Четырехголосная гармонизация мелодии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В последующих уроках мы научимся гармонизовать мелодии соответствующими четырехзвучными аккордами. Принцип такой гармонизации состоит в том, что каждый звук мелодии, независимо от его длительности, гармонизуется отдельно соответствующим аккордом в тесном расположении. Таким образом, научившись грамотно гармонизовать мелодию, у аранжировщика открывается возможность расписать эту мелодию полностью для любой из групп эстрадного оркестра. При условии правильно написанной партитуры и надлежащей инструментовки, такая, хоть и совсем простая, гармонизация дает то самое профессиональное звучание, которым отличаются многие ведущие оркестры. Рассмотрим некоторые правила гармонизации мелодии.

 

Урок 6. Аккордовые и неаккордовые ноты

 

Работая с популярными и традиционными мелодиями в процессе инструментовки произведения можно заметить, что не все ноты мелодии принадлежат к соответствующим им аккордам. Поэтому, прежде чем начать ее гармонизацию, нужно проанализировать мелодию с точки зрения аккордовых и неаккордовых нот. Обозначим каждую ноту мелодии буквами: «а» – аккордовая нота, «н/а» – неаккордовая нота (см. рис. 26)

 

После того, как мы определили аккордовые и неаккордовые ноты, их нужно гармонизовать, то есть, построить под каждой из них соответствующий аккорд. Для этого существует несколько правил.

 

1. При гармонизации аккордовой ноты под ней строится соответствующий аккорд в тесном расположении. Для этого к первому голосу аккорда в мелодии мы достраиваем три недостающих (см. рис. 27).

 

 

2. При гармонизации неаккордовой ноты под ней строится соответствующий аккорд в тесном расположении, причем верхняя аккордовая нота, ближайшая к мелодии, исключается (см. рис. 28).

В случае, когда три нижних голоса двух смежных аккордов остаются неизменными, то плавность гармонии достигается больше путем задержки этих голосов на первом аккорде, чем их вторичным взятием (см. рис. 29).

     
 

     
 

Другой случай применения вышеуказанного приема возникает тогда, когда повторяются и мелодия, и нижние голоса. Здесь можно вести только верхний голос, а три нижних задержать (см. рис. 30). Такой способ гораздо эффективнее в плавных балладах, чем в быстрых темпах и мелодиях типа «свинг». Также он обычно больше используется в партиях для саксофонов, чем в партиях для других инструментов.

 

Задание: гармонизовать мелодии:

 

 

 

 






Урок 7. Ближайшие ноты

Ближайшими являются ноты, которые не входят в состав данного аккорда, но разрешаются в какой-либо аккордовый звук. Другими словами, это проходящие либо вспомогательные ноты. Проходящими называются звуки, входящие в звукоряд аккорда, но не являющиеся непосредственно аккордовыми. Вспомогательными являются звуки, отстоящие от аккордовых на полтона. За проходящей или вспомогательной нотой обязательно должен следовать аккордовый звук. В противном случае эти ноты рассматриваются как неаккордовые.

     
 


При определении ближайших нот следует руководствоваться правилом: все ближайшие ноты должны быть короче следующих за ними аккордовых, и их длительность не должна превышать ¼ .

Правила гармонизации ближайших нот:

 

 

1. Ближайшая нота аккордового звукоряда (проходящая) гармонизуется уменьшенным септаккордом (см. рис. 32). (От мелодического голоса строится вниз уменьшенный септаккорд в тесном расположении). Таким образом, под проходящей  нотой образуется проходящий септаккорд. Бас при этом можно не менять.

 

 

2. Ближайшая хроматическая нота (вспомогательная) гармонизуется соответствующим хроматическим аккордом. Все звуки этого аккорда должны двигаться хроматически в одном направлении и переходить в ближайшие аккордовые ноты (см. рис. 33). Таким образом, под вспомогательной нотой образуется вспомогательный аккорд. Бас в медленных темпах рекомендуется сочетать с вспомогательным хроматическим аккордом.

Задание 1: гармонизовать мелодии. Обозначить:

                  «а» – аккордовые ноты;

                  «н/а» – неаккордовые ноты;

                  «б» – ближайшие ноты в звукоряде аккорда;


                  «хр» – ближайшие хроматические ноты.

 



Задание 2: расписать одну из гармонизованных мелодий для четырех труб.

 





Урок 8. «Напряженные» ноты

 

«Напряженными» называются ноты высоких ступеней аккорда. Высокими являются те ступени, которые не входят в состав данного аккорда, но входят в его звукоряд. Другими словами, это 9, 11, 13 ступени для септаккорда и 7, 9, 11, 13 ступени для трезвучий с секстой. По существу, эти высокие ступени являются аккордовыми нотами и обладают теми же свойствами, что и обычные аккордовые ноты низких ступеней. Здесь также интересно отметить, что все, так называемые, «неаккордовые» и «не ближайшие» ноты, с которыми мы встречались в предыдущих уроках, являются, по существу, аккордовыми функциями высоких ступеней, т.е. «напряженными» нотами.

Определение этих «напряженных» нот можно упростить, если помнить, что любая аккордовая нота высокой ступени располагается на один тон выше соответствующей аккордовой ноты низкой ступени. Исключение составляет 11 ступень в малом мажорном септаккорде. Там она в натуральном виде располагается на полтона выше третьей ступени и потому чаще всего бывает повышенной. Однако существуют случаи, когда она в натуральном виде звучит более эффектно, чем повышенная и наоборот. Следующий список показывает все «напряженные» ноты, имеющие практическое значение для определенного вида аккорда:

C6 – 7, 9 ступени;

Cm6 – 7, 9 ступени;

C7 – 9, s11, 13 ступени;

Cm7 – 9, 11 ступени;

Caug79, s11 ступени;

C L – любая нота, которая на 1 тон выше аккордовой ноты низких ступеней.

 

Таким образом, теперь можно грамотно определять функции тех нот, которые раньше квалифицировались как «неаккордовые» и «не ближайшие» ноты. В рис. 34 показан анализ мелодии с обозначением «напряженных» нот аккордов цифрами, указывающими высокую ступень данного аккорда.

 

 

«Напряженные» ноты гармонизуются способом, аналогичным тому, который применяется, когда мы гармонизуем «неаккордовую» ноту. То есть, чтобы гармонизовать «напряженную» ноту аккорда, нужно пропустить ближайшую к ней аккордовую ноту низкой ступени. В рис. 35 показана гармонизация предыдущего примера с применением указанного принципа.

 

Принцип определения «напряженных» нот аккорда ни в коем случае не должен затрагивать тех нот мелодии, которые можно определить как «ближайшие».

 


Задание 1: гармонизовать мелодии:


Задание 2: гармонизованную мелодию «б» расписать в широком расположении на двухстрочную партитуру в виде:

       1-я строка – саксофон-альт 1,2;

       2-я строка – саксофон-тенор 1,2.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 164.