Сравнительный анализ теорий цен
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В чем состоят принципиальные отличия рассмотренных концепций ценообразования, насколько они выражают реаль­ность, какой отдать предпочтение?

Теория спроса и предложения фактически утверждает, что цена формируется только на рынке, производство не имеет ни­какого значения. Чтобы удовлетворить потребности, надо только умело сделать выбор, зачем люди трудятся, проводят на работе треть своей жизни - концепция не объясняет. В концепции субъективной предельной полезности цена товара задается из­вне, представляет собой нечто вроде навешенного ярлыка. В трудовой теории стоимости база цены предопределяется внут­ренними свойствами товара, заложенными обществом в вещь. В теории игр цена - это ставка в расчете на прибыль. В чью пользу сделать выбор? Здесь следует особо подчеркнуть, чтобы в процессе обучения можно было сделать мировоззренческий выбор, нужно такую возможность предоставить. А в большин­стве учебных курсов заложено противоречие между провозгла­шаемым лозунгом о выборе и его фактическим отсутствием, поскольку излагается лишь одна, предпочтительная для авто­ра концепция.

Когда покупатель, изучивший разные концепции ценообра­зования, знакомится с рынком, он сталкивается с реальной аль­тернативой и задумывается: все ли цены товаров являются равновесными, связанными с предельной полезностью, затрата­ми труда? Каких больше? Ясно, что нет товаров, на которые, бы не затрачивался труд. На многие товары сформировались рав­новесные цены. Некоторое число цен предопределяется пре­дельной (но отнюдь не только минимальной) полезностью. Соответственно реальности ценообразования формируется ло­гическая альтернатива и практическая полезность теории.

Согласно трудовой теории стоимости в обмене участвуют эквиваленты, предполагается равновесие на рынке по затра­там труда. В учебниках по economics вводится понятие аль­тернативной стоимости. Альтернативная стоимость товара определяется количеством других товаров, которыми надо по­жертвовать, чтобы получить данный товар. Альтернатива - выбор равных жертв. В чем принципиальное мировоззренчес­кое отличие определений? Согласно трудовой теории, товары приравниваются по стоимости, по затратам труда, что означа­ет наличие у них общего свойства, единого качества. Когда же говорится об альтернативной стоимости, то цена товара при­знается делом субъективным, частным, не подчиняющимся объективным законам. Может быть, такой закон и есть, но нам о нем ничего знать не дано.

Следует не разделять рассмотренные концепции, не обособ­лять их, не строить умозаключения о том, что предпочтитель­нее, а умело синтезировать целое в соответствии с реальнос­тью. И освещать альтернативы, а уж право выбора оставлять за обучаемым. И если с самого первого пункта исследования и изложения концепция не получила одобрения, нет смысла за нее далее держаться, она не перестанет быть маловразумитель­ной догмой, которая зазубривается лишь для сдачи экзамена и забывается сразу и навсегда после получения отметки.

Попытки соединения различных теорий стоимости товара предпринимались неоднократно. По мнению российского уче­ного М. И. Туган-Барановского (1865-1919), предельные по­лезности свободно воспроизводимых благ пропорциональны их трудовым стоимостям; затраты труда прямо пропорциональ­ны редкости благ; теория предельной полезности подтвержда­ет учение о трудовой стоимости. В реальности предельные (но не минимальные!) величины отражаются в образовании диф­ференциальной ренты.

Вместе с тем предпринимаемые попытки поднимают общую проблему: как синтезировать отдельные различные научные точки зрения? Не получится ли в результате эклектическое нагромождение несовместимых точек зрения? Синтез теорий состоит в том, чтобы, во-первых, найти им положенное в об­щей теории место и, во-вторых, разработанные понятия поста­вить в правильную взаимосвязь с другими.

Все теории стоимости объединяет попытка однозначного ответа на вопрос: каков источник удовлетворения человечес­ких потребностей? В одних вариантах говорится о труде, в дру­гих - о доходе, в третьих - о выигрыше и т. д. Имеющее место отгораживание рассмотренных теорий стоимости в учебных курсах, выпячивание одних и традиционно недобросовестная критика других, имеет не научную, а идеологическую подопле­ку, связанную со следующей проблемой. В создании товара участвуют разные факторы, труд, капитал и земля. Почему же исключительным собственником производимого товара явля­ется капиталист? В утверждениях о том, что труд создает то­вар, а цену товара создает соотношение спроса и предложения или предельная полезность, заложено стремление обосновать тезис, будто труд как создатель стоимости не имеет отношение к цене, следовательно, рабочий не имеет права претендовать на' конечный продукт, на установление взаимосвязи между сто­имостью производимой продукции и заработной платой. Орга­низация спроса и предложения - забота предпринимателя, вот ему и должен принадлежать производимый товар. В теории игр также все арифметически просто и логично: кто делает ставки - тому достается приз.

Исторически процесс формирования цен проходит различ­ные этапы. Можно выделить четыре периода:

• первый - появление нового товара на рынке. Продолже­ние процесса производства возможно при условии возмещения затрат. Цена отражает трудовую теорию стоимости;

• второй — развитие спроса и предложения. На трудовую стоимость наслаиваются конъюнктурные колебания, издержки конкурентной борьбы;

• третий - удержание рынка. Могут учитываться предель­ные затраты;

• четвертый - свертывание производства. Цена отражает альтернативы в использовании капитала.

Таким образом, теории цен, разделяемые в научных концеп­циях, оказываются объединенными самой действительностью.

 

Теория денег

 

Происхождение денег

 

Деньги возникли в процессе естественноисторического раз­вития товарного хозяйства. Выделяется четыре этапа при пе­реходе к денежному обращению.

Первый. Появляется простая, единичная, или случайная, форма стоимости. Обмен еще только зарождается, носит спо­радический характер. Возникает единичный эквивалент, т. е. цена одного товара может выражаться только через другой единственный товар.

Второй. Развитие рынка означает умножение товаров, по­ступающих на него. Тогда при росте предложения единичный товар можно обменять на какой-либо иной конкретный товар. Появляется полная, или развернутая, форма стоимости то­вара. То, что сейчас стали называть бартерным обменом, как раз подпадает под названное определение. Эквивалент для ре­ализуемого товара становится множественным, что порождает специфические проблемы*

4 Вот как описывал А. Сахаров совместную поездку с С. Есениным и А. Мариенгофом в конце марта 1920 г. из Москвы в Харьков: «Не доез­жая Тулы, поезд остановился на какой-то небольшой станции. Невдале­ке был виден жидкий крестьянский базар... Старуха продавала холодец только в обмен на соль... И когда мы объявили, что едем из Москвы, а там соли нет, обнадежила нас, пообещав, что, когда мы будем возвра­щаться назад, она будет нас ждать с холодцом на том же месте».

 

В 1998 г. на долю бартера в реализации продукции прихо­дилось 55%. Еще 20% расчетов между товаропроизводителя­ми осуществлялось с помощью векселей, взаимозачетов и других безрублевых схем. Например, в РАО «ЕЭС России» уро­вень оплаты электроэнергии «живыми» деньгами не превы­шал 21%.

Третий. На региональных рынках выделяются главные пред­меты обмена, наиболее ходовые товары, которые обладают дос­таточной ликвидностью, т. е. могут быть обменены на иной товар в любой момент времени. В периоды войн, социально-экономических потрясений такими товарами выступают соль, мыло, ригареты, спиртные напитки, спички. Процесс накопле­ния этих товаров и их использование в качестве всеобщей формы стоимости наблюдался в Российской Федерации в кон­це 80-х годов. На третьем этапе обмен начинает осуществ­ляться через посредника, всеобщий товар-эквивалент. Пример:

 

 

Эквивалент становится единым для региона.

Четвертый. Устранение региональных барьеров ведет к по­явлению народнохозяйственного и международного рынка. Вме­сте с ними развивается товар-посредник. Когда роль посредника начинают выполнять драгоценные металлы, появляются реаль­ные деньги, т. е. деньги, имеющие товарную основу. Эквивалент становится всеобъемлющим. Обмен принимает вид:

Т <=> Д <=> Т .

Первоначально роль денег выполняли золото и серебро. Как писал в начале XVIII в. ирландец Ричард Кантильон, «золото и серебро, и только они, малы по объему, одинаково добротны, легки в перевозке, не оставляют отходов при размене, удобны для хранения, красивы и блестящи в предметах, которые из них изготавливают, и могут использоваться до бесконечности»*

*Цит. по: Барр Р. Политическая экономия. В 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 283-284.

Учет добываемого в мире золота с достоверной точностью ведется с 1493 г. С этого времени до наших дней добыто око­ло 85 тыс. т, а за всю историю человечества, по оценкам спе­циалистов, — примерно 100 тыс. т. Динамика добычи такова: XVI век - 763 т, XVII век - 914 т,XVIII век - 1 890 т, XIX век -11 616 т, XX век - 55 600 т. Ведущими производителями золота в современном мире являются ЮАР, США, Австралия, Канада, Китай и Российская Федерация.

 

Функции денег

 

Развитие денег не остановилось на том моменте, когда их роль стали играть драгоценные металлы. Их эволюция про­должилась. Сегодня деньги обрели долговую природу и все больше теряют форму наличности. Только благодаря этому стали возможны расчеты в астрономических суммах, в десятки миллиардов долларов.

Какие функции, т. е. работы, выполняют деньги? Самые раз­нообразные: идеологические, политические и, конечно, эконо­мические. В древности портрет и имя на монете информирова­ли о том, кто является правителем государства. Эмиссия де­нег, взятая сама по себе, - свидетельство существования суве­ренной политической власти.

В развитом товарном хозяйстве деньги выполняют следу­ющие экономические функции: меры стоимости, средства обра­щения, средства накопления и образования сокровищ, средства платежа, мировых денег.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 204.