Методы лабораторной диагностики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Материалом для исследования служат: содер­жимое карбункула и пузырьков, мокрота, ис­пражнения, кровь и моча. При патолого-анатомическом исследовании забирают кусочки органов или целые органы. По эпидемиоло­гическим показаниям исследуют различные объекты внешней среды, а также шерсть и щетину животных. Все образцы помещают в герметичные сосуды и транспортируют за­купоренными в опломбированных боксах или деревянных ящиках в лаборатории особо опасных инфекций.

Микробиологическую диагностику прово­дят с соблюдением правил техники безопасности как при особо опасных инфекциях. Для диагностики применяют все пять методов микробиологической диагностики.

Первоначально из материала готовят мазки и окрашивают их по Граму и для обнаружения капсул (по Романовскому—Гимзе) и спор (по Ауэске). Наличие в мазках крупных грам-положительных стрептобацилл, окруженных капсулой, дает возможность поставить пред­варительный диагноз. Люминесцентная мик­роскопия применяется как дополнительный метод диагностики сибирской язвы, при этом сибиреязвенные бациллы, обработанные люминесцирующей сывороткой, выглядят как палочки с ободком, светящиеся зеленоватым светом.

Для выделения чистой культуры исследу­емый материал засевают на МПА и МПБ, а также заражают лабораторных животных (белые мыши, морские свинки). Выделенную чистую культуру идентифицируют по обще­принятой схеме с учетом морфологии, ха­рактера роста на МПА и МПБ, разжижения желатина в виде перевернутой елочки, от­сутствия подвижности, положительного теста «жемчужного ожерелья» и лизиса сибиреяз­венным бактериофагом «ВА-9» и «Саратов». Дополнительно определяют лецитиназную, фосфатазную и гемолитическую активность.

В биопробе патологический материал или испытуемую культуру вводят подкожно: мор­ским свинкам в паховой области, мышам в корень хвоста. Обычно мыши погибают через 1—2 суток, морские свинки — через 2—4 су­ток. Наблюдение за животными продолжают в течение 10 дней. У павших животных ис­следуют печень, селезенку, лимфатические узлы, почки, кровь из полостей сердца, места введения исследуемого материала. О наличии возбудителя сибирской язвы свидетельствуют типичная патолого-анатомическая картина у подопытных животных: отек в месте введе­ния исследуемого материала, темная, не свер­нувшаяся кровь, кровоизлияния в клетчатке, рыхлая селезенка и плотная красная печень. В мазках-отпечатках из органов и крови — на­личие грамположительных капсулированных палочек.

Серодиагностика проводится в тех случаях, когда не удается обнаружить возбудителя в материале. Для определения антител в сыворотке крови больного используют реакцию латексной агглютинации или РПГА с протективным си­биреязвенным АГ. Сибиреязвенные антигены определяют в РИФ, ИФА, РСК, РИГА, РП в геле и реакции термопреципитации по Асколи. Реакция Асколи имеет большое значение, так как позволяет обнаружить возбудитель при отрицательных результатах бактериологического исследования. Наличие сибиреязвенного антигена в разложившемся или мумифицирован­ном трупе животного, коже (свежей, сухой, выделанной) и изделиях из нее, шкурках, мехе, шерсти определяют с помощью реакции термопреципитации по Асколи. Однако для прижизненной диагностики она не дает серьез­ных преимуществ перед бактериологическим и серологическим методами.

Для ретроспективной диагностики при эпидемиологических исследованиях ставят кожные аллергические пробы с антраксином. Антраксин вводят внутрикожно объемом 0,1 мл, результаты учитывают через 24—48 ч. Пробу считают положительной при наличии гиперемии диаметром более 16 мм и инфиль­трата.

Лечение и профилактика

Применяют антибиотики и сиби­реязвенный иммуноглобулин. Для антибак­териальной терапии препарат выбора — пе­нициллин, при его непереносимости — тет­рациклин.

Профилактика проводится в направлении всех трех звеньев эпидемического процесса: мероприятия 1 группы направлены на источ­ник инфекции, мероприятия 2 группы — на разрыв механизма и путей передачи, мероп­риятия 3 группы — на восприимчивый кол­лектив. Для специфической профилактики применяется живая сибиреязвенная вакци­на СТИ (Санитарно-технический институт). Иммунизацию проводят по эпиде­мическим показаниям группам риска. Для экстренной профилактики назначают сиби­реязвенный иммуноглобулин. Не специфи­ческая профилактика такая же, как и при всех зоонозах, и сводится в основном к санитарно-ветеринарным мероприятиям:

1. Изоляция больных и подозрительных животных.

2. Сжигание трупов погибших животных и зараженных объектов (подстилка, навоз).

3. Обеззараживание мест содержания боль­ных животных.

4. Очистка водопоев.

5. Осушение заболоченных участков (пере­пахивание, хлорирование).

6. Организация скотомогильников. При не­возможности сжигания трупов их хоронят на отдельных сухих и пустынных участках; глу­бина ямы должна быть не меньше 2 м, труп кладут на толстый слой хлорной извести и засыпают ею сверху слоем до 10 см. Все ме- роприятия по захоронению следует проводить с соблюдением санитарных норм.

7. Санитарный надзор за предприятиями, занятыми переработкой животного сырья. Все поступающее сырье проверяют в реакции термопреципитации по Асколи, меховые из­делия изготовляют только из сырья, давшего отрицательный результат в этой реакции.

III. План практической работы

1. Микроскопировать готовые окрашенные препараты с «возбудителями чумы», зарисовать и описать их морфологические и тинкторильные свойства.

2. Изучить и описать культуральные свойства вакцинного штамма бацилл сибирской язвы (СТИ) на МПА.  

3. Приготовить мазок из культуры вакцинного штамма СТИ, окрасить по Граму, микроскопировать, зарисовать.

4. Поставить и учесть реакцию кольцепреципитации по Асколи в диагностике сибирской язвы (с целью обнаружения антигенов возбудителя сибирской язвы в исследуемом материале).

IV. Примеры ситуационных задач

Ситуационная задача № 1

Работник животноводческой фермы обратился к врачу с жалобами на лихорадку, озноб, головную боль, карбункул на наружной поверхности предплечья и сильный отек всего предплечья. Укажите диагноз и форму заболевания.

1.  чума

2.  кожная форма

3.  сибирская язва

4.  легочная форма

Ситуационная задача № 2

Ветфельдшер обратился к врачу с жалобами на потливость, волнообразную лихорадку, головную боль, боли в мышцах и суставах. Перечислите серологические реакции, которые можно применить для уточнения диагноза.

1.  Реакция агглютинации Райта

2.  Реакция Хеддельсона

3.  Реакция кольцепреципитации по Асколи

Теоретические вопросы для рубежного контроля знаний

1. Характеристика биологических свойств и особенностей микробиологической диагностики возбудителя бруцеллеза

2. Характеристика биологических свойств и особенностей микробиологической диагностики возбудителя туляремии

3. Характеристика биологических свойств и особенностей микробиологической диагностики возбудителя чумы

4. Характеристика биологических свойств и особенностей микробиологической диагностики возбудителя сибирской язвы

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 206.