Басовый голос играет огромную роль в ритм-секции. Он создает ритмо-гармоническую основу всего произведения. Поэтому при инструментовке произведения особую роль необходимо отдать написанию партии для бас-гитары.
В современных эстрадных ансамблях и оркестрах применяются: четырехструнная, пятиструнная и шестиструнная бас-гитары со следующей настройкой струн:
Но основным инструментом является четырехструнная бас-гитара, поэтому все оркестровые партии пишут именно для нее. Басовая партия может опираться:
![]() |
а) на аккордовые звуки гармонии:
б) на комбинации с вспомогательными и проходящими звуками:
![]() |
в) на комбинации с альтерированными ступенями:
![]() |
![]() |
![]() |
Необходимо связывать партию баса с другими басовыми инструментами (например, саксофон-баритон или басовый тромбон). Плохо, когда при основном тоне у бас-гитары в это же время у какого-либо духового басового голоса – терцовый тон этого же аккорда. Всегда хорошо, когда бас идет в сторону, противоположную мелодии. Партию баса можно записывать и буквенно-цифровыми обозначениями. Иногда партию баса выписывают нотами только частично (если необходимо подчеркнуть общие ритмические рисунки), а в целом пишут буквенно-цифровые обозначения.
3. Гитара ( Guitar)
В эстрадных оркестрах и ансамблях применяется, в основном, электрогитара (плектр-гитара) со следующей настройкой струн:
Гитара может выполнять как гармоническую, так и мелодическую функцию. Мы рассмотрим ее больше как гармонический инструмент. Гитара вместе с басом поддерживает как гармонию, так и ритм всего произведения. Партия аккомпанирующей гитары записывается буквенно-цифровыми обозначениями с указанием ритмического рисунка, хотя иногда применяется и нотная запись:
![]() | ![]() | ||
При написании партии гитары для биг-бэнда необходимо соблюдать «правило занятого звука». То есть, каждый аккорд, исполняемый духовой группой, должен совпадать с аккордом, исполняемым гитарой с учетом всех альтераций, замен, задержаний и т.д. Особенно это касается туттийных мест. Однако, если смена аккордов происходит очень часто (при движении гармонизованной мелодии мелкими длительностями), то в этом случае перегружать партию гитары не стоит, а нужно написать аккорд основной гармонии. Также при быстрой смене сложных гармонических последовательностей (например, в стиле би-боп) следует записывать партию гитары без учета басового голоса, так называемыми, четырехзвучными аккордами. Если гитаре необходимо подчеркнуть мелодическое движение, то не обязательно записывать аккорды нотами. Достаточно написать верхний мелодический голос, а сверху буквенно-цифровые обозначения аккордов.
Мелодия на гитаре чаще исполняется одноголосно, терциями или октавами. Иногда, чтобы добиться особого эффекта, используются звуковые процессоры и преобразователи. В таких случаях сверху над партией пишется название эффекта (fuzz, distortion, flanger, wah-wah, overdrive и т.д.)
Фортепиано ( Piano)
![]() |
При написании полнозвучного фортепианного сопровождения эффектным приемом является встречная «мелодия большого пальца». Этот способ заключается в том, что самый нижний голос гармонического трехголосия в правой руке образует непрерывную встречную мелодическую линию, в то время как два верхних голоса акцентируются на втором и четвертом битах (левая рука акцентирует первый и третий бит) (см. рис. 19).
Если можно рассчитывать на хорошего пианиста-импровизатора, то партию фортепиано можно излагать и в буквенно-цифровых обозначениях. Что касается оркестровых tutti, общих акцентов, унисонов и т.д., то здесь нужно обязательно выписывать фактуру партии фортепиано нотами, так как иначе намерения аранжировщика будут нарушены.
Мелодия на фортепиано может излагаться в следующих видах:
- удвоение через октаву;
- параллельные аккордовые склады;
- блок-аккорды (block-still);
- мелодия с аккордами (правая рука – мелодия, левая – аккорды).
Материал данного урока нельзя рассматривать как полный анализ инструментов ритмической группы. Для этого требуется тщательное изучение каждого инструмента в отдельности, что не входит в объем данного курса. Материал урока является скорее общим руководством, помогающим начинающему инструментовщику писать партии для ритм-секции.
Задание: сочинить и записать все возможные партии инструментов ритм-секции на одну из тем (на выбор): «Спустись с небес, Моисей» (В.Симоненко. «Мелодии джаза», стр. 24); «Больница Святого Джеймса» (В.Симоненко. «Мелодии джаза», стр. 29)
Урок 3. Доминантсептаккорд
В современной эстрадной музыке существует семь основных видов септаккордов:
а) большой мажорный септаккорд (Cmaj7, C+7);
б) большой минорный септаккорд (Cm+7);
в) малый мажорный септаккорд (C7);
г) малый минорный септаккорд (Cm7);
д) малый увеличенный септаккорд (Caug7, C7+5, C7s5);
е) малый уменьшенный септаккорд (Cm7-5, Cm7f5, CO);
ж) уменьшенный (вводный) септаккорд (Cdim, CL).
В этом уроке мы рассмотрим два вида септаккордов: малый мажорный септаккорд (или доминантсептаккорд) и малый минорный септаккорд.
Малый мажорный септаккорд
Малому мажорному септаккорду или доминантсептаккорду соответствует миксолидийский лад (мажор с пониженной VII ступенью). Его звуки состоят из I, III, V и VII пониженной ступеней лада (см. рис. 20)
![]() |
Чтобы быстрее понять и научиться строить любые доминантсептаккорды, выстроим их с помощью квадрата аккордов, с которым мы уже сталкивались в предыдущих уроках.
Необходимо заполнить пустые ячейки так, чтобы в каждом столбце находился малый мажорный септаккорд. При этом в первом столбце нота «До» должна являться тоникой аккорда, во втором столбце – терцией, в третьем – квинтой, и в четвертом – пониженной септимой. Задание выполняется в два этапа: 1) заполнить пустые ячейки латинскими обозначениями соответствующих нот; 2) расставить знаки альтерации в соответствии с получившимися тональностями.
7 | С | |||
5 | С | |||
3 | С | |||
1 | С |
7 | Bf | Gf | Ef | С |
5 | G | Ef | С | A |
3 | E | С | A | Fs |
1 | С | Af | F | D |
Образец решения:
Малый минорный септаккорд
Малому минорному септаккорду соответствует лад натуральный минор. Исходя из этого, строим квадрат минорных септаккордов аналогично мажорным септаккордам:
7 | Bf | G | Ef | С |
5 | G | E | С | A |
3 | Ef | С | Af | F |
1 | С | A | F | D |
Здесь можно также исходить из принципа понижения III ступени мажорного септаккорда.
Задание: 1) построить «квадраты» мажорных септаккордов от нот: Ef, Af, B; 2) построить «квадраты» минорных септаккордов от нот: D, Bf, Fs.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 271.