Урок 9. Задержанное разрешение и двойное
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Хроматическое приближение. Ритмическое упреждение

 

В этом уроке мы рассмотрим две мелодические фигурации, образованные ближайшими нотами. Это задержанное разрешение и двойное хроматическое приближение.

Задержанное разрешение

 

Как видно из названия данной мелодической фигурации, задержанное разрешение – это разрешение ближайшей ноты в аккордовую. Но происходит оно дважды: сверху и снизу. В импровизации такой прием называется опеванием аккордовой ноты. Задержанное разрешение можно представить в любом из следующих видов:

 

       ближайшая нота верхняя

а)                                                                                      аккордовая нота

                  ближайшая нота нижняя

                  ближайшая нота верхняя

б)                                                                                      аккордовая нота

       ближайшая нота нижняя

 

 

Вот как это может выглядеть в нотном примере:

 

На рисунке 36 видно, что задержанное разрешение может состоять как из ближайших нот аккордового звукоряда, так и из ближайших хроматических нот. Исходя из этого нужно определять и порядок их гармонизации. Те ноты, которые мы определим как ближайшие ноты аккордового звукоряда, нужно гармонизовать уменьшенным септаккордом, а те ноты, которые мы определим как ближайшие хроматические – соответствующим хроматическим аккордом (см. рис. 37). Очень важно помнить, что при гармонизации ближайшей хроматической ноты в задержанном разрешении, ее звуки должны отстоять на полтона не от соседней ноты, а от той аккордовой ноты, в которую ведется задержанное разрешение.



Двойное хроматическое приближение

 

 

В этой мелодической фигурации используется движение из одной аккордовой ноты в другую через две хроматические ноты, следующие в одном направлении (см. рис. 38).

 

Двойное хроматическое приближение гармонизуется способом, аналогичным тому, который применялся при гармонизации обычного хроматического приближения в уроке 7. Обе хроматические ноты гармонизуются соответствующими хроматическими аккордами, двигающимися в одном направлении и разрешающиеся в аккордовые ноты (см. рис. 39). Для удобства гармонизации рекомендуется сначала гармонизовать аккордовую ноту, а затем, по очереди, предыдущие хроматические ноты.

 



Ритмическое упреждение

 

В практике современного инструментовщика нередко появляются случаи, когда требуется написать аранжировку на основе произведения, не имеющего отношения к эстрадно-джазовой музыке. Такими произведениями могут являться различные классические произведения, детские песенки, русские народные песни, произведения местных композиторов регионального значения, популярные мелодии и т.д. В таких случаях перед инструментовщиком появляется задача: сделать так, чтобы это произведение приняло «джазовое» звучание, то есть придать этой мелодии характер свинга. Кроме обогащения гармонической сетки широко применяется изменение самого ритма мелодии. Одним из способов изменения ритма мелодии является ритмическое упреждение.


Правило ритмического упреждения: ноту, приходящуюся на основную долю такта можно упредить путем взятия ее на ⅛ раньше положенного счета (см. рис. 40).

 

 

В данном примере способ ритмического упреждения используется везде, где только можно, однако наибольший эффект он дает в сочетании с основными долями такта, играемыми без упреждения (см. рис. 41).


При гармонизации ритмического упреждения, соответствующий упрежденной ноте аккорд также должен браться с упреждением (на ⅛ раньше).

 

 

Следующий пример показывает гармонизацию мелодии с применением задержанного разрешения, двойного хроматического приближения и ритмического упреждения (см. рис. 43).

     
 


Задание: гармонизовать мелодии:


 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 281.