Гармоническая непрерывность – это способ соединения аккордов, который заключается в создании плавного голосоведения в определенной последовательности аккордов. С помощью принципа гармонической непрерывности можно относительно легко написать яркий и интересный фон для любой инструментальной или вокальной комбинации. Вся его суть заключается в том, что общие звуки соединяющихся аккордов остаются на месте. Это придает особую плавность голосоведения в аккомпанементе. В классической гармонии такой способ соединения аккордов друг с другом называют гармоническим соединением.
Не взирая на обращения, в котором расположен тот или иной аккорд, мы должны рассматривать его звуки как голоса, а не как ступени гаммы. Так, верхняя нота будет первым голосом, за ней – вторым и т.д. После определения расположения первого аккорда плавный переход его голосов в следующий аккорд достигается путем применения основного принципа гармонической непрерывности, который гласит: сохраняйте звук (или звуки), общий (общие) для аккордов в качестве того же голоса (голосов). Рассмотрим применение этого принципа на следующем примере:
Между аккордами С6 и Af7 существует один общий звук – до. В аккорде С6 он находится в первом голосе. Чтобы теперь соединить этот аккорд с аккордом Af7, мы должны звук до оставить также в первом голосе, а остальные звуки достроить вниз.
Иногда случается так, что у смежных аккордов нет общих звуков. Тогда необходимо взять первый голос данного аккорда и сдвинуть его вверх или вниз до ближайшего звука следующего аккорда. Получившаяся нота будет считаться первым голосом, остальные звуки достраиваются от нее вниз (см. рис. 3).
Между аккордами С6 и Afm7 нет общих звуков. Ближайшие звуки к первому голосу аккорда С6 (нота ми) – ми-бемоль и фа. Как в классической гармонии, так и в джазовой существует естественная тенденция гармонических разрешений к опусканию, поэтому логичней будет повести ноту ми в ноту ми-бемоль, чем в фа. Теперь ноту ми-бемоль мы будем считать первым голосом аккорда Afm7.
Пока аккорд остается одним и тем же, его можно располагать как угодно независимо от голосоведения, то есть применять обращения и скачки. При изменении аккорда должен соблюдаться принцип общности звуков. Пример построения гармонической непрерывности:
Обозначим:
– общие звуки; – переход к ближайшему звуку следующего аккорда;
– обращения аккорда.
Задание: написать трехстрочные партитуры, используя:
а) оригинальную мелодию из аккордовых нот*;
б) гармоническую непрерывность (с обращениями);
в) основной тон аккорда (бас).
![]() |
*Оригинальная мелодия должна по тесситуре быть выше гармонической непрерывности (то есть нижний звук Вашей мелодии не должен быть ниже первого голоса гармонической непрерывности)
Аккордовые схемы партитур:
а) in C-dur: / С6 / Afm6 / C6 / G6 //
б) in f-moll: / Fm6 / Ef6 / D6 / Df6 //
в) in h-moll: / Bm6 / Csm6 / C6 / Bm6 //
г) in F-dur: / C6 / Bfm6 / Afm6 / F6 //
Урок 3. Ритм-секция
Ритм-секция – это наиболее важная оркестровая группа, отличающая любой джазовый, эстрадный оркестр, джаз- и рок-ансамбль от оркестров и ансамблей другого направления (симфонического, духового, народного). Иногда ритм-секцию называют аккомпанирующей группой – действительно, ее можно рассматривать как аккомпанемент, но аккомпанемент этот одновременно и динамизирует музыкальную ткань. Бывает и так, что оркестровая ритм-секция может существовать как отдельный самостоятельный ансамбль и полноценно выполнять художественные музыкальные задачи. И в то же время ее роль в эстрадном оркестре или ансамбле одна из самых значимых. Ведь ритм – это главнейшая составляющая современных эстрадных коллективов.
Активность ритм-секции во многом зависит от типа оркестра или ансамбля, а также от стиля исполняемого произведения. Например, в так называемом симфоджазе партии инструментов ритм-секции пишутся и исполняются в более спокойном «ритмическом климате». В ансамблях современного джаза и особенно в рок-ансамблях активность ритм-секции значительно повышается.
Современную эстрадную ритм-секцию традиционно составляют четыре основных инструмента: ударная установка, гитара, фортепиано, бас-гитара (контрабас). В этом же порядке они записываются в партитуре после духовых инструментов.
В этом уроке мы рассмотрим основные правила написания партий для инструментов ритм-секции.
Ударная установка (Drums)
Классический состав современной ударной установки состоит из следующих инструментов:
а) Большой барабан (Bass Drum / BD);
б) Малый барабан (Snare Drum / SD);
в) Альт-том (Alto-Tom Drum / AT);
г) Тенор-том (Tenor-Tom Drum / TT);
д) Бас-том (Bass-Tom Drum / BT);
е) Хай-хэт (Hi-Hat / HH);
ж) Тарелки (Side Cymbles / SC).
Кроме этого существуют дополнительные инструменты: коровий колокольчик (Cow-bell), щетки (Brushes), бонги (Bongoes), тарелки (Crash, China, Ride, Splash) и т.д.
На нотном стане эти инструменты обозначаются следующим образом:
Существует два способа записи партии для ударной установки: двухштилевой и одноштилевой. При двухштилевом способе записи «ноги» пишутся штилями вниз, «руки» – штилями вверх (см. рис. 6):
![]() |
Но наиболее практичен второй способ записи – когда все ноты пишутся штилями вверх. Это значительно облегчает барабанщику чтение с листа (см. рис. 7):
![]() |
![]() |
Необходимо помнить, что прежде всего ударник должен обеспечивать ровный ритмический фундамент, отходить от последнего он может только в тех случаях, когда требуется создать особый эффект (например, сделать вставки между фразами ансамбля, подчеркнуть ритмический рисунок оркестра и т.п.)
Дата: 2019-07-24, просмотров: 361.