Метод трудового права: особенности регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под методом трудового права понимают совокупность средств и способов воздействия на регулируемые правом отношения. Выделяют три метода правового регулирования трудовых отношений. Выделяют 3 метода регулирования трудовых отношений:

• государственно-централизованный (ст. 6 ТК РФ, ст. 72 Конституции РФ) — установление МРОТ, нормальной продолжительности рабочего времени, отпуска минимальной продолжительности, а также минимум гарантий прав, обязанностей и ответственности для работника и работодателя; отдельные вопросы по регулированию трудовых отношений могут решать субъекты РФ в том случае, если федерация делегирует им такие полномочия

• локальный (ст. 8, 123, 190 ТК РФ) — принятие нормативных актов работодателем, но эти акты действуют только в отношении работников данной организации (например, правила внутреннего распорядка, штатное расписание, график отпусков, приказы работодателя);

• договорный (ст. 9, 23, 40, 145 ТК РФ):

- индивидуальный (трудовой договор);

- коллективный (коллективный договор (соглашение).

Руководители, заместители руководителя и главные бухгалтеры могут изменять условия трудового договора.

Особенности метода трудового права:

ü сочетание централизованного и локального регулирования трудовых отношений (ст. 72 Конституции РФ, ст. 6 ТК РФ);

ü договорный характер установления условий труда;

ü равноправие сторон (только на стадиях заключения трудового договора и его расторжения, т.к. как только трудовой договор будет подписан в силу ступают отношения власти и подчиения) (ст. 56, 80 ТК РФ);

ü участие работников через своих представителей в правовом регулировании труда и контроле за применением норм трудового законодательства (профсоюзы) (ст. 52-53 ТК РФ);

ü специфичный способ защиты трудовых прав (ст. 352 ТК РФ) — наличие неюрисдикционных органов, таких, как комиссия по трудовым спорам (КТС); возможность обращения в государственную инспекцию труда; возможна и самозащита работником своих трудовых прав;

ü единство и дифференциация правового регулирования труда (ст. 251-252 ТК РФ) — это деление всех норм трудового права на общие и специальные; общие — те, которые распространяются на всех без исключения работников, а специальные учитывают:

- условия работы;

- пол (гендер);

- вид трудового договора. Например, нормальная продолжительность рабочего времени — 40 часов в неделю (общая норма), однако для тех, кто работает на подземных работах, рабочее время сокращённой продолжительности — 36 часов в неделю и заработная плата им выплачивается как за время, отработанное полностью.

ü разрыв между материальными и процессуальными нормами трудового права; трудовые споры в РФ разрешаются на основании ГПК РФ, ТПК не существует, однако в трудовом праве есть не только материальные нормы, но и процедурные и процессуальные (например, срок обращения в суд после увольнения составляет 1 месяц, а по остальным вопросам — 3 месяца).

 

 3. Соотношение (связь и разграничение) трудового и иных отраслей российского права.

Трудовое право – самостоятельная отрасль российского права, тесно взаимодействующая с другими отраслями, такими как конституционное, гражданское, административное, право социального обеспечения и др.

Соотношение трудового права с конституционным правом: КП РФ выступает основополагающим для трудового. Оно устанавливает право на труд, на отдых, закрепляет, что труд свободен и др. Нормы ТП не должны противоречить нормам Конституции. Однако конституционные нормы находят свою конкретизацию в нормах ТП.

Трудовое право соприкасается и с правом социального обеспечения:

• большинство выплат, которые гарантируются нормами о социальном обеспечении, связаны, особенно в настоящее время, со страхованием работников по месту работы и уплатой за них взносов в государственные формы;

• в праве социального обеспечения применяется только централизованный метод правового регулирования

Трудовое право тесно связано с гражданским правом:

Сходства:

• основанием возникновения трудовых и гражданско-правовых отношений является договор;

• за выполнение работы и по трудовому договору, и по гражданско-правовому договору выплачивается вознаграждение (возмездный характер);

• при регулирование трудовых и гражданско-правовых применяются централизованный и договорный методы;

• и тот, и другой договор связан с трудом (например, авторский договор, договор на оказание услуг)

Различия:

• предметом гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения, а трудового права — процесс выполнения работы;

• в гражданском праве важен конечный результат, а в трудовом — его процесс;

• по гражданско-правовому договору работник не подчиняется правилам внутреннего распорядка и не работает по определённой специальности;

• гражданско-правовой договор строится на равноправии сторон;

• гражданско-правовой договор, в отличие от трудового, работнику не предоставляет ежегодно оплачиваемый отпуск, охрану труда, гарантии и компенсации (ст. 21 ТК РФ)

Трудовое и административное право:

Сходства:

• нормами административного права регулируется трудовая деятельность военнослужащих, работников органов МВД, ФСБ и т. д. К ним частично применимы нормы трудового права, а также права социального обеспечения (нормы об отпусках, материальной ответственности, совмещение работы с обучением и т. д.);

• и в трудовом, и в административном праве присутствует метод централизованно регулирования;

• и в той, и в другой отрасли присутствуют управленческие отношения;

• на трудовое и административное законодательство оказывают влияние международные нормы (например, конвенции и рекомендации МОТ)

Различия:

• в административном праве не применяется метод договорного регулирования

• в трудовом праве приказы и распоряжения обязательны только для тех, кто работает у данного работодателя (или в структурных подразделениях;

• отличия по предмету регулирования

Трудовое и предпринимательское право:

Сходства:

• обе отрасли регулирует деятельность, связанную с трудом;

• деятельность в предпринимательском праве направлена на извлечение прибыли, а заработок работника не зависит от полученной прибыли работодателя;

• субъекты предпринимательской деятельности равноправны.

Трудовое и уголовно-исполнительное право:

• большая часть норм, регулирующих труд осуждённых, содержит отсылку к законодательству РФ о труде, но с определёнными ограничениями или изменениями (ч. 3 ст. 129 УИК РФ);

• ряд норм УИК содержит прямые отсылки к законодательству о труде (ст. 104, 112, 164 УИК РФ)

• в уголовно-исполнительном праве применимы также нормы из трудового права по аналогии, например, ст. 27 УИК РФ.

 

 

 4. Понятие, значение и характеристика основных принципов трудового права.

В юридической науке под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, выражающие сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах системы права либо ее отдельных отраслей или институтов. Принципы выступают в данном случае в роли специфической идеологической базы соответствующей отрасли права. Принципы характеризуют содержание отрасли с точки зрения ценностей, которые она в себе заключает.

Принципы правового регулирования труда – обобщенная категория, охватывающая основные начала регулирования несамостоятельного труда в любых его организационно-правовых формах и сферах деятельности.

По сфере действия группы принципов подразделяют на:

· Общеправовые (действуют в рамках всей системы права)

· Межотраслевые (характерны для нескольких отраслей права)

· Отраслевые (свойственны отдельной отрасли права, закреплены в ст. 2 ТК РФ)

В 1998 г. МОТ приняла декларацию «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда». Особенностью данного документа является то, что закреплённые принципы обязательны для всех стран без ратификации. Это такие принципы, как:

• свобода объединения;

• упразднение всех форм принудительного труда;

• запрещение детского труда;

• недопущение дискриминации в области труда и занятий и тд.

Принцип свободы труда и запрета принудительного труда.

Принцип свободы труда является межотраслевым принципом. Он выражается в том, что субъекты трудового права вправе свободно заключать трудовые, коллективные договоры. Стороны вправе самостоятельно определять условия этих договоров. В настоящее время принцип свободы труда соотносится с принципом запрета принудительного труда.

Принудительный труд запрещен. Не относится к принудительному труду:

· Воинская обязанность или альтернативная гражданская служба

· Работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения

· Работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств

· Работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственным органов

Таким образом, принудительный труд – всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой наказания, для которой это лицо не предложило своих услуг добровольно.

Принцип равенства (единства) и дифференциации трудовых прав и обязанностей, а также запрет дискриминации в трудовых отношениях.

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Равенство (единство) трудовых прав и обязанностей означает равные права участников отношений, основанные на трудовом договоре независимо от сферы применения труда, а также равные способы защиты прав и законных интересов.

Дифференциация предполагает установление различий, исключений, предпочтений и ограничений в правовом регулировании отношений отдельных категорий работников. Данным категориям предоставляются определенные гарантии, преимущества по сравнению с обычными работниками. Основания дифференциации может устанавливать не только работодатель, но они также могут содержаться в актах социального партнерства, либо локальных нормативных актах.

Дифференциацию следует отграничивать от дискриминации. Дискриминация трудовых прав запрещена законом, снижение уровня трудовых прав устанавливаются только в трудовом кодексе.

Дискриминация – ограничение или лишение прав определенной категории граждан по какому-либо признаку, не оговоренному в нормативном акте и не имеющему под собой объективные основания и субъективные основания.

Дискриминацией является и предоставление необоснованных льгот, преимуществ отдельным лицам или категориям лиц. Всякое предпочтение, приводящее к нарушению или уничтожению равенства возможностей или обращения в области труда по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений и социального происхождения. В трудовом кодексе установлен открытый перечень оснований для дискриминации: иные обстоятельства, не связанные с деловыми качествами работника.

Под деловыми качествами работника понимаются способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессиональных качеств (профессия, квалификация), личностных качеств (состояние здоровья, опыт работы).

Если КЗОТ 1971 г. устанавливал запрет дискриминации применительно только к приему на работу, то ТК РФ распространил его действие на всю сферу труда.

Другие основные принципы закреплены в ст. 2 ТК РФ (защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; и тд.)

Принципы трудового права необходимы:

• помогают уяснить его сущность и социальное назначение (ст. 1 ТК РФ) (создание условий достойной работы для каждого работающего);

• служит базой для целенаправленной нормотворческой деятельности (на этих принципах строится весь законотворческой процесс, они учитываются при разработке не только актов, принимаемых в централизованном порядке, но и на уровне субъектов РФ, а также и на локальном уровне; например, не могут быть приняты нормы ни в централизованном, ни в локальном порядке, ухудшающие положения работника по сравнению с действующим законодательством, а если работодатель принимает такие осы, то они будут недействительными, и профсоюз может их обжаловать в судебном порядке);

• обеспечение единства правого регулирования труда (применение одной и той же нормы должно быть одинаковым работодателем, органом государственной власти и пониматься одна и та же норма должна одинаков, поэтому важными являются принципы, которые закреплены в международных договорах и дополненные рекомендациями МОТ; важное место занимают в этом случае разъяснения и толкование ВС и КС РФ);

• играют важную роль в правильном применении законодательства.

 5. Система и особенности источников трудового права. Разграничение полномочий РФ и субъектов РФ в сфере регулирования труда.

Под источником права понимается форма закрепления (внешнего выражения) его норм. Как правило, это акты компетентных органов, носящие нормативный характер. При этом форма выражения может быть различной в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт. Источник трудового права надо отличать от индивидуальных юридических актов, издаваемых в процессе работы, которые могут издавать как органы власти и управления (например, указы Президента о персональных награждениях), так и работодатели (приказы о дисциплинарной ответственности, приеме на работу, переводах и т. д.), а также суд, своим решением восстанавливающий работника на прежнем месте. В последние годы к источникам трудового права некоторые ученые стали относить и трудовой договор.

Источник трудового права — результат нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. Система источников трудового права представляет собой совокупность классифицированных по предмету и субординации (соподчиненности) источников трудового права, включая законы, подзаконные акты, нормативные части коллективных договоров, соглашений. Все источники в системе находятся в строго определенной взаимосвязи.

Комплекс всех источников трудового права называется трудовым законодательством (законодательством о труде).

Для системы источников трудового права России характерны следующие особенности:

• трудовое право отражает федеративный характер государства (ст. 6 ТК РФ);

• в системе источников трудового права особое место занимают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 10 ТК РФ);

• в создании актов трудового законодательства активно участвуют как сами работники (их представительные органы), так и работодатели;

• в систему источников трудового права России входят нормативные акты не только федеральных органов, но и субъектов Российской Федерации, а также нормативная часть социально-партнерских соглашений и коллективных договоров, международно-правовые акты по труду, ратифицированные в РФ;

• система источников трудового права состоит из общего трудового законодательства, относящегося ко всем работникам на всей территории Российской Федерации, и специального, отражающего дифференциацию его норм, распространяющегося на определенные категории работников.

В Трудовом кодексе источникам трудового права посвящены статьи 5–13. В статье 5 дается их список и указана их субординация. В статье 6 разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации по принятию источников трудового права. Согласно данной статье к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

· основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

· основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

· обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

· порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

· основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

· порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

· порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда;

· порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

· виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

· систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

· особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

 В ТК РФ также предусмотрен порядок принятия работодателем актов о труде и указано, что акты, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными (ст. 8). Статьей 11 ТК РФ установлено, что нормативные акты о труде обязательны на всей территории России для всех организаций, заключающих трудовые договоры с работниками. Статья 12 ТК РФ регламентирует действие актов трудового законодательства во времени, а статья 13 — в пространстве.

Регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в рамках трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, к которым относятся:

· международные договоры Российской Федерации;

· Конституция Российской Федерации;

· Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;

· конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

· нормативные акты органов местного самоуправления;

· локальные нормативные акты.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы России. Если международным договором установлены иные правила, нежели предусмотренные законами и иными актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора. Российская Федерация ратифицировала более 60 международных соглашений, содержащих нормы трудового права. Это акты ООН, МОТ, Совета Европы, СНГ, двусторонние международные договоры. Признанные Россией международные стандарты оказали значительное влияние на формирование основных принципов правового регулирования труда, способствуют усилению защищенности россиян, улучшению условий их работы. Наибольшее значение имеют такие акты, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, конвенции МОТ. Важнейшим источником российского права в целом, в том числе и трудового, является Конституция Российской Федерации. Она является юридической базой текущего трудового законодательства и устанавливает в статьях 2, 7, 19, 32, 34, 37, 38, 41, 43, 45, 46 и 47 его основные принципы. В Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина, равенство перед законом и судом. Она запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Согласно Конституции труд является свободным, причем каждый имеет право на него в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, вознаграждение без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый имеет право на отдых. Кроме того, Конституция закрепляет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. В ней закреплено право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, в том числе и забастовку. Важнейшим источником трудового права является Трудовой кодекс РФ. Разделы ТК РФ, как правило, отражают самостоятельные институты трудового права. Все остальные акты трудового законодательства, в том числе и федеральные законы, должны соответствовать Кодексу, не противоречить ему. В случае противоречия между Кодексом и иным федеральным законом применяется Кодекс, а если вновь принятый федеральный закон противоречит ему, то он будет применяться лишь при условии внесения в Кодекс соответствующих изменений. Нормативные указы Президента Российской Федерации по вопросам трудовых и непосредственно связанных с ними отношений не должны противоречить Кодексу и иным федеральнымзаконам (ст. 5 ТК РФ). Помимо Трудового кодекса, в Российской Федерации действует целая система федеральных законов по вопросам труда (например, Федеральный закон от 4 февраля 1999 года № 22 -ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» и многие другие). Довольно широкий круг вопросов трудового права регламентируется указами Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы»). Правительство Российской Федерации (исполнительная власть) выполняет ряд полномочий, закрепленных в статье 114 Конституции, а также в федеральных законах и указах Президента, путем издания соответствующих постановлений и распоряжений и обеспечения их исполнения. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках», Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы», и т. п.

Постановления Пленумов Верховного Суда не являются источником права. Вместе с тем руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, обобщая правоприменительную практику судов, находя в ней разногласия, определяют, как единообразно, правильно применять конкретные нормы.

 6. Понятие, значение, органы и правила локального правового регулирования труда. Обязательные локальные нормативные акты о труде.

Все работодатели за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции принимают акты, содержащие нормы трудового права. При этом работодатель в случаях, установленных действующем законодательством должен принимать такие акты с учетом мнения представительного органа работников (ст. 8 ТК РФ).

Локальные нормативные акты (ЛНА) – юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления в организациях различных форм собственности и ведомственной подчиненности. Основным назначением ЛА является конкретизация законодательства о труде с учетом организации труда и условий конкретного предприятия (организации), повышение гарантий, предоставленных работникам законом и подзаконными актами, а также установление условий труда, определение которых прямо отнесено к компетенции работодателя. Однако действующее законодательство устанавливает, что есть вопросы, которые даже при согласии работников не могут быть решены в локальном порядке. Например, порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, порядок наложения дисциплинарных взысканий, порядок применения мер материальной ответственности и тд.

Отличительные признаки:

· имеют ограниченную сферу действия;

· конкретизируют или модифицируют общую норму (не должны ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством);

· характеризуются большим динамизмом, чем централизованное законодательство;

· принимаются с участием самих работников организации (с учетом мнения представительного органа работников);

· ликвидируют пробелы в праве и тд.

Классификация ЛНА:

Ø по сфере действия: общего (широкого) и специального (узкого)

Ø по сроку действия: неопределенного срока действия (например, ПВТР) и определенного срока действия (например, график отпусков)

Ø по способу принятия: ЛА, заключаемые в рамках социального партнерства; принимаемые с учетом мнения представительного органа работников; принимаемые единолично работодателем.

К обязательным ЛА можно отнести: правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), штатное расписание, график ежемесячных оплачиваемых отпусков, правила и инструкции по охране труда, положения, регулирующие систему оплаты труда и др.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 268.