Характеристика экономических категорий и законов в качестве научных предполагает их проверку на истинность. Наука постоянно находится в поисках истины. Истина - это адекватное отражение явлений и процессов, т. е. такое, которое соответствует их действительному положению. В зависимости от мировоззрения исследователя формулируются различные взгляды на истину и источник истинного знания. Так, для схоласта истина рождается в споре, для субъективного идеалиста она принципиально непознаваема, для догматика - вечна и неизменна во все времена.
В многообразных учебных курсах по экономике представлено три подхода к проблеме критерия истины. Первый, в соответствии с концептуальными установками диалектического материализма, состоит в признании практики высшим критерием истины.
Второй подход связан с идеологией позитивизма. А. Шопенгауэр отмечал: «Наша выгода, какого бы рода она ни была, имеет таинственную власть над нашими суждениями; все, что нам на пользу, сразу же представляется нам правильным, справедливым, разумным; все, что нашей выгоде противоречит, мы столь же искренне считаем несправедливым и отталкивающим, бессмысленным и абсурдным... Так ежедневно наши пристрастия искушают и обманывают наш интеллект».
Позитивизм - главная философская основа англо-американской экономической науки, поэтому П. Самуэльсон утверждает: «Критерий обоснованности теории - ее полезность для освещения наблюдаемой действительности»*. «Окончательная проверка модели или теории отвечает на вопрос не о том, обеспечивает ли она в полной мере реалистичное описание действительности (она не должна этого делать), а о том, насколько эта модель является полезной», - поддерживают его С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи**
*Самуэльсон П. Экономика. М., 1964. С. 31.
**Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. С. 21.
При третьем подходе истинные знания - это верный количественный расчет того, как обеспечить выигрыш. Наука сводится к анализу вариантов, наиболее вероятных альтернатив развития событий.
Всегда ли нужно в науке доискиваться до истины?
Для чего нужна научная истина? Знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы властвовать, — такова практическая ценность научной истины. Незнание объективных закономерностей сокращает возможности извлечения пользы. Однако, согласно представлениям, например, Ф. А. Хайека, лауреата Нобелевской премии по экономике, принципы и не надо проверять на истинность. Неистинное, неправильное суждение может привести к верным действиям на основе выработанных традиций. Напротив, по его наблюдениям, люди ученые, образованные, склонны к социализму, необразованные, суеверные, легче отвращаются от него*. А если не ставить цель познать истину, что будет представлять собой учебный курс? Ясно, это не будет наука, это не будут знания. Учебный курс ставит цель - формированиеобразов мышления
*Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992.
То, какая позиция будет принята, естественноисторическая, позитивистская или иная, зависит от мировоззренческих установок исследователя, обучающегося. Однако в любом случае в науке ничто нельзя принимать на веру. Система определения истинности знаний в экономической теории включает в себя доказательство:
• аксиом через эмпирическое подтверждение исходных положений;
• фактов через оценку полноты их описания;
• концепций через определение области допустимых значений;
• теоретических систем через сбывшиеся прогнозы.
Позитивный, нормативный и аксиоматический подходы
Кроме знаний, проверенных и подтвержденных, в любой науке имеется множество гипотез, предположений. Они неизбежно проникают в научный курс, увязывают науку и обучение. В результате приходится различать: позитивный, нормативный и аксиоматический подходы к формированию экономической теории.
Позитивный подход (или дискриптивный) заключается в изложении объективных основ функционирования экономики. Считается, что результатом данной методологической установки является формирование бесспорных экономических концепций.
Нормативный подход («принцип Голливуда») состоит в изображении того, что должно быть, предполагаемых высоких созидательных целей. Нормативный подход сводится к обоснованию действий, основанных на субъективных, личностных оценках. В соответствии с ним создаются идеальные картины экономики. В итоге мнения создателей гипотетических моделей выдаются за правду жизни. Следствием нормативного подхода является формирование экономических теорий, представляющих собой предмет дискуссий среди экономистов.
Аксиоматический подход близок к нормативному. Он состоит в том, что возникающие в ходе дискуссий гипотезы принимаются в качестве аксиом, не подлежащих дальнейшему обсуждению. В результате в экономической науке сильно проявляются частные интересы, принимающие вид принципа общей целесообразности, который, к сожалению, часто приводит к тому, что модели, явно отслужившие свой срок и давным-давно перешагнувшие границы здравого смысла (например, теория предельной полезности, кривая Филипса, теория совершенной конкуренции), по-прежнему приходится излагать в учебных курсах. В результате наука принимает черты апологетики, становится невозможным позитивный подход к полученным результатам проведенного исследования.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 361.