Говоря о товаре с позиции исследования общих принципов экономической теории, следует выделить, что он двояко ценен, имеет два непосредственно чувственно воспринимаемых свойства - потребительную стоимость (полезность) и цену (меновую стоимость).
Потребительная стоимость (полезность) - это способность вещи удовлетворять какие-либо потребности людей. Например, фонарик освещает дорогу, по которой идет человек. Лишь полезная вещь или услуга могут претендовать на то, чтобы называться товаром. Но только та потребительная стоимость становится товаром, которая произведена для других, обладает общественной потребительной стоимостью.
Цена (меновая стоимость) - количественная пропорция, в которой один товар обменивается на другой. Например: одно шило обменивается на один кусок мыла. Какова цена шила? Кусок мыла.
Потребительная стоимость (полезность) и цена (меновая стоимость) составляют пару, без одного нет другого.
Свободная цена товара
Как свободный рынок, так и свободная цена товара имеет математически точное выражение. Данные категории способны стать базой для формирования экономико-математических графических моделей. Для этого необходимо обосновать систему экономико-математических координат. В математике построение графиков связано с декартовской системой координат. В экономической науке ничего подобного никто никогда не обосновывал, поэтому любые графические изображения - не более чем субъективное мнение отдельного автора.
Свободная цена товара, т. е. такая цена, на которую ничто не влияет и она сама ни на что не оказывает никакого влияния, - это нуль, исходный пункт для построения системы координат, точка отсчета. Без данного представления, признаваемого всеми экономистами аксиомой, нельзя построить ни одного графика, нельзя создать ни одной экономико-математической модели. Систему координат, сформированную на основе представления о свободной цене товара, отражающей совокупный спрос и совокупное предложение, характеризует схема 2.1.1.2. Модель будет трехмерной, если спрос и предложение станут отражать скрещивающиеся прямые, например, перпендикулярные оси Оу
2.1.2. Основные концепции ценообразования
К основным концепциям ценообразования, к которым чаще всего прибегают в научных исследованиях и которые традиционно излагаются в учебных курсах, относятся:
• теория спроса и предложения;
• теория предельной полезности;
• трудовая теория стоимости;
• математические теории цен.
Рассмотрим их с учетом того, что заключение об объективности или необъективности, практичности или непрактичности, истинности или ложности должны делать сами читатели.
Теория спроса и предложения
Анализ теории начнем с основных определений, которые в ней используются.
Спрос - это потребность в товаре, подкрепленная платежеспособностью. Платежеспособность покупателя зависит от цены. Соответственно, величина спроса выражает то количество товаров, которое потенциально мог бы купить потребитель.
Закон спроса характеризует количественную зависимость платежеспособного спроса от цены, которая является обратно пропорциональной: с ростом цены платежеспособный спрос сокращается, с уменьшением цены платежеспособный спрос увеличивается. Закон спроса иллюстрирует схема 2.1.2.1.
Предложение — это товары, представленные на рынке. Оно зависит от цены. Соответственно, объем предложения представляет собой товарную массу, предлагаемую к продаже.
Закон предложения характеризует количественную зависимость объема предложения от цены товара, которая является прямо пропорциональной: с ростом цены предложение увеличивается, с падением цены предложение сокращается. Закон предложения иллюстрирует схема 2.1.2.2.
Таким образом, согласно рассматриваемой концепции, цена товара и спрос на него находятся в обратно пропорциональной зависимости, цена и предложение - в прямо пропорциональной.
В теории спроса и предложения важнейшим пунктом является определение равновесной цены. Ее характеризует схема 2.1.2.3.
При цене Ре объемы спроса и предложения совпадают, равны Qe.
Отклонение цены от (•) Е, точки равновесия, означает:
• при установлении цены P1 наблюдается товарный дефицит, избыточный спрос величиной S1d1Объем спроса Qd1 выше объема предложения Qsi;
• при установлении цены Р2 происходит затоваривание, избыточное предложение равно величине d2s2. Объем предложения Qs2 выше объема спроса Qd2.
На спрос влияет множество факторов экономических, определяющих платежеспособность покупателей и продуктивность производства, и неэкономических (для покупки рояля нужны не только деньги, но и место в квартире; желание одного члена семьи завести собаку обычно согласовывается с другими родственниками; приобретение вещи не должно мешать иным покупкам).
В наибольшей мере платежеспособный спрос зависит:
• от цены взаимосвязанных товаров. Наличие взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов) усиливает ценовую конкуренцию, и цена падает. Присутствие на рынке взаимодополняемых товаров (комплиментарных) ведет к росту общей цены для удовлетворения потребности. Отражением положения экономической теории о взаимосвязанных товарах в юридической практике является выделение сложных вещей, главных вещей и их принадлежностей;
• от доходов потребителей. Рост доходов увеличивает спрос на так называемые нормальные товары (автомобили, бытовую технику и т. п.), и уменьшает спрос на низшие товары (продукты питания);
• от вкусов потребителей. Если благо привычное - спрос довольно постоянен, на модные изделия спрос быстро изменяется;
• от ожиданий, психологического настроя потребителей. Объем предложения зависит:
• от основных наличных средств производства, их загрузки, что в краткосрочном периоде постоянно, а в долгосрочном периоде - вариантно;
• от внедрения инноваций в области технологий, организации и управления, интенсивности и производительности труда.
Усовершенствования, с одной стороны, ведут к уменьшению издержек на создание товаров, а с другой - к повышению качества и соответствующему повышению затрат, дают рост цены предложения. На цену предложения оказывают влияние изменения цен ресурсов, погода (особенно в сельском хозяйстве), затраты на охрану окружающей среды.
В теории спроса и предложения важнейший момент — количественная определенность цены. Качественная сторона проблемы опускается. Поэтому отсутствует ответ на принципиальный вопрос: чем определяется цена товара при равенстве спроса и предложения? Спрос и предложения - явления купли-продажи товаров, а не производства. Теория спроса и предложения игнорирует тот факт, что именно производство создает цену товара, Которая проявляется, уточняется и реализуется в обмене. Неправомерно исчезает из поля зрения исследователей и такой вопрос: что именно продавцы предлагают оплатить потребителю через цену? В принципе следует отметить: потребитель стремится к достижению своей внутренней цели, а не внешнего рыночного равновесия. Равновесие на рынке -явление объективное, находящееся вне субъективных устремлений людей, вне их возможностей и компетенции. Реализованная цель способна вывести из состояния равновесия хозяйственную систему, поскольку существуют не только положительные стороны, но и отрицательные моменты у каждого результата деятельности. Отрицательные моменты, как свидетельствуют проблемы экологии, могут быть весьма существенны.
Модель цены как результата равновесного спроса и предложения является статичной, она не характеризует сам процесс установления равновесия. Поэтому впоследствии она была раз-
вита за счет теории механизма установления равновесной цены. Его иллюстрирует схема 2.1.1.4.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 243.