Урок 2. Гармоническая непрерывность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Гармоническая непрерывность – это способ соединения аккордов, который заключается в создании плавного голосоведения в определенной последовательности аккордов. С помощью принципа гармонической непрерывности можно относительно легко написать яркий и интересный фон для любой инструментальной или вокальной комбинации. Вся его суть заключается в том, что общие звуки соединяющихся аккордов остаются на месте. Это придает особую плавность голосоведения в аккомпанементе. В классической гармонии такой способ соединения аккордов друг с другом называют гармоническим соединением.

Не взирая на обращения, в котором расположен тот или иной аккорд, мы должны рассматривать его звуки как голоса, а не как ступени гаммы. Так, верхняя нота будет первым голосом, за ней – вторым и т.д. После определения расположения первого аккорда плавный переход его голосов в следующий аккорд достигается путем применения основного принципа гармонической непрерывности, который гласит: сохраняйте звук (или звуки), общий (общие) для аккордов в качестве того же голоса (голосов). Рассмотрим применение этого принципа на следующем примере:

Между аккордами С6 и Af7 существует один общий звук – до. В аккорде С6 он находится в первом голосе. Чтобы теперь соединить этот аккорд с аккордом Af7, мы должны звук до оставить также в первом голосе, а остальные звуки достроить вниз.

Иногда случается так, что у смежных аккордов нет общих звуков. Тогда необходимо взять первый голос данного аккорда и сдвинуть его вверх или вниз до ближайшего звука следующего аккорда. Получившаяся нота будет считаться первым голосом, остальные звуки достраиваются от нее вниз (см. рис. 3).

Между аккордами С6 и Afm7 нет общих звуков. Ближайшие звуки к первому голосу аккорда С6 (нота ми) – ми-бемоль и фа. Как в классической гармонии, так и в джазовой существует естественная тенденция гармонических разрешений к опусканию, поэтому логичней будет повести ноту ми в ноту ми-бемоль, чем в фа. Теперь ноту ми-бемоль мы будем считать первым голосом аккорда Afm7.

Пока аккорд остается одним и тем же, его можно располагать как угодно независимо от голосоведения, то есть применять обращения и скачки. При изменении аккорда должен соблюдаться принцип общности звуков. Пример построения гармонической непрерывности:

Обозначим:  – общие звуки;            – переход к ближайшему звуку следующего аккорда;  – обращения аккорда.

Задание: написать трехстрочные партитуры, используя:

       а) оригинальную мелодию из аккордовых нот*;

       б) гармоническую непрерывность (с обращениями);

       в) основной тон аккорда (бас).

 

 

Образец выполнения задания:

 

*Оригинальная мелодия должна по тесситуре быть выше гармонической непрерывности (то есть нижний звук Вашей мелодии не должен быть ниже первого голоса гармонической непрерывности)

 

Аккордовые схемы партитур:

а) in C-dur: / С6 / Afm6 / C6 / G6 //

б) in f-moll: / Fm6 / Ef6 / D6 / Df6 //

в) in h-moll: / Bm6 / Csm6 / C6 / Bm6 //

г) in F-dur: / C6 / Bfm6 / Afm6 / F6 //


Урок 3. Ритм-секция

Ритм-секция – это наиболее важная оркестровая группа, отличающая любой джазовый, эстрадный оркестр, джаз- и рок-ансамбль от оркестров и ансамблей другого направления (симфонического, духового, народного). Иногда ритм-секцию называют аккомпанирующей группой – действительно, ее можно рассматривать как аккомпанемент, но аккомпанемент этот одновременно и динамизирует музыкальную ткань. Бывает и так, что оркестровая ритм-секция может существовать как отдельный самостоятельный ансамбль и полноценно выполнять художественные музыкальные задачи. И в то же время ее роль в эстрадном оркестре или ансамбле одна из самых значимых. Ведь ритм – это главнейшая составляющая современных эстрадных коллективов.

Активность ритм-секции во многом зависит от типа оркестра или ансамбля, а также от стиля исполняемого произведения. Например, в так называемом симфоджазе партии инструментов ритм-секции пишутся и исполняются в более спокойном «ритмическом климате». В ансамблях современного джаза и особенно в рок-ансамблях активность ритм-секции значительно повышается.

Современную эстрадную ритм-секцию традиционно составляют четыре основных инструмента: ударная установка, гитара, фортепиано, бас-гитара (контрабас). В этом же порядке они записываются в партитуре после духовых инструментов.

В этом уроке мы рассмотрим основные правила написания партий для инструментов ритм-секции.

Ударная установка (Drums)

 

Классический состав современной ударной установки состоит из следующих инструментов:

а) Большой барабан (Bass Drum / BD);

б) Малый барабан (Snare Drum / SD);

в) Альт-том (Alto-Tom Drum / AT);

г) Тенор-том (Tenor-Tom Drum / TT);

д) Бас-том (Bass-Tom Drum / BT);

е) Хай-хэт (Hi-Hat / HH);

ж) Тарелки (Side Cymbles / SC).

Кроме этого существуют дополнительные инструменты: коровий колокольчик (Cow-bell), щетки (Brushes), бонги (Bongoes), тарелки (Crash, China, Ride, Splash) и т.д.

На нотном стане эти инструменты обозначаются следующим образом:

Существует два способа записи партии для ударной установки: двухштилевой и одноштилевой. При двухштилевом способе записи «ноги» пишутся штилями вниз, «руки» – штилями вверх (см. рис. 6):

 

Но наиболее практичен второй способ записи – когда все ноты пишутся штилями вверх. Это значительно облегчает барабанщику чтение с листа (см. рис. 7):

 

 

Если барабанщику требуется сыграть какой-то сольный эпизод, то не обязательно выписывать его нотами. Достаточно выделить сольный отрезок и обозначить надписью fill in:

Необходимо помнить, что прежде всего ударник должен обеспечивать ровный ритмический фундамент, отходить от последнего он может только в тех случаях, когда требуется создать особый эффект (например, сделать вставки между фразами ансамбля, подчеркнуть ритмический рисунок оркестра и т.п.)




Дата: 2019-07-24, просмотров: 303.