Экономические свойства товара
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Говоря о товаре с позиции исследования общих принципов экономической теории, следует выделить, что он двояко ценен, имеет два непосредственно чувственно воспринимаемых свой­ства - потребительную стоимость (полезность) и цену (мено­вую стоимость).

Потребительная стоимость (полезность) - это способ­ность вещи удовлетворять какие-либо потребности людей. На­пример, фонарик освещает дорогу, по которой идет человек. Лишь полезная вещь или услуга могут претендовать на то, чтобы называться товаром. Но только та потребительная сто­имость становится товаром, которая произведена для других, обладает общественной потребительной стоимостью.

Цена (меновая стоимость) - количественная пропорция, в которой один товар обменивается на другой. Например: одно шило обменивается на один кусок мыла. Какова цена шила? Кусок мыла.

Потребительная стоимость (полезность) и цена (меновая стоимость) составляют пару, без одного нет другого.

 

Свободная цена товара

 

Как свободный рынок, так и свободная цена товара имеет математически точное выражение. Данные категории способ­ны стать базой для формирования экономико-математических графических моделей. Для этого необходимо обосновать сис­тему экономико-математических координат. В математике по­строение графиков связано с декартовской системой коорди­нат. В экономической науке ничего подобного никто никогда не обосновывал, поэтому любые графические изображения - не более чем субъективное мнение отдельного автора.

Свободная цена товара, т. е. такая цена, на которую ничто не влияет и она сама ни на что не оказывает никакого влия­ния, - это нуль, исходный пункт для построения системы ко­ординат, точка отсчета. Без данного представления, признавае­мого всеми экономистами аксиомой, нельзя построить ни од­ного графика, нельзя создать ни одной экономико-математи­ческой модели. Систему координат, сформированную на основе представления о свободной цене товара, отражающей совокуп­ный спрос и совокупное предложение, характеризует схема 2.1.1.2. Модель будет трехмерной, если спрос и предложение станут отражать скрещивающиеся прямые, например, перпен­дикулярные оси Оу

 

2.1.2. Основные концепции ценообразования

 

К основным концепциям ценообразования, к которым чаще всего прибегают в научных исследованиях и которые традици­онно излагаются в учебных курсах, относятся:

• теория спроса и предложения;

• теория предельной полезности;

• трудовая теория стоимости;

• математические теории цен.

Рассмотрим их с учетом того, что заключение об объектив­ности или необъективности, практичности или непрактичнос­ти, истинности или ложности должны делать сами читатели.

 

Теория спроса и предложения

 

Анализ теории начнем с основных определений, которые в ней используются.

Спрос - это потребность в товаре, подкрепленная платеже­способностью. Платежеспособность покупателя зависит от цены. Соответственно, величина спроса выражает то количество това­ров, которое потенциально мог бы купить потребитель.

Закон спроса характеризует количественную зависимость платежеспособного спроса от цены, которая является обратно пропорциональной: с ростом цены платежеспособный спрос сокращается, с уменьшением цены платежеспособный спрос увеличивается. Закон спроса иллюстрирует схема 2.1.2.1.

 

Предложение — это товары, представленные на рынке. Оно зависит от цены. Соответственно, объем предложения пред­ставляет собой товарную массу, предлагаемую к продаже.

Закон предложения характеризует количественную зависи­мость объема предложения от цены товара, которая является прямо пропорциональной: с ростом цены предложение увели­чивается, с падением цены предложение сокращается. Закон предложения иллюстрирует схема 2.1.2.2.

Таким образом, согласно рассматриваемой концепции, цена товара и спрос на него находятся в обратно пропорциональной зависимости, цена и предложение - в прямо пропорциональной.

В теории спроса и предложения важнейшим пунктом яв­ляется определение равновесной цены. Ее характеризует схе­ма 2.1.2.3.

 

При цене Ре объемы спроса и предложения совпадают, рав­ны Qe.

Отклонение цены от (•) Е, точки равновесия, означает:

• при установлении цены P1 наблюдается товарный дефи­цит, избыточный спрос величиной S1d1Объем спроса Qd1 выше объема предложения Qsi;

• при установлении цены Р2 происходит затоваривание, из­быточное предложение равно величине d2s2. Объем предложе­ния Qs2 выше объема спроса Qd2.

На спрос влияет множество факторов экономических, опре­деляющих платежеспособность покупателей и продуктивность производства, и неэкономических (для покупки рояля нужны не только деньги, но и место в квартире; желание одного чле­на семьи завести собаку обычно согласовывается с другими родственниками; приобретение вещи не должно мешать иным покупкам).

В наибольшей мере платежеспособный спрос зависит:

• от цены взаимосвязанных товаров. Наличие взаимозаме­няемых товаров (товаров-субститутов) усиливает ценовую кон­куренцию, и цена падает. Присутствие на рынке взаимодопол­няемых товаров (комплиментарных) ведет к росту общей цены для удовлетворения потребности. Отражением положения эко­номической теории о взаимосвязанных товарах в юридической практике является выделение сложных вещей, главных вещей и их принадлежностей;

• от доходов потребителей. Рост доходов увеличивает спрос на так называемые нормальные товары (автомобили, бытовую технику и т. п.), и уменьшает спрос на низшие товары (про­дукты питания);

• от вкусов потребителей. Если благо привычное - спрос довольно постоянен, на модные изделия спрос быстро изменя­ется;

• от ожиданий, психологического настроя потребителей. Объем предложения зависит:

• от основных наличных средств производства, их загруз­ки, что в краткосрочном периоде постоянно, а в долгосрочном периоде - вариантно;

• от внедрения инноваций в области технологий, организа­ции и управления, интенсивности и производительности труда.

Усовершенствования, с одной стороны, ведут к уменьшению издержек на создание товаров, а с другой - к повышению каче­ства и соответствующему повышению затрат, дают рост цены предложения. На цену предложения оказывают влияние изме­нения цен ресурсов, погода (особенно в сельском хозяйстве), затраты на охрану окружающей среды.

В теории спроса и предложения важнейший момент — ко­личественная определенность цены. Качественная сторона про­блемы опускается. Поэтому отсутствует ответ на принципи­альный вопрос: чем определяется цена товара при равенстве спроса и предложения? Спрос и предложения - явления куп­ли-продажи товаров, а не производства. Теория спроса и пред­ложения игнорирует тот факт, что именно производство создает цену товара, Которая проявляется, уточняется и реализуется в обмене. Неправомерно исчезает из поля зрения исследовате­лей и такой вопрос: что именно продавцы предлагают опла­тить потребителю через цену? В принципе следует отметить: потребитель стремится к достижению своей внутренней цели, а не внешнего рыночного равновесия. Равновесие на рынке -явление объективное, находящееся вне субъективных устрем­лений людей, вне их возможностей и компетенции. Реализо­ванная цель способна вывести из состояния равновесия хо­зяйственную систему, поскольку существуют не только поло­жительные стороны, но и отрицательные моменты у каждого результата деятельности. Отрицательные моменты, как свиде­тельствуют проблемы экологии, могут быть весьма существенны.

Модель цены как результата равновесного спроса и предло­жения является статичной, она не характеризует сам процесс установления равновесия. Поэтому впоследствии она была раз-

вита за счет теории механизма установления равновесной цены. Его иллюстрирует схема 2.1.1.4.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 207.