Каковы же основные направления и школы в мировой истории экономических учений? Как они связаны с Россией, что дают экономической теории в настоящем?
Экономическая мысль стала развиваться задолго до возникновения ростков капиталистического способа производства, в Древней Греции и Древнем Риме, достигнув значительных высот в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля.
В феодальной Западной Европе был широко известен труд Ксенофонта (ок. 430-355 или 354 гг. до н. э.) «Экономикос». Интерес вызывал его тезис о том, что «денег никто не имеет столько, чтобы не желать иметь их еще больше; а если у кого-нибудь они оказались в избытке, то он, закапывая излишек, получает не меньше удовольствия, чем если бы он им воспользовался».
Платон (427-347 гг. до н. э.) известен разработкой концепции идеального государства. Он обосновывал тезис о том, что в каждом государстве есть два государства: государство богачей и государство бедняков. Его желание усовершенствовать экономическое устройство общества выливалось во враждебное отношение к богачам и презрительное - к бедным.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) - величайший мыслитель древности, ученик Платона, учитель и воспитатель Александра Македонского. Науку о богатстве он" делил на «экономию», искусство обретения полезных вещей, и «хрематистику», искусство накопления денег. Главным мотивом человеческой деятельности он считал алчность: «Индивид... движим лишь одним пороком - алчностью. Вот почему он попирает закон и мораль. Он просто хочет больше иметь - материальных благ, престижа и власти»*.
*Аристотель. Сочинения. В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 325.
В новое время экономическая наука развивалась целостными блоками в виде научных школ и направлений, которые представляют собой качественный вклад в понимание предмета через анализ объекта новыми методами исследования.
Меркантилизм*
Меркантилизм - первое системное описание капиталистического хозяйства в виде достаточно разрозненных, национально обособленных взглядов, совершенно не связанных между собой взаимной дискуссией, и тем не менее удивительно схожих. Он образует корни современной экономической науки, ее предысторию, составляет, образно говоря, «дошкольное образование».
* Французское mercantilisme и английское mercantilism являются производными от итальянского mercante — торговец, купец, которое восходит к латинскому mere – товар
Первые меркантилистские концепции стали возникать в последней трети XV в. Их появление в различных странах связано с первоначальным накоплением капитала, эпохой торгового и ростовщического капитализма. Основные положения меркантилистов состоят в отождествлении богатства с деньгами (драгоценными металлами), рассмотрении внешней торговли источником богатства. Важнейшим инструментом накопления денег рассматривается государство. В этот период зарождающаяся наука выступает теорией товарного обмена и денежного обращения. Именно с ними связывается предмет познания.
Представителями меркантилизма в Англии являются У. Стаффорд, Т. Мен, в Италии - Г. Скаруффи, А. Серра, во Франции -уже упоминавшийся А. Монкретьен.
Выдающимся русским выразителем идей меркантилизма был Иван Тихонович Посошков (1652-1726), купец, предприниматель, помещик, владевший землей с крепостными крестьянами. Свои взгляды он выразил в полной мере в «Книге о скудости и богатстве» (1724). И. Т. Посошков подразделял богатство на вещественное в виде материальных благ и невещественное в виде «праведных» законов, от которых зависит рост вещественного богатства. И нынешним реформаторам есть что почерпнуть в его книге: «...То великое и многотрудное есть дело, еже бы народ весь обогатить, понеже без насаждения правды и без истребления обидников и воров и разбойников и всяких разных явных и потаенных грабителей никоими мерами народе всесовершенно обогатится невозможно». «...В российских наших правителях есть рассуждение на сие дело самое нездравое, ибо рускаго человека ни во что ставят, и накормить ево не хочут, чтобы он доволен был без нужды. И тем стиснением принуждают их к краже и ко всякой неправде и о мастерстве к нерадению...»
Меркантилизм не остался в далеком прошлом. Возрождение соответствующих процессов возрождает взгляды данной школы. В современных условиях глобальные кризисы подмыли корни микро- и макроэкономических систем и они обнажились в форме монетаристских знаний.
Начальная школа
С начальной школой связывается постижение основ науки. Наиболее известный представитель - англичанин Вильям Петти (1623-1687), сын мелкого ремесленника, впоследствии - крупный землевладелец. Его научные заслуги состоят в расширении предмета науки, включении в него не только проблем товарного обмена и денежного обращения, но и отдельных отраслей материального производства. Исходя из нового понимания предмета науки, сделана попытка определить основы ценообразования на базе трудовых затрат (в сфере добычи драгоценных металлов). Разрабатывая методы статистического учета, он стремился всему дать количественную, денежную оценку.
В. Петти теоретически обосновывал рациональность проводившейся в период первоначального накопления капитала государственной политики в области заработной платы. В те времена она устанавливалась в законодательном порядке. При этом ограничивался ее максимум. Считалось, что заработная плата должна обеспечивать минимум средств существования рабочего; повышение ее - прямой ущерб для общества. Под страхом тюремного наказания воспрещалось выдавать плату более высокую, чем установлено. Причем лица, получившие такую незаконную плату, наказывались строже, чем уплатившие ее. Например, в Елизаветинском статуте об учениках, принятом в Англии в 1563 г., предусматривалось десятидневное тюремное заключение для того, кто выдал плату выше тарифной, и трехнедельное заключение для того, кто ее принял.
В России «начальная школа» двойственна - это сумма «почвеннических» и привнесенных западных концепций. Она связана с именами российских (М. В. Ломоносова, Н. С. Мордвинова) и немецких (X. А. Шлецера, А. К. Шторха) ученых.
Каковы основные проблемы страны, которые они видели и которые требовали хозяйственных решений? Таких проблем пять:
• внешняя безопасность, охрана границ, содержание армии;
• организация стабильного и эффективного государственного управления на гигантских просторах;
• обретение выходов к морям, создание внешнеэкономических коммуникаций;
• слабая населенность, недостаточность трудовых ресурсов;
• ускорение экономического развития страны, недопущение ее значительного отставания от других передовых государств.
Иные европейские государства таких проблем либо вообще не имели (так, выход к морю был естественно обеспечен географическим положением у Англии, Франции, Италии и др.), либо эти проблемы имели производное решение.
Все названные проблемы актуальны и для сегодняшней России.
Макроэкономическая школа физиократов*
*Термин происходит от двух греческих слов: «физис» — земля, «кратос» - власть. Он выражает примат, первенство сельского хозяйства над другими отраслями производства.
Одним из самых выдающихся представителей научной школы является француз Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.). Его важнейшая работа - «Экономическая таблица» (1758 г. - здесь и далее в скобках указывается год выпуска первого издания). Значение данного труда непреходяще. В нем разработана целостная макроэкономическая модель функционирования экономики страны, а именно Франции XVIII в.
Физиократы считали главной формой богатства природные ресурсы, землю, а производительным - сельскохозяйственный труд. В России физиократические взгляды отстаивал М. А. Балу-гьянский, первый ректор воссозданного в 1819 г. в Санкт-Петербурге старейшего университета страны. Идеи физиократов разделял Л. Н. Толстой. Герой его книги «Живой труп», Нехлюдов, прямо пересказывает физиократическую концепцию. Сам Л. Н. Толстой выступал в поддержку введения единого налога на предпринимательскую деятельность, признавал сельскохозяйственное производство ведущим и определяющим не только для экономики страны, но и для формирования нравственных общественных ценностей.
Многие идеи физиократов принадлежат прошлому. Но некоторые звучат актуально и в современной России. Так, согласно взглядам Ф. Кенэ, дешевизна съестных припасов невыгодна никому, даже бедным слоям населения. Дороговизна выгодна всем, ибо способствует увеличению прибыли землевладельцев, росту доходов собственников земли, росту налогов, а следовательно, благоденствию всего государства. Вот и в России, почему повышались и повышаются цены? Якобы по многочисленным просьбам трудящихся. В чем цель проводимой сегодня в стране жилищной реформы или ради кого сейчас повышают квартплату? Ради заботы об обездоленных, чтобы малоимущие меньше платили за жилье. Для чего вводится повременная оплата телефонных переговоров? Чтобы снизить расходы для основной массы населении
Космополитическая школа
Родоначальник космополитической школы шотландец Адам Смит (1723-1790). Какова его роль в истории экономических учений? Он создал систему знаний о передовой стране того времени. Его главная работа - «Исследование о причинах и природе богатства народов» (1776) - имела значительное международное признание. Книга переведена на многие языки мира.
В настоящее время науке принадлежит скорее имя Адама Смита, нежели его теоретическая концепция. На сегодняшний день использование развивавшихся им принципов не соответствует свободному рыночному и одновременно социально организованному экономическому строю правового государства.
Последователем и продолжателем его идей стал Давид Рикардо (1772-1823), удачливый биржевой игрок, занявшийся политикой и наукой. Основной труд - «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817).
Теоретики космополитизма связывали предмет политической экономии не только со сферой обмена и материального производства. Они разработали исходные положения анализа отношений распределения.
У этой научной школы было множество сторонников и критиков в самых разных странах, в том числе и в России. Представители немецкой исторической школы усматривали в ней претензии Англии на мировое господство, марксисты -непоследовательность в отстаивании трудовой теории стоимости, Т. Мальтус — излишний, ничем не обоснованный оптимизм. Надо сказать, что критика была справедливой. Это дало возможность превзойти космополитическую школу в научном плане и самим остаться в истории экономических учений. Критика являлась формой включения в мировую науку и мировой учебный процесс.
Апокалипсическая школа
Наиболее известным представителем апокалипсической школы является Томас Мальтус (1766-1834). Его работа - «Опыт о законе народонаселения» (1798) - имела исключительный, совершенно невероятный успех, ни с чем не сравнимый в истории экономической мысли. Многие аспекты, высказанные в ней, известны до сих пор. Литература использует термин «лишние люди»*. Чарльз Дарвин, ознакомившись с книгой, уяснил для себя одно из важнейших звеньев при создании концепции происхождения видов.
*Сродни ему термин «лишняя страна», введенный применительно к современной России вновь всплывшим в политических кругах США 3. Бжезинским.
Современное значение концепции Т. Мальтуса западная наука связывает с созданием основ теории народонаселения, т. е. выводит за рамки микро- и макроэкономики, своеобразной трактовки фундаментальной экономической науки. (Для российской науки такой вывод далеко не очевиден. Отечественная теория народонаселения исторически связана с именем М. В. Ломоносова.)
Для марксистов Т. Мальтус был только объектом критики. На самом деле Т. Мальтус внес выдающийся вклад в экономическую теорию. Он является создателем модели неравновесного роста**. Ее главный смысл сводится к двум тезисам и одному выводу.
* Одна из классификаций экономических моделей состоит в их подразделении на «равновесные» и «неравновесные». Первые характеризуют статические явления, вторые — динамические процессы.
Первый тезис состоит в том, что население Земли увеличивается в геометрической прогрессии, удваивается каждые 25 лет. Второй тезис заключается в том, что вследствие действия закона убывающего плодородия почвы средства пропитания возрастают за тот же самый период лишь в арифметической прогрессии.
«Примем население земного шара в настоящее время в тысячу миллионов; человеческая природа размножалась бы, как 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256; между тем как средства существования возрастали бы, как 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Через два столетия народонаселение относилось бы к средствам существования, как 256 к 9; через три столетия, как 4096 к 13, а по прошествии двух тысяч лет отношение это было бы беспредельно и неисчислимо»***
**Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. В 2 т. Т. 1. СПб., 1868. С. 102.
Вывод сводился к необходимости регулирования экономического роста за счет снижения рождаемости и роста уровня смертности. Тем самым возможно достижение пропорциональности и устойчивости в развитии.
В концепции Т. Мальтуса интересен сам методологический подход к экономическому росту, опровергающий допустимость изобретения совершенно нереальных равновесных моделей: равновесие присутствует только в начальном пункте, всякий рост - отклонение от него. Подлинным объектом научного анализа экономики, рыночной конкуренции является неравновесие*.
* «Требуется теория неравновесия...» (Портер М. Международная конкуренция. М., 1993. С. 847).
Модель обращает внимание ученых на то, что в обществе и экономике действуют не только созидательные, но и разрушительные силы природного и общественного происхождения. Рост производства материальных благ ограничен как самими созидательными силами, так и порожденными ими разрушительными силами.
Идеология Т. Мальтуса была и остается чрезвычайно полезной для правительственных кругов, ибо снимает с них всякую ответственность за поддержание приемлемого уровня благосостояния народа, поскольку в книге утверждается, что «сам народ является главнейшим виновником своих страданий».
В современных условиях глобальные проблемы возродили интерес к идеям Т. Мальтуса. В настоящее время к этому направлению относятся все концепции, связывающие созидание с разрушением.
Просветительская школа
Просвещение — особая сфера экономической теории. Оно должно уметь соединять искусство теоретического исследования и риторики, точность терминологии и фактов конкретной истории, учитывая установки государственной власти и настроения народных масс, заполняя пробелы непознанного правдоподобным вымыслом, чтобы сохранить уникальный опыт прошлого и осветить дорогу знаний будущим поколениям. Существенное отличие просветительской школы в развитии экономической теории от других состоит в той форме, в какой выражены ее положения. Они предстают в виде обучающих материалов.
По сути дела основатель и наиболее знаменитый представитель просветительской школы - француз Жан-Батист Сей (1767-1832). Будучи комментатором и популяризатором учения А. Смита, он считал себя создателем «легкой теории для распространения важнейших истин политической экономии», за что и подвергался критике. Общеизвестно, логические недостатки наук проявляются в преподавании. Это чувствует на себе любой педагог. Однако концептуальные изъяны системы А. Смита неразумно списывать на Ж.-Б. Сея. Учитель в принципе лишь выдает, а не добывает новое знание.
В современной экономической науке известность Ж.-Б. Сея обеспечена благодаря теории трех факторов производства (согласно которой каждый из трех основных факторов производства - труд, капитал и земля - сам создает доход, соответственно, заработную плату, прибыль и ренту) и закону рынков (поскольку продуктами платят за продукты, кризисы невозможны). Курсы экономической теории до сих пор строятся в соответствии с общими представлениями Ж.-Б. Сея. Их архитектоника (внутреннее построение) и определение предмета включают такие фазы движения товара, как производство, обмен, распределение и потребление. Прижилась и катехизисная методика изложения: вопрос - ответ.
Обычно, когда говорят об экономистах, упоминаемых А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин», почти исключительно цитируют строки об Адаме Смите. Но в этой же первой главе (при описании светского раута и своеобразном восхищении просвещенностью прекрасного пола) говорится о Ж.-Б. Сее:
Хоть, может быть, иная дама
Толкует Сея и Бентама*,
Но вообще их разговор Несносный, хоть невинный вздор.
К тому ж они так непорочны,
Так величавы, так умны,
Так благочестия полны,
Так осмотрительны, так точны,
Так неприступны для мужчин,
Что вид один рождает сплин.
* Иеремия Вентам (1748-1832) - английский философ, представитель утилитаризма. Ввел в литературу понятие «интернациональный».
В современных условиях продолжателями просветительского направления в специфическом англо-американском духе являются П. Самуэльсон, С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи и др. Они считают себя разработчиками современного направления экономической мысли — «неоклассического синтеза», в котором причудливо объединяются элементы теории А. Смита и Д. Рикардо (они, как уже отмечалось, разрабатывали трудовую теорию стоимости), маржинализма (концепция создавалась с целью опровержения трудовой теории стоимости), кейнсианства (основывается на признании крупномасштабного регулирования рыночной экономики со стороны государства в противовес мнению А. Смита о государстве как «ночном стороже»), монетаризма (утверждает, что экономические функции государства должны быть сведены к регулированию денежного обращения), институционализма. (в качестве основы экономики рассматриваются неэкономические факторы). Конечно, любой преподаватель осуществляет некий синтез различных, подчас абсолютно несовместимых школ. В экономической политике кейнсианство и монетаризм - ярко выраженные противоположности. В учебных материалах - добрые соседи. Поэтому часто синтез предстает откровенной эклектикой.
Особое продолжение просветительской школы связано с созданием в 1950-е гг. советского учебника по политической экономии. Он разрабатывался на базе естественнонаучных принципов.
«Национальная» школа
Каждая страна имеет свои национальные экономические особенности и развивается особым неповторимым путем. Такова основная аксиома, с которой подходят к исследованию экономики представители «национальной» школы. Первоначально ее образуют преимущественно немецкие экономисты.
Основоположником данной экономической школы является Фридрих Лист (1789-1846). Его главный труд - «Национальная система политической экономии» (1841) носит остро полемический характер. Ф. Лист выступал против космополитизма - за первенство национального, против свободы торговли (в том смысле, как понимал ее А. Смит) - за протекционизм, против индивидуальной и региональной раздробленности - за национальное единство с целью подъема экономики страны.
Центральная проблема «национальной» школы состоит в определении тех методов, благодаря которым удается увязать общие принципы экономической науки и национальные особенности экономической системы, сложившейся в стране. Ф. Лист, Б. Гильдебранд и другие полагали, что этого можно достичь путем исторической периодизации. Поэтому эту школу обычно называют исторической.
Горячим сторонником идей Ф. Листа был такой выдающийся реформатор России, как С. Ю. Витте. Л. Эрхард - реформатор послевоенной Германии, с именем которого связывают концепцию социально ориентированной рыночной экономики, - повторил многие тезисы, высказанные в свое время Ф. Листом.
В разработке положений «национальной» школы этапными стали работы В. Ойкена (1891-1950), в частности, такой труд, как «Основы национальной экономии» (1939). В. Ойкен подверг резкой критике эволюционно-исторические принципы, высказав мнение о том, что все национальные различия исчерпываются комбинациями различных форм рыночных структур. В. Ойкен почитается в ФРГ как один из духовных отцов социального рыночного хозяйства.
Утописты
Утопия - это совокупность представлений о добре, справедливости, пользе, которые, воплотившись в искусственно созданных конструкциях общества, обязательно, по мнению авторов, должны преодолеть естественные человеческие и стихийно возникающие, прежде всего в экономике, социальные пороки. В основе всех утопий лежит убеждение в том, что сознание способно определять материальное бытие, поэтому часто утопический образ мышления является разновидностью религии. Научная парадигма всех утопий сводится к мистике. В е^ основе лежит идея, чудо, а не труд. Утверждения о необходимости наряду с попытками приспособления хозяйственной жизни к разработанной модели, а не отражение экономики через модель, составляют оценочный критерий отнесения той или иной концепции к утопической школе. Очень часто концептуальные разработки утопистов и антиутопистов принимают литературно-художественную форму, представляются на общественный суд в виде фантастических рассказов и романов, описаний проектов. Сами теории из нормативных перерастают в аксиоматические.
В принципе существуют два основных вида утопий:
• социалистические и коммунистические утопии;
• либерально-демократические утопии.
Соответственно имеется два противоположных вида антиутопий:
• антисоциалистические;
• антилиберальные.
В XIX в. наибольшую известность приобрели теории таких социалистов-утопистов, как Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский. Они были утопистами в создании проектов будущего переустройства мира, но реалистами в оценке настоящего. Их описания капитализма совсем не соответствовали тем, что имелись в работах А. Смита, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сел и др. Критический пафос социалистов-
утопистов направлен на освещение того факта, что частная собственность рождает социальную агрессию и злобу. Они резко осуждали торговые, ростовщические и капиталистические отношения.
Благодаря реализму социалисты-утописты верно оценили противоречия капитализма и возможность социальных потрясений, определили, что конкуренция неизбежно ведет к монополии, раскрыли значительный потенциал, которым обладает массовое кооперативное движение. В активе социалистов-утопистов теоретический анализ таких важнейших экономических проблем, как общественная и государственная собственность, планирование экономики, распределение по труду и по потребностям, общественные фонды потребления и общественные блага, всеобщность труда и ограничение рабочего дня, свободное время.
Антисоциалистические антиутопии, основываясь на реалистичной оценке настоящего, показывают пагубность нивелировки личности в случае реализации программ социалистического переустройства общества. В XX в. наибольшую известность приобрели либерально-демократические утопии Ф. Хайека, Я. Корнай*, в которых человеческие и социальные пороки предлагается исправлять слепо действующими силами свободного рынка. Критический пафос их концепций направлен на освещение того факта, что общественная собственность порождает иждивенчество. Они верно подметили пороки в реализации социалистических и коммунистических программ, оценили недостатки монопольного господства государственной собственности, жесткого централизованного планирования. Но в активе либеральных утопий нет обращения к актуальным проблемам, встающим перед человечеством в начале III тысячелетия. То, к чему они обращают свой взор (мелкая частная собственность), те идеалы, которым они присягают (свободная конкуренция), передовые страны давно прошли, и возврат к ним всегда означает экономическую катастрофу, что подтвердил эксперимент и над российской экономикой.
* Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М., 1992; Общество свободных. Лондон, 1990; Пагубная самонадеянность. М., 1992; Частные деньги. Тверь, 1996.
Корнай Я. Запальчивый памфлет по поводу перехода к рынку. М., 1990; Путь к свободной экономике: страстное слово в защиту экономических преобразований. М., 1990; Дефицит. М., 1990.
Авторы антилиберальных антиутопий, основываясь на признании объективности и неизбежности процессов социализации, вскрывают «провалы» свободного рынка, неуместность чрезмерных надежд на построение «правового государства». Здесь можно выделить рассказы и повести Г. Уэллса («Страна слепых», «Остров доктора Моро» и др.). Ф. А. Хайек считал его своим традиционным оппонентом.
С научной точки зрения коренной порок всех утопических представлений лежит в смешении законов эволюции и функционирования социальных систем.
Классики настоящего
Если рассмотренные научные школы можно представить как кольца на едином стволе дерева, то современные направления - как его разветвления. Первое деление: марксизм -немарксизм. В рамках этих двух направлений наука распалась на политическую экономию и экономику (economics*) Наиболее выдающиеся представители этих двух направлений -классики современной экономической науки.
*Тчный смысл термина «economics» - экономические концепции, экономические знания. Поскольку односложный перевод данного понятия на русский язык отсутствует, для краткости используется либо термин «экономика», который не передает множественное число, либо калька с английского - «Экономикс».
Первоначальное развитие направлений состоит в том, что вместе с разделением происходит как бы удвоение всех щкол. Каждое направление вырабатывает их в себе. Впоследствии проявилась тенденция к дальнейшей специализации экономической науки, выделению из нее отдельных дисциплин, применению к ней иных концепций и отраслей знаний, приближению к практике. Так сформировался, например, маркетинг и экономика права.
Вместе с тем время от времени происходит не только размежевание экономических наук, но и их переплетение. С одной стороны, политическая экономия попытается интегрировать в себя математические методы исследования. С другой стороны, economics проявлял стремление к возвращению в лоно политической экономии, поскольку практика общественного хозяйства - это и экономическая политика, причем внешняя и внутренняя.
Марксизм
Марксизм как направление экономической мысли получил название по имени основателя - Карла Маркса (1818-1883).
По оценкам библиографов, литература о нем и его учении, опубликованная в XIX и XX столетии, по количеству изданий и печатных листов превосходит публикации Библии и ее интерпретации. По результатам опроса всемирной службы Би-Би-Си, проведенного в 1999 г., самым выдающимся человеком второго тысячелетия признан Карл Маркс.
К. Маркс - один из создателей первой международной организации рабочих партий - Интернационала. Ярко выраженной особенностью его учения является революционная направленность. Основной труд, над которым он работал четыре десятилетия, - «Капитал», включающий в свой состав четыре тома. В них излагаются законы генезиса и движения капиталистического способа производства. Первый том (1867) раскрывает процесс производства капитала. Второй том (1885) посвящен процессу обращения капитала. В третьем томе (1894) исследуется капиталистическое производство и обращение в единстве. Второй и третий тома были подготовлены к печати и изданы уже после смерти К. Маркса прежде всего благодаря его ДРУГУ и соратнику - Ф. Энгельсу (1820-1895). Четвертый том посвящен теориям прибавочной стоимости. Его первоначальный вариант был составлен в начале XX в. известными немецкими социал-демократами К. Каутским и Д. Бернштейном.
В основе метода «Капитала» лежит особая методология, которая получила название диалектический материализм. Будучи распространенным на исследование общества, он предстает как материалистическое понимание истории.
Важнейшие аксиомы экономической теории марксизма таковы:
• развитие общества идет согласно закону соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил; диалектическое единство производительных сил и производственных отношений составляет способ производства;
• основа цены товара - общественно необходимый труд, затраченный на его производство;
• капиталистический способ производства является такой стадией в развитии товарного хозяйства, когда оно принимает всеобщую форму и даже рабочая сила человека становится товаром;
• в процессе капиталистического производства наемные рабочие создают новую стоимость; эта новая стоимость больше стоимости рабочей силы (заработной платы) на некоторую величину (на величину прибавочной стоимости), которую безвоз-
мездно присваивает капиталист. Теория прибавочной стоимости - краеугольный камень марксизма.
Особая ценность марксистской экономической доктрины состоит в том, что она слита с общей теорией социального развития, тогда как в иных направлениях (в макро- и микроэкономике) экономическая теория отделена от теории общества.
В России марксизм получил самое широкое распространение. Перевод первого тома «Капитала», начатый Г. А. Лопатиным, завершил народник Н. Ф. Даниельсон (1844-1918) в 1872 г.*Это был первый в мире перевод книги на иностранный язык.
*Он же сделал первый перевод второго (1885) и третьего (1896) томов. Похоронен в Петрограде, в некрополе «Литераторские мостки» Волкова кладбища. На надгробной плите — изображение «Капитала».
Почему же при отсутствии свободы печати она вышла в свет? Ответ содержится в заключении цензора: «Хотя автор по своим взглядам убежденный социалист и вся книга носит вполне определенный социалистический характер, однако, принимая во внимание, что изложение ее отнюдь не может быть названо общедоступным и понятным для всякого и что, с другой стороны, способ доказательства автора облечен повсюду в строго математическую научную форму, комитет находит невозможным подвергнуть это сочинение судебному преследованию»*
27 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, Т. 33, с. 415.
Марксизм в качестве научного и практического направления в экономике и политике никогда не был монолитным. В нем разделились революционное и реформистское направления, особняком стоят теории управления. Марксистами были не только Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, И. В. Сталин, Л. Д. Троцкий, но и П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков. Победа социалистической революции в России, использование опыта планирования и управления народным хозяйством привели к формированию множества концепций управляемого хозяйства (среди них выделяются тектология А. А. Богданова, система оптимального функционирования экономики — СОФЭ - Л. В. Канторовича, В. В. Новожилова, модель «затраты - выпуск» В. В. Леонтьева и др.).
Согласно оценке американца Д. Гэлбрейта, «приверженность Марксу... продолжает оставаться признаком мужественного, раскрепощенного мышления»*
ГэлбрейтД. Экономические теории и цели общества. М., 1976. С. 163 .
Российская советская экономическая наука с 1930-х до конца 1980-х гг. являлась марксистской. Наиболее существенная «сквозная» теоретическая проблема, дискутировавшаяся в ней, была связана с определением места и роли товарно-денежных отношений в социалистической экономике. Соответственно и экономисты-теоретики разделялись на два лагеря, «товарников» и «нетоварников». Лидером «нетоварников» в 1960-1980-е гг. был Н. А. Цаголов, «товарников» - Н. Д. Колесов. В 1990-е гг. вследствие «реабилитации» немарксистской отечественной науки, крупномасштабного, крайне навязчивого привнесения англо-американских концепций при отсутствии лидерства каких-либо школ экономическая теория представляет собой крайне пеструю и неопределенную картину.
Микроэкономика
Современное немарксистское направление в экономической теории прошло ряд этапов в своем развитии. Первый связан с разработкой микроэкономики.*
Микроэкономика изучает поведение отдельного человека, фирмы в Системе рыночных отношений, макроэкономика - народное хозяйство в целом, или, как образно говорят, с высоты птичьего полета.
Исторические условия, породившие ее, связаны с периодически повторяющимися политическими революциями и кризисами перепроизводства, потрясавшими капиталистическую Европу, что обусловило ее основную проблематику. Не сумев дать сколь-нибудь удачное освещение экономических причин политических катаклизмов, микроэкономика реализовалась как асоциальная наука (и в этом смысле стала противопоставляться политической экономии), главное внимание в ней уделяется проблемам рыночного равновесия, путям преодоления кризисов.
Микроэкономика выросла из:
• австрийской школы и теории предельной полезности, авторами которой являются Э. Бём-Баверк (Bohm-Bawerk), Ф. фон Визер, К. Менгер;
• лозаннской школы и теории всеобщего равновесия; ее обосновывали Л. Вальрас, В. Парето;
• кембриджской школы (неоклассицизма), разрабатывавшей теорию частичного равновесия; наиболее известные представители - А. Маршалл, А. Пигу.
Микроэкономика занимается проблемами выбора при ограниченных ресурсах. Ее предмет: какие товары и в каких количествах производить; каким образом и для кого производить эти товары. Достаточно условно микроэкономику можно подразделить на теорию потребительского спроса (анализ максимизации полезности) и теорию.фирмы (анализ максимизации прибыли). Исходные предпосылки исследования, реализуемые в микроэкономических моделях по умолчанию, состоят в следующем:
• индивидуальные лица - лучшие судьи своего благосостояния; других и не надо;
• потребители всегда действуют в собственных интересах;
• все фирмы заинтересованы в повышении прибыли;
• справедливое распределение дохода может дать только свободный рынок.
Общий смысл микроэкономических школ связан с попытками применения математики в экономике, что предполагает следующие допущения:
•малые приращения факторов производства (а иных будто бы и быть не может) вызывают малые изменения в экономике;
• экономике присуще плавное развитие, на основе перехода от одного равновесного состояния к другому равновесному состоянию. При умелом управлении кризисов быть не должно;
• совершенная конкуренция обеспечивает равновесное состояние рынка без вмешательства со стороны государства.
В реальности предельные величины крайне слабо используются на практике, зато весьма сильно в сфере идеологии и образования.
Если теория А. Смита представляет собой отражение прогресса в XVIII веке, в мануфактурный период, то микроэкономика - это идеология времен свободной конкуренции, XIX века.
Макроэкономика
Наиболее значительным событием, оказавшим (и до сих пор оказывающим) влияние на немарксистскую экономическую науку, явился период экономического кризиса 1929-1933 гг., и застоя вплоть до 1939 г., называемый Великой депрессией. С этого момента начинается второй этап становления немарксистского направления. Он связывается с именем Джона М. Кейнса (1883-1946). Наибольшую известность получила его работа «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). В ней поднимается вопрос об экономическом росте, инвестициях и занятости за счет усиления государственного вмешательства в экономику. Если рынок не способен обеспечить макроэкономический рост, то государство должно создать искусственные стимулы роста - таков вывод Дж. Кейнса, считавшего себя создателем макроэкономики. В целом она строится вокруг анализа трех проблем: инфляции, безработицы и способов привлечения инвестиций.
Макроэкономика (первоначально в виде кейнсианства) по своей сути представляет собой концепцию создания искусственных стимуляторов экономического роста в виде долговой экономики и опоры на чужие силы, если недостаточно своих. Идеи Д. Кейнса были реализованы в США при президенте Ф. Рузвельте (1882-1945), сменившем Г. Гувера. Макроэкономический подход вытащил США из пучины самого жестокого за всю историю кризиса. Однако сегодня авторами либеральных утопий с сожалением говорится: «Иллюзия, будто макроэкономика жизнеспособна и полезна, укоренилась в общественном сознании».
Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М., 1992, С. 172.
Монетаризм
Наряду с кейнсианством, в современную западную немарксистскую экономическую мысль включаются такие известные направления, как монетаризм, институционализм, математическая экономия.
Монетаризм (от англ. money - деньги) - концепция, основное содержание которой сводится к двум тезисам:
• деньги играют главную роль в хозяйстве;
• правительство, центральный банк через денежное предложение могут воздействовать на экономику с желаемым результатом.
Наиболее известные представители монетаризма - Ирвинг Фишер (1867-1947), Майкл Фридмен. В 1980-е гг. данное направление пережило период подъема, аналогичный 1920-ым годам.
Институционализм
Институционализм (от лат. institutio - образ действия, обычай) основан на неэкономическом истолковании сущности и движущих сил развития экономики. Автором термина считается американец У. Гамильтон. Институционализм связан с именами Т. Веблена, М. Вебера, Г. Мюрдаля, Д. Гэлбрейта и др.
Какой смысл вкладывается в центральную категорию, институцию? Это «словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный способ мышления или действия, который стал привычкой для какой-либо социальной группы или обычаем для народа». В рамках направления поставлена важная проблема организационного и правового оформления экономических отношений. Представителями институционализма разрабатывались концепции индустриального общества, конвергенции капитализма и соцт лизма, постиндустриального общества, больших циклов конъюнктуры.
В рамках институционализма выделяется несколько течений:
• психобиологическое, близкое к социальному дарвинизму;
• социально-правовое;
• эмпирическое, анализирующее преимущественно проблемы рыночной конъюнктуры, экономических циклов и кризисов;
• социологическое.
Часто марксизм, микро- и макроэкономика, институционализм рассматриваются в качестве несовместимых и взаимоисключающих теорий. На самом деле при рациональном подходе они вполне удачно дополняют друг друга и представляют собой отрасли экономической теории: в марксизме главное внимание сосредоточено на генезисе экономики; микро- и макроэкономика представляют разработку проблем ее функционирования, а институционализм исследует хозяйственное строительство
Периферийный капитализм
В связи с распадом и крушением колониальной системы, образованием десятков самостоятельных слаборазвитых государств в мировой экономической науке начинают формироваться теории развития стран третьего мира. Их историческими предшественниками были романтические критики капитализма с мелкобуржуазных позиций:
• в Западной Европе - швейцарский историк и экономист Жан Шарль Леонар Сисмонд де Сисмонди (1773-1842);
• в России в конце XIX в. — народники.
Меры по ослаблению отрицательных черт капитализма (кризисов, безработицы) они видели в развитии мелкого производства, помощи ему со стороны государства.
В настоящее время теории развития стран третьего мира сложились в особое направление (наряду с марксистским и немарксистским) на базе концепции периферийного капитализма. Одним из наиболее известных ее разработчиков явился аргентинец Рауль Пребиш. Поднимая вопрос о специфике развития стран третьего мира, он отмечал, что марксистские и западные немарксистские экономические доктрины не дали возможности сформулировать действенную стратегию, направленную на вывод молодых независимых государств из состояния нищеты и бедности.
Важнейшие положения концепции состоят в следующем:
• имитационная модель капитализма возникает в ходе инъекций иностранного капитала, технологий, идеологии;
• рынок превращается в сферу отношений не всех, а лишь привилегированных слоев населения и насыщается за счет импорта;
• наблюдается обратная зависимость между экономическим ростом и политической демократией; политическая стабильность является предпосылкой реформ.
Основные следствия протекания этих процессов: нищета в массовых масштабах; кричаще несправедливое распределение; сырьевая ориентация экспорта, сокращений накоплений; бегство капиталов за границу; «утечка мозгов»; отсутствие в обществе собственной базы инноваций; низкие темпы развития.
В нашей стране теория эволюции стран третьего мира отражена теоретически в виде политэкономии развивающихся стран. Наиболее известным ее разработчиком был С. И. Тюльпанов (1901-1987).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 392.