Основные четырехзвучные аккорды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные четырехзвучные аккорды

Урок 1. Трезвучия с секстой

 

В современной эстрадной и джазовой музыке очень редко применяются трехзвучные аккорды, так как они не дают звучанию особого «джазового» колорита. Для более полного звучания в аккорде должно быть не менее четырех звуков. В этом уроке мы познакомимся с трезвучием с секстой. В его основе лежит I, III, V и VI ступень мажора или минора (см. рис. 1).

 

Сейчас важно понять и научиться строить любые мажорные и минорные трезвучия с секстой. Это достигается разработкой «квадрата аккордов», показанного ниже.

 

6       С
 5     С  
3   С    
1 С      

Необходимо заполнить пустые ячейки так, чтобы в каждом столбце находилось трезвучие с секстой. При этом в первом столбце нота «До» должна являться тоникой аккорда, во втором столбце – терцией, в третьем – квинтой, и в четвертом – секстой. Задание выполняется в два этапа: 1) заполнить пустые ячейки латинскими обозначениями соответствующих нот; 2) расставить знаки альтерации в соответствии с получившимися тональностями.

6 A F D С
 5 G Ef С Bf
3 E С A G
1 С Af F Ef

 

 

  Образец решения:

 

Аналогичным способом строится блок минорных трезвучий с секстой:

 

6 A Fs D С
 5 G E С Bf
3 Ef С Af Gf
1 С A F Ef

 

Необходимо помнить, что в миноре секста так же, как и в мажоре, большая, то есть, минорному трезвучию с секстой соответствует дорийский минор.

Задание: 1) построить «квадраты» мажорных трезвучий с секстой от нот: D, E, F, G, A, B; 2) построить «квадраты» минорных трезвучий с секстой от нот: Af, Cs, Ef, Fs, Bf.


Урок 3. Ритм-секция

Ритм-секция – это наиболее важная оркестровая группа, отличающая любой джазовый, эстрадный оркестр, джаз- и рок-ансамбль от оркестров и ансамблей другого направления (симфонического, духового, народного). Иногда ритм-секцию называют аккомпанирующей группой – действительно, ее можно рассматривать как аккомпанемент, но аккомпанемент этот одновременно и динамизирует музыкальную ткань. Бывает и так, что оркестровая ритм-секция может существовать как отдельный самостоятельный ансамбль и полноценно выполнять художественные музыкальные задачи. И в то же время ее роль в эстрадном оркестре или ансамбле одна из самых значимых. Ведь ритм – это главнейшая составляющая современных эстрадных коллективов.

Активность ритм-секции во многом зависит от типа оркестра или ансамбля, а также от стиля исполняемого произведения. Например, в так называемом симфоджазе партии инструментов ритм-секции пишутся и исполняются в более спокойном «ритмическом климате». В ансамблях современного джаза и особенно в рок-ансамблях активность ритм-секции значительно повышается.

Современную эстрадную ритм-секцию традиционно составляют четыре основных инструмента: ударная установка, гитара, фортепиано, бас-гитара (контрабас). В этом же порядке они записываются в партитуре после духовых инструментов.

В этом уроке мы рассмотрим основные правила написания партий для инструментов ритм-секции.

Ударная установка (Drums)

 

Классический состав современной ударной установки состоит из следующих инструментов:

а) Большой барабан (Bass Drum / BD);

б) Малый барабан (Snare Drum / SD);

в) Альт-том (Alto-Tom Drum / AT);

г) Тенор-том (Tenor-Tom Drum / TT);

д) Бас-том (Bass-Tom Drum / BT);

е) Хай-хэт (Hi-Hat / HH);

ж) Тарелки (Side Cymbles / SC).

Кроме этого существуют дополнительные инструменты: коровий колокольчик (Cow-bell), щетки (Brushes), бонги (Bongoes), тарелки (Crash, China, Ride, Splash) и т.д.

На нотном стане эти инструменты обозначаются следующим образом:

Существует два способа записи партии для ударной установки: двухштилевой и одноштилевой. При двухштилевом способе записи «ноги» пишутся штилями вниз, «руки» – штилями вверх (см. рис. 6):

 

Но наиболее практичен второй способ записи – когда все ноты пишутся штилями вверх. Это значительно облегчает барабанщику чтение с листа (см. рис. 7):

 

 

Если барабанщику требуется сыграть какой-то сольный эпизод, то не обязательно выписывать его нотами. Достаточно выделить сольный отрезок и обозначить надписью fill in:

Необходимо помнить, что прежде всего ударник должен обеспечивать ровный ритмический фундамент, отходить от последнего он может только в тех случаях, когда требуется создать особый эффект (например, сделать вставки между фразами ансамбля, подчеркнуть ритмический рисунок оркестра и т.п.)




Фортепиано ( Piano)

 

 

Фортепиано в эстрадном оркестре или ансамбле может выполнять как ритмическую функцию, так и гармоническую и мелодическую. При написании партии для фортепиано необходимо исходить либо из нужного стиля игры, либо из требований аранжировки. Простейшая фортепианная партия, позволяющая пианисту наибольшую свободу действий, представляет из себя комбинацию партии баса и гитары. Иногда при отсутствии гитары фортепиано может заменять ее ритмической пульсацией. На основе этой схемы от пианиста требуется создание соответствующего ритмического сопровождения (см. рис. 18).

При написании полнозвучного фортепианного сопровождения эффектным приемом является встречная «мелодия большого пальца». Этот способ заключается в том, что самый нижний голос гармонического трехголосия в правой руке образует непрерывную встречную мелодическую линию, в то время как два верхних голоса акцентируются на втором и четвертом битах (левая рука акцентирует первый и третий бит) (см. рис. 19).


 Если можно рассчитывать на хорошего пианиста-импровизатора, то партию фортепиано можно излагать и в буквенно-цифровых обозначениях. Что касается оркестровых tutti, общих акцентов, унисонов и т.д., то здесь нужно обязательно выписывать фактуру партии фортепиано нотами, так как иначе намерения аранжировщика будут нарушены.

Мелодия на фортепиано может излагаться в следующих видах:

- удвоение через октаву;

- параллельные аккордовые склады;

- блок-аккорды (block-still);

- мелодия с аккордами (правая рука – мелодия, левая – аккорды).

Материал данного урока нельзя рассматривать как полный анализ инструментов ритмической группы. Для этого требуется тщательное изучение каждого инструмента в отдельности, что не входит в объем данного курса. Материал урока является скорее общим руководством, помогающим начинающему инструментовщику писать партии для ритм-секции.

Задание: сочинить и записать все возможные партии инструментов ритм-секции на одну из тем (на выбор): «Спустись с небес, Моисей» (В.Симоненко. «Мелодии джаза», стр. 24); «Больница Святого Джеймса» (В.Симоненко. «Мелодии джаза», стр. 29)


Урок 3. Доминантсептаккорд

В современной эстрадной музыке существует семь основных видов септаккордов:

а) большой мажорный септаккорд (Cmaj7, C+7);

б) большой минорный септаккорд (Cm+7);

в) малый мажорный септаккорд (C7);

г) малый минорный септаккорд (Cm7);

д) малый увеличенный септаккорд (Caug7, C7+5, C7s5);

е) малый уменьшенный септаккорд (Cm7-5, Cm7f5, CO);

ж) уменьшенный (вводный) септаккорд (Cdim, CL).

 

В этом уроке мы рассмотрим два вида септаккордов: малый мажорный септаккорд (или доминантсептаккорд) и малый минорный септаккорд.

Малый мажорный септаккорд

Малому мажорному септаккорду или доминантсептаккорду соответствует миксолидийский лад (мажор с пониженной VII ступенью). Его звуки состоят из I, III, V и VII пониженной ступеней лада (см. рис. 20)

 

Чтобы быстрее понять и научиться строить любые доминантсептаккорды, выстроим их с помощью квадрата аккордов, с которым мы уже сталкивались в предыдущих уроках.

Необходимо заполнить пустые ячейки так, чтобы в каждом столбце находился малый мажорный септаккорд. При этом в первом столбце нота «До» должна являться тоникой аккорда, во втором столбце – терцией, в третьем – квинтой, и в четвертом – пониженной септимой. Задание выполняется в два этапа: 1) заполнить пустые ячейки латинскими обозначениями соответствующих нот; 2) расставить знаки альтерации в соответствии с получившимися тональностями.

 

7       С
 5     С  
3   С    
1 С      
7 Bf Gf Ef С
 5 G Ef С A
3 E С A Fs
1 С Af F D

 

 

Образец решения:


Малый минорный септаккорд

 

Малому минорному септаккорду соответствует лад натуральный минор. Исходя из этого, строим квадрат минорных септаккордов аналогично мажорным септаккордам:

 

7 Bf G Ef С
 5 G E С A
3 Ef С Af F
1 С A F D

 

Здесь можно также исходить из принципа понижения III ступени мажорного септаккорда.

Задание: 1) построить «квадраты» мажорных септаккордов от нот: Ef, Af, B; 2) построить «квадраты» минорных септаккордов от нот: D, Bf, Fs.

Уменьшенный септаккорд

 

Обозначение уменьшенного септаккорда произошло от английского diminished (уменьшенный), сокращенно – dim. Уменьшенному септаккорду соответствует уменьшенный лад (чередование тон-полутон), поэтому расстояние между его голосами будет

 

равным малой терции (см. рис. 23).

 

Проще всего построить уменьшенные септаккорды можно с помощью изученного ранее «квадрата аккордов». Особенность уменьшенного септаккорда состоит в том, что в каждой из четырех колонок будет располагаться, по сути, один и тот же уменьшенный септаккорд в обращении. Другая особенность уменьшенных септаккордов заключается в том, что при аранжировке какого-либо произведения, при уменьшенном септаккорде в басу можно брать любой из его звуков.

 

7 A Gf Ef С
 5 Gf Ef С A
3 Ef С A Fs
1 С A Fs Ds

 

Задание: построить «квадраты аккордов» от нот: B, Cs, Ef, Af, Bf, Fs.


Увеличенный септаккорд

 

 

Обозначение увеличенного септаккорда произошло от английского augmented (увеличенный), сокращенно – aug. Увеличенному септаккорду соответствует увеличенный (целотонный) лад (см. рис. 24).

 

Чтобы быстрее и правильней построить увеличенный септаккорд, можно также повысить на полтона пятую ступень доминантсептаккорда.

 

Задание: записать нотами увеличенные септаккорды с обращениями от всех двенадцати нот по квинтовому кругу по образцу (см. рис. 25).



Урок 7. Ближайшие ноты

Ближайшими являются ноты, которые не входят в состав данного аккорда, но разрешаются в какой-либо аккордовый звук. Другими словами, это проходящие либо вспомогательные ноты. Проходящими называются звуки, входящие в звукоряд аккорда, но не являющиеся непосредственно аккордовыми. Вспомогательными являются звуки, отстоящие от аккордовых на полтона. За проходящей или вспомогательной нотой обязательно должен следовать аккордовый звук. В противном случае эти ноты рассматриваются как неаккордовые.

     
 


При определении ближайших нот следует руководствоваться правилом: все ближайшие ноты должны быть короче следующих за ними аккордовых, и их длительность не должна превышать ¼ .

Правила гармонизации ближайших нот:

 

 

1. Ближайшая нота аккордового звукоряда (проходящая) гармонизуется уменьшенным септаккордом (см. рис. 32). (От мелодического голоса строится вниз уменьшенный септаккорд в тесном расположении). Таким образом, под проходящей  нотой образуется проходящий септаккорд. Бас при этом можно не менять.

 

 

2. Ближайшая хроматическая нота (вспомогательная) гармонизуется соответствующим хроматическим аккордом. Все звуки этого аккорда должны двигаться хроматически в одном направлении и переходить в ближайшие аккордовые ноты (см. рис. 33). Таким образом, под вспомогательной нотой образуется вспомогательный аккорд. Бас в медленных темпах рекомендуется сочетать с вспомогательным хроматическим аккордом.

Задание 1: гармонизовать мелодии. Обозначить:

                  «а» – аккордовые ноты;

                  «н/а» – неаккордовые ноты;

                  «б» – ближайшие ноты в звукоряде аккорда;


                  «хр» – ближайшие хроматические ноты.

 



Задание 2: расписать одну из гармонизованных мелодий для четырех труб.

 





Урок 8. «Напряженные» ноты

 

«Напряженными» называются ноты высоких ступеней аккорда. Высокими являются те ступени, которые не входят в состав данного аккорда, но входят в его звукоряд. Другими словами, это 9, 11, 13 ступени для септаккорда и 7, 9, 11, 13 ступени для трезвучий с секстой. По существу, эти высокие ступени являются аккордовыми нотами и обладают теми же свойствами, что и обычные аккордовые ноты низких ступеней. Здесь также интересно отметить, что все, так называемые, «неаккордовые» и «не ближайшие» ноты, с которыми мы встречались в предыдущих уроках, являются, по существу, аккордовыми функциями высоких ступеней, т.е. «напряженными» нотами.

Определение этих «напряженных» нот можно упростить, если помнить, что любая аккордовая нота высокой ступени располагается на один тон выше соответствующей аккордовой ноты низкой ступени. Исключение составляет 11 ступень в малом мажорном септаккорде. Там она в натуральном виде располагается на полтона выше третьей ступени и потому чаще всего бывает повышенной. Однако существуют случаи, когда она в натуральном виде звучит более эффектно, чем повышенная и наоборот. Следующий список показывает все «напряженные» ноты, имеющие практическое значение для определенного вида аккорда:

C6 – 7, 9 ступени;

Cm6 – 7, 9 ступени;

C7 – 9, s11, 13 ступени;

Cm7 – 9, 11 ступени;

Caug79, s11 ступени;

C L – любая нота, которая на 1 тон выше аккордовой ноты низких ступеней.

 

Таким образом, теперь можно грамотно определять функции тех нот, которые раньше квалифицировались как «неаккордовые» и «не ближайшие» ноты. В рис. 34 показан анализ мелодии с обозначением «напряженных» нот аккордов цифрами, указывающими высокую ступень данного аккорда.

 

 

«Напряженные» ноты гармонизуются способом, аналогичным тому, который применяется, когда мы гармонизуем «неаккордовую» ноту. То есть, чтобы гармонизовать «напряженную» ноту аккорда, нужно пропустить ближайшую к ней аккордовую ноту низкой ступени. В рис. 35 показана гармонизация предыдущего примера с применением указанного принципа.

 

Принцип определения «напряженных» нот аккорда ни в коем случае не должен затрагивать тех нот мелодии, которые можно определить как «ближайшие».

 


Задание 1: гармонизовать мелодии:


Задание 2: гармонизованную мелодию «б» расписать в широком расположении на двухстрочную партитуру в виде:

       1-я строка – саксофон-альт 1,2;

       2-я строка – саксофон-тенор 1,2.

 

Задержанное разрешение

 

Как видно из названия данной мелодической фигурации, задержанное разрешение – это разрешение ближайшей ноты в аккордовую. Но происходит оно дважды: сверху и снизу. В импровизации такой прием называется опеванием аккордовой ноты. Задержанное разрешение можно представить в любом из следующих видов:

 

       ближайшая нота верхняя

а)                                                                                      аккордовая нота

                  ближайшая нота нижняя

                  ближайшая нота верхняя

б)                                                                                      аккордовая нота

       ближайшая нота нижняя

 

 

Вот как это может выглядеть в нотном примере:

 

На рисунке 36 видно, что задержанное разрешение может состоять как из ближайших нот аккордового звукоряда, так и из ближайших хроматических нот. Исходя из этого нужно определять и порядок их гармонизации. Те ноты, которые мы определим как ближайшие ноты аккордового звукоряда, нужно гармонизовать уменьшенным септаккордом, а те ноты, которые мы определим как ближайшие хроматические – соответствующим хроматическим аккордом (см. рис. 37). Очень важно помнить, что при гармонизации ближайшей хроматической ноты в задержанном разрешении, ее звуки должны отстоять на полтона не от соседней ноты, а от той аккордовой ноты, в которую ведется задержанное разрешение.



Ритмическое упреждение

 

В практике современного инструментовщика нередко появляются случаи, когда требуется написать аранжировку на основе произведения, не имеющего отношения к эстрадно-джазовой музыке. Такими произведениями могут являться различные классические произведения, детские песенки, русские народные песни, произведения местных композиторов регионального значения, популярные мелодии и т.д. В таких случаях перед инструментовщиком появляется задача: сделать так, чтобы это произведение приняло «джазовое» звучание, то есть придать этой мелодии характер свинга. Кроме обогащения гармонической сетки широко применяется изменение самого ритма мелодии. Одним из способов изменения ритма мелодии является ритмическое упреждение.


Правило ритмического упреждения: ноту, приходящуюся на основную долю такта можно упредить путем взятия ее на ⅛ раньше положенного счета (см. рис. 40).

 

 

В данном примере способ ритмического упреждения используется везде, где только можно, однако наибольший эффект он дает в сочетании с основными долями такта, играемыми без упреждения (см. рис. 41).


При гармонизации ритмического упреждения, соответствующий упрежденной ноте аккорд также должен браться с упреждением (на ⅛ раньше).

 

 

Следующий пример показывает гармонизацию мелодии с применением задержанного разрешения, двойного хроматического приближения и ритмического упреждения (см. рис. 43).

     
 


Задание: гармонизовать мелодии:


 



Независимое разрешение

 

Основным принципом независимого разрешения является то, что в то время, когда мелодический голос разрешается в аккордовую ноту, три нижних голоса в это время идут навстречу либо параллельно ему на интервал, равный малой секунде (½ тона). Существует шесть видов независимого разрешения:

 

а) верхний голос идет вверх на тон, нижние – вверх на полтона:

 

б) верхний голос идет вниз на тон, нижние – вниз на полтона:

 

 

в) верхний голос идет вверх на полтона, нижние – вниз на полтона:

 

 

г) верхний голос идет вниз на полтона, нижние – вверх на полтона:

 

 

д) верхний голос повторяется, нижние идут вверх на полтона:

 

 

е) верхний голос повторяется, нижние идут вниз на полтона:

 

Для использования любого из этих шести видов независимого разрешения, ближайший разрешающийся аккорд должен иметь логическую структуру (правильное построение). Расстояние между голосами не должно быть больше чистой кварты и меньше большой секунды. Необходимо ограничиться от применения независимого разрешения при возникновении неправильной структуры разрешающегося аккорда (см. рис. 64, 65).

 

     
 
 

     
 
 


Задание: гармонизовать мелодию:











Диатоническое разрешение

 

При диатоническом разрешении используются только основные ступени звукоряда. Все голоса ближайшего аккорда разрешаются по основным ступеням гаммы и движутся в одном направлении с ведущим голосом. Ближайшая нота в мелодии при этом не обязательно должна разрешаться в аккордовый звук.

Наибольший эффект диатоническое разрешение принимает при плагальных оборотах (тонико-субдоминантовых соотношениях). То есть, это либо движение от субдоминанты в тонику (S–T), либо от тоники в субдоминанту (T–S). В рисунках 66 и 67 показаны примеры применения диатонического разрешения.

 

 

от субдоминанты в тонику:

 

 

от тоники в субдоминанту:

 


Задание: гармонизовать мелодию, используя диатоническое разрешение в местах, отмеченных звездочкой:

 


Параллельное разрешение

 

Данный способ разрешения ближайшей ноты аналогичен хроматическому приближению. При этом разрешении все голоса гармонии движутся в направлении верхнего голоса и параллельно ему, то есть на одинаковый с ним интервал. Но этот интервал не должен превышать большой секунды (так как это уже не будет являться разрешением).

 

Задание: гармонизовать мелодию:


 

Доминантное разрешение

 

Этот способ разрешения очень эффективен ввиду того, что представляет собой разрешение с естественным тяготением доминанты в тонику. Суть такого разрешения состоит в том, что ближайшая нота, разрешающаяся в аккордовую, гармонизуется каким-либо альтерированным малым мажорным септаккордом, являющимся доминантсептаккордом к тому аккорду, в который он разрешается. Например, аккорд, разрешающийся в С, будет состоять из какого-нибудь альтерированного аккорда G7, а аккорд, переходящий

 

в любой тип аккорда B f должен быть альтерированным аккордом F7 (см. рис. 69).

 

Для достижения наибольшего эффекта разрешения можно использовать следующие варианты V7:

 

V7-5 ; V7-9 ; V7+5 ; V7+9 ; V7-5/-9 ; V7+5/-9 ; V7+5/+9.

 

В рисунке 70 показан пример гармонизации мелодии с использованием доминантного разрешения:

 

 

Если сравнить способы гармонизации ближайших нот, рассмотренных в этом уроке, можно обнаружить, что они являются разновидностью тех приемов гармонизации ближайших нот, которые были пройдены ранее. Например, гармонизация ближайших нот звукоряда аккорда уменьшенным септаккордом является просто особым случаем применения доминантного разрешения, а гармонизация ближайшей хроматической ноты есть ничто иное, как применение параллельного разрешения. Рисунок 71 показывает четырехголосную гармонизацию мелодии с применением новых способов гармонизации проходящих и вспомогательных нот. Для наглядности ноты, гармонизованные вышеизученными способами, отмечены соответствующими обозначениями: «н» – независимое разрешение, «диа» – диатоническое разрешение, «п» – параллельное разрешение, «дом» – доминантное разрешение.

 

 

 

Задание: гармонизовать мелодию, используя доминантное разрешение в местах, отмеченных звездочкой:


Среди большого разнообразия способов разрешения, описанных в этом и предыдущих уроках, не существует какого-то универсального или «наиболее лучшего» способа гармонизации мелодии. Решающими факторами при выборе того или иного способа гармонизации будут являться стиль произведения и музыкальный вкус, который будет со временем улучшаться по мере получения знаний и опыта. Только при тщательном изучении звучания того или иного перехода можно добиться качественного звучания выбранной мелодии.

 



Урок 13. Пятиголосие

 

До сих пор мы имели дело с аккордами, состоящими из четырех звуков. Очень часто инструментовщику приходится сталкиваться с тем, что гармонизованную мелодию необходимо расписать на группу, состоящую из пяти инструментов (например, группа саксофонов). Для этого четырехголосие нужно «превратить» в пятиголосие. Существует очень простой прием: ведущий (мелодический) голос дублируется вниз на октаву. Тем самым не только обогащается звучание гармонии, но и подчеркивается мелодия.


Рисунки 72, 73 показывают пример такого «превращения»:

 


Задание: Одну из гармонизованных мелодий предыдущего урока написать в пятиголосном складе и расписать ее на группу саксофонов (2 альта, 2 тенора, баритон)

 

Основные четырехзвучные аккорды

Урок 1. Трезвучия с секстой

 

В современной эстрадной и джазовой музыке очень редко применяются трехзвучные аккорды, так как они не дают звучанию особого «джазового» колорита. Для более полного звучания в аккорде должно быть не менее четырех звуков. В этом уроке мы познакомимся с трезвучием с секстой. В его основе лежит I, III, V и VI ступень мажора или минора (см. рис. 1).

 

Сейчас важно понять и научиться строить любые мажорные и минорные трезвучия с секстой. Это достигается разработкой «квадрата аккордов», показанного ниже.

 

6       С
 5     С  
3   С    
1 С      

Необходимо заполнить пустые ячейки так, чтобы в каждом столбце находилось трезвучие с секстой. При этом в первом столбце нота «До» должна являться тоникой аккорда, во втором столбце – терцией, в третьем – квинтой, и в четвертом – секстой. Задание выполняется в два этапа: 1) заполнить пустые ячейки латинскими обозначениями соответствующих нот; 2) расставить знаки альтерации в соответствии с получившимися тональностями.

6 A F D С
 5 G Ef С Bf
3 E С A G
1 С Af F Ef

 

 

  Образец решения:

 

Аналогичным способом строится блок минорных трезвучий с секстой:

 

6 A Fs D С
 5 G E С Bf
3 Ef С Af Gf
1 С A F Ef

 

Необходимо помнить, что в миноре секста так же, как и в мажоре, большая, то есть, минорному трезвучию с секстой соответствует дорийский минор.

Задание: 1) построить «квадраты» мажорных трезвучий с секстой от нот: D, E, F, G, A, B; 2) построить «квадраты» минорных трезвучий с секстой от нот: Af, Cs, Ef, Fs, Bf.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 394.