Экономическая мысль в древности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Каковы же основные направления и школы в мировой ис­тории экономических учений? Как они связаны с Россией, что дают экономической теории в настоящем?

Экономическая мысль стала развиваться задолго до воз­никновения ростков капиталистического способа производства, в Древней Греции и Древнем Риме, достигнув значительных высот в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

В феодальной Западной Европе был широко известен труд Ксе­нофонта (ок. 430-355 или 354 гг. до н. э.) «Экономикос». Инте­рес вызывал его тезис о том, что «денег никто не имеет столько, чтобы не желать иметь их еще больше; а если у кого-нибудь они оказались в избытке, то он, закапывая излишек, получает не мень­ше удовольствия, чем если бы он им воспользовался».

Платон (427-347 гг. до н. э.) известен разработкой кон­цепции идеального государства. Он обосновывал тезис о том, что в каждом государстве есть два государства: государство богачей и государство бедняков. Его желание усовершенство­вать экономическое устройство общества выливалось во враж­дебное отношение к богачам и презрительное - к бедным.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) - величайший мыслитель древности, ученик Платона, учитель и воспитатель Александра Македонского. Науку о богатстве он" делил на «экономию», ис­кусство обретения полезных вещей, и «хрематистику», искусст­во накопления денег. Главным мотивом человеческой деятель­ности он считал алчность: «Индивид... движим лишь одним пороком - алчностью. Вот почему он попирает закон и мораль. Он просто хочет больше иметь - материальных благ, престижа и власти»*.

*Аристотель. Сочинения. В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 325.

 

В новое время экономическая наука развивалась целост­ными блоками в виде научных школ и направлений, которые представляют собой качественный вклад в понимание предме­та через анализ объекта новыми методами исследования.

 

Меркантилизм*

 

Меркантилизм - первое системное описание капиталисти­ческого хозяйства в виде достаточно разрозненных, национально обособленных взглядов, совершенно не связанных меж­ду собой взаимной дискуссией, и тем не менее удивительно схожих. Он образует корни современной экономической на­уки, ее предысторию, составляет, образно говоря, «дошкольное образование».

* Французское mercantilisme и английское mercantilism являются производными от итальянского mercante — торговец, купец, которое восходит к латинскому mere – товар

 

Первые меркантилистские концепции стали возникать в последней трети XV в. Их появление в различных странах связано с первоначальным накоплением капитала, эпохой тор­гового и ростовщического капитализма. Основные положения меркантилистов состоят в отождествлении богатства с деньга­ми (драгоценными металлами), рассмотрении внешней торгов­ли источником богатства. Важнейшим инструментом накоп­ления денег рассматривается государство. В этот период за­рождающаяся наука выступает теорией товарного обмена и денежного обращения. Именно с ними связывается предмет познания.

Представителями меркантилизма в Англии являются У. Стаф­форд, Т. Мен, в Италии - Г. Скаруффи, А. Серра, во Франции -уже упоминавшийся А. Монкретьен.

Выдающимся русским выразителем идей меркантилизма был Иван Тихонович Посошков (1652-1726), купец, предпри­ниматель, помещик, владевший землей с крепостными кресть­янами. Свои взгляды он выразил в полной мере в «Книге о скудости и богатстве» (1724). И. Т. Посошков подразделял богатство на вещественное в виде материальных благ и неве­щественное в виде «праведных» законов, от которых зависит рост вещественного богатства. И нынешним реформаторам есть что почерпнуть в его книге: «...То великое и многотруд­ное есть дело, еже бы народ весь обогатить, понеже без насаж­дения правды и без истребления обидников и воров и разбой­ников и всяких разных явных и потаенных грабителей нико­ими мерами народе всесовершенно обогатится невозможно». «...В российских наших правителях есть рассуждение на сие дело самое нездравое, ибо рускаго человека ни во что ставят, и накормить ево не хочут, чтобы он доволен был без нужды. И тем стиснением принуждают их к краже и ко всякой не­правде и о мастерстве к нерадению...»

Меркантилизм не остался в далеком прошлом. Возрожде­ние соответствующих процессов возрождает взгляды данной школы. В современных условиях глобальные кризисы подмы­ли корни микро- и макроэкономических систем и они обна­жились в форме монетаристских знаний.

 

Начальная школа

 

С начальной школой связывается постижение основ науки. Наиболее известный представитель - англичанин Вильям Петти (1623-1687), сын мелкого ремесленника, впоследствии - круп­ный землевладелец. Его научные заслуги состоят в расшире­нии предмета науки, включении в него не только проблем товарного обмена и денежного обращения, но и отдельных от­раслей материального производства. Исходя из нового пони­мания предмета науки, сделана попытка определить основы ценообразования на базе трудовых затрат (в сфере добычи дра­гоценных металлов). Разрабатывая методы статистического учета, он стремился всему дать количественную, денежную оценку.

В. Петти теоретически обосновывал рациональность прово­дившейся в период первоначального накопления капитала го­сударственной политики в области заработной платы. В те времена она устанавливалась в законодательном порядке. При этом ограничивался ее максимум. Считалось, что заработная плата должна обеспечивать минимум средств существования рабочего; повышение ее - прямой ущерб для общества. Под страхом тюремного наказания воспрещалось выдавать плату более высокую, чем установлено. Причем лица, получившие такую незаконную плату, наказывались строже, чем уплатив­шие ее. Например, в Елизаветинском статуте об учениках, при­нятом в Англии в 1563 г., предусматривалось десятидневное тюремное заключение для того, кто выдал плату выше тариф­ной, и трехнедельное заключение для того, кто ее принял.

В России «начальная школа» двойственна - это сумма «по­чвеннических» и привнесенных западных концепций. Она свя­зана с именами российских (М. В. Ломоносова, Н. С. Мордви­нова) и немецких (X. А. Шлецера, А. К. Шторха) ученых.

Каковы основные проблемы страны, которые они видели и которые требовали хозяйственных решений? Таких проблем пять:

• внешняя безопасность, охрана границ, содержание армии;

• организация стабильного и эффективного государственно­го управления на гигантских просторах;

• обретение выходов к морям, создание внешнеэкономичес­ких коммуникаций;

• слабая населенность, недостаточность трудовых ресурсов;

• ускорение экономического развития страны, недопущение ее значительного отставания от других передовых государств.

Иные европейские государства таких проблем либо вооб­ще не имели (так, выход к морю был естественно обеспечен географическим положением у Англии, Франции, Италии и др.), либо эти проблемы имели производное решение.

Все названные проблемы актуальны и для сегодняшней России.

 

Макроэкономическая школа физиократов*

*Термин происходит от двух греческих слов: «физис» — земля, «кратос» - власть. Он выражает примат, первенство сельского хозяйства над другими отраслями производства.

Одним из самых выдающихся представителей научной шко­лы является француз Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.). Его важ­нейшая работа - «Экономическая таблица» (1758 г. - здесь и далее в скобках указывается год выпуска первого издания). Значение данного труда непреходяще. В нем разработана це­лостная макроэкономическая модель функционирования эко­номики страны, а именно Франции XVIII в.

Физиократы считали главной формой богатства природные ресурсы, землю, а производительным - сельскохозяйственный труд. В России физиократические взгляды отстаивал М. А. Балу-гьянский, первый ректор воссозданного в 1819 г. в Санкт-Петербурге старейшего университета страны. Идеи физиокра­тов разделял Л. Н. Толстой. Герой его книги «Живой труп», Нехлюдов, прямо пересказывает физиократическую концепцию. Сам Л. Н. Толстой выступал в поддержку введения единого налога на предпринимательскую деятельность, признавал сель­скохозяйственное производство ведущим и определяющим не только для экономики страны, но и для формирования нрав­ственных общественных ценностей.

Многие идеи физиократов принадлежат прошлому. Но не­которые звучат актуально и в современной России. Так, со­гласно взглядам Ф. Кенэ, дешевизна съестных припасов невы­годна никому, даже бедным слоям населения. Дороговизна выгодна всем, ибо способствует увеличению прибыли земле­владельцев, росту доходов собственников земли, росту налогов, а следовательно, благоденствию всего государства. Вот и в Рос­сии, почему повышались и повышаются цены? Якобы по мно­гочисленным просьбам трудящихся. В чем цель проводимой сегодня в стране жилищной реформы или ради кого сейчас повышают квартплату? Ради заботы об обездоленных, чтобы малоимущие меньше платили за жилье. Для чего вводится повременная оплата телефонных переговоров? Чтобы снизить расходы для основной массы населении

 

Космополитическая школа

 

Родоначальник космополитической школы шотландец Адам Смит (1723-1790). Какова его роль в истории эконо­мических учений? Он создал систему знаний о передовой стране того времени. Его главная работа - «Исследование о причи­нах и природе богатства народов» (1776) - имела значитель­ное международное признание. Книга переведена на многие языки мира.

В настоящее время науке принадлежит скорее имя Адама Смита, нежели его теоретическая концепция. На сегодняш­ний день использование развивавшихся им принципов не соответствует свободному рыночному и одновременно соци­ально организованному экономическому строю правового го­сударства.

Последователем и продолжателем его идей стал Давид Рикардо (1772-1823), удачливый биржевой игрок, занявший­ся политикой и наукой. Основной труд - «Начала полити­ческой экономии и налогового обложения» (1817).

Теоретики космополитизма связывали предмет политичес­кой экономии не только со сферой обмена и материального производства. Они разработали исходные положения анали­за отношений распределения.

У этой научной школы было множество сторонников и критиков в самых разных странах, в том числе и в России. Представители немецкой исторической школы усматривали в ней претензии Англии на мировое господство, марксисты -непоследовательность в отстаивании трудовой теории стоимо­сти, Т. Мальтус — излишний, ничем не обоснованный опти­мизм. Надо сказать, что критика была справедливой. Это дало возможность превзойти космополитическую школу в науч­ном плане и самим остаться в истории экономических уче­ний. Критика являлась формой включения в мировую науку и мировой учебный процесс.

 

Апокалипсическая школа

 

Наиболее известным представителем апокалипсической школы является Томас Мальтус (1766-1834). Его работа - «Опыт о законе народонаселения» (1798) - имела исключи­тельный, совершенно невероятный успех, ни с чем не сравни­мый в истории экономической мысли. Многие аспекты, вы­сказанные в ней, известны до сих пор. Литература использует термин «лишние люди»*. Чарльз Дарвин, ознакомившись с книгой, уяснил для себя одно из важнейших звеньев при со­здании концепции происхождения видов.

*Сродни ему термин «лишняя страна», введенный применительно к современной России вновь всплывшим в политических кругах США 3. Бжезинским.

 

Современное значение концепции Т. Мальтуса западная наука связывает с созданием основ теории народонаселения, т. е. выводит за рамки микро- и макроэкономики, своеобраз­ной трактовки фундаментальной экономической науки. (Для российской науки такой вывод далеко не очевиден. Отечествен­ная теория народонаселения исторически связана с именем М. В. Ломоносова.)

Для марксистов Т. Мальтус был только объектом крити­ки. На самом деле Т. Мальтус внес выдающийся вклад в эко­номическую теорию. Он является создателем модели неравно­весного роста**. Ее главный смысл сводится к двум тезисам и одному выводу.

* Одна из классификаций экономических моделей состоит в их подразделении на «равновесные» и «неравновесные». Первые характеризуют статические явления, вторые — динамические процессы.

 

Первый тезис состоит в том, что население Земли увеличива­ется в геометрической прогрессии, удваивается каждые 25 лет. Второй тезис заключается в том, что вследствие действия закона убывающего плодородия почвы средства пропитания возрастают за тот же самый период лишь в арифметической прогрессии.

«Примем население земного шара в настоящее время в ты­сячу миллионов; человеческая природа размножалась бы, как 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256; между тем как средства существо­вания возрастали бы, как 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Через два столетия народонаселение относилось бы к средствам суще­ствования, как 256 к 9; через три столетия, как 4096 к 13, а по прошествии двух тысяч лет отношение это было бы беспре­дельно и неисчислимо»***

**Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. В 2 т. Т. 1. СПб., 1868. С. 102.

 

Вывод сводился к необходимости регулирования экономи­ческого роста за счет снижения рождаемости и роста уровня смертности. Тем самым возможно достижение пропорциональ­ности и устойчивости в развитии.

В концепции Т. Мальтуса интересен сам методологический подход к экономическому росту, опровергающий допустимость изобретения совершенно нереальных равновесных моделей: равновесие присутствует только в начальном пункте, всякий рост - отклонение от него. Подлинным объектом научного анализа экономики, рыночной конкуренции является неравно­весие*.

* «Требуется теория неравновесия...» (Портер М. Международная конкуренция. М., 1993. С. 847).

 

Модель обращает внимание ученых на то, что в обществе и экономике действуют не только созидательные, но и разруши­тельные силы природного и общественного происхождения. Рост производства материальных благ ограничен как самими созидательными силами, так и порожденными ими разруши­тельными силами.

Идеология Т. Мальтуса была и остается чрезвычайно по­лезной для правительственных кругов, ибо снимает с них вся­кую ответственность за поддержание приемлемого уровня бла­госостояния народа, поскольку в книге утверждается, что «сам народ является главнейшим виновником своих страданий».

В современных условиях глобальные проблемы возродили интерес к идеям Т. Мальтуса. В настоящее время к этому направлению относятся все концепции, связывающие созида­ние с разрушением.

 

Просветительская школа

 

Просвещение — особая сфера экономической теории. Оно должно уметь соединять искусство теоретического исследова­ния и риторики, точность терминологии и фактов конкретной истории, учитывая установки государственной власти и на­строения народных масс, заполняя пробелы непознанного прав­доподобным вымыслом, чтобы сохранить уникальный опыт прошлого и осветить дорогу знаний будущим поколениям. Существенное отличие просветительской школы в развитии экономической теории от других состоит в той форме, в какой выражены ее положения. Они предстают в виде обучающих материалов.

По сути дела основатель и наиболее знаменитый предста­витель просветительской школы - француз Жан-Батист Сей (1767-1832). Будучи комментатором и популяризатором уче­ния А. Смита, он считал себя создателем «легкой теории для распространения важнейших истин политической экономии», за что и подвергался критике. Общеизвестно, логические недо­статки наук проявляются в преподавании. Это чувствует на себе любой педагог. Однако концептуальные изъяны системы А. Смита неразумно списывать на Ж.-Б. Сея. Учитель в прин­ципе лишь выдает, а не добывает новое знание.

В современной экономической науке известность Ж.-Б. Сея обеспечена благодаря теории трех факторов производства (со­гласно которой каждый из трех основных факторов производ­ства - труд, капитал и земля - сам создает доход, соответ­ственно, заработную плату, прибыль и ренту) и закону рынков (поскольку продуктами платят за продукты, кризисы невоз­можны). Курсы экономической теории до сих пор строятся в соответствии с общими представлениями Ж.-Б. Сея. Их архи­тектоника (внутреннее построение) и определение предмета включают такие фазы движения товара, как производство, об­мен, распределение и потребление. Прижилась и катехизисная методика изложения: вопрос - ответ.

Обычно, когда говорят об экономистах, упоминаемых А. С. Пу­шкиным в романе «Евгений Онегин», почти исключительно цитируют строки об Адаме Смите. Но в этой же первой главе (при описании светского раута и своеобразном восхищении просвещенностью прекрасного пола) говорится о Ж.-Б. Сее:

Хоть, может быть, иная дама

Толкует Сея и Бентама*,

Но вообще их разговор Несносный, хоть невинный вздор.

К тому ж они так непорочны,

Так величавы, так умны,

Так благочестия полны,

Так осмотрительны, так точны,

Так неприступны для мужчин,

Что вид один рождает сплин.

* Иеремия Вентам (1748-1832) - английский философ, представитель утилитаризма. Ввел в литературу понятие «интернациональный».

 

В современных условиях продолжателями просветительс­кого направления в специфическом англо-американском духе являются П. Самуэльсон, С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи и др. Они считают себя разработчиками современного направ­ления экономической мысли — «неоклассического синтеза», в котором причудливо объединяются элементы теории А. Сми­та и Д. Рикардо (они, как уже отмечалось, разрабатывали тру­довую теорию стоимости), маржинализма (концепция создава­лась с целью опровержения трудовой теории стоимости), кейнсианства (основывается на признании крупномасштабного ре­гулирования рыночной экономики со стороны государства в противовес мнению А. Смита о государстве как «ночном сто­роже»), монетаризма (утверждает, что экономические функции государства должны быть сведены к регулированию денежного обращения), институционализма. (в качестве основы экономи­ки рассматриваются неэкономические факторы). Конечно, лю­бой преподаватель осуществляет некий синтез различных, подчас абсолютно несовместимых школ. В экономической политике кейнсианство и монетаризм - ярко выраженные противопо­ложности. В учебных материалах - добрые соседи. Поэтому часто синтез предстает откровенной эклектикой.

Особое продолжение просветительской школы связано с со­зданием в 1950-е гг. советского учебника по политической экономии. Он разрабатывался на базе естественнонаучных прин­ципов.

 

«Национальная» школа

 

Каждая страна имеет свои национальные экономические особенности и развивается особым неповторимым путем. Та­кова основная аксиома, с которой подходят к исследованию экономики представители «национальной» школы. Первона­чально ее образуют преимущественно немецкие экономисты.

Основоположником данной экономической школы являет­ся Фридрих Лист (1789-1846). Его главный труд - «Нацио­нальная система политической экономии» (1841) носит остро полемический характер. Ф. Лист выступал против космополи­тизма - за первенство национального, против свободы торговли (в том смысле, как понимал ее А. Смит) - за протекционизм, против индивидуальной и региональной раздробленности - за национальное единство с целью подъема экономики страны.

Центральная проблема «национальной» школы состоит в определении тех методов, благодаря которым удается увя­зать общие принципы экономической науки и национальные особенности экономической системы, сложившейся в стране. Ф. Лист, Б. Гильдебранд и другие полагали, что этого можно достичь путем исторической периодизации. Поэтому эту шко­лу обычно называют исторической.

Горячим сторонником идей Ф. Листа был такой выдающий­ся реформатор России, как С. Ю. Витте. Л. Эрхард - реформатор послевоенной Германии, с именем которого связывают концеп­цию социально ориентированной рыночной экономики, - повто­рил многие тезисы, высказанные в свое время Ф. Листом.

В разработке положений «национальной» школы этапны­ми стали работы В. Ойкена (1891-1950), в частности, такой труд, как «Основы национальной экономии» (1939). В. Ойкен подверг резкой критике эволюционно-исторические принципы, высказав мнение о том, что все национальные различия исчер­пываются комбинациями различных форм рыночных струк­тур. В. Ойкен почитается в ФРГ как один из духовных отцов социального рыночного хозяйства.

 

Утописты

 

Утопия - это совокупность представлений о добре, справед­ливости, пользе, которые, воплотившись в искусственно создан­ных конструкциях общества, обязательно, по мнению авторов, должны преодолеть естественные человеческие и стихийно воз­никающие, прежде всего в экономике, социальные пороки. В основе всех утопий лежит убеждение в том, что сознание спо­собно определять материальное бытие, поэтому часто утопи­ческий образ мышления является разновидностью религии. Научная парадигма всех утопий сводится к мистике. В е^ ос­нове лежит идея, чудо, а не труд. Утверждения о необходимос­ти наряду с попытками приспособления хозяйственной жизни к разработанной модели, а не отражение экономики через мо­дель, составляют оценочный критерий отнесения той или иной концепции к утопической школе. Очень часто концептуаль­ные разработки утопистов и антиутопистов принимают лите­ратурно-художественную форму, представляются на обществен­ный суд в виде фантастических рассказов и романов, описаний проектов. Сами теории из нормативных перерастают в аксио­матические.

В принципе существуют два основных вида утопий:

• социалистические и коммунистические утопии;

• либерально-демократические утопии.

Соответственно имеется два противоположных вида анти­утопий:

• антисоциалистические;

• антилиберальные.

В XIX в. наибольшую известность приобрели теории таких социалистов-утопистов, как Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский. Они были утопистами в создании проектов будущего переустройства мира, но реалис­тами в оценке настоящего. Их описания капитализма совсем не соответствовали тем, что имелись в работах А. Смита, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сел и др. Критический пафос социалистов-

утопистов направлен на освещение того факта, что частная собственность рождает социальную агрессию и злобу. Они рез­ко осуждали торговые, ростовщические и капиталистические отношения.

Благодаря реализму социалисты-утописты верно оценили противоречия капитализма и возможность социальных потря­сений, определили, что конкуренция неизбежно ведет к моно­полии, раскрыли значительный потенциал, которым обладает массовое кооперативное движение. В активе социалистов-уто­пистов теоретический анализ таких важнейших экономичес­ких проблем, как общественная и государственная собствен­ность, планирование экономики, распределение по труду и по потребностям, общественные фонды потребления и обществен­ные блага, всеобщность труда и ограничение рабочего дня, сво­бодное время.

Антисоциалистические антиутопии, основываясь на реалис­тичной оценке настоящего, показывают пагубность нивелировки личности в случае реализации программ социалистического переустройства общества. В XX в. наибольшую известность приобрели либерально-демократические утопии Ф. Хайека, Я. Корнай*, в которых человеческие и социальные пороки пред­лагается исправлять слепо действующими силами свободного рынка. Критический пафос их концепций направлен на осве­щение того факта, что общественная собственность порождает иждивенчество. Они верно подметили пороки в реализации социалистических и коммунистических программ, оценили недостатки монопольного господства государственной соб­ственности, жесткого централизованного планирования. Но в активе либеральных утопий нет обращения к актуаль­ным проблемам, встающим перед человечеством в начале III тысячелетия. То, к чему они обращают свой взор (мелкая частная собственность), те идеалы, которым они присягают (свободная конкуренция), передовые страны давно прошли, и возврат к ним всегда означает экономическую катастрофу, что подтвердил эксперимент и над российской экономикой.

* Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М., 1992; Общество свободных. Лондон, 1990; Пагубная самонадеянность. М., 1992; Частные деньги. Тверь, 1996.

Корнай Я. Запальчивый памфлет по поводу перехода к рынку. М., 1990; Путь к свободной экономике: страстное слово в защиту экономических преобразований. М., 1990; Дефицит. М., 1990.

 

Авторы антилиберальных антиутопий, основываясь на при­знании объективности и неизбежности процессов социализации, вскрывают «провалы» свободного рынка, неуместность чрез­мерных надежд на построение «правового государства». Здесь можно выделить рассказы и повести Г. Уэллса («Страна сле­пых», «Остров доктора Моро» и др.). Ф. А. Хайек считал его своим традиционным оппонентом.

С научной точки зрения коренной порок всех утопических представлений лежит в смешении законов эволюции и функ­ционирования социальных систем.

 

Классики настоящего

 

Если рассмотренные научные школы можно представить как кольца на едином стволе дерева, то современные направ­ления - как его разветвления. Первое деление: марксизм -немарксизм. В рамках этих двух направлений наука распа­лась на политическую экономию и экономику (economics*) Наиболее выдающиеся представители этих двух направлений -классики современной экономической науки.

*Тчный смысл термина «economics» - экономические концепции, экономические знания. Поскольку односложный перевод данного поня­тия на русский язык отсутствует, для краткости используется либо тер­мин «экономика», который не передает множественное число, либо калька с английского - «Экономикс».

 

Первоначальное развитие направлений состоит в том, что вместе с разделением происходит как бы удвоение всех щкол. Каждое направление вырабатывает их в себе. Впоследствии проявилась тенденция к дальнейшей специализации экономи­ческой науки, выделению из нее отдельных дисциплин, приме­нению к ней иных концепций и отраслей знаний, приближе­нию к практике. Так сформировался, например, маркетинг и экономика права.

Вместе с тем время от времени происходит не только раз­межевание экономических наук, но и их переплетение. С од­ной стороны, политическая экономия попытается интегриро­вать в себя математические методы исследования. С другой стороны, economics проявлял стремление к возвращению в лоно политической экономии, поскольку практика общественного хозяйства - это и экономическая политика, причем внешняя и внутренняя.

 

Марксизм

 

Марксизм как направление экономической мысли получил название по имени основателя - Карла Маркса (1818-1883).

По оценкам библиографов, литература о нем и его учении, опубликованная в XIX и XX столетии, по количеству изданий и печатных листов превосходит публикации Библии и ее ин­терпретации. По результатам опроса всемирной службы Би-Би-Си, проведенного в 1999 г., самым выдающимся человеком второго тысячелетия признан Карл Маркс.

К. Маркс - один из создателей первой международной орга­низации рабочих партий - Интернационала. Ярко выражен­ной особенностью его учения является революционная направ­ленность. Основной труд, над которым он работал четыре де­сятилетия, - «Капитал», включающий в свой состав четыре тома. В них излагаются законы генезиса и движения капита­листического способа производства. Первый том (1867) рас­крывает процесс производства капитала. Второй том (1885) посвящен процессу обращения капитала. В третьем томе (1894) исследуется капиталистическое производство и обращение в един­стве. Второй и третий тома были подготовлены к печати и изда­ны уже после смерти К. Маркса прежде всего благодаря его ДРУГУ и соратнику - Ф. Энгельсу (1820-1895). Четвертый том посвящен теориям прибавочной стоимости. Его первоначаль­ный вариант был составлен в начале XX в. известными немец­кими социал-демократами К. Каутским и Д. Бернштейном.

В основе метода «Капитала» лежит особая методология, которая получила название диалектический материализм. Бу­дучи распространенным на исследование общества, он пред­стает как материалистическое понимание истории.

Важнейшие аксиомы экономической теории марксизма та­ковы:

• развитие общества идет согласно закону соответствия про­изводственных отношений уровню и характеру развития про­изводительных сил; диалектическое единство производитель­ных сил и производственных отношений составляет способ производства;

• основа цены товара - общественно необходимый труд, затра­ченный на его производство;

• капиталистический способ производства является такой стадией в развитии товарного хозяйства, когда оно принимает всеобщую форму и даже рабочая сила человека становится товаром;

• в процессе капиталистического производства наемные ра­бочие создают новую стоимость; эта новая стоимость больше стоимости рабочей силы (заработной платы) на некоторую ве­личину (на величину прибавочной стоимости), которую безвоз-

мездно присваивает капиталист. Теория прибавочной стоимо­сти - краеугольный камень марксизма.

Особая ценность марксистской экономической доктрины состоит в том, что она слита с общей теорией социального раз­вития, тогда как в иных направлениях (в макро- и микроэконо­мике) экономическая теория отделена от теории общества.

В России марксизм получил самое широкое распространение. Перевод первого тома «Капитала», начатый Г. А. Лопатиным, завершил народник Н. Ф. Даниельсон (1844-1918) в 1872 г.*Это был первый в мире перевод книги на иностранный язык.

*Он же сделал первый перевод второго (1885) и третьего (1896) томов. Похоронен в Петрограде, в некрополе «Литераторские мостки» Волкова кладбища. На надгробной плите — изображение «Капитала».

 

Почему же при отсутствии свободы печати она вышла в свет? Ответ содержится в заключении цензора: «Хотя автор по сво­им взглядам убежденный социалист и вся книга носит вполне определенный социалистический характер, однако, принимая во внимание, что изложение ее отнюдь не может быть названо общедоступным и понятным для всякого и что, с другой сторо­ны, способ доказательства автора облечен повсюду в строго ма­тематическую научную форму, комитет находит невозможным подвергнуть это сочинение судебному преследованию»*

27 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, Т. 33, с. 415.

 

Марксизм в качестве научного и практического направле­ния в экономике и политике никогда не был монолитным. В нем разделились революционное и реформистское направле­ния, особняком стоят теории управления. Марксистами были не только Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, И. В. Сталин, Л. Д. Тро­цкий, но и П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булга­ков. Победа социалистической революции в России, использо­вание опыта планирования и управления народным хозяй­ством привели к формированию множества концепций управ­ляемого хозяйства (среди них выделяются тектология А. А. Бо­гданова, система оптимального функционирования экономики — СОФЭ - Л. В. Канторовича, В. В. Новожилова, модель «затра­ты - выпуск» В. В. Леонтьева и др.).

Согласно оценке американца Д. Гэлбрейта, «приверженность Марксу... продолжает оставаться признаком мужественного, раскрепощенного мышления»*

ГэлбрейтД. Экономические теории и цели общества. М., 1976. С. 163 .

 

Российская советская экономическая наука с 1930-х до конца 1980-х гг. являлась марксистской. Наиболее существенная «сквозная» теоретическая проблема, дискутировавшаяся в ней, была связана с определением места и роли товарно-денежных отношений в социалистической экономике. Соответственно и экономисты-теоретики разделялись на два лагеря, «товарни­ков» и «нетоварников». Лидером «нетоварников» в 1960-1980-е гг. был Н. А. Цаголов, «товарников» - Н. Д. Колесов. В 1990-е гг. вследствие «реабилитации» немарксистской отечественной науки, крупномасштабного, крайне навязчивого привнесения англо-американских концепций при отсутствии лидерства каких-либо школ экономическая теория представ­ляет собой крайне пеструю и неопределенную картину.

 

Микроэкономика

 

Современное немарксистское направление в экономической теории прошло ряд этапов в своем развитии. Первый связан с разработкой микроэкономики.*

Микроэкономика изучает поведение отдельного человека, фирмы в Системе рыночных отношений, макроэкономика - народное хозяйство в целом, или, как образно говорят, с высоты птичьего полета.

 

Исторические условия, поро­дившие ее, связаны с периодически повторяющимися полити­ческими революциями и кризисами перепроизводства, потря­савшими капиталистическую Европу, что обусловило ее ос­новную проблематику. Не сумев дать сколь-нибудь удачное освещение экономических причин политических катаклизмов, микроэкономика реализовалась как асоциальная наука (и в этом смысле стала противопоставляться политической эко­номии), главное внимание в ней уделяется проблемам рыноч­ного равновесия, путям преодоления кризисов.

Микроэкономика выросла из:

• австрийской школы и теории предельной полезности, авторами которой являются Э. Бём-Баверк (Bohm-Bawerk), Ф. фон Визер, К. Менгер;

• лозаннской школы и теории всеобщего равновесия; ее обо­сновывали Л. Вальрас, В. Парето;

• кембриджской школы (неоклассицизма), разрабатывавшей теорию частичного равновесия; наиболее известные предста­вители - А. Маршалл, А. Пигу.

Микроэкономика занимается проблемами выбора при огра­ниченных ресурсах. Ее предмет: какие товары и в каких ко­личествах производить; каким образом и для кого произво­дить эти товары. Достаточно условно микроэкономику можно подразделить на теорию потребительского спроса (анализ максимизации полезности) и теорию.фирмы (анализ максимиза­ции прибыли). Исходные предпосылки исследования, реализу­емые в микроэкономических моделях по умолчанию, состоят в следующем:

• индивидуальные лица - лучшие судьи своего благосостоя­ния; других и не надо;

• потребители всегда действуют в собственных интересах;

• все фирмы заинтересованы в повышении прибыли;

• справедливое распределение дохода может дать только сво­бодный рынок.

Общий смысл микроэкономических школ связан с попыт­ками применения математики в экономике, что предполагает следующие допущения:

•малые приращения факторов производства (а иных будто бы и быть не может) вызывают малые изменения в экономике;

• экономике присуще плавное развитие, на основе перехода от одного равновесного состояния к другому равновесному со­стоянию. При умелом управлении кризисов быть не должно;

• совершенная конкуренция обеспечивает равновесное со­стояние рынка без вмешательства со стороны государства.

В реальности предельные величины крайне слабо использу­ются на практике, зато весьма сильно в сфере идеологии и образования.

Если теория А. Смита представляет собой отражение про­гресса в XVIII веке, в мануфактурный период, то микроэконо­мика - это идеология времен свободной конкуренции, XIX века.

 

Макроэкономика

 

Наиболее значительным событием, оказавшим (и до сих пор оказывающим) влияние на немарксистскую экономическую на­уку, явился период экономического кризиса 1929-1933 гг., и застоя вплоть до 1939 г., называемый Великой депрессией. С этого момента начинается второй этап становления немарксист­ского направления. Он связывается с именем Джона М. Кейнса (1883-1946). Наибольшую известность получила его работа «Об­щая теория занятости, процента и денег» (1936). В ней поднима­ется вопрос об экономическом росте, инвестициях и занятости за счет усиления государственного вмешательства в экономику. Если рынок не способен обеспечить макроэкономический рост, то госу­дарство должно создать искусственные стимулы роста - таков вывод Дж. Кейнса, считавшего себя создателем макроэкономи­ки. В целом она строится вокруг анализа трех проблем: инфля­ции, безработицы и способов привлечения инвестиций.

Макроэкономика (первоначально в виде кейнсианства) по своей сути представляет собой концепцию создания искусст­венных стимуляторов экономического роста в виде долговой экономики и опоры на чужие силы, если недостаточно своих. Идеи Д. Кейнса были реализованы в США при президенте Ф. Рузвельте (1882-1945), сменившем Г. Гувера. Макроэкономи­ческий подход вытащил США из пучины самого жестокого за всю историю кризиса. Однако сегодня авторами либеральных утопий с сожалением говорится: «Иллюзия, будто макроэко­номика жизнеспособна и полезна, укоренилась в обществен­ном сознании».

Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М., 1992, С. 172.

 

Монетаризм

 

Наряду с кейнсианством, в современную западную немарк­систскую экономическую мысль включаются такие известные направления, как монетаризм, институционализм, математичес­кая экономия.

Монетаризм (от англ. money - деньги) - концепция, основ­ное содержание которой сводится к двум тезисам:

• деньги играют главную роль в хозяйстве;

• правительство, центральный банк через денежное предло­жение могут воздействовать на экономику с желаемым ре­зультатом.

Наиболее известные представители монетаризма - Ирвинг Фи­шер (1867-1947), Майкл Фридмен. В 1980-е гг. данное на­правление пережило период подъема, аналогичный 1920-ым годам.

 

Институционализм

 

Институционализм (от лат. institutio - образ действия, обы­чай) основан на неэкономическом истолковании сущности и движущих сил развития экономики. Автором термина счита­ется американец У. Гамильтон. Институционализм связан с именами Т. Веблена, М. Вебера, Г. Мюрдаля, Д. Гэлбрейта и др.

Какой смысл вкладывается в центральную категорию, ин­ституцию? Это «словесный символ для лучшего описания груп­пы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный способ мышления или действия, который стал привычкой для какой-либо социальной группы или обычаем для народа». В рамках направления поставлена важная про­блема организационного и правового оформления экономических отношений. Представителями институционализма разра­батывались концепции индустриального общества, конверген­ции капитализма и соцт лизма, постиндустриального обще­ства, больших циклов конъюнктуры.

В рамках институционализма выделяется несколько те­чений:

• психобиологическое, близкое к социальному дарвинизму;

• социально-правовое;

• эмпирическое, анализирующее преимущественно проблемы рыночной конъюнктуры, экономических циклов и кризисов;

• социологическое.

Часто марксизм, микро- и макроэкономика, институциона­лизм рассматриваются в качестве несовместимых и взаимоис­ключающих теорий. На самом деле при рациональном подходе они вполне удачно дополняют друг друга и представляют собой отрасли экономической теории: в марксизме главное внимание сосредоточено на генезисе экономики; микро- и макроэкономи­ка представляют разработку проблем ее функционирования, а институционализм исследует хозяйственное строительство

 

Периферийный капитализм

 

В связи с распадом и крушением колониальной системы, образованием десятков самостоятельных слаборазвитых госу­дарств в мировой экономической науке начинают формиро­ваться теории развития стран третьего мира. Их исторически­ми предшественниками были романтические критики капита­лизма с мелкобуржуазных позиций:

• в Западной Европе - швейцарский историк и экономист Жан Шарль Леонар Сисмонд де Сисмонди (1773-1842);

• в России в конце XIX в. — народники.

Меры по ослаблению отрицательных черт капитализма (кри­зисов, безработицы) они видели в развитии мелкого производ­ства, помощи ему со стороны государства.

В настоящее время теории развития стран третьего мира сложились в особое направление (наряду с марксистским и немарксистским) на базе концепции периферийного капита­лизма. Одним из наиболее известных ее разработчиков явил­ся аргентинец Рауль Пребиш. Поднимая вопрос о специфике развития стран третьего мира, он отмечал, что марксистские и западные немарксистские экономические доктрины не дали возможности сформулировать действенную стратегию, направ­ленную на вывод молодых независимых государств из состоя­ния нищеты и бедности.

Важнейшие положения концепции состоят в следующем:

• имитационная модель капитализма возникает в ходе инъ­екций иностранного капитала, технологий, идеологии;

• рынок превращается в сферу отношений не всех, а лишь при­вилегированных слоев населения и насыщается за счет импорта;

• наблюдается обратная зависимость между экономическим ростом и политической демократией; политическая стабиль­ность является предпосылкой реформ.

Основные следствия протекания этих процессов: нищета в массовых масштабах; кричаще несправедливое распределение; сырьевая ориентация экспорта, сокращений накоплений; бег­ство капиталов за границу; «утечка мозгов»; отсутствие в об­ществе собственной базы инноваций; низкие темпы развития.

В нашей стране теория эволюции стран третьего мира отра­жена теоретически в виде политэкономии развивающихся стран. Наиболее известным ее разработчиком был С. И. Тюльпанов (1901-1987).

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 356.