Экономическая наука выполняет три основные функции:
• практическую, направленную на профессиональную и хозяйственную деятельность. «Научная1 истина не только практична, но и хозяйственна», - писал С. Н. Булгаков. Практическая функция состоит в том, чтобы изученные закономерности сделать регуляторами труда и предпринимательства, давать реальные прогнозы;
• познавательную, связанную объяснением реальности и углублением знаний. Экономическая теория как гуманитарная наука расширяет горизонты иных сфер гуманитарного образования и в этом качестве ее изучение - их неотъемлемая часть;
• идеологическую, просветительскую, проявляющуюся в формировании определенного мировоззрения. К сожалению, в России слишком часто эта функция науки вырождается в откровенную апологетику, т. е. предвзятую защиту любых действий правящей группировки. Это происходит тогда, когда власть ищет в науке не ответы на практические вопросы, а однозначного одобрения любых своих действий, и прежде всего деструктивных («непопулярных»). В результате происходит не постижение научных истин, а насаждение ложных догм.
А как авторы учебных курсов оценивают то, что дает изучающим экономическая теория? Это серьезная проблема. П. Са-муэльсон отмечал, что экономическую теорию «не изучают с целью чисто профессиональной выучки», она «не раскроет вам секретов успеха - как заработать миллион долларов, подготовить годовой финансовый отчет, разработать наилучшую рекламную стратегию или предвосхитить курс акций на бирже»*. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи откровенно пишут об излагаемых теоретических моделях: «Непонятно вот только, что делать с полученными результатами»12. Поэтому и появилась шутка: «Экономист - это человек, не имеющий ни гроша и дающий такие советы, что если им следовать, то и другие останутся без гроша».
*Самуэльсон П. Экономика М., 1964. С. 26
Думается, лучше итальянца А. Пезенти о функции общего экономического образования не скажешь: «Студенту не нужно посещать университет для того, чтобы узнать о свободе выбора среди различных возможностей, которые ему представляются... Студент и без посещения университета уяснит, что пятая ложка супа, как учат до сих пор в некоторых университетах, дает меньшее удовлетворение, чем первая, и что с пятидесятой ложкой полезность супа исчерпывает себя; студент знает также, что если пищу глотать не прожевывая, то полезность ее становится отрицательной; ему точно так же не нужно учиться тому, как истратить десять тысяч лир, лежащие у него в кармане.
Студент хочет знать, почему у него в кармане десять, а не сто тысяч лир, почему, закончив университет, он ищет работу и не находит ее. Капиталист хочет знать, почему он имеет капитал именно такой величины, почему ему отказано в кредите, почему он обнаруживает перед собой промышленного гиганта, мешающего ему выбрать такой способ вложения капитала, какой он считал бы наилучшим. Следовательно, люди хотят знать, каково их социальное положение в обществе и существуют ли объективные законы, определяющие это положение. Без ответа на эти вопросы наука не дает понимания действительности и до определенной степени не служит даже достижению практических целей»*.
*Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. В 2 т. Т. 1.М., 1976. С. 75-76.
В условиях российской действительности люди хотят знать, почему в результате реформ исчезла индустриальная и научно-техническая мощь великой державы, почему стало трудно найти достойную работу, почему заработанные деньги и пенсии не выплачивают, в то время как «ничейной» оказывается коробка из-под ксерокса, набитая полумиллионом долларов, почему проезд на общественном транспорте становится чуть ли не роскошью, почему новым «эффективным собственникам» выгодно доводить предприятия до банкротства? И наконец, для чего пишется великое множество «учебников», которые ни одного жизненно важного вопроса, а поэтому и отличающегося особой остротой, не поднимают?
Некорректные методы в экономической науке
К некорректным методам, встречающимся в экономической науке, относятся все методы, которые применяются без предварительного дополнительного обоснования их употребления, а полученные с их помощью знания требуют специальной добавочной проверки. К ним, например, относятся метод аналогии, экстраполяция, «системосозидающее мышление», в основе которого лежат рассуждения по принципу «что, если...», выявление логически единого при его фактическом отсутствии, умозаключения типа post hoc, ergo, propter hoc (после этого, значит, вследствие этого) и др.
Метод аналогии, т. е. установление сходства между разнокачественными явлениями и процессами (например, между кровообращением и кругооборотом товаров и денег), обычно используется на ранних этапах развития науки, когда сведений о них недостаточно и известны лишь их внешние признаки. Экстраполяция - это распространение количественных показателей экономического развития, относящихся к одному времени или некоторой стране, на будущее или другую страну без всестороннего учета всех факторов, воздействующих на экономическую систему. Экстраполяция нередко используется при составлении прогнозов, вот почему они часто оказываются ошибочными.
Следует обращать внимание и на опасность так называемого «системосозидающего мышления», когда предварительно строят гипотетическую модель, а затем на ее основании конструируют и имитируют реальные экономические процессы. Вместо того, чтобы заняться их объективным исследованием, рассуждают по принципу «что, если...». С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи пишут: «...Зачастую экономические теории являются очевидно нереалистичными, и наш ответ заключается в том, что они и должны быть нереалистичными, но достаточно простыми для понимания и применения»*.
* Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. С. 21.
Признаком применения некорректных методов является подмена фактов допущениями. Чтобы понять, насколько это может быть опасно, приведем пример.
Дано: прямоугольный треугольник ABC. Допустим, биссектриса ОС пересекается с перпендикуляром ОМ в точке О. Причем AM = MB.
Дополнительно из (■) О опустим перпендикуляры ОК и OL. Проведем прямые ВО, АО и получим:
Тогда: Д СОК = A COL, поскольку Ð ОКС = ÐOLC = 90°, ÐКСО = Ð ОСЬ, сторона ОС - общая. Следовательно, ОК> = OL.
Ð ВОМ = Ð АОМ, поскольку Ð ВМО = Ð АМО = 90°, сторона МО - общая, AM = MB. Следовательно, АО = ВО.
Отсюда вытекает, что прямоугольные треугольники ВКО и AOL также равны, поскольку Ð ВКО = ÐALQ = 90°, КО = OL, ВО = АО. Следовательно, ВК = AL.
В итоге при абсолютно строгом исключительно логичном доказательстве приходим к абсурдному выводу:
ВК + КС = AL + LC или ВС = АС,
т. е. в прямоугольном треугольнике ABC катет равен гипотенузе.
Почему получен такой парадоксальный результат? Причина в некорректном допущении, предварительно не обоснованном фактами, практикой, в рассуждении по принципу «что, если в прямоугольном треугольнике биссектриса ОС пересечет срединный перпендикуляр». В действительности этого просто не может быть.
Один из способов избежать ошибочных выводов в экономике состоит в обращении к таким гуманитарным наукам, как история и философия. Устранение погрешностей, вызванных применением некорректных методов, связано с дополнительной проверкой на истинность полученных знаний.
Общее представление о содержании методологии, теории, практической деятельности, функциях науки дает схема 1.2.1.
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
Обычно к историческому развитию науки обращаются только после положительного изложения научных проблем, вставляя отдельные разрозненные фрагменты в конце глав. Такой подход представляется недостаточно обоснованным. Вопросы истории любой науки - это вопросы ее строительства, самосохранения и прогресса. В истории экономической науки отражается система принципов разрешения проблем, которые периодически встают перед каждым обществом. К тому же изложение разнообразных взглядов - это и способ ухода от идеологического монополизма, и один из принципов аргументации в виде проблемного метода познания. Наука — это не просто логика, это история борьбы и последовательной смены идей. Именно поэтому предлагается очерк истории, учитывающий развитие мировой экономической науки в целом.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 217.