Современные подходы к определению экономических затрат
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Все названные подходы в чистом первоначальном виде в условиях научно-технического прогресса оказались далеки от реальности. Во-первых, изменилось представление о структуре затрат; в них, несомненно, должны быть включены дополни­тельно хотя бы наука, информация и технология. Во-вторых, в свете разработки проблем духовного производства стало оче­видным, что неправомерно отождествлять понятия «произво­дительные силы» и «материальные производительные силы». Практика хозяйствования пришла к необходимости выделять не только материальные, но и нематериальные активы. Этот факт также следует учитывать в теории структуры производи­тельных сил и затрат. В-третьих, необходимо иметь хотя бы общее мировоззренческое представление о том, что созидатель­ные силы, оказывающие влияние на конечный результат, дей­ствуют в обмене, распределении, потреблении. Так, если отно­шения собственности находятся в устойчивом состоянии, то решающие факторы стимулирования труда перемещаются из сферы присвоения в сферу управления и распределения. В-четвертых, в число сил, действующих в народном хозяйстве, приходится включать и разрушительные и в соответствии с ними рассчитывать общий полезный эффект.

В любом случае классификация необходима. Однако нуж­но ясно представлять себе ее уместность. При определении процессов и законов исторической эволюции целесообразно ис­пользовать понятия «созидательные и производительные силы»; при исследовании структурной организации экономи­ческих систем - рационально говорить о факторах; описывая функционирование хозяйственных организмов, приходится выделять потоки и запасы.

 

Экономические затраты

 

Экономические затраты, т. е. всю совокупность материаль­ных и нематериальных расходов, осуществляемых для дости­жения экономического эффекта, можно разделить на природ­ные и общественные.

Природные затраты состоят в расходовании сил человека и окружающей его природы. В зависимости от пола, возраста, расовых особенностей люди по-разному могут выполнять одну и ту же работу. Например, женщины лучше, чем мужчины, работают на конвейере, а дети честнее относятся к труду, чем взрослые. Окружающая человека природа может быть есте­ственно богата как средствами жизни (плодородные почвы, оби­лие рыбы в водоемах и дичи в лесах), так и средствами труда (используемые водопады, судоходные реки и т. п.). На началь­ных этапах развития человеческого общества, когда господ­ствуют собирающее и натуральное хозяйства, природные про­изводительные силы имеют решающее значение для созида­ния средств существования.

Общественные затраты подразделяются на вещные (сред­ства производства, рабочая сила), деятельные (средства управ­ления, предпринимательские и организационные способности людей), интеллектуальные (информация, изобретения, программы расчетов).

Экономические затраты порождают созидательные силы общества. Наряду с ними действуют разрушительные силы, влияющие на богатство общества и вызывающие дополнитель­ные затраты. Обычно экономическая теория анализирует лишь «мирное использование» созидательных сил. Но такой подход является крайне ограниченным. Он выводит за рамки систематических исследований разрушительные силы, последствия военных действий, политических конфликтов, потребности в организации и функционировании особых служб в государстве, фирмах (спасения, пожарной охраны, безопасности).

Так же, как созидательные, разрушительные силы можно разделить на природные и общественные (вещные, деятельные, интеллектуальные).

Природные разрушительные силы особенно наглядно про­являют себя через экологические проблемы.

К разрушительным силам, создаваемым обществом, отно­сятся:

• вещные силы, действующие в производстве и потреблении. В качестве примера можно вспомнить об оружии и наркотиках. Так, в США на руках у частных граждан имеется 250 мил­лионов единиц стрелкового оружия. Это своеобразный мировой рекорд. Соответственно, страна занимала в 1998 г. первое место в мире по количеству убийств (15 835), самоубийств (18 503) и несчастных случаев со смертельным исходом (1225), имевших место в результате применения огнестрельного оружия.

Мощные производительные силы, создаваемые обществом, и связанные с ними техногенные аварии представляют собой опасность для отдельного человека. Автомобиль как средство передвижения незаменим, но автомобильные катастрофы регу­лярно уносят человеческие жизни;

• деятельные силы - дезорганизация производства вследствие политических событий (войн, революций, реформ); чрезмерная конкуренция и организация монополий; экспроприации, насиль­ственное изменение системы отношений собственности. В Рос­сийской Федерации экспроприация государственной собствен­ности проводилась в ходе приватизации. В процессе перестройки к началу 1990-х гг. был создан комплекс разрушения, который воздействовал и на формы богатства, и на производительные силы, и, что особенно трагично, на источники производитель­ных сил (просвещение, здравоохранение, культуру, законопос­лушность и т. п.);

• интеллектуальные силы - разрушение системы научных знаний, информации (компьютерные вирусы, «промывание моз­гов» в ходе выборных кампаний).

Как утверждает ФСБ России, в 1998 г. в соответствии с рекомендацией конгресса разведывательное управление мини­стерства обороны США (РУМО) разработало программу ис­пользования Internet в качестве оружия информационной войны против стран, находящихся в сфере американских интересов (Северной Кореи, Ирака, СНГ). В настоящее время в США уже создано несколько систем информационного оружия. Пер­вая система связана с применением компьютерных вирусов; вторая позволяет оказывать психологическое воздействие на людей и управлять их поведением при помощи электронных технологий; третья нарушает или затрудняет работу элект­ронных средств противника. Как сообщала газета «Washington Post», в мае 1998 г. на закрытом заседании конгресса США ЦРУ объявило о намерении перейти к активному использова­нию методов информационной войны, поскольку «использова­ние информационного оружия более эффективно, дешево и бе­зопасно для организующей стороны по сравнению с обычными тайными операциями и акциями подрывного характера».

Чтобы добиться общего высокого экономического эффекта и экономической эффективности, нужно заботиться не только об умножении созидательных сил, но и о нейтрализации раз­рушительных, иначе они подавят все.

 

Показатели абсолютного эффекта

 

Абсолютный эффект - это оценка целевого результата дея­тельности. Он может выражаться в натуральных и стоимост­ных показателях.

В условиях рынка в качестве целевого результата выступа­ют товар, прибыль или иные формы дохода. Абсолютный эф­фект равен разнице между результатами и затратами:

Эа = Р - 3,

где Эа - величина абсолютного эффекта;

Р - общий результат деятельности;

3 - затраты на достижение эффекта.

Часть абсолютного эффекта используется на устранение негативных последствий хозяйственной деятельности, на обес­печение общих условий деятельности. Поэтому чистый эконо­мический эффект меньше абсолютного эффекта:

Эч = Эа - П,

где Эч - чистый экономический эффект;

Эа - абсолютный экономический эффект;

П - потери, часть абсолютного экономического эффекта, используемая на устранение негативных последствий (например, охрану окружающей среды) и обеспечение общих условий хозяйствования (например, на содержание правоохранительных органов).

Следует различать абсолютный целевой эффект и побочный, внешний.

Внешние эффекты, (экстерналии) возникают тогда, когда сторонние лица получают выгоду (несут убытки) от чужой хозяйственной деятельности. Например, в зоне действия пред­приятий цветной металлургии резко снижается урожайность сельскохозяйственных культур, у рыбаков сокращаются уло­вы из-за неочищенных стоков в водоемы.

То, что одни могут рассматривать в качестве положитель­ного внешнего эффекта, другие способны воспринимать в каче­стве отрицательного эффекта. Например, сфера образования, здравоохранения дает обществу более производительных ра­ботников. Однако правительство это воспринимает как «чер­ную дыру» в экономике, принимая все возможные и невозмож­ные меры к сокращению расходов на образование и здравоохра­нение.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 212.