Функции экономической теории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Экономическая наука выполняет три основные функции:

практическую, направленную на профессиональную и хо­зяйственную деятельность. «Научная1 истина не только прак­тична, но и хозяйственна», - писал С. Н. Булгаков. Практи­ческая функция состоит в том, чтобы изученные закономерно­сти сделать регуляторами труда и предпринимательства, да­вать реальные прогнозы;

познавательную, связанную объяснением реальности и углублением знаний. Экономическая теория как гуманитарная наука расширяет горизонты иных сфер гуманитарного образо­вания и в этом качестве ее изучение - их неотъемлемая часть;

идеологическую, просветительскую, проявляющуюся в фор­мировании определенного мировоззрения. К сожалению, в Рос­сии слишком часто эта функция науки вырождается в откро­венную апологетику, т. е. предвзятую защиту любых действий правящей группировки. Это происходит тогда, когда власть ищет в науке не ответы на практические вопросы, а однознач­ного одобрения любых своих действий, и прежде всего деструк­тивных («непопулярных»). В результате происходит не постиже­ние научных истин, а насаждение ложных догм.

А как авторы учебных курсов оценивают то, что дает изу­чающим экономическая теория? Это серьезная проблема. П. Са-муэльсон отмечал, что экономическую теорию «не изучают с целью чисто профессиональной выучки», она «не раскроет вам секретов успеха - как заработать миллион долларов, подгото­вить годовой финансовый отчет, разработать наилучшую рек­ламную стратегию или предвосхитить курс акций на бирже»*. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи откровенно пишут об излагаемых теоретических моделях: «Непонятно вот только, что делать с полученными результатами»12. Поэтому и появи­лась шутка: «Экономист - это человек, не имеющий ни гроша и дающий такие советы, что если им следовать, то и другие останутся без гроша».

*Самуэльсон П. Экономика М., 1964. С. 26

 

Думается, лучше итальянца А. Пезенти о функции общего экономического образования не скажешь: «Студенту не нужно посещать университет для того, чтобы узнать о свободе выбора среди различных возможностей, которые ему представляются... Студент и без посещения университета уяснит, что пятая лож­ка супа, как учат до сих пор в некоторых университетах, дает меньшее удовлетворение, чем первая, и что с пятидесятой лож­кой полезность супа исчерпывает себя; студент знает также, что если пищу глотать не прожевывая, то полезность ее становится отрицательной; ему точно так же не нужно учиться тому, как истратить десять тысяч лир, лежащие у него в кармане.

Студент хочет знать, почему у него в кармане десять, а не сто тысяч лир, почему, закончив университет, он ищет работу и не находит ее. Капиталист хочет знать, почему он имеет капи­тал именно такой величины, почему ему отказано в кредите, почему он обнаруживает перед собой промышленного гиганта, мешающего ему выбрать такой способ вложения капитала, какой он считал бы наилучшим. Следовательно, люди хотят знать, каково их социальное положение в обществе и суще­ствуют ли объективные законы, определяющие это положение. Без ответа на эти вопросы наука не дает понимания дей­ствительности и до определенной степени не служит даже дости­жению практических целей»*.

*Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. В 2 т. Т. 1.М., 1976. С. 75-76.

 

В условиях российской действительности люди хотят знать, почему в результате реформ исчезла индустриальная и науч­но-техническая мощь великой державы, почему стало трудно найти достойную работу, почему заработанные деньги и пен­сии не выплачивают, в то время как «ничейной» оказывается коробка из-под ксерокса, набитая полумиллионом долларов, почему проезд на общественном транспорте становится чуть ли не роскошью, почему новым «эффективным собственни­кам» выгодно доводить предприятия до банкротства? И нако­нец, для чего пишется великое множество «учебников», кото­рые ни одного жизненно важного вопроса, а поэтому и отлича­ющегося особой остротой, не поднимают?

 

Некорректные методы в экономической науке

 

К некорректным методам, встречающимся в экономической науке, относятся все методы, которые применяются без предва­рительного дополнительного обоснования их употребления, а полученные с их помощью знания требуют специальной доба­вочной проверки. К ним, например, относятся метод аналогии, экстраполяция, «системосозидающее мышление», в основе ко­торого лежат рассуждения по принципу «что, если...», выявле­ние логически единого при его фактическом отсутствии, умо­заключения типа post hoc, ergo, propter hoc (после этого, зна­чит, вследствие этого) и др.

Метод аналогии, т. е. установление сходства между разно­качественными явлениями и процессами (например, между кро­вообращением и кругооборотом товаров и денег), обычно ис­пользуется на ранних этапах развития науки, когда сведений о них недостаточно и известны лишь их внешние признаки. Экстраполяция - это распространение количественных пока­зателей экономического развития, относящихся к одному вре­мени или некоторой стране, на будущее или другую страну без всестороннего учета всех факторов, воздействующих на экономическую систему. Экстраполяция нередко использует­ся при составлении прогнозов, вот почему они часто оказыва­ются ошибочными.

Следует обращать внимание и на опасность так называемо­го «системосозидающего мышления», когда предварительно строят гипотетическую модель, а затем на ее основании конст­руируют и имитируют реальные экономические процессы. Вме­сто того, чтобы заняться их объективным исследованием, рас­суждают по принципу «что, если...». С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи пишут: «...Зачастую экономические теории яв­ляются очевидно нереалистичными, и наш ответ заключается в том, что они и должны быть нереалистичными, но достаточ­но простыми для понимания и применения»*.

* Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. С. 21.

 

Признаком применения некорректных методов является подмена фактов допущениями. Чтобы понять, насколько это может быть опасно, приведем пример.

Дано: прямоугольный треугольник ABC. Допустим, бис­сектриса ОС пересекается с перпендикуляром ОМ в точке О. Причем AM = MB.

 

Дополнительно из (■) О опустим перпендикуляры ОК и OL. Проведем прямые ВО, АО и получим:

 

Тогда: Д СОК = A COL, поскольку Ð ОКС = ÐOLC = 90°, ÐКСО = Ð ОСЬ, сторона ОС - общая. Следовательно, ОК> = OL.

Ð ВОМ = Ð АОМ, поскольку Ð ВМО = Ð АМО = 90°, сторона МО - общая, AM = MB. Следовательно, АО = ВО.

Отсюда вытекает, что прямоугольные треугольники ВКО и AOL также равны, поскольку Ð ВКО = ÐALQ = 90°, КО = OL, ВО = АО. Следовательно, ВК = AL.

В итоге при абсолютно строгом исключительно логичном доказательстве приходим к абсурдному выводу:

ВК + КС = AL + LC или ВС = АС,

т. е. в прямоугольном треугольнике ABC катет равен гипоте­нузе.

Почему получен такой парадоксальный результат? Причина в некорректном допущении, предварительно не обоснованном фактами, практикой, в рассуждении по принципу «что, если в прямоугольном треугольнике биссектриса ОС пересечет сре­динный перпендикуляр». В действительности этого просто не может быть.

Один из способов избежать ошибочных выводов в экономи­ке состоит в обращении к таким гуманитарным наукам, как история и философия. Устранение погрешностей, вызванных применением некорректных методов, связано с дополнитель­ной проверкой на истинность полученных знаний.

Общее представление о содержании методологии, теории, практической деятельности, функциях науки дает схема 1.2.1.

 

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Обычно к историческому развитию науки обращаются только после положительного изложения научных проблем, вставляя отдельные разрозненные фрагменты в конце глав. Такой под­ход представляется недостаточно обоснованным. Вопросы ис­тории любой науки - это вопросы ее строительства, самосохра­нения и прогресса. В истории экономической науки отражает­ся система принципов разрешения проблем, которые периоди­чески встают перед каждым обществом. К тому же изложение разнообразных взглядов - это и способ ухода от идеологичес­кого монополизма, и один из принципов аргументации в виде проблемного метода познания. Наука — это не просто логика, это история борьбы и последовательной смены идей. Именно поэтому предлагается очерк истории, учитывающий развитие мировой экономической науки в целом.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 217.