоких ступеней, рассмотренных нами, в особенных случаях иногда используются альтерированные «напряженные» ноты. Это повышенная или пониженная девятая ступень (+9, -9) и пониженная тринадцатая ступень (-13). Все они используются с доминантсептаккордом. Гармонизация таких альтерированных «напряженных» нот аналогична той, которая применяется в случае с обычными «напряженными» нотами.
Задание 1: гармонизовать мелодию а) и ее импровизацию.
Задание 2: гармонизовать мелодию б).
Расписать ее на трехстрочную партитуру в комбинации:
Первая строка – саксофон-альт;
Вторая строка – саксофон-тенор 1, 2;
Третья строка – саксофон-баритон.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 253.