Бас-гитара (контрабас) ( Bass)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Басовый голос играет огромную роль в ритм-секции. Он создает ритмо-гармоническую основу всего произведения. Поэтому при инструментовке произведения особую роль необходимо отдать написанию партии для бас-гитары.

В современных эстрадных ансамблях и оркестрах применяются: четырехструнная, пятиструнная и шестиструнная бас-гитары со следующей настройкой струн:

Но основным инструментом является четырехструнная бас-гитара, поэтому все оркестровые партии пишут именно для нее. Басовая партия может опираться:

 

а) на аккордовые звуки гармонии:

 

б) на комбинации с вспомогательными и проходящими звуками:

 

в) на комбинации с альтерированными ступенями:

 

 

г) на опевание основных ступеней:

 

 

д) на мелодико-гармоническое обыгрывание:

 

Необходимо связывать партию баса с другими басовыми инструментами (например, саксофон-баритон или басовый тромбон). Плохо, когда при основном тоне у бас-гитары в это же время у какого-либо духового басового голоса – терцовый тон этого же аккорда. Всегда хорошо, когда бас идет в сторону, противоположную мелодии. Партию баса можно записывать и буквенно-цифровыми обозначениями. Иногда партию баса выписывают нотами только частично (если необходимо подчеркнуть общие ритмические рисунки), а в целом пишут буквенно-цифровые обозначения.

3. Гитара ( Guitar)

 

В эстрадных оркестрах и ансамблях применяется, в основном, электрогитара (плектр-гитара) со следующей настройкой струн:

Гитара может выполнять как гармоническую, так и мелодическую функцию. Мы рассмотрим ее больше как гармонический инструмент. Гитара вместе с басом поддерживает как гармонию, так и ритм всего произведения. Партия аккомпанирующей гитары записывается буквенно-цифровыми обозначениями с указанием ритмического рисунка, хотя иногда применяется и нотная запись:

 

     
 

При написании партии гитары для биг-бэнда необходимо соблюдать «правило занятого звука». То есть, каждый аккорд, исполняемый духовой группой, должен совпадать с аккордом, исполняемым гитарой с учетом всех альтераций, замен, задержаний и т.д. Особенно это касается туттийных мест. Однако, если смена аккордов происходит очень часто (при движении гармонизованной мелодии мелкими длительностями), то в этом случае перегружать партию гитары не стоит, а нужно написать аккорд основной гармонии. Также при быстрой смене сложных гармонических последовательностей (например, в стиле би-боп) следует записывать партию гитары без учета басового голоса, так называемыми, четырехзвучными аккордами. Если гитаре необходимо подчеркнуть мелодическое движение, то не обязательно записывать аккорды нотами. Достаточно написать верхний мелодический голос, а сверху буквенно-цифровые обозначения аккордов.

Мелодия на гитаре чаще исполняется одноголосно, терциями или октавами. Иногда, чтобы добиться особого эффекта, используются звуковые процессоры и преобразователи. В таких случаях сверху над партией пишется название эффекта (fuzz, distortion, flanger, wah-wah, overdrive и т.д.)







Фортепиано ( Piano)

 

 

Фортепиано в эстрадном оркестре или ансамбле может выполнять как ритмическую функцию, так и гармоническую и мелодическую. При написании партии для фортепиано необходимо исходить либо из нужного стиля игры, либо из требований аранжировки. Простейшая фортепианная партия, позволяющая пианисту наибольшую свободу действий, представляет из себя комбинацию партии баса и гитары. Иногда при отсутствии гитары фортепиано может заменять ее ритмической пульсацией. На основе этой схемы от пианиста требуется создание соответствующего ритмического сопровождения (см. рис. 18).

При написании полнозвучного фортепианного сопровождения эффектным приемом является встречная «мелодия большого пальца». Этот способ заключается в том, что самый нижний голос гармонического трехголосия в правой руке образует непрерывную встречную мелодическую линию, в то время как два верхних голоса акцентируются на втором и четвертом битах (левая рука акцентирует первый и третий бит) (см. рис. 19).


 Если можно рассчитывать на хорошего пианиста-импровизатора, то партию фортепиано можно излагать и в буквенно-цифровых обозначениях. Что касается оркестровых tutti, общих акцентов, унисонов и т.д., то здесь нужно обязательно выписывать фактуру партии фортепиано нотами, так как иначе намерения аранжировщика будут нарушены.

Мелодия на фортепиано может излагаться в следующих видах:

- удвоение через октаву;

- параллельные аккордовые склады;

- блок-аккорды (block-still);

- мелодия с аккордами (правая рука – мелодия, левая – аккорды).

Материал данного урока нельзя рассматривать как полный анализ инструментов ритмической группы. Для этого требуется тщательное изучение каждого инструмента в отдельности, что не входит в объем данного курса. Материал урока является скорее общим руководством, помогающим начинающему инструментовщику писать партии для ритм-секции.

Задание: сочинить и записать все возможные партии инструментов ритм-секции на одну из тем (на выбор): «Спустись с небес, Моисей» (В.Симоненко. «Мелодии джаза», стр. 24); «Больница Святого Джеймса» (В.Симоненко. «Мелодии джаза», стр. 29)


Урок 3. Доминантсептаккорд

В современной эстрадной музыке существует семь основных видов септаккордов:

а) большой мажорный септаккорд (Cmaj7, C+7);

б) большой минорный септаккорд (Cm+7);

в) малый мажорный септаккорд (C7);

г) малый минорный септаккорд (Cm7);

д) малый увеличенный септаккорд (Caug7, C7+5, C7s5);

е) малый уменьшенный септаккорд (Cm7-5, Cm7f5, CO);

ж) уменьшенный (вводный) септаккорд (Cdim, CL).

 

В этом уроке мы рассмотрим два вида септаккордов: малый мажорный септаккорд (или доминантсептаккорд) и малый минорный септаккорд.

Малый мажорный септаккорд

Малому мажорному септаккорду или доминантсептаккорду соответствует миксолидийский лад (мажор с пониженной VII ступенью). Его звуки состоят из I, III, V и VII пониженной ступеней лада (см. рис. 20)

 

Чтобы быстрее понять и научиться строить любые доминантсептаккорды, выстроим их с помощью квадрата аккордов, с которым мы уже сталкивались в предыдущих уроках.

Необходимо заполнить пустые ячейки так, чтобы в каждом столбце находился малый мажорный септаккорд. При этом в первом столбце нота «До» должна являться тоникой аккорда, во втором столбце – терцией, в третьем – квинтой, и в четвертом – пониженной септимой. Задание выполняется в два этапа: 1) заполнить пустые ячейки латинскими обозначениями соответствующих нот; 2) расставить знаки альтерации в соответствии с получившимися тональностями.

 

7       С
 5     С  
3   С    
1 С      
7 Bf Gf Ef С
 5 G Ef С A
3 E С A Fs
1 С Af F D

 

 

Образец решения:


Малый минорный септаккорд

 

Малому минорному септаккорду соответствует лад натуральный минор. Исходя из этого, строим квадрат минорных септаккордов аналогично мажорным септаккордам:

 

7 Bf G Ef С
 5 G E С A
3 Ef С Af F
1 С A F D

 

Здесь можно также исходить из принципа понижения III ступени мажорного септаккорда.

Задание: 1) построить «квадраты» мажорных септаккордов от нот: Ef, Af, B; 2) построить «квадраты» минорных септаккордов от нот: D, Bf, Fs.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 225.