В зависимости от мировоззрения и избранной цели исследования история экономики подразделяется самым различным образом. Наиболее распространенными в экономической теории являются две классификации:
• первая - марксистская, в основу которой положено выделение способов производства. Способ производства - это исторически определенный способ добывания материальных благ, богатства. Суть концепции состоит в том, что постепенные количественные изменения в экономике приводят к качественным скачкам, революционным потрясениям в обществе в целом. На основе теории способов производства строится учебный курс политической экономии;
• вторая - западная, связанная с именем американца Уолта Ростоу, теория стадий роста. Стадия роста - это определенный этап в производстве и потреблении материальных богатств, создаваемых в обществе. В теории стадий роста усложнение рассматривается как явление чисто количественное, а все революционные изменения - как нечто неестественное, болезненное, отклонение от нормального. Историческое мировоззрение, близкое к концепции стадий роста, лежит, например, в основе учебного курса П. Самуэльсона. Так, согласно его представлениям, «слаборазвитая страна - это просто страна, реальный доход которой на душу населения низок по сравнению с теперешним доходом таких стран, как Канада, СЕНА... И даже так называемые передовые страны были в свое время слаборазвитыми, согласно нашему определению, и должны были пройти процесс развития»*.
* Самуэльсон П. Экономика. М., 1964. с. 764.
В качестве логически предшествующей обе концепции (способов производства и стадий роста) называют классификацию истории общества, а соответственно ей и экономики, данную социалистом-утопистом А. Сен-Симоном. Их сравнительный анализ представлен в табл. 1.1.1.
Таблица 1.1.1
Сравнительный анализ исторических классификаций экономики
Из сравнения вытекает вполне очевидный вывод о том, что теории способов производства и стадий роста являются модификациями одной концепции. Правильно было бы считать А. Сен-Симона родоначальником плодотворной идеи, которую развил К. Маркс, а У. Ростоу ее заимствовал, попытался осовременить и приспособить в условиях «холодной войны» для идеологических задач. Действительно, по своим источникам, форме, основному содержанию, по идеологическим целям концепция У. Ростоу соответствует применению марксистской теории. Оба подхода использовались для доказательства опережения политического противника ни больше ни меньше как на целую социальную эпоху.
В современной науке пытаются найти иные исторические принципы с целью познания экономики.
Цивилизационный подход
К анализу экономических явлений сегодня часто пытаются подступиться с позиции цивилизационного подхода. Рассмотрим возможность его применения в экономической науке.
Понятие «цивилизация» (от латинского civis - гражданин) появилось в эпоху Просвещения вместе с разработкой теории гражданского общества. В науке оно обнаруживается уже в работах англичанина Ф. Бэкона (1561-1626), а стало использоваться при создании классификаций с XVIII в. Так, шотландец А. Фергюссон разделил историю человечества на три периода: дикость (охотничье хозяйство без частной собственности), варварство (скотоводство с появлением частной собственности), цивилизация (земледелие с господством частной собственности). Французские просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. В начале XIX в. возникли этнографические концепции, согласно которым каждому этносу соответствует особая цивилизация. Были разработаны классификации в зависимости от роли великих рек (Н. Мечников), морей (Ж. Пирен) в зарождении и расцвете разнообразных цивилизаций. Переход к цивилизации оценивался не только как положительный момент, но и как отрицательный: немецкий философ О. Шпенглер утверждал, что культура в ходе развития низводится до цивилизации и движется вместе с ней к гибели.
В результате к настоящему времени сохранились и сосуществуют три подхода к представлению о сути цивилизации:
• цивилизация - идеал прогрессивного развития всего человечества как единого целого, эталон культуры;
• цивилизация - этап прогрессивного развития человечества; главная его черта - удобства, основывающиеся на технике и создающие комфорт;
• цивилизация - уникальное этногеографическое образование.
Таким образом, привнесение понятия «цивилизация» в фундаментальную экономическую теорию и в процесс преподавания не является достаточно обоснованным, не имеет четко определенного статуса. Использовать цивилизационный подход при выявлении общих экономических закономерностей - значит растворять их в более обширном историческом потоке, полном специфических частностей. Но самый большой порок цивилизационного подхода связан с причиной, по которой его пытаются применить в науке. Цивилизационный подход в экономической теории использовался с конкретной политизированной целью — опровержение представления об истории как смене способов производства во что бы то ни стало, поскольку оно связано с именем К. Маркса.
Цивилизационный подход в том варианте, в каком его пытаются внедрить в экономическую теорию, отмечает противоположность культур, следовательно, ведет к отрицанию общих закономерностей, свойственных хозяйственным системам разных народов. В современной России в качестве цивилизованных фактически признаются американские ценности. Но можно ли обойтись без общих периодизаций, без взгляда на всемирную историю как на единую для всего человечества? Преодоление такого подхода возможно только при условии гуманитаризации экономической науки. Выделяя исторические ступени на основе экономических характеристик, мы тем самым отвлекаемся от единичного, обобщаем, пытаемся определить целостные хозяйственные организмы, т. е. подходим к выявлению объективных законов науки.
Теории способов производства, стадий роста ценны утверждением, что именно материальное производство составляет основу жизни человеческого общества, является главным источником средств мировой социальной и цивилизационной эволюции, предопределяет духовный, культурный прогресс. Тем самым устанавливается первостепенная значимость экономической теории в системе наук об обществе. «Общий» историзм вместе с тем должен включать в себя историзм «частный», объяснять хозяйственные национальные особенности. Вот здесь и уместна разработка понятия «цивилизация». Концепция цивилизации - специфический инструмент познания национальной экономики.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 199.