Хроматическое приближение. Ритмическое упреждение
В этом уроке мы рассмотрим две мелодические фигурации, образованные ближайшими нотами. Это задержанное разрешение и двойное хроматическое приближение.
Задержанное разрешение
Как видно из названия данной мелодической фигурации, задержанное разрешение – это разрешение ближайшей ноты в аккордовую. Но происходит оно дважды: сверху и снизу. В импровизации такой прием называется опеванием аккордовой ноты. Задержанное разрешение можно представить в любом из следующих видов:
ближайшая нота верхняя
а) аккордовая нота
ближайшая нота нижняя
ближайшая нота верхняя
б) аккордовая нота
ближайшая нота нижняя
Двойное хроматическое приближение
Двойное хроматическое приближение гармонизуется способом, аналогичным тому, который применялся при гармонизации обычного хроматического приближения в уроке 7. Обе хроматические ноты гармонизуются соответствующими хроматическими аккордами, двигающимися в одном направлении и разрешающиеся в аккордовые ноты (см. рис. 39). Для удобства гармонизации рекомендуется сначала гармонизовать аккордовую ноту, а затем, по очереди, предыдущие хроматические ноты.
Ритмическое упреждение
В практике современного инструментовщика нередко появляются случаи, когда требуется написать аранжировку на основе произведения, не имеющего отношения к эстрадно-джазовой музыке. Такими произведениями могут являться различные классические произведения, детские песенки, русские народные песни, произведения местных композиторов регионального значения, популярные мелодии и т.д. В таких случаях перед инструментовщиком появляется задача: сделать так, чтобы это произведение приняло «джазовое» звучание, то есть придать этой мелодии характер свинга. Кроме обогащения гармонической сетки широко применяется изменение самого ритма мелодии. Одним из способов изменения ритма мелодии является ритмическое упреждение.
Правило ритмического упреждения: ноту, приходящуюся на основную долю такта можно упредить путем взятия ее на ⅛ раньше положенного счета (см. рис. 40).
В данном примере способ ритмического упреждения используется везде, где только можно, однако наибольший эффект он дает в сочетании с основными долями такта, играемыми без упреждения (см. рис. 41).
При гармонизации ритмического упреждения, соответствующий упрежденной ноте аккорд также должен браться с упреждением (на ⅛ раньше).
Следующий пример показывает гармонизацию мелодии с применением задержанного разрешения, двойного хроматического приближения и ритмического упреждения (см. рис. 43).
Задание: гармонизовать мелодии:
Дата: 2019-07-24, просмотров: 281.