Теория предельной полезности, маржинализм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Согласно этой концепции, цена товара определяется пре­дельной полезностью. Что это такое? Еще в XVIII в. обосновы­валась гипотеза, будто цена вещей обусловливается их полез­ностью, потребительскими свойствами. Эта концепция была усовершенствована. Австрийские авторы - Ф. Визер, К. Менгер, Э. Бём-Баверк - доказывали, что «именно наименьшая польза, ради получения которой эта вещь или вещь, ей подоб­ная, еще может рациональным образом употребляться при конкретных хозяйственных условиях», лежит в основе цены. Предположим, поселенец, одиноко живущий в первобытном лесу, собрал со своего поля 5 мешков зерна. До следующей жатвы:

• один мешок нужен, чтобы не умереть с голоду (его субъек­тивная оценка наивысшая, и составляет, допустим, 10 баллов);

• второй - необходим для сохранения сил и здоровья (его оценка — 8 баллов);

• третий - требуется для откорма птицы (6 баллов);

• четвертый - предназначается для приготовления хлебной водки (4 балла);

• пятый - скармливается попугаям, болтовню которых че­ловеку нравится слушать (оценка мешка - 1 балл). Это низ­шая субъективная оценка, отражающая наименьшую, предель­ную полезность блага. Именно она определяет цену, предложение одного мешка зерна в случае его продажи. Тогда ры­ночные отношения устанавливаются на основе правила потре­бительского поведения. Оно состоит в том, что индивидуаль­ный покупательский спрос достигает равновесного состояния и максимального удовлетворения в том случае, если каждая последняя единица затрат приносит одинаковую предельную полезность, что можно выразить формулой:

 

В этой формуле принципиально неразрешимым является количественное измерение полезности и предельной полезнос­ти. Поэтому, во-первых, практическая ценность правила ни­чтожна. Во-вторых, совершенно очевидно, что субъективная оценка буханки хлеба у разных людей абсолютно различна, но независимо от частных мнений они могут ее купить в магази­не по одной цене. Поэтому нельзя не признать, что теория предельной полезности не опирается на факты, по сравнению с иными концепциями она крайне слабо связана с реальной хо­зяйственной действительностью.

Концепция маржинализма основывается на следующих по­стулатах-гипотезах:

• убывающей предельной полезности: полезность, которую приносит потребление каждой последующей единицы данного блага, меньше полезности предыдущей единицы (т. е. потреб­ности жестко детерминированы и строго упорядочены, выбор отсутствует);

• потребитель стремится получить максимальное субъектив­ное удовлетворение за счет выбора благ, используя свой огра­ниченный доход.

Данные постулаты-гипотезы практикой, реальной жизнью не подтверждаются. Обычно ссылаются на алкоголиков: для них каждая последующая рюмка приносит большее удовлет­ворение, чем предыдущая, поэтому они не могут остановиться и допиваются до бесчувствия и белой горячки. Но не столь негативный пример убеждает в нереальности маргинальных постулатов-гипотез. Возьмем, к примеру, предпринимателя, со­бирающего контрольный пакет акций. Разве для него покуп­ка на бирже каждого последующего лота имеет меньшую цен­ность? С каждой сделкой цель становится ближе и полезность покупок возрастает. Для человека нет ничего «полезнее» здо­ровья. Разве потребление лекарств ведет к снижению их по­лезности? Потребление, например, антибиотиков происходит циклами и только через определенный срок наступает полез­ный эффект. Ни большее, ни меньшее потребление не имеют ни пользы, ни смысла.

Потребитель, если он поставлен перед необходимостью выбо­ра, в реальной действительности стремится осуществить его та­ким образом, чтобы потребление каждой последующей единицы блага приносило полезности больше, чем предыдущая единица. Этот тезис лежит в основе теории игр, создателями которой счи­таются Дж. Нейман и О. Моргенштерн.*.

*'См.: Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М., 1970

 

Уменьшение полезнос­ти означает ее насыщение, тогда потребность в благе уже ни в коем случае не может быть признана безграничной. Поэтому не только в марксистской, но и в немарксистской экономической литературе создаются работы, служащие «надгробным памятни­ком на могиле теории убывающей предельной полезности, кото­рая так долго господствовала в экономической науке. Азартные игры и другие подобные им явления способствуют опроверже­нию такой теории и подтверждают концепцию увеличения ожи­даемой полезности. Закон убывающей полезности был изначаль­но ошибочным, так как строился на убеждении, что для богатого человека лишний доллар имеет меньшее значение, чем для бед­ного. Но посмотрите, сколько денег тратят богатые только для того, чтобы избежать любых неудобств и дискомфорта, - и вы убедитесь, что закон убывающей полезности неверен»**

** Фридмен М., Сэвэдж Л. Анализ выбора в условиях риска// Российский экономический журнал. 1993. № 9. С. 110-111.

 

Нельзя забывать и о таком стереотипе поведения, как уход от потребительского выбора, сбережение ресурсов.

Исторически прогрессивное значение теории предельной по­лезности состояло в попытке (в данном случае не важно, удач­ной или неудачной) открыть простор для применения матема­тических методов, количественных оценок в экономике. Но сама теория предельной полезности из всего арсенала матема­тических методов обращает внимание на дифференциальное исчисление, которое применимо лишь к бесконечно делимым объектам, поскольку функция полезности должна быть непре­рывной, а не дискретной. Таких форм богатства крайне мало (золото в слитках, некоторые нефасованные пищевые продук­ты, продаваемые в развес).

В англо-американских учебных курсах теория предельной полезности - самая почитаемая. Однако она не учитывает великого множества реальных массовых хозяйственных проблем и слишком часто сосредотачивается на несущественном. Тео­рия маржинализма порочна тем, что не решает принципиаль­ную проблему, ради которой она разрабатывалась. Предполо­жим", вы вызвали водопроводчика, так как в квартире испор­тился кран. Что в результате ремонта оплачивается? Вода и ее полезность, рыночное «равновесие потребителя» воды, спрос и предложение на воду или труд человека, стоимость запчастей?

И в концепциях, изучающих способы борьбы с редкостью, не следовало бы упоминать о теории предельной полезности, которая при всей ее привлекательности для математических расчетов по сути своей противопоказана экономической на­уке. Потребление как уничтожение произведенного продукта имеет своим прямым результатом увеличение редкости. Там, где думают о борьбе с редкостью, надо чаще проповедовать воздержание. Именно теория воздержания, а не концепция об­щества массового потребления логично вытекает из аксиомы редкости. Кроме того, если исходные постулаты имеют психо­физиологический характер, то и открытые законы имеют тож­дественную природу, являются не экономическими, а психофи­зиологическими .

Теория предельной полезности выделяет предельные ситуа­ции. А что такое крайности в экономике, обществе? Предель­ные цены - это демпинг. Предельный класс — это люмпен-пролетариат. Предел - это бесплатный сыр в мышеловке. Не­ужели всерьез можно считать, что они определяют процессы, происходящие в обществе и экономике в целом?

 

Трудовая теория стоимости

 

Трудовая теория стоимости позволяет удовлетворительно ответить на ряд фундаментальных вопросов теории и практи­ки товарообмена. Прежде чем говорить о количественных про­порциях обмена, равновесии спроса и предложения, необходи­мо определиться с качеством: что именно позволяет уравни­вать разнородную товарную массу? «Обмен не может иметь места без равенства, а равенство без соизмеримости», — писал Аристотель. Если товары отличаются лишь количественно, значит, однородны качественно. Приравнивание товаров в об­мене предполагает наличие у них некоего общего экономичес­кого качества. И физики, и простые продавцы эту проблему очень хорешо понимают. Что позволяет взвешивать такие раз­ные предметы, как лук и морковь, шоколад и мармелад, на весах, имеющих физическое устройство? И металлические гири, и вещи обладают общим физическим качеством - массой, по­этому можно определить их вес.

Согласно рассматриваемой концепции, общим качеством, которое имеется у товаров, является труд. Как потребитель­ные стоимости все товары качественно различны. Как сгустки труда товары однокачественны, что дает возможность сравни­вать их при обмене. Рынок - это весы, имеющие две чашки, а «гири» — это воплощенные в товарах затраты человеческого труда. Они составляют основу обмена, позволяют соизмерить качественно различные блага, потребительные стоимости.

В трудовой теории стоимости проводится различие между ценой (меновой стоимостью) товара и его стоимостью. Для более полного уяснения их соотношения можно провести па­раллель с такими понятиями физики, как масса и вес. Сто­имость - это своеобразная экономическая масса, а цена - вес товара на рынке. Цена - форма проявления стоимости. Сто­имость - качественная база для формирования количествен­ной пропорции, или меновой стоимости, это потенциальная спо­собность товара к обмену. Цена - реализация потенции. Сто­имость — сущность цены, причина ликвидности и возмездности, фундаментальных условий рыночной экономики.

 

Величина стоимости товара

 

Стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Количество самого тру­да измеряется его продолжительностью, общественно необхо­димым рабочим временем. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовле­ния какой-либо потребительной стоимости при наличных об­щественно нормальных условиях производства и при среднем в этом обществе уровне умелости и интенсивности труда. Если бы благодаря науке небольшой затратой труда стало реально­стью превращение угля в алмаз, его цена могла бы упасть ниже цены кирпича. Таким образом, величина стоимости то­вара изменяется прямо пропорционально количеству и обрат­но пропорционально производительной силе труда.

Величина стоимости конкретного товара не может быть выражена непосредственно в часах рабочего времени, посколь­ку индивидуальная рабочая сила занятых имеет различную квалификацию, труд каждого человека отличается по интен­сивности. Поэтому величина стоимости товара выражается в рыночных единицах измерения (других товарах, деньгах), об­ладающих одинаковым качеством.

Если в краткосрочном периоде стоимость какого-либо то­вара определяется текущими условиями производства, то в дол­госрочном периоде - вновь сложившимися условиями воспро­изводства. В реальных ситуациях это требует ответа на вопрос: каких затрат требует воссоздание товара?

Понятие «величина стоимости товара» сходно с понятием «уровень Мирового океана». Всякий раз, когда мы приходим к морю, береговая линия имеет различные очертания, обусловлен­ные приливами и отливами, направлением ветра и т. д. Тем не менее есть некий средний уровень, который и принимается за эталон, называемый «уровень Мирового океана». На рынке цена товара неоднозначна, она подвержена постоянным изменениям. Один и тот же товар, например банку растворимого кофе, можно купить по разной цене в большом универсаме и в маленьком ларьке, расположенном с ним по соседству, в центре города и на окраине, на розничном и мелкооптовом рынке. Тем не менее есть некий средний уровень, формирующийся на основе общественнонеобходимых затрат, предопределяемых типичными ус­ловиями производства, которые лежат в основе величины сто­имости товара.

 

Двойственный характер труда

 

Важный момент понимания трудовой теории стоимости -представление о противоречиях, положения о двойственном характере труда, воплощенного в товаре. Почему товар имеет двойственную природу, т. е. двояко ценен, обладает потреби­тельной стоимостью и меновой стоимостью? Двойственная при­рода товара обусловлена двойственным характером создаю­щего его труда, который является одновременно конкретным и абстрактным.

Конкретный труд - это целесообразная деятельность по преобразованию природы. Его результатом предстает потреби­тельная стоимость. Продукт конкретного труда сапожника -обувь, портного - костюм.

Абстрактный труд - это труд как таковой, труд вообще, он независим от конкретной формы, представляет собой просто затрату трудового потенциала людей. Абстрактный труд фор­мирует стоимость товара и ее величину. Его результат прояв­ляется в обмене товаров при установлении цены. Обмен пред­стает как уравнивание трудовых усилий.

Конкретный и абстрактный труд не разновидности труда, разделенные в пространстве и времени, а две стороны одного и того же процесса труда, наподобие двух сторон монеты, орла и решки. В процессе производства товара человек одновременно создает такой предмет, который полезен, и такой, который по­ступает в потребление через обмен.

Труд в условиях товарного хозяйства - частный, частное дело товаропроизводителя: что производить, какими средства­ми производства, в каком количестве, на эти фундаменталь­ные вопросы отвечает он сам. Вместе с тем товаропроизводи­тель работает для других, для общества. В этом смысле его труд имеет общественный характер, признание которого осу­ществляется на рынке.

Если теория спроса и предложения акцентирует внимание на равновесии, стабильности, то теория стоимости ука­зывает на конфликтность, присущую рыночной экономике, противоречивость, несовместимость, а подчас и антагонизм общественных интересов. Очень ярко об этом явлении пи­сал еще Ш. Фурье: «Каждый работник — враг массе, интересы которой противоречат его личным интересам. Врач желает, чтобы было как можно больше болезней, а прокурор - судеб­ных процессов в каждой семье. Архитектор мечтает о пожарах, которые бы уничтожили четверть города, а стекольщик -о граде, который перебил бы все стекла»*.

 

Антагонизмы не исчезают с развитием рынка. По сообще­нию «Гамбургер абендблат», председатель профсоюза гробов­щиков Германии Хайнц Кемерлинг, выступая на проходив­шем в декабре 1996 г. очередном съезде, охарактеризовал как «экономически негативную тенденцию» тот факт, что в стране уже шестой год подряд отмечается снижение уровня смертнос­ти на один процент.

А есть ли такие вопросы, на которые трудовая теория сто­имости до сего дня не ответила? Да. Предположим, что выра­щена корова. Допустим, вполне понятна ее полная стоимость, определяемая совокупными затратами труда. А сколько по отдельности стоит мясо, шкура, рога и т. д.? Они растут все вместе, калькуляцию частных трудовых затрат не произвести. Кроме того, существуют такие товары, которые не имеют тру­дового содержания. Кто, например, создал землю? В результате ссудный процент, доход земельного собственника в трудовой теории стоимости трактуется как иррациональный, не доступ­ный для научного исследования и объяснения.

Образно говоря, в фундаментальной экономической науке трудовая теория стоимости дает понимание точки опоры у «весов», а «чашки», на которые ставят гири и кладут продукцию, характеризует теория спроса и предложения.

 

Математические теории цен

 

Без представления о математических концепциях цен (в теории общего равновесия, в системе оптимального функцио­нирования экономики, теории игр), которые стали вводиться в экономическую науку еще в середине XIX в., невозможно объяснить ряд ключевых понятий, прочно внедрившихся в курсы по экономической теории. Поэтому целостный анализ современных теорий стоимости не может обойти стороной эту концепцию.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 259.