Третий методологический подход, получивший распространение в экономической теории, может быть выражен словами героя «Пиковой дамы»: «Что наша жизнь? Игра». Такой подход стал сформироваться в годы Второй мировой войны. Его суть состоит в том, что экономика рассматривается как поле конфликтной игровой деятельности. Концепция в полном виде излагалась в работе О. Моргенштерна и Дж. фон Неймана «Теория игр и экономическое поведение» (1944).
В процессе управления производством, разработки маркетинговых стратегий приходится принимать решения в условиях неопределенности, не имея достаточной информации. При этом участники событий преследуют антагонистические цели, поскольку сталкиваются полярные интересы. Подобные ситуации характерны для войн, спортивных игр, они могут встретиться и в экономике. Во всех случаях предполагается, что операция проводится против разумного противника (конкурента), преследующего собственные цели и оказывающего противодействие достижению цели противоположной стороне. Мероприятия сторон называются конфликтными ситуациями. Чтобы сделать возможным ее математический анализ, строят упрощенную модель, которую и называют игрой. Результатом игры является победа или поражение, которые хотя бы условно можно выразить числами (победа - 1 очко, поражение - О, ничья - 1/2 очка). В играх с денежными ставками (например, на фондовой бирже) выигрыши и проигрыши игроков не просто выражаются в денежной мере, вся игра имитирует _рыночную экономику.
3 Типичный пример - книга П. Хейне «Экономический образ мышления» (М., 1991).
Рассмотрим, как в ключевых понятиях науки (факт, закон, критерий истины знаний) выражается методология различных подходов к содержанию экономической науки.
Экономический факт
Всякое научное исследование, построено ли оно на принципах отражения, извлечения пользы или трактуется как ставки в игре, связано с определением фактов, которые попадают в поле зрения. Признание (отвержение) теорий должно начинаться с оценки фактов, лежащих в их основании. Только в том случае, если наука изучает факты, она может иметь практическое значение.
Понятие «факт» (от латинского factum - совершившееся, сделанное) характеризует явление, ставшее известным. Очень часто учебные системы не содержат сведений о фактологической базе. И напрасно. Нет характеристики фактов - нет объекта для объяснения и предмета познания. Научный метод познания хозяйства состоит в сборе и изучении фактов, которые отражают действительность. Иными словами, метод познания должен соответствовать и вытекать из предмета исследования, а не привноситься в науку. Метод есть величина, производная от предмета.
Экономический факт - это описание явления или процесса, относящегося к созиданию богатства. Следует различать факты эмпирические (первичные) и теоретические (включенные в теорию и составляющие ее содержание). Дать описание явления, т. е. сформировать факты, значит:
• во-первых, определить место, пространство, в котором обнаруживается объективный процесс, интересующий науку, а именно связанный с богатством. Этот процесс, по мнению ученых, отстаивающих разные методологические позиции, может помещаться в национальном государстве, на предприятии, в домашнем хозяйстве;
• во-вторых, зафиксировать момент времени, когда возникает явление. В расчет принимается вся общественная история или ее этап, отдельные промежутки на протяжении некоторого этапа, отдельный частный случай. В конечном счете наука включает оценку всей хозяйственной истории общества;
• в-третьих, уяснить действия наблюдателя (экспериментатора), которые характеризуют его как субъекта познания и члена общества, занимающего в нем определенное положение и разделяющего интересы конкретного слоя населения. Это способ подключения к контактам с объектом;
• в-четвертых, отметить, каков инструментарий, благодаря которому фиксируются основные параметры явления. Он включает статистические методы, социологические опросы и логический анализ.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 213.