Согласно этой концепции, цена товара определяется предельной полезностью. Что это такое? Еще в XVIII в. обосновывалась гипотеза, будто цена вещей обусловливается их полезностью, потребительскими свойствами. Эта концепция была усовершенствована. Австрийские авторы - Ф. Визер, К. Менгер, Э. Бём-Баверк - доказывали, что «именно наименьшая польза, ради получения которой эта вещь или вещь, ей подобная, еще может рациональным образом употребляться при конкретных хозяйственных условиях», лежит в основе цены. Предположим, поселенец, одиноко живущий в первобытном лесу, собрал со своего поля 5 мешков зерна. До следующей жатвы:
• один мешок нужен, чтобы не умереть с голоду (его субъективная оценка наивысшая, и составляет, допустим, 10 баллов);
• второй - необходим для сохранения сил и здоровья (его оценка — 8 баллов);
• третий - требуется для откорма птицы (6 баллов);
• четвертый - предназначается для приготовления хлебной водки (4 балла);
• пятый - скармливается попугаям, болтовню которых человеку нравится слушать (оценка мешка - 1 балл). Это низшая субъективная оценка, отражающая наименьшую, предельную полезность блага. Именно она определяет цену, предложение одного мешка зерна в случае его продажи. Тогда рыночные отношения устанавливаются на основе правила потребительского поведения. Оно состоит в том, что индивидуальный покупательский спрос достигает равновесного состояния и максимального удовлетворения в том случае, если каждая последняя единица затрат приносит одинаковую предельную полезность, что можно выразить формулой:
В этой формуле принципиально неразрешимым является количественное измерение полезности и предельной полезности. Поэтому, во-первых, практическая ценность правила ничтожна. Во-вторых, совершенно очевидно, что субъективная оценка буханки хлеба у разных людей абсолютно различна, но независимо от частных мнений они могут ее купить в магазине по одной цене. Поэтому нельзя не признать, что теория предельной полезности не опирается на факты, по сравнению с иными концепциями она крайне слабо связана с реальной хозяйственной действительностью.
Концепция маржинализма основывается на следующих постулатах-гипотезах:
• убывающей предельной полезности: полезность, которую приносит потребление каждой последующей единицы данного блага, меньше полезности предыдущей единицы (т. е. потребности жестко детерминированы и строго упорядочены, выбор отсутствует);
• потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение за счет выбора благ, используя свой ограниченный доход.
Данные постулаты-гипотезы практикой, реальной жизнью не подтверждаются. Обычно ссылаются на алкоголиков: для них каждая последующая рюмка приносит большее удовлетворение, чем предыдущая, поэтому они не могут остановиться и допиваются до бесчувствия и белой горячки. Но не столь негативный пример убеждает в нереальности маргинальных постулатов-гипотез. Возьмем, к примеру, предпринимателя, собирающего контрольный пакет акций. Разве для него покупка на бирже каждого последующего лота имеет меньшую ценность? С каждой сделкой цель становится ближе и полезность покупок возрастает. Для человека нет ничего «полезнее» здоровья. Разве потребление лекарств ведет к снижению их полезности? Потребление, например, антибиотиков происходит циклами и только через определенный срок наступает полезный эффект. Ни большее, ни меньшее потребление не имеют ни пользы, ни смысла.
Потребитель, если он поставлен перед необходимостью выбора, в реальной действительности стремится осуществить его таким образом, чтобы потребление каждой последующей единицы блага приносило полезности больше, чем предыдущая единица. Этот тезис лежит в основе теории игр, создателями которой считаются Дж. Нейман и О. Моргенштерн.*.
*'См.: Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М., 1970
Уменьшение полезности означает ее насыщение, тогда потребность в благе уже ни в коем случае не может быть признана безграничной. Поэтому не только в марксистской, но и в немарксистской экономической литературе создаются работы, служащие «надгробным памятником на могиле теории убывающей предельной полезности, которая так долго господствовала в экономической науке. Азартные игры и другие подобные им явления способствуют опровержению такой теории и подтверждают концепцию увеличения ожидаемой полезности. Закон убывающей полезности был изначально ошибочным, так как строился на убеждении, что для богатого человека лишний доллар имеет меньшее значение, чем для бедного. Но посмотрите, сколько денег тратят богатые только для того, чтобы избежать любых неудобств и дискомфорта, - и вы убедитесь, что закон убывающей полезности неверен»**
** Фридмен М., Сэвэдж Л. Анализ выбора в условиях риска// Российский экономический журнал. 1993. № 9. С. 110-111.
Нельзя забывать и о таком стереотипе поведения, как уход от потребительского выбора, сбережение ресурсов.
Исторически прогрессивное значение теории предельной полезности состояло в попытке (в данном случае не важно, удачной или неудачной) открыть простор для применения математических методов, количественных оценок в экономике. Но сама теория предельной полезности из всего арсенала математических методов обращает внимание на дифференциальное исчисление, которое применимо лишь к бесконечно делимым объектам, поскольку функция полезности должна быть непрерывной, а не дискретной. Таких форм богатства крайне мало (золото в слитках, некоторые нефасованные пищевые продукты, продаваемые в развес).
В англо-американских учебных курсах теория предельной полезности - самая почитаемая. Однако она не учитывает великого множества реальных массовых хозяйственных проблем и слишком часто сосредотачивается на несущественном. Теория маржинализма порочна тем, что не решает принципиальную проблему, ради которой она разрабатывалась. Предположим", вы вызвали водопроводчика, так как в квартире испортился кран. Что в результате ремонта оплачивается? Вода и ее полезность, рыночное «равновесие потребителя» воды, спрос и предложение на воду или труд человека, стоимость запчастей?
И в концепциях, изучающих способы борьбы с редкостью, не следовало бы упоминать о теории предельной полезности, которая при всей ее привлекательности для математических расчетов по сути своей противопоказана экономической науке. Потребление как уничтожение произведенного продукта имеет своим прямым результатом увеличение редкости. Там, где думают о борьбе с редкостью, надо чаще проповедовать воздержание. Именно теория воздержания, а не концепция общества массового потребления логично вытекает из аксиомы редкости. Кроме того, если исходные постулаты имеют психофизиологический характер, то и открытые законы имеют тождественную природу, являются не экономическими, а психофизиологическими .
Теория предельной полезности выделяет предельные ситуации. А что такое крайности в экономике, обществе? Предельные цены - это демпинг. Предельный класс — это люмпен-пролетариат. Предел - это бесплатный сыр в мышеловке. Неужели всерьез можно считать, что они определяют процессы, происходящие в обществе и экономике в целом?
Трудовая теория стоимости
Трудовая теория стоимости позволяет удовлетворительно ответить на ряд фундаментальных вопросов теории и практики товарообмена. Прежде чем говорить о количественных пропорциях обмена, равновесии спроса и предложения, необходимо определиться с качеством: что именно позволяет уравнивать разнородную товарную массу? «Обмен не может иметь места без равенства, а равенство без соизмеримости», — писал Аристотель. Если товары отличаются лишь количественно, значит, однородны качественно. Приравнивание товаров в обмене предполагает наличие у них некоего общего экономического качества. И физики, и простые продавцы эту проблему очень хорешо понимают. Что позволяет взвешивать такие разные предметы, как лук и морковь, шоколад и мармелад, на весах, имеющих физическое устройство? И металлические гири, и вещи обладают общим физическим качеством - массой, поэтому можно определить их вес.
Согласно рассматриваемой концепции, общим качеством, которое имеется у товаров, является труд. Как потребительные стоимости все товары качественно различны. Как сгустки труда товары однокачественны, что дает возможность сравнивать их при обмене. Рынок - это весы, имеющие две чашки, а «гири» — это воплощенные в товарах затраты человеческого труда. Они составляют основу обмена, позволяют соизмерить качественно различные блага, потребительные стоимости.
В трудовой теории стоимости проводится различие между ценой (меновой стоимостью) товара и его стоимостью. Для более полного уяснения их соотношения можно провести параллель с такими понятиями физики, как масса и вес. Стоимость - это своеобразная экономическая масса, а цена - вес товара на рынке. Цена - форма проявления стоимости. Стоимость - качественная база для формирования количественной пропорции, или меновой стоимости, это потенциальная способность товара к обмену. Цена - реализация потенции. Стоимость — сущность цены, причина ликвидности и возмездности, фундаментальных условий рыночной экономики.
Величина стоимости товара
Стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Количество самого труда измеряется его продолжительностью, общественно необходимым рабочим временем. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в этом обществе уровне умелости и интенсивности труда. Если бы благодаря науке небольшой затратой труда стало реальностью превращение угля в алмаз, его цена могла бы упасть ниже цены кирпича. Таким образом, величина стоимости товара изменяется прямо пропорционально количеству и обратно пропорционально производительной силе труда.
Величина стоимости конкретного товара не может быть выражена непосредственно в часах рабочего времени, поскольку индивидуальная рабочая сила занятых имеет различную квалификацию, труд каждого человека отличается по интенсивности. Поэтому величина стоимости товара выражается в рыночных единицах измерения (других товарах, деньгах), обладающих одинаковым качеством.
Если в краткосрочном периоде стоимость какого-либо товара определяется текущими условиями производства, то в долгосрочном периоде - вновь сложившимися условиями воспроизводства. В реальных ситуациях это требует ответа на вопрос: каких затрат требует воссоздание товара?
Понятие «величина стоимости товара» сходно с понятием «уровень Мирового океана». Всякий раз, когда мы приходим к морю, береговая линия имеет различные очертания, обусловленные приливами и отливами, направлением ветра и т. д. Тем не менее есть некий средний уровень, который и принимается за эталон, называемый «уровень Мирового океана». На рынке цена товара неоднозначна, она подвержена постоянным изменениям. Один и тот же товар, например банку растворимого кофе, можно купить по разной цене в большом универсаме и в маленьком ларьке, расположенном с ним по соседству, в центре города и на окраине, на розничном и мелкооптовом рынке. Тем не менее есть некий средний уровень, формирующийся на основе общественнонеобходимых затрат, предопределяемых типичными условиями производства, которые лежат в основе величины стоимости товара.
Двойственный характер труда
Важный момент понимания трудовой теории стоимости -представление о противоречиях, положения о двойственном характере труда, воплощенного в товаре. Почему товар имеет двойственную природу, т. е. двояко ценен, обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью? Двойственная природа товара обусловлена двойственным характером создающего его труда, который является одновременно конкретным и абстрактным.
Конкретный труд - это целесообразная деятельность по преобразованию природы. Его результатом предстает потребительная стоимость. Продукт конкретного труда сапожника -обувь, портного - костюм.
Абстрактный труд - это труд как таковой, труд вообще, он независим от конкретной формы, представляет собой просто затрату трудового потенциала людей. Абстрактный труд формирует стоимость товара и ее величину. Его результат проявляется в обмене товаров при установлении цены. Обмен предстает как уравнивание трудовых усилий.
Конкретный и абстрактный труд не разновидности труда, разделенные в пространстве и времени, а две стороны одного и того же процесса труда, наподобие двух сторон монеты, орла и решки. В процессе производства товара человек одновременно создает такой предмет, который полезен, и такой, который поступает в потребление через обмен.
Труд в условиях товарного хозяйства - частный, частное дело товаропроизводителя: что производить, какими средствами производства, в каком количестве, на эти фундаментальные вопросы отвечает он сам. Вместе с тем товаропроизводитель работает для других, для общества. В этом смысле его труд имеет общественный характер, признание которого осуществляется на рынке.
Если теория спроса и предложения акцентирует внимание на равновесии, стабильности, то теория стоимости указывает на конфликтность, присущую рыночной экономике, противоречивость, несовместимость, а подчас и антагонизм общественных интересов. Очень ярко об этом явлении писал еще Ш. Фурье: «Каждый работник — враг массе, интересы которой противоречат его личным интересам. Врач желает, чтобы было как можно больше болезней, а прокурор - судебных процессов в каждой семье. Архитектор мечтает о пожарах, которые бы уничтожили четверть города, а стекольщик -о граде, который перебил бы все стекла»*.
Антагонизмы не исчезают с развитием рынка. По сообщению «Гамбургер абендблат», председатель профсоюза гробовщиков Германии Хайнц Кемерлинг, выступая на проходившем в декабре 1996 г. очередном съезде, охарактеризовал как «экономически негативную тенденцию» тот факт, что в стране уже шестой год подряд отмечается снижение уровня смертности на один процент.
А есть ли такие вопросы, на которые трудовая теория стоимости до сего дня не ответила? Да. Предположим, что выращена корова. Допустим, вполне понятна ее полная стоимость, определяемая совокупными затратами труда. А сколько по отдельности стоит мясо, шкура, рога и т. д.? Они растут все вместе, калькуляцию частных трудовых затрат не произвести. Кроме того, существуют такие товары, которые не имеют трудового содержания. Кто, например, создал землю? В результате ссудный процент, доход земельного собственника в трудовой теории стоимости трактуется как иррациональный, не доступный для научного исследования и объяснения.
Образно говоря, в фундаментальной экономической науке трудовая теория стоимости дает понимание точки опоры у «весов», а «чашки», на которые ставят гири и кладут продукцию, характеризует теория спроса и предложения.
Математические теории цен
Без представления о математических концепциях цен (в теории общего равновесия, в системе оптимального функционирования экономики, теории игр), которые стали вводиться в экономическую науку еще в середине XIX в., невозможно объяснить ряд ключевых понятий, прочно внедрившихся в курсы по экономической теории. Поэтому целостный анализ современных теорий стоимости не может обойти стороной эту концепцию.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 259.