В теории общего равновесия и в системе оптимального функционирования экономики цена (равновесная или оптимального плана) рассматривается в качестве некоего неизвестного множителя, который можно определить за счет решения системы уравнений. Так, В. Парето писал: «Причина ценности - не предельная полезность, не потребности людей, не труд или усилия, затраченные для преодоления препятствий. Она рождается от столкновения потребностей и препятствий. Меновые ценности товаров суть неизвестные уравнений экономического равновесия» .
Цена вероятности выигрыша
Идеологом теории игр по праву можно считать М. Ю. Лермонтова. В уста одного из своих литературных героев он вкладывает следующие слова:
Что ни толкуй Волтер или Декарт -
Мир для меня - колода карт,
Жизнь - банк: рок мечет, я играю,
И правила игры я к людям применяю.
Теория игр основывается на следующих положениях. Когда потребитель делает выбор, он:
а) имеет последовательный ряд предпочтений;
б) предпочтения потребителя можно рассматривать как функцию, имеющую численную ценность или «полезность», и это будет функция конкретной альтернативы потребителя;
в) целью потребителя является максимальное увеличение дохода, в котором он находит наибольшую ожидаемую полезность.
Цель теории игр - выработка рекомендаций для поведения игроков в конфликтной (конкурентной) ситуации, т. е. указание оптимальной стратегии. Развитие игры во времени представляется как ряд последовательных «ходов», итераций. Ходы могут быть сознательные и случайные. Случайным ходом принято называть результат, получаемый не решением игрока, а механизмом случайного выбора (погодными условиями, покупательским спросом, форс-мажорными обстоятельствами). В теории случайный выбор моделируется вращением рулетки, бросанием кубиков. Случайные события дают вероятностное распределение возможных исходов случайных событий. Сознательным ходом называется выбор игроком одного из возможных вариантов действий (стратегий) и указание сделать ставку (дать заказ).
Возможные исходы игры можно представить в виде так называемой платежной матрицы:
В строках платежной матрицы отражают возможные разумные стратегии игрока А, в столбцах - стратегии игрока В. Величина qij называется ценой игры.
Платежная матрица характеризует альтернативы стоимости игры. Если игра состоит только из сознательных ходов, то выбор стратегии АВ однозначно определяет исход игры, выигрыш (положительный или отрицательный) игрока А. Если кроме сознательных в игре делаются и случайные ходы, то оценкой выигрыша станет математическое ожидание, т. е. средняя величина выигрыша при многократном повторении игры.
Для нахождения оптимальной стратегии необходимо проанализировать все возможные стратегии, предполагая, что разумный противник В на каждую из них будет отвечать такой, при которой выигрыш А минимален. Обычно минимальные числа для игрока А обозначаются ai, для игрока В -bj , и даются в добавочных столбцах платежной матрицы:
В каждой строке платежной матрицы будет свое значение т = min qij .
Для игрока А предпочтительна такая стратегия, при которой значение ai максимально, т. е. а = max ai . Подставив предыдущее значение ai, получаем а = max min qij. Величина а называется максиминным выигрышем, а соответствующая ей стратегия - максиминной. Если придерживаться такой стратегии, то гарантированный выигрыш составит величину не меньше а. Поэтому а называют нижней ценой игры. Нижняя цена игры - это гарантированный минимальный выигрыш, который можно получить при самой осторожной (перестраховочной) стратегии.
В каждой строке платежной матрицы имеются значения b ] = max qij. Из них находится минимальное: b = min max qij. При данном сценарии стратегия игрока В называется минимаксной. Придерживаясь ее, проигрыш не составит больше величины b, Поэтому b называют верхней ценой игры.
Разумное поведение каждого игрока означает выбор осторожных максиминных и минимаксных стратегий. Принцип осторожности получил название «принцип минимакса». Стратегия, не отвечающая принципу минимакса, используется венчурными компаниями.
Теория игр позволяют раскрыть истоки ряда новых понятий экономической теории и переосмыслить некоторые уже давно устоявшиеся. Например, поведение предстает уже не этическим и не психологическим понятием. Поведение - это игровая стратегия, основанная на математическом расчете.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 208.